"Влияние темперамента на выбор профессии"
проект по психологии (10 класс) на тему
Проектно-исследовательская работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_rabota.docx | 167.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1 Проведение теоретического анализа научной литературы для выявления
понятия «темперамент», изучения истории возникновения типов темперамента,
их свойств и характеристик, и успешности профессиональной деятельности
на примерах великих людей 4
2 Проведение практического исследования по определению типов темперамента
у учащихся 10-11 классов 8
Заключение 10
Список литературы 11
Приложение А Круг Г. Айзенка 12
Приложение Б Методика определения темперамента (опросник Г. Айзенка) 13
Приложение В Рекомендации для учителей 17
Приложение Г Стенд «Темперамент и выбор профессии» 18
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что проблема профориентации в современных условиях играет важную роль для выпускника. Правильно выбранная профессия это не только возможность реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, но и создать условия для собственного благополучия и благополучия своей семьи, что не маловажно в настоящее время.
К сожалению, выпускники, как правило, выбирают профессии в соответствии с престижностью и последующей доходностью. Такой путь выбора не всегда приведёт к успешности, скорее к разочарованию, а в дальнейшем может привести к потере интереса к работе, к перегрузкам и даже нервным заболеваниям.
Однако есть другой путь при выборе профессии, который определен индивидуальными особенностями человека. Они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям относится темперамент.
Цель нашего исследования – выявление наклонностей учеников-старшеклассников к определённым видам профессиональной деятельности в соответствии с темпераментом.
Цель нашего исследования обусловила постановку перед нами следующих задач:
1 Проведение теоретического анализа научной литературы для выявления понятия «темперамент», изучения истории возникновения типов темперамента, их свойств и характеристик и успешности профессиональной деятельности на примерах великих людей
2 Провести практическое исследование по определению типов темперамента у учеников 10-11 классов по методике Г. Айзенка.
3 Составить рекомендации учителям по организации обучения и воспитания подростков с целью правильной ориентации учащихся при выборе профессии.
4 Подготовить информацию для учащихся в виде стенда «Темперамент и выбор профессии».
Гипотеза – при учёте типа темперамента, его свойств и личных способностей достаточно легко сделать правильных выбор будущей профессии.
1 Проведение теоретического анализа научной литературы для выявления понятия «темперамент», изучения истории возникновения типов темперамента, их свойств и характеристик, и успешности профессиональной деятельности на примерах великих людей
Мы исходили из того, что темперамент – это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания.
Темперамент считается врожденным свойством человека, связанным с особенностями его нервной системы. Потому скорректировать свой темперамент достаточно сложно – гораздо правильнее учитывать индивидуальные способности, в том числе при выборе профессии и в процессе обучения.
Проблема темперамента занимает человечество около двадцати пяти столетий.
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, – входящих в его состав. Исходя из его учения, знаменитый врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «Detemperamentum» (от лат. «соразмерность», «надлежащее соотношение частей»). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены четыре основных типа темперамента, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиник (от лат. sanguis – кровь), флегматик (от греч. phlegma – флегма), холерик (от греч. chole – желчь), меланхолик (от греч. melaschole – черная желчь).
Подлинно научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог И. П. Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. По мнению И. П. Павлова, свойства нервных процессов образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Также И. П. Павлов разработал классификацию темперамента на основе свойств нервной системы, в неё входили три основных компонента:
– сила (человек сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители);
– уравновешенность (человек остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания);
– подвижность (человек быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки).
Отсюда следует, что:
– сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;
– холерик – сильный, неуравновешенный;
– флегматик – сильный, уравновешенный, инертный;
– меланхолик – слабый, подвижный тип нервной системы.
Психологическая характеристика темперамента. Свойства темперамента:
Сензитивность, или чувствительность – свойство темперамента, проявляющееся в возникновении психической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности.
Реактивность – это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Например, об одних людях говорят, что они вспыльчивы, «аводятся с пол-оборота», а о других – «не понятно, обрадовался он или огорчился».
Активность – свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир.
Соотношение реактивности и активности образует самостоятельное свойство. Оно проявляется в том, что одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних («захотелось») обстоятельств, другие сами сознательно определяют свою линию поведения.
Темп реакций – свойство темперамента, заключающееся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний.
Пластичность / ригидность – свойство темперамента, которое проявляется в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный человек моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный в изменившихся условиях действует инертно, с опорой на старые модели поведения, с большим трудом меняет свою линию поведения.
Эстраверсия / интроверсия – свойство личности, которое связано с общей активностью организма и выражается в преимущественном направлении активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь (на свои переживания и мысли).
После изучения понятия темперамента, его свойств, классификаций, характеристик, истории его появления и развития, был изучен Круг Айзенка (Приложение А).
Затем были проведены теоретическим исследованиям и выявлены следующие соответствия типов темперамента и направлений профессиональной деятельности, которые указаны в Таблице 1.
Таблица 1 – Соответствие типов темперамента и направлений профессиональной деятельности
Тип темперамента | Характеристика | Профессии |
Сангвиник | Человек с повышенной активностью, очень энергичный и работоспособный. Он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован. Ему присущи гибкость ума, находчивость, быстрое включение в новую работу. Легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. В работе, прежде всего, ориентирован на «человеческий фактор». | Профессии педагога, адвоката, администратора, журналиста, продавца, официанта, экономиста, технолога, менеджера по персоналу и т.д. |
Холерик | Работоспособность высокая, но неустойчивая. Высокой реактивностью и активностью. Часто не сдержан, нетерпелив, вспыльчив. Большая устойчивость стремлений и интересов, настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Сильные стороны — умение быстро выдать свежую идею в неожиданно изменившейся ситуации, зажечь и повести за собой окружающих. | Профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, специалиста по PR, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента. Из них часто получаются хорошие предприниматели, бизнесмены. |
Флегматик | Рекордсмен по работоспособности и производительности. Обладает высокой активностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. При больших неприятностях остается спокойным. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Трудно сходится с новыми людьми. | Профессии диспетчера, лаборанта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных и т.д. |
Меланхолик | Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения. | Интеллектуальная сфера деятельности: программирование, Интернет, аналитика, конструирование, планирование, работа с большими объёмами «виртуальной информации». |
Затем было рассмотрено какие же великие и известные люди обладали тем или иным типом темперамента:
– сангвиники – А. И. Герцен, П. Бомарше, Н. Бонапарт;
– холерики – Пётр I, И. П. Павлов, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев;
– флегматики – И. А. Крылов, М. И. Кутузов, И. Ньютон;
– меланхолики – Н. В. Гоголь, А. А. Блок, М. Ю. Лермонтов, П. И. Чайковский.
2 Проведение практического исследования по определению типов темперамента у учащихся 10 – 11 классов
Вторым этапом нашей работы было практическое исследование по определению типов темперамента у учащихся 10 – 11 классов. Объектом наших исследований были подростки: пятнадцать девушек и десять юношей в возрасте от 13 до 16 лет. Исследование проводилось по Методике Г. Айзенка (Приложение Б). В ходе работы были получены следующие результаты которые представлены в Таблице 2:
Таблица 2 – Результаты исследования учащихся по методике Г. Айзенка по выявлению типа темперамента
Все опрошенные (25 чел.) | Сангвиники | Холерики | Флегматики | Меланхолики |
Юноши | 5 | 3 | 2 | 0 |
Девушки | 8 | 4 | 2 | 1 |
Всего (%) | 13 (52%) | 7 (28%) | 4 (16%) | 1 (4%) |
Наглядно результаты представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1 – Соотношение типов темперамента
Итак, по изучению типов темперамента среди старшеклассников были получены данные о том, что 52 % – сангвиники; 28 % – холерики, 16 % – флегматики, 4 % – меланхолики.
Интересным оказался структурный состав по половому признаку, данные указаны в Рисунке 2 и Рисунке 3:
Рисунок 2 – Соотношение типов темперамента среди юношей
Итак, по изучению типов темперамента среди юношей были получены данные о том, что 50 % – сангвиники; 30 % – холерики, 20% – флегматики, 0 % – меланхолики.
Рисунок 3 – Соотношение типов темперамента среди девушек
Итак, по изучению типов темперамента среди старшеклассников были получены данные о том, что 53% – сангвиники; 27 % – холерики, 7 % – флегматики, 13 % – меланхолики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив информацию о влиянии типа темперамента на выбор профессии, мы выяснили, что успех овладения профессией зависит не только от уровня подготовленности, интересов, склонностей, но и особенностей темперамента. Одни профессии предъявляют высокие требования к выдержке, самообладанию, быстроте реакции, другие требуют усидчивости, выносливости. То, что подходит сангвинику, там не подходит меланхолику; там, где может успешно работать холерик, не выдержит флегматик, но есть профессии, где при разных природных особенностях переносят нагрузки все типы темперамента. Именно поэтому основной целью нашей работы было выявление подходящих видов деятельности для определенных типов темперамента.
Полученная информация может носить рекомендательный характер для учащихся с целью правильной ориентации при выборе профессии, а также учителей школы при организации обучения и воспитания подростков. Поэтому в связи с полученными данными были составлены рекомендации для учителей школы (Приложение В) и оформлен стенд для учащихся на тему «Темперамент и выбор профессии» (Приложение Г).
Таким образом, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать. Каждый из темпераментов имеет свои положительные стороны, поэтому для успешной деятельности человека главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента, а на разумное использование его достоинств.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в рамках психолого-педагогической деятельности и в вопросах профориентации учащихся.
При учёте типа темперамента, его свойств и личных способностей достаточно легко сделать правильных выбор будущей профессии, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Агаджанян Н. А. Основы физиологии человека: учебник / Н. А. Агаджанян. – М. : РУДН, 2015.
2 Баева И. А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможности психологического словаря) / И. А. Баева. – Рига: Педагогический Центр «Эксперимент», 2013. –124 с.
3 Батаршев А. В. Диагностика темперамента и характера / А. В. Батаршев. – Спб. : Питер, 2011. – 368 с.
4 Грановская P. M. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – СПб. : Речь, 2013.– 656 c.
5 Данилова Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова. – М. : Просвещение, 2014.
6 Добророднева А. Н. Психологические тесты для всех / А. Н. Добророднева. – К. : Таир, 2014.– 223 с.
7 Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий: Тексты / Е. А. Климов. – М., 2012.
8 Коломинский Я. Л. Человек: психология: Книга для учащихся ст. классов / Я. Л. Коломинский. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с.
9 Неплох Я. М. Человек, познай себя! / Я. М. Неплох – СПб. : Наука, 2011. – 208 с.
10 Овчинников Б. В. Типы темперамента в практической психологии / Б. В. Овчинников. –СПб. : Речь, 2013. – 288 с.
11 Павлов И. П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. – М. : Просвещение, 2013. – 234 с.
12 Пономаренко Л. П. Основы психологии для старшеклассников / Л. П. Пономаренко. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 224 с.
13 Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. – М. : Генезис, 2015. – 208 с.
14 Рогов Е. И. Психология человека / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2011. – 320 с.
15 Реан А. А. Практическая психодиагностика личности / А. А. Реан. – СПб. : Унита, 2011. – 224 с.
16 Тутушкина М. К. Практическая психология / М. К. Тутушкина. – СПб. : Питер. – 2012. – 445 с.
17 Юнг К. Психологические типы / К. Юнг. – М. : Канон, 2014. – 317 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Круг Г. Айзенка
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Методика определения темперамента (опросник Г. Айзенка)
Инструкция:
Ответьте на несколько вопросов об особенностях вашего поведения и эмоций в различных условиях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Работайте быстро и не тратьте время на обдумывание ответа – важна первая реакция. На вопрос можно ответить «да» или «нет».
1 Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2 Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3 Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?
4 Бывает ли такое, что тебя что-нибудь раздражает?
5 Часто ли у тебя меняется настроение?
6 Верно, что тебе приятнее быть одному (одной), чем с ребятами?
7 Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8 Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9 Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10 Ты когда-нибудь чувствуешь себя несчастным(ой) без всякой причины?
11 Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?
12 Тебе приходилось когда-нибудь нарушать правила поведения в школе?
13 Верно ли, что ты часто бываешь раздражен(а) чем-нибудь?
14 Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?
15 Ты переживаешь из-за страшных событий, которые могли бы произойти?
16 Тебе можно доверить любую тайну?
17 Можешь ли ты без труда внести оживление в скучную компанию?
18 У тебя бывает учащенное сердцебиение?
19 Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20 Ты когда-нибудь говоришь неправду?
21 Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22 Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23 Ты часто чувствуешь усталость?
24 Ты всегда сначала делаешь необходимую работу, а потом все остальное?
25 Ты обычно весел(а) и всем доволен(льна)?
26 Обидчив(а) ли ты?
27 Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28 Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29 У тебя бывают головокружения?
30 Твои действия и поступки иногда ставят людей в неловкое положение?
31 Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
32 Любишь ли ты иногда похвастаться?
33 Ты обычно сидишь и молчишь в обществе незнакомых людей?
34 Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35 Ты обычно быстро принимаешь решения?
36 Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37 Тебе часто снятся страшные сны?
38 Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39 Тебя легко огорчить?
40 Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41 Ты обычно говоришь и действуешь быстро, не раздумывая долго?
42 Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43 Тебе нравятся подвижные игры?
44 Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45 Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-то просят?
46 Ты любишь часто ходить в гости?
47 Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48 Бывал(а) ли ты когда-нибудь груб(а) с родителями?
49 Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50 Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51 Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь участие в общем веселье?
52 Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53 Всегда ли у тебя есть уверенность, что ты справишься с делом, которое должен(на) выполнить?
54 Знакомо ли тебе чувство одиночества?
55 Ты стесняешься заговорить первым(ой) с незнакомыми людьми?
56 Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?
57 Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58 Бывает, что ты чувствуешь себя веселым(ой) или печальным(ой) без причины?
59 Тебе трудно получить настоящее удовольствие от веселой компании?
60 Ты часто волнуешься из-за того, что ты сделал(а) что-то не подумав?
Обработка результатов:
Ответ «да» = «+»
Ответ «нет» = «-»
Шкала экстраверсии – интроверсии (Ш1):
Значение по этой шкале определяется по сумме совпадения знаков в следующих вопросах: +1, +3, -6, +9, +11, +14, +17, +19, +22, +25, +27, +30, -33, +35, +38, +41, +43, +46, +49, -51, +53, -55, +57, -59.
Шкала эмоциональной стабильности (Ш2):
Значение по этой шкале определяется по сумме положительных ответов в следующих вопросах: 2,5,7, 10,13,15,18,21,23,26, 29,31,34,37,39,42,45,47,50,52,54,56,58,60.
Шкала достоверности (Ш3):
Значение по этой шкале считается по числу совпадений знаков в следующих вопросах: -4, +8, -12, +16, -20, +24, +28, -32, +36, +44, -48.
Интерпретация результатов:
Экстраверсия-интроверсия:
Ш1<8:
У тебя ярко выражены черты интроверта
Ш1=8-12
У тебя умеренно выражены черты интроверта
Ш1=12-18
У тебя умеренно выражены черты экстраверта
Ш1>18
У тебя ярко выражены черты экстраверта
Экстраверт: общителен, любит вечеринки, имеет множество друзей. Экстраверт жаждет возбуждения, новых впечатлений, рискует, действует под влиянием момента, не лезет за словом в карман. Экстраверты беззаботны, оптимистичны, активны, вспыльчивы, предпочитают движение и действие. Их эмоции и чувства строго не контролируются, на него не всегда можно положиться.
Интроверт: спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книгу, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений. Любит во всем порядок, контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Эмоциональная устойчивость-неустойчивость:
Ш2<10
Ты обладаешь высокой эмоциональной стабильностью.
Ш2=11-14
У тебя умеренная эмоциональная стабильность
Ш2=15-18
У тебя высокая эмоциональная нестабильность
Ш2=19-24
У тебя очень высокая эмоциональная нестабильность
Эмоциональная стабильность: эмоционально-психологическая устойчивость, зрелость, отличная адаптация.
Эмоциональная нестабильность: эмоционально-психологическая неустойчивость, нервозность, плохая адаптация.
Достоверность ответов:
Ш3=1-4
Твои ответы были искренними
Ш3≥5
Ты стремишься давать социально одобряемые ответы, в связи с этим достоверность полученных результатов невысока.
В зависимости от значений Ш1 и Ш2 определяется темперамент:
Ш1\Ш2 | 0-12 | 13-24 |
0-12 | У тебя преобладает флегматический темперамент | У тебя преобладает меланхолический темперамент |
13-24 | У тебя преобладает сангвинический темперамент | У тебя преобладает холерический темперамент |
Меланхолик: человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.
Холерик: человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.
Сангвиник: человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.
Флегматик: человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Рекомендации для педагогов
1 При работе с холериком недопустима резкость, несдержанность, так как они могут быть вызвать отрицательную ответную реакцию, полезно контролировать его деятельность как можно чаще. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требует для улучшения результатов его работы или учебы.
2 В сангвиниках важно поощрять трудолюбие, склонность к новизне, но при этом систематически контролировать нагрузки, чтобы они были в разумных пределах. Им следует тренировать дисциплинированность и учиться деловым контактам и четкости.
3 Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. Флегматикам стоит порекомендовать тренировать свой социальный интеллект (понимание людей, наблюдательность за переживаниями других, налаживание контактов). В ряде случаев из-за скромности у них не всегда адекватная самооценка, которую в этих случаях важно повысить.
4 В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О поступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное воздействие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Стенд «Темперамент и выбор профессии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Темперамент и выбор профессии
ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии. ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа темперамента. ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темпе...
Презентация к уроку:"Темперамент и выбор профессии"
Презентация к уроку по профессиональному самоопределениюТема: "Темперамент и выбор профессии"...
Влияние темперамента на выбор профессии
Каждый ребенок способен справиться со школьной программой, и для этого необязательно корпеть над уроками до поздней ночи. Достаточно определить, к какому психологическому типу...
Влияние темперамента на выбор профессии
презентация...
Профориентационное занятие "Темперамент и выбор профессии"
Данное занятие будет полезно в практике педагогов, которые занимаются профориентационной деятельностью. Занятие очень интересное, полезное и нравится ребятам....
Темперамент и выбор профессии
Выбор профессии - очень важный и ответственный шаг на жизненном пути. Выбрать нужно ту профессию, заниматься которой будешь с радостью, сможешь оптимально использовать свои во...
Темперамент в выборе профессии
Как влияет темперамент на выбор профессии....