Статья по профориентации Эффективная методика нахождения своего призвания или построение профориентационной траектории с помощью электронных ресурсов
статья по психологии (11 класс) на тему
Представленный материал заинтересует обучающихся в выпускных классах, абитуриентов, их родителей и педагогов. В данной статье представлены практические рекомендации при выборе будущей профессии, построение профориентационной траектории, а также результаты пилотного исследования «Связь средних баллов абитуриентов с зарплатами выпускников по направлениям подготовки ВПО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_profiorientatsionnoy_traektorii_krolevets.docx | 355.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Кролевец Марина Константиновна,
заведующая Кабинетом психолого-педагогической профилактики наркозависимости, педагог-психолог ППЦ «Здоровье»
Эффективная методика нахождения своего призвания или построение профориентационной траектории с помощью электронных ресурсов
Представленный материал заинтересует обучающихся в выпускных классах, абитуриентов, их родителей и педагогов. В данной статье представлены практические рекомендации при выборе будущей профессии, построение профориентационной траектории, а также результаты пилотного исследования «Связь средних баллов абитуриентов с зарплатами выпускников по направлениям подготовки ВПО»
Профориентация - это комплексная, системная помощь в выборе профессии и планировании профессионального развития (в построении карьеры). Профориентация — очень объемное понятие, например можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребёнка на жизненный успех, на успешную карьеру (по Пряжникову Н.С.).
И профориентация и профконсультация - это «ориентирование» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е.А. Климову).
К проблеме самоопределения в подростковом и юношеском возрасте обращались многие отечественные и зарубежные учёные (М.Р. Гинзбург, Дж. Голланд, Е.И. Головаха, А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, А.А. Кроник, Н.С. Пряжников, Э. Эриксон).
Э. Эриксон считал, что одна из главных задач подросткового возраста – обретение идентичности, выявление своей социальной роли, что неразрывно связано с профессиональным выбором. В процессе анализа общих закономерностей и различных вариантов развития личности Э. Эриксон пришёл к выводу о том, что многие проблемы подросткового возраста связаны с трудностями построения временной перспективы, выбором профессии.
Профориентация сегодня это необходимость. Перед молодыми людьми и их родителями ставится непростая задача: выбрать профиль обучения в школе, учебные предметы, по которым обучающиеся будут сдавать ЕГЭ, для поступления в вуз, направление обучения, вуз или суз, специализацию. Всё перечисленное может повлиять на выбор профессии и на успех в будущем. Также необходимо отметить требования современности: уровень заработной платы является не определяющим, но одним из важных критериев при выборе профессии по данным Петростата 2015 г. (РОССТАТ: http://petrostat.gks.ru/default.aspx, On-line журнал РОС-ПОТРЕБ: http://ros-potreb.ru/64-kak-vybrat-professiju.html).
Предлагаем Вашему вниманию схему Построение профориентационной траектории (схема 1). На данной схеме показан маршрут ученика выпускного класса, которому предстоит выбрать предметы ЕГЭ для последующего поступления в средне-специальное учебное заведение (техникум, колледж, лицей) или вуз, выбор специализации, подготовки и дальнейшее трудоустройство, выбор специальности.
Схема 1
Построение профориентационной траектории
Для построения профориентационной траектории следует использовать следующий алгоритм:
- База данных: Качество приёма в вузы РФ – 2015,
- Перечень ЕГЭ,
- Навигатор абитуриента,
- Мониторинг эффективности вузов,
- День открытых дверей в вузах.
Рассмотрим каждый пункт алгоритма подробнее.
База данных: Качество приёма в вузы РФ-2015. Данная база позволит обучающимися, их родителям и педагогам получить информацию о составе укрупненных групп направлений подготовки, (таким образом, на изображении (рисунок 1) видно, что медицинская биохимия, медицинская биофизика, фармация входит в обобщённую или укрупненную группу – здравоохранение).
http://vid1.rian.ru/ig/ratings/kachestvopriema_sostavukrupnen_grup_2014.pdf
Рис. 1 База данных: Качество приёма в вузы РФ-2015.
Перечень ЕГЭ указан в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. № 1 г. Москва «Об утверждении перечня вступительных испытаний при приёме на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета». Данный документ позволит обучающимися, их родителям и педагогам получить информацию о том, по каким предметам необходимо сдавать ЕГЭ для поступления на определённую специализацию (например: для поступления в вуз на специализацию № 31.05.01 – «Лечебное дело», необходимы результаты сдачи ЕГЭ по предметам: биология, физика, математика, также в некоторых вузах могут запросить: химию и иностранный язык) (рисунок 2). Данная база позволит избежать неприятных ситуаций, с которыми могли столкнуться абитуриенты прошлых лет, например, сдавая экзамен ЕГЭ по математике, не смогли поступить в вуз, в связи с тем, что вуз запрашивал математику – профильного уровня.
http://www.rg.ru/2014/02/12/minobrnauki3-dok.html
Рис. 2 Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 9 января 2014 г. № 1 г. Москва
База данных: Навигатор абитуриента. База позволит получить информацию о всех вузах Российской Федерации. Вы узнаете точное название вуза, средние баллы поступления в данный вуз за прошлый год, сколько абитуриентов претендовало на место, а также, сколько в каждом конкретном вузе льготных мест (рисунок 3).
База данных: Вузы России: навигатор абитуриента – 2015.
http://ria.ru/abitura/20150302/1046922432.html
Рис. 3 Навигатор абитуриента
Мониторинг эффективности вузов. Данная база показывает результаты Мониторинга эффективности вузов. С её помощью Вы можете узнать, какие вузы планируют реорганизовать, закрыть, а какие эффективны (рисунок 4).
Результаты мониторинга ВУЗов России.
http://indicators.miccedu.ru/monitoring/material.php?type=2&id=10201
Рис. 4 Мониторинг эффективности вузов
В заключительном пункте 5 Сайты вузов, Вы сможете узнать информацию про Дни открытых дверей, а также уточнить всю актуальную для Вас информацию.
С использованием вышеперечисленных баз проведено пилотное исследование «Связь средних баллов абитуриентов с зарплатами выпускников по направлениям подготовки ВПО», направленное на определение взаимосвязи между уровнем средней заработной платы выпускников высших учебных заведений и средними баллами при поступлении.
Объект исследования – профессиональное определение выпускников.
Предмет исследования – уровень заработной платы выпускников по направлениям ВПО.
Цель исследования – выявление взаимосвязи между средними баллами абитуриента и уровнем заработной платы.
Основная гипотеза исследования. Мы предполагаем, что зарплата выпускника (молодого специалиста) будет пропорциональна его среднему балу по ЕГЭ (чем выше бал, тем выше ожидаемая оплата).
Задачи исследования:
- Познакомиться с электронными ресурсами, в которых публикуются сведения о среднем уровне заработной платы выпускников вузов Санкт-Петербурга, о средних баллах абитуриентов.
- Проанализировать данные о средних баллах абитуриентов Санкт-Петербурга.
- Изучить данные о средней заработной плате выпускника Санкт-Петербурга.
По итогам пилотажного исследования можно утверждать, что связи между уровнем успешности сдачи экзаменов и уровнем заработной платы выпускника не наблюдается. При этом на основании полученных данных наблюдается взаимосвязь между низкими заработными платами выпускников, как одного критерия эффективности вузов и реорганизацией вузов. Таким образом, если уровень заработной платы выпускника ниже показателей по определённой специализации, то данное направление подготовки в вузе перепрофилируется, закрываются (данные сведения отражены: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2016/05/23/prezentatsiya-svyaz-zarplat-vypusknikov-so-srednimi-ballami).
Литература:
- Вировец Ю. А. Секреты построения карьеры от HeadHunter. Справочник популярных профессий. – СПб.: Питер, 2009. – 304с.
- Голерова О.А., Гурова Е.В. Выбор профессии — дело семейное? Пособие для учителя. — Просвещение, 2008. — 96с.
- Грецов,А. Выбираем профессию: советы практического психолога./ А.Грецов.- СПб.: Питер, 2009. - 224с.: ил.
- Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2011. – 432с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
- Климов, Е. А. Профессии научных работников: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. /Е. А. Климов – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256с.
- Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97с
- Романова Е.С. Организация профориентационной работы в школе. Методическое пособие– М..: Издательство: Академия, 2013г. – 304с.
- Эриксон Э.,Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
- Энциклопедия для детей. Выбор профессии/ред. коллегия: М. Аксеноваи др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2006. – 432 с.:ил.
Электронные ресурсы:
- РОССТАТ: http://petrostat.gks.ru/default.aspx.
- On-line журнал РОС-ПОТРЕБ: http://ros-potreb.ru/64-kak-vybrat-professiju.html).
- Состав укрупненных групп направлений подготовки: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/kachestvopriema_sostavukrupnen_grup_2014.pdf
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. № 1 г. Москва «Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета»: http://www.rg.ru/2014/02/12/minobrnauki3-dok.html
- База данных: Вузы России: навигатор абитуриента – 2015: http://ria.ru/abitura/20150302/1046922432.html
- Мониторинг эффективности вузов. Результаты мониторинга ВУЗов России: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/material.php?type=2&id=10201
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике в 6 классе "Построение круговых диаграмм с помощью электронной таблицы Ms Excel"
Научить учащихся решать задачи по математике с помощью компьютерных программ. Рассмотрение задач с точки зрения математики, условие которых связано с олимпиадой СОЧИ-2014...
В помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ. Устная речь. Список полезных электронных ресурсов.
Список полезных электронных ресурсов в помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ....
Методическая разработка урока информатики "Построение и преобразование графиков квадратичной функции с помощью электронных таблиц"
Разработка урока определяется новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Информатика в данном уроке является интеграто...
Инновационная деятельность. Обучение решению текстовых заданий с помощью электронного ресурса Дистант МГУ «Университет без границ»
Актуальность темы заключается в обучении навыкам восприятия и анализа текстов, имеющих историческое, философское, социологическое содержание, углубление и формы которых выходят за рамки учебной деятел...
Профориентационное занятие " В поисках своего призвания"
Свое будущее многие учащиеся связывают с интересной работой, которая поможет им состояться как личности, добиться материального благополучия. Человеку в такой ситуации нужно суметь разобраться в...
"Построение и преобразование графиков квадратичной функции с помощью электронных таблиц"
Интегрированный урок "Построение и преобразование графиков квадратичной функции с помощью электронных таблиц" в 9 классе разработан в соответствии с ФГОС....
Мастер - класс Повышение эффективности занятий с использованием электронных ресурсов при изучении раздела “Электрические явления” в 8 классе
Методические особенности изучения темы: «Электрические явления» в 8 классе.Данная тема представляет собой двух логично завершенных и в то же время связанных друг с другом частей. В первой ...