Эссе на тему «Педагогика гуманизма. Как я ее понимаю?»
статья
Статья предназначена для чтения на педагогических советах, на родительских собраниях и для студентов педагогических вузов. Вопрос гуманизма в нашей жизни на современном этапе стоит остро. Тема гуманизма тесно связанас дуовными ценностями. Очень важно привить эти качества детям с малых лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение
Эссе на тему «Педагогика гуманизма. Как я ее понимаю?»
Выполнила:
Гараева Эльза Рахматулловна,
учитель английского языка
МБОУ «Лицей» г. Протвино
Протвино, 2023г.
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………2-3
2.Педагогика гуманизма. Как я ее понимаю?....................................... 3-6
3.Заключение……………………………………………………………....6
4.Литература……………………………………………………………….7
Введение
В образовательной политике нашего государства на современном этапе значительное место занимает проблема нравственного воспитания и духовных ориентиров молодого поколения России. Без укрепления духовных начал нашей жизни, ее нравственных основ невозможно успешное развитие российского общества.
На основе послания президента Российской Федерации Федеральному собранию разработана «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», одним из ключевых направлений которой является обновление образовательных стандартов, особенностью которых являются требования к результатам освоения образовательных программ, в том числе и в области духовно-нравственного развития. В рамках новых стандартов разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
В концепции отмечено, что «Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования». Основным содержанием духовно - нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся являются базовые национальные ценности, хранимые в социально - исторических, культурных и семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях
При выполнении данной глобальной задачи, очень важно обратить внимание к формированию гуманистических основ ценностных ориентаций участников образовательного процесса. А участниками являются педагоги,
2
родители и дети. Каждый учитель согласится с тем, что одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности.3
Основная часть
Под гуманистическими ценностями понимаются человеческие отношения, основанные на принципах равенства, справедливости,
проникнутые любовью к людям, уважением к человеческому достоинству. Это такие ценности, как: любовь к людям, семье, природе, Родине, забота о благе других и о своем здоровье.
Существуют принципы гуманистической педагогики, а именно, ценность самой личности, уважение к ней, доброе и ласковое отношение к учащемуся как основное средство. Личностно – ориентированное воспитание – воспитательная система, в которой ребенок является высшей ценностью и ставится в центре воспитательного процесса. Очень важно знать, что основной частью личностно – ориентированного воспитания является свобода: детей не принуждают выполнять требования, а создают условия для их выполнения. Например, при организации субботника на пришкольной территории я начинаю беседу таким образом: «Дорогие дети! Приближается прекрасное время года – весна! Природа просыпается после долгой зимы. Мы уже видим как в нашем любимом городе трудятся жители возле своих домов. Чистят, подметают, словом, наводят порядок. Думаю, что наш лицей тоже наш общий дом. Давайте поможем себе навести порядок в доме! Перчатки, мешки, инструменты уже нас ждут». После такой беседы сразу поступает вопрос: А когда будет субботник? И остается только обговорить время, которое устроит всех учащихся, так как дети посещают различные кружки после занятий. В данном случае сила слова, убеждение играют большую роль. И еще выйти на субботник – это традиция и каждый гражданин принимает в этом участие.
3
Система гуманных отношений педагога с детьми делится на три неразъединимые части: понимание, признание и принятие ребенка. Понимание ребенка – это значит проникновение в его внутренний мир.
Нельзя это делать навязчиво, вызывая его на откровенность, что категорически запрещается, а все должно быть естественно, то есть ребенок должен видеть в воспитателе прежде всего друга, советчика, близкого человека, который любит его, не предаст.
Признание ребенка – это его право быть самим собой. Принятие ребенка – это безусловное положительное к нему отношение.
Специальных методов, организационных форм для личностно – ориентированного воспитания не существует. Опытный педагог – гуманист пользуется всеми воспитательными средствами классической педагогики. На современном этапе они трансформированы в соответствии с новыми целями и задачами воспитания. Главное, что изменяется в методах и формах воспитательного процесса, это направленность. Взять хотя бы такие общие методы воспитания, как убеждение и приучение. По- разному используют их педагоги на практике. Жестокие управленцы – авторитаристы направляют убеждение прямолинейно, заботясь лишь о ясности и категоричности его предъявления. В гуманной педагогике то же самое убеждение будет выражено намного мягче, и в зависимости от особенностей детей и ситуации оно примет новые формы. Главное – удовлетворить запросы, потребности, интересы ребенка. То же самое нужно сказать и об организационных формах воспитания. Воспитательное дело - одна из общих форм, но превратится оно в формальное мероприятие сторонника жесткого управления или станет увлекательным занятием самих ребят и учителя - зависит от направленности и организации процесса. Например, если я задумала мероприятие, предварительно провела хорошую работу, привлекла детей и родителей, и очень заинтересована в том, чтобы мероприятие прошло успешно, от первых моих слов, от моей внешности и от искренней улыбки зависит многое.
4
Важно создать уют, уместное украшение зала, создать теплую и
доброжелательную атмосферу. Таким образом, хотя основные формы традиционного воспитания сохраняются, они все же отличаются между
собой. Эти отличия мы заметим сразу, если не будем забывать, что
личностно – ориентированное воспитание направлено на формирование внутренней свободной, уважающей себя и других, активной личности. Значит, формы и методы его необходимо направлять так, чтобы они максимально приближали к достижению цели. А чтобы они приобрели гуманистический характер, необходимо придерживаться правил, выработанных практикой:
- исключать методы наказания, унижающие личность, оскорбляющие ее достоинства;
- выбирать такие формы организации воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью учащихся;
- поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям;
- строго, но доброжелательно и толерантно осуждать плохие поступки ребенка, объяснять, почему нельзя так поступать, как поступил он;
- поддерживать эмоциональное благополучие ребенка;
- формировать положительную самооценку ученика, в веру в себя и уважение к себе;
- активизировать деятельность ученика в нужном направлении, постепенно увеличивая свои требования и закрепляя достигнутые результаты;
- жить интересами и переживаниями ребенка, вторгаясь в его внутренний мир осторожно, тактично, проявляя эмпатию;
- искренне радоваться малейшему успеху ребенка, предоставляя ему возможности для самоутверждения;
- слушать ребенка внимательно, отложив все срочные дела ( что может быть важнее состояния ребенка в данный момент, если он подошел к педагогу за советом или за помощью);
5
- получать удовольствие от общения с учеником;
- не смотреть на воспитанника сверху вниз, глаза воспитателя должны
находиться на уровне его глаз;
- а также направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребенка.
И так, гуманного и благородного человека может воспитать только специально подготовленный, высоких моральных и душевных качеств человек – Учитель с большой буквы. Ему надлежит выработать твердые принципы, хорошо усвоить, что можно, чего нельзя, знать свои сильные и слабые стороны. Уметь четко отделять личностно-ориентированное воспитание от индивидуального подхода, который требует, чтобы учитывались индивидуальные особенности школьника - его мышление память, характер. Моя цель – принести максимальную пользу, удовлетворить запросы ученика и родителей.
Заключение
«Преподавание благороднейшее дело, и я понимаю, что, несмотря на все его трудности, оно может доставлять большую радость тому, кто умеет пробуждать молодые умы». Эти замечательные строки принадлежат Ромену Роллану. Я согласна с этим утверждением и считаю, что выбранная профессия должна радовать тебя и вдохновлять на великие дела на современном этапе образовательного процесса. «Учитель – носитель и даритель Света». Вот главная идея, к которой нас подводит основатель международного движения гуманной педагогики академик Шалва
6
Александрович Амонашвили: «Если учитель думает, что он лишь преподаватель, он тот, кто дает знания ученикам, а потом контролирует и оценивает качество их усвоения,- то он не Учитель…Свет преподавать и передаривать из рук в руки невозможно. Свет дарится и одаривание Светом есть самое истинное таинство педагогического мастерства. Чтобы дарит
Свет, надо его иметь»
Книги великих педагогов – сами являются замечательными учителями, с которыми можно шагать по жизни, творить добрые дела и становиться лучше и совершеннее. Современный педагог не имеет права стоять на месте, только постоянный кропотливый труд, неустанный поиск новых идей. Поможет ему идти вдогонку за детьми. Умный наставник не заставляет ученика, а мотивирует его к учению, этим предоставляет ему возможность размышлять, работая в согласии с учеником, учитель дает ему возможность легко и с радостью воспринимать тот материал, который может изначально казаться сложным и недосягаемым.
Главная цель гуманной педагогики – воспитание благородного, умного, целеустремленного человека. А благородного человека может воспитать только учитель с богатыми духовными ценностями, любящий людей.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002г.-37с.
2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М.,2001г.-17с.
3. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М., 2002г.11с.
4. [Текст] Е.Н. Шиянова, И.Б. Ромаева, Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. М.,2003г.-45с.
5. Информационный выпуск «Гуманная педагогика», № 4(5), 2009.
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Взгляд на педагогику"
Размышления о назначении педагога...
Классный час на тему: "О гуманизме..."
Художественные произведения - питательная почва для развития нравственности у учащихся. На основе рассказа А.И.Приставкина "Золотая рыбка" можно воспитывать такие качества, как гуманизм, пониман...
Из опыта работы. Тема: Проблема гуманизма в пьесе М.Горького «На дне».
На уроке изучается пьса М.Горького с целью раскрыть авторский замысел, понять духовный мира автора....
Тема: Проблема гуманизма в пьесе М.Горького «На дне». Из опыта работы
на уроке проходит изучение пьесы М.Горького с целью понять авторский замысел, осознать глубину духовного мира автора...
Презентация на тему "Проблема гуманизма в рассказе А. И. Куприна "Чудесный доктор"
Презентация является иллюстрационным материалом при изучении творчества А. Куприна...
Эссе "Моя философская педагогика"
Чем является моя деятельность в настоящее время? Я думаю, что работа каждого педагога - это симбиоз науки и творчества. Можно утверждать, что в настоящее время учитель не может быть ...
Педагогика гуманизма. ЭССЕ.
Наша жизнь - это многогранный процесс бесконечного познания себя и окружающего нас мира. Каждый человек идет в своем познании своим собственным путем. Гуманизм проявляется в гуманности.Гуманность в че...