Педагогика гуманизма. ЭССЕ.
методическая разработка по психологии на тему
Наша жизнь - это многогранный процесс бесконечного познания себя и окружающего нас мира.
Каждый человек идет в своем познании своим собственным путем. Гуманизм проявляется в гуманности.
Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов,
которые пронизывают собой всю историю развития чело-веческой мысли,
приобретая в каждую историческую эпоху новое конкрет-ное содержание.
Гуманность обусловленная нравственными нормами и цен-ностями система установок
личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена
в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной
деятель-ности в актах содействия, соучастия, помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №3 г.о.Пущино
КРУГЛЫЙ СТОЛ
Тема: «Педагогика гуманизма, как я ее понимаю»
Пущино, 2014г.
Содержание:
Введение .………………………………………………………………………...3
Личность педагога и его роль в гуманистическом воспитании………..……..4
Педагогика гуманизма как отражение идей гуманистической психологии…5
Потребность личности в самоактуализации и ее стремление к самореали-зации……………………………………………………………………………...7
Человек с большой буквы …………………………………………………...….9
Заключение……………………………………………………………………...10
Введение.
Наша жизнь - это многогранный процесс бесконечного познания себя и окружающего нас мира. Каждый человек идет в своем познании своим собственным путем. Гуманизм проявляется в гуманности. Так, Л.А. Григо-рович рассматривал содержание любого нравственного воспитания через гуманность. «Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку…. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелатель-ности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку».
Проблема воспитания гуманности, гуманных чувств и отношений изуча-лась в отечественной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л. А. Пень-евской, A. M. Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой, Л. П. Стрелко-вой, А. Д. Кошелевой, И. В. Княжиной, Т. В. Черник и др.
Гуманистическое воспитание – не прямое воздействие на личность, а социальное взаимодействие с нею различных субъектов: конкретных людей, их микрогрупп и коллективов. Это субъект - субъектное взаимодействие, диалог, в котором участвуют конкретные личности.
Личность педагога и его роль в гуманистическом воспитании
Воспитательная эффективность субъект - субъектного взаимодействия определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами осознают и ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем вступают во взаимодействие. Настоящий диалог – это межличностное взаимодействие «на равных», в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как и он сам.
Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития чело-веческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкрет-ное содержание. Гуманность обусловленная нравственными нормами и цен-ностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятель-ности в актах содействия, соучастия, помощи.
Создание условий, способствующих самоформированию гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружа-ющим его миром. В совместной деятельности (игровой, учебной, трудо-вой...), в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональ-ных переживаний, появляется возможность обогащения чувст-вами другого, развивается эмпатия.
Эмпатия аффективная как способность сострадать, сопереживать, и когнитивная как стремление к познанию личности другого человека и самого себя. Овладеть самостоятельно процессом интеллектуального анализа поведения другого человека, своего поведения, своих чувств и эмоциональ-ного процесса участия в чужих переживаниях, попытка почувствовать, то, что чувствует другой человек не возможны без целенаправленного психоло-го-педагогического сопровождения ребенка от самого рождения.
Одним из основополагающих факторов психолого-педагогического сопровождении, непосредственно влияющих на конечный результат является, как было отмечено выше, личность педагогов. Если ребенка обучают и воспитывают педагоги (родители, близкие родственники, учителя…) не способные к самоанализу, им не свойственна аффективная и когнитивная эмпатия, они довольны своим самым низким социально-экономическим статусом, они вполне удовлетворенны реализацией первичных потребностей, что такой «педагог» может дать растущему человеку? Эмпатия и развитая потребность в самоактуализации – основные профессионально-важные качества педагога.
Педагогика гуманизма как отражение идей гуманистической психологии.
Для представителей гуманистической психологии характерно понимание целостности человека как меры всех вещей и как личности, обладающей априорной ценностью, способной к творчеству и самораскрытию. Гуманис-тическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической психологии.
Гуманистическая психология способствовала трансформации основных направлений психоанализа, усиливая идею о том, что человек должен быть в состоянии свободно и сознательно влиять на формирование собственной личности. Педагогика гуманизма призвана, на мой взгляд, воспитать челове-ка заинтересованного, всесторонне развитого, с выраженной потребностью в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании, с явно выраженным стремлением к самоактуализации, что не противоречит одному из принципов государственной политики и правовому регулированию отношений в сфере образования. Этот принцип указывает на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
Потребность в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании, к постоянному стремлению к своему Я-идеальному на всех этапах жизненного пути не должна иметь конечную цель. Из реализации сформированной по-требностей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании в чело-веке вырастет потребность и способность ранжировать свои многочислен-ные потребности, классифицировать их, выделять наиболее приоритетные на данном этапе жизненного пути, способствующие дальнейшему самопозна-нию, саморазвитию, самосовершенствовании. В процессе индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над ними.
В итоге сформируется способность управлять своими потребностями Богатство человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими на пути к полной самореализации.
Потребность личности в самоактуализации и ее стремление к самореализации.
Таким образом, если педагоги сами обладают развитой потребностью в самоактуализации, стремятся к самореализации им непременно удастся заложить в ребенка зерно потребности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании, если оно попадет на благодатную почву в опти-мальных условиях, то обязательно прорастет, разовьется в устойчивую потребность – в привычку быть неравнодушным к себе, к своей личности к окружающим, к социуму, к миру вообще.
В конечном итоге общество получит всесторонне развитую личность, целеустремленную к самоактуализации и полной самореализации.
Какую личность можно назвать самореализовавшейся?
Существует множество историй о таких людях, которые имеют все в са-мом широком понимании этого слова. Они зарабатывают огромные деньги, скупают виллы, яхты, иномарки и так далее, но при этом чувствуют себя НЕУСПЕШНЫМИ. Они ощущают внутреннюю пустоту. И чтобы заполнить ее — они транжирят деньги на вещи, которые временно заполняют их пусто-ту и делают их на какое-то время счастливыми. Но с каждым разом такие действия приносят все более непродолжительный эффект. В чем же эти обеспеченные всем люди нуждаются - в реализации своего потенциала.
Если человек не реализовал свой потенциал в какой-либо деятельности, то он ищет кого-то, кто реализует его за него, причем в той самой деятель-ности, от которой он отказался в силу каких-то обстоятельств. И этими людьми могут быть ученики, дети, через которых не самореализовавшиеся взрослые хотят самореалзоваться.
Так что те люди, которые самореализовались в какой-то конкретной деятельности — самые счастливые люди на свете. Самореализация личности — это значит быть нужным и востребованным. Именно этого хотят все люди, даже не подозревая об этом. Реализация своего потенциала побеждает деньги. Ничто не делает человека счастливым так, как самореа-лизация.
Человек с большой буквы.
Цель педагогики гуманизма можно считать достигнутой, если ей уда-лось подготовить к самостоятельной жизни в обществе Человека с боль-шой буквы. Человека гармонически развитого, способного любить, слу-жить обществу, образованного и эстетически воспитанного, с усточивыми познавательными и эстетическими мотивами, стремящегося к развитию способностей, к самоактуализации и самореализации личности.
По – моему наилучшую характеристику Человеку с большой буквы дал Редьярд Киплинг в самом знаменитом стихотворении «Заповедь», которое было написано в 1895 году и впервые опубликовано в 1910 году в книге «Награды и феи».
В своей посмертно опубликованной в 1937 году автобиографии Р. Кип-линг рассказывает, что это стихотворение было написано под впечатле-нием от личности Линдера Джеймсона, который в 1895 году возглавлял британский рейд против буров. Эта кампания потерпела неудачу и, в конечном итоге, привела к англо-бурской войне, однако британская пресса подавала Джеймсона как героя, проявившего мужество в трудных обстоя-тельствах, а его поражение — как победу Британии.
«Заповедь»
Владей собой среди толпы смятенной, |
Заключение.
Я как педагог-психолог МБОУ СОШ №3 города Пущино вношу свой посильный вклад в «рождение» Человека с большой буквы. В своей деятельности стремлюсь к тому, чтобы мое взаимодействие с участниками образовательного процесса будь то психолого-педагогическое просвещение, профориентационное или психологическое консультирование, оказание психологической поддержки, диагности-ческие, коррекционные мероприятия… было направлено на то, чтобы в тех с кем я взаимодействую возникла потребность в самоактуализации и стремление к самореализации. Я хочу видеть как можно больше счастливых людей.
ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВЫ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ К СЧАСТЬЮ:
- То, чем Вы занимаетесь, доставляет Вам удовольствие.
- Вы сами не понимаете, откуда у Вас берутся силы на выбранную Вами деятельность.
- Ваша деятельность действительно является полезной не только для Вас, но и для окружающих.
- Вы чувствуете, что у Вас есть резерв личностного и профессионального развития внутри выбранной деятельности.
- Вы хотите совершенствоваться в выбранной Вами виде деятельности.
- Вы хотите заниматься своей деятельностью снова и снова. Вы вскакиваете с постели, лишь бы поскорее приступить к работе.
Самореализация — это наивысшая потребность человека реализовать свои таланты и способности.
Самореализация личности — это стремление индивида проявить себя в обществе и продемонстрировать свои положительные стороны.
Запомните, самореализация это то, к чему стоит стремиться. Реализа-ция себя всегда было есть и будет самой достойной целью человека. Именно это сделает Вас самым счастливым человеком.
Список литературы:
1. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе.{Текст} – Мн.: Полымя, 2000. – 128 с.
2. Кабуш В.Т. Система гуманистического воспитания школьников.{Текст} – Мн.: Полымя, 2000. – 208 с.
3. Ростопшин П. Психология и педагогика. .{Текст} – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 96 с.
4. Сманцер А.П., Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: История и современность. .{Текст} – Мн.: «Бестпринт», 2001. – 308 с.
5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. - 3-е изд. .{Текст} - СПб. : Питер., 2003. - 392 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минем педагогик осталыгым (эссе)
Укытучы һөнәре турында уйланулар, үземнең хезмәт юлын яңадан сайларга мөмкинлегем булса, мин барыбер укытучы булыр идем ......

Эссе на тему «Педагогика гуманизма. Как я ее понимаю?»
Статья предназначена для чтения на педагогических советах, на родительских собраниях и для студентов педагогических вузов. Вопрос гуманизма в нашей жизни на современном этапе стоит остро. Тема гуманиз...