Элективный курс "Психология общения и этикет" Дорогая НВ
рабочая программа по психологии (7 класс) на тему
Преподавание психологии предполагает сотрудничество подростков с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.
Целью курса является повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).
Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
- оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
- развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;
- развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
- раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
- развитие навыков культурного поведения в повседневной жизни и опыта
нравственных взаимоотношений в коллективе;
Программа курса продолжительностью 34 часа. Элективный курс рассчитан на подростков 12-13 лет, программа простроена с учетом возрастных возможностей и интересов подростков. Этот курс поможет подросткам правильнее понять себя и окружающих.
Еженедельные занятия по курсу позволят учащимся сориентироваться в особенностях психологического взаимодействия, его целях и результатах.
Занятия проходят в форме семинаров-практикумов. Работа на занятиях проходит в круге, но при изучении отдельных тем, где требуется дополнительный материал, работа проводится за партой.
В структуре занятия выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового возраста:
Ритуал приветствия (обозначается совместно с группой на первом занятии). Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной темой.
Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой.
Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на занятии. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения.
Ритуал завершения занятия (см. ритуал приветствия).
Опыт работы по программе курса позволил выбрать следующие методические приемы:
- обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
- диагностирование, ситуационно-ролевые, развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов;
Механизм оценивания результатов:
Оценка – входящая/выходящая диагностика
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Количество часов
| Всего | |
Теория
| Практика | |||
1 | Мир эмоций и чувств | 6 ч | 9 ч | 15 |
1.1. | Вербальное и невербальное общение | 1 | 3 | 4 |
1.2. | Эмоциональный интеллект | 2 | 6 | 8 |
1.2.1 | Осознание своих эмоций | 0,5 | 1,5 | 2 |
1.2.2 | Распознавание чужих эмоций | 0,5 | 1,5 | 2 |
1.2.3 | Управление своими эмоциями | 0,5 | 1,5 | 2 |
1.2.4 | Управление чужими эмоциями | 0,5 | 1,5 | 2 |
1.3 | Проекции и интроекции | 1 | 2 | 3 |
2 | Поведение в конфликте | 1,5 | 5,5 | 7 |
2.1 | Стратегии и стили конфликтного поведения | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.2 | Конструктивное разрешение конфликтов | 0,5 | 3,5 | 4 |
2.3. | Аргументация и убедительность | 0,5 | 1,5 | 2 |
3 | Самоактуализация личности | 2 | 6 | 8 |
3.1. | Ценностные ориентации | 1 | 1 | 2 |
3.2. | Образ Я и самооценка | 1 | 5 | 6 |
4 | Этика и этикет | 1,5 | 2,5 | 4 |
4.1. | Культура поведения | 0,5 | 0,5 | 1 |
4.2. | Культура внешнего вида | 0,5 | 0,5 | 1 |
4.3. | Культура общения | 0,5 | 1,5 | 2 |
| ИТОГО | 9 | 25 | 34 |
Методическое обеспечение программы
ТЕМА
| Формы организации учебного процесса |
Методы | Дидактические наглядные пособия |
РАЗДЕЛ I. Мир эмоций и чувств | |||
Вербальное и невербальное общение | Лекция с элементами беседы, подвижная игра | Объяснительно-иллюстративный метод, игровой, вопросно-ответный. | Раздаточный материал: карточки с заданиями. |
Эмоциональный интеллект | Тестирование. Подвижные игры | Метод самостоятельной работы, вопросно-ответный. | Бланк теста |
Осознание своих эмоций | Лекция с элементами беседы, упражнения | Объяснительно-иллюстративный, игровой, вопросно-ответный. | Раздаточный материал: карточки с заданиями. |
Распознавание чужих эмоций | Беседа, интерактивные упражнения | игровой, вопросно-ответный. | Раздаточный материал: карточки с заданиями. |
Управление своими эмоциями | Беседа, интерактивные упражнения | игровой, вопросно-ответный. | Раздаточный материал: карточки с заданиями, бланки с текстом практической работы. |
Управление чужими эмоциями | Лекция с элементами беседы, упражнения | метод групповой работы | Карточки с разным эмоциональным состоянием |
Проекции и интроекции | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный | Игрушка |
РАЗДЕЛ II. Работа с барьерами успешного выступления. | |||
Поведение в конфликте | Лекция с элементами беседы | вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы | Раздаточный материал: бланки с информацией по теме. |
Стратегии и стили конфликтного поведения | Практикум | метод групповой работы | Дидактические наглядные пособия не требуются |
Конструктивное разрешение конфликтов | Лекция с элементами беседы, практические упражнения | Наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | бланки с информацией по теме. |
Аргументация и убедительность | Лекция с элементами беседы | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой | Раздаточный материал: карточки с заданиями |
РАЗДЕЛ III. Самоактуализация личности | |||
Ценностные ориентации | Беседа, интерактивные упражнения | вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой | Диагностический материал |
Образ Я и самооценка | Лекция с элементами беседы | Объяснительный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | Диагностический материал |
РАЗДЕЛ IV. Этика и этикет | |||
Культура поведения | Лекция с элементами беседы | Объяснительный метод, вопросно-ответный | Дидактические наглядные пособия не требуются |
Культура внешнего вида | Лекция с элементами беседы | Объяснительный метод, вопросно-ответный | Дидактические наглядные пособия не требуются |
Культура общения | Лекция. Практикум. Тестирование. | Объяснительный метод, вопросно-ответный. Самостоятельная работа | Бланк теста |
Литература
- Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
- Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
- Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск, 1997.
- Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
- Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1958.
- Дьяченко Е. И. Этикет и культура поведения. –М: МСХА, 1994
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.docx | 36.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа №2128»
г. Москва, ул. Суздальская, д.12В, стр.1, тел.: 8-495-701-63-21
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школа №2128 ________________________________ Фролов К.А. «__»_______2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________________________________
«__»_______2015 г. | РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения _________________________________ «__»_______2015 г. |
Рабочая программа
Элективного курса «Основы психологии и этикета»
7 класс
Составитель рабочей программы:
Педагог-психолог Дорогая Н.В.
Москва, 2015-2016 уч.г.
Преподавание психологии предполагает сотрудничество подростков с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.
Целью курса является повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).
Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
- оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
- развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;
- развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
- раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
- развитие навыков культурного поведения в повседневной жизни и опыта
нравственных взаимоотношений в коллективе;
Программа курса продолжительностью 34 часа. Элективный курс рассчитан на подростков 12-13 лет, программа простроена с учетом возрастных возможностей и интересов подростков. Этот курс поможет подросткам правильнее понять себя и окружающих.
Еженедельные занятия по курсу позволят учащимся сориентироваться в особенностях психологического взаимодействия, его целях и результатах.
Занятия проходят в форме семинаров-практикумов. Работа на занятиях проходит в круге, но при изучении отдельных тем, где требуется дополнительный материал, работа проводится за партой.
В структуре занятия выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового возраста:
Ритуал приветствия (обозначается совместно с группой на первом занятии). Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной темой.
Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой.
Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на занятии. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения.
Ритуал завершения занятия (см. ритуал приветствия).
Опыт работы по программе курса позволил выбрать следующие методические приемы:
- обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
- диагностирование, ситуационно-ролевые, развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов;
Механизм оценивания результатов:
Оценка – входящая/выходящая диагностика
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Количество часов | Всего | |
Теория
| Практика | |||
1 | Мир эмоций и чувств | 6 ч | 9 ч | 15 |
1.1. | Вербальное и невербальное общение | 1 | 3 | 4 |
1.2. | Эмоциональный интеллект | 2 | 6 | 8 |
1.2.1 | Осознание своих эмоций | 0,5 | 1,5 | 2 |
1.2.2 | Распознавание чужих эмоций | 0,5 | 1,5 | 2 |
1.2.3 | Управление своими эмоциями | 0,5 | 1,5 | 2 |
1.2.4 | Управление чужими эмоциями | 0,5 | 1,5 | 2 |
1.3 | Проекции и интроекции | 1 | 2 | 3 |
2 | Поведение в конфликте | 1,5 | 5,5 | 7 |
2.1 | Стратегии и стили конфликтного поведения | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.2 | Конструктивное разрешение конфликтов | 0,5 | 3,5 | 4 |
2.3. | Аргументация и убедительность | 0,5 | 1,5 | 2 |
3 | Самоактуализация личности | 2 | 6 | 8 |
3.1. | Ценностные ориентации | 1 | 1 | 2 |
3.2. | Образ Я и самооценка | 1 | 5 | 6 |
4 | Этика и этикет | 1,5 | 2,5 | 4 |
4.1. | Культура поведения | 0,5 | 0,5 | 1 |
4.2. | Культура внешнего вида | 0,5 | 0,5 | 1 |
4.3. | Культура общения | 0,5 | 1,5 | 2 |
ИТОГО | 9 | 25 | 34 |
Методическое обеспечение программы
ТЕМА | Формы организации учебного процесса | Методы | Дидактические наглядные пособия |
РАЗДЕЛ I. Мир эмоций и чувств | |||
Вербальное и невербальное общение | Лекция с элементами беседы, подвижная игра | Объяснительно-иллюстративный метод, игровой, вопросно-ответный. | Раздаточный материал: карточки с заданиями. |
Эмоциональный интеллект | Тестирование. Подвижные игры | Метод самостоятельной работы, вопросно-ответный. | Бланк теста |
Осознание своих эмоций | Лекция с элементами беседы, упражнения | Объяснительно-иллюстративный, игровой, вопросно-ответный. | Раздаточный материал: карточки с заданиями. |
Распознавание чужих эмоций | Беседа, интерактивные упражнения | игровой, вопросно-ответный. | Раздаточный материал: карточки с заданиями. |
Управление своими эмоциями | Беседа, интерактивные упражнения | игровой, вопросно-ответный. | Раздаточный материал: карточки с заданиями, бланки с текстом практической работы. |
Управление чужими эмоциями | Лекция с элементами беседы, упражнения | метод групповой работы | Карточки с разным эмоциональным состоянием |
Проекции и интроекции | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный | Игрушка |
РАЗДЕЛ II. Работа с барьерами успешного выступления. | |||
Поведение в конфликте | Лекция с элементами беседы | вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы | Раздаточный материал: бланки с информацией по теме. |
Стратегии и стили конфликтного поведения | Практикум | метод групповой работы | Дидактические наглядные пособия не требуются |
Конструктивное разрешение конфликтов | Лекция с элементами беседы, практические упражнения | Наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | бланки с информацией по теме. |
Аргументация и убедительность | Лекция с элементами беседы | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой | Раздаточный материал: карточки с заданиями |
РАЗДЕЛ III. Самоактуализация личности | |||
Ценностные ориентации | Беседа, интерактивные упражнения | вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой | Диагностический материал |
Образ Я и самооценка | Лекция с элементами беседы | Объяснительный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | Диагностический материал |
РАЗДЕЛ IV. Этика и этикет | |||
Культура поведения | Лекция с элементами беседы | Объяснительный метод, вопросно-ответный | Дидактические наглядные пособия не требуются |
Культура внешнего вида | Лекция с элементами беседы | Объяснительный метод, вопросно-ответный | Дидактические наглядные пособия не требуются |
Культура общения | Лекция. Практикум. Тестирование. | Объяснительный метод, вопросно-ответный. Самостоятельная работа | Бланк теста |
Литература
- Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
- Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
- Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск, 1997.
- Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
- Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1958.
- Дьяченко Е. И. Этикет и культура поведения. –М: МСХА, 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Русский язык и культура общения"
Цели курса: 1. Помочь старшеклассникам осознанно овладеть орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими нормами русского языка. ...
Занятие элективного курса "Английский язык для общения"
Занятие элективного курса «Английский для общения», 11 класс построено по материалам сайтов сети Интернет и учебного пособия “Everydaydialoguesandtopics”. Основной языковой материал предназначен...
Элективный курс "Невербальное общение. Язык жестов"
«Невербальное общение. Язык жестов» - межпредметный ориентационный краткосрочный курс, рассчитанный для учащихся 9 классов на 8 – 9 часов.Цель этого курса: дать учащимся знания, сформировать нав...
элективный предмет "Общение без слов"
Метапредметная программа по иностранному языку...
Рабочая программа элективного курса "Общение становится профессией"
Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах: в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, ...
Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа) «Понятие и значение невербального общения»
Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа)«Понятие и значение невербального общения»Класс:10Цели: объяснить и показать на примерах необхо...
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....