Психофизиологические характеристики, характерные для данного возраста (норма) | Педагогические трудности | Рекомендации учителю |
Возраст 6-8 лет |
- Недостаточно укреплен костно-мышечный аппарат, слабые пальцы
- Резко снижается количество движений
- Не отработана координация движений при выполнении мелких, но сложных операций, связанных с написанием букв и выполнением трудовых действий
| - Изменения к худшему во внешности, сне, аппетите
- Понижение сопротивляемости болезням, плохое самочувствие
- Сильное утомление кисти рук и пальцев ребенка
- Ухудшение почерка, отвращение к письменным работам
| - Не требовать от ученика переписывать по несколько раз работу заново
- Не злоупотреблять однообразной тренировочной деятельностью
- Через совместный разбор выполненного задания формировать у ребенка привычку к самооценке
|
- Мозг в развитии, приобретает способность различать условные раздражители, выделять наиболее значимые сигналы, реагировать именно на них
- Мышление наглядно-образное
- Велика значимость первой сигнальной системы
- Расширяется смысловое значение слова
| - Наступает нервное перенапряжение, тормозная реакция и отключение ребенка при повышении скорости говорения более 120 слов в минуту и громкость в 6 дБ. Следствие этого – резко падает точность восприятия
| - Не злоупотреблять словесными формами обучения
- Любая информация должна подаваться не только на словесном уровне, но и с помощью зрительного и действенного подкрепления
- Использовать прием «попутного научения» - удерживать внимание учеников внешними воздействиями игрового характера, одновременно удерживая внимание школьника на нужном способе действия
|
- Усиливается противодействие детей длительным нравоучениям, пояснениям
| - Нежелательные защитные поведенческие реакции
- Гасится положительное отношение к учебному труду
- Появляется страх не соответствовать социальным требованиям, потерять отношение окружающих, показаться смешным
| - Сформировать у учащихся ответственность как качество личности в процессе выполнения ребенком постоянных поручений
- В процессе обучения создавать ситуацию успеха; так как ребенок чувствителен к оценке своей деятельности учителем, чем к ее результатам
|
- Повышенная любознательность
- Ребенок проводит сравнения по разным неоднородным свойствам и признакам
| - Снижается уверенность ребенка в успешности его деятельности и обучаемости
- Слабо развита способность различать признаки предметов, улавливать их сходство; сравнивать вое решение с заданным учителем образцом и правилом
| - Не подавлять индивидуальности ребенка, не требовать от него непосильного; ценить то, что есть
- Постоянно напоминать правило и повторять образец перед тем, как дать учащимся задание выполнить определенное действие
- Уделять больше внимания специальному обучению, сравнивать, выделять признаки сходства и различия предметов
|
- Ребенок учится управлять самим собой
- Переход из игровой в учебную деятельность
- Осознание того, что учеба – это труд
- Бурное развитие лингвистических способностей
- Синзитивный период для музыкальных способностей
- Умение доводить игру до конца
| - Чувство страха перед ответом
- Неумение обосновать свой ответ
- Привязанность к одному учителю
- Растерянность перед требованиями учебной деятельности
- Недостаточная сформированность наглядно-образного мышления
- Умение приспосабливаться к ситуации
| - Вводить в учебную деятельность через игру
- Использовать для объяснения материала тактильную память ребенка
- Учить работать в коллективе
- Снять страх перед любой деятельлностью
- Психо-эмоциональное состояние на уроке должно быть положительным
|
Возраст 8-12 лет |
- Мозг довольно пластичен, не перегружен информацией и образцами
- Стабилизируется возрастное дрожание рук; уверенность и овладение практическими умениями проходит успешнее
| - Возрастает раздражительность как производная от утомляемости
- Становится невозможным управление отсталыми детьми
| - Регулировать индивидуальные особенности учащихся:
- импульсивность одних надо притормаживать
- неуверенность, робость, медлительность других надо растормаживать
- на уроках принимать специальные меры для снятия утомления
|
- Показатели координации движений, регуляции деятельности, успешность выполнения заданий дают высокие по частоте и амплитуде колебания
| - Затрудняется формирование и использование моторных умений
- Резко повышается нервозность и напряженность, ухудшается качество знаний, и появляется заторможенность реакций
| - У учащихся с возбудимой нервной системой вырабатывать моральную готовность к неприятности, снижая их остроту
|
- Дети эмоциональны и доверчивы, внушаемы, отличаются некритической подражательной восприимчивостью
| - Появляется приверженность к группировкам, которые уже не концентрируются вокруг учителя
- В бодром состоянии проявляется обостренное чувство справедливости
| - На уроках создавать положительную и доброжелательную атмосферу
|
- Мотивы индивидуального характера постепенно уступают место мотивам долженствования по отношению к другим
| - Возрастает конфликтность, особенно во второй половине дня (на это время приходится 88% всех конфликтов и нарушений дисциплины за день)
| - Включать ребенка в активную деятельность
- Спустя некоторое время спокойно оценить с ребенком его поступки и ситуацию
- При необходимости провести ненавязчивый анализ и дать совет
- Не как надо бы делать, а как надо поступить
|
- Осознание общих принципов классификации
- Выделение общего доставляет удовольствие – увлечение
| - Энергозатраты, связанные с адаптацией учащегося к новым требованиям, превышающие скорость их восстановления организмом ребенка, ведут к развитию сосудистой недостаточности, малокровию мозга, понижению работоспособности и резкому спаду качества знаний
| - Создавать благоприятные ситуации для выхода стрессов в активной физической нагрузке
- Возможно использование приемов для снятия стрессов:
- «оречевить» его проговариванием, излиянием души, но безо всяких оценок поступков ребенка, только поощрять к рассказыванию
- срочно включить ребенка в какую-нибудь активную деятельность
- дать что-то съесть или выпить горячего чая
|
- Формируется ответственность, как чувство и убеждение, чувство долга, совести, вины
| - Не всегда дети могут устоять перед искушениями, не хватает волевых качеств
| - За совершенный поступок – вызвать у ребенка чувство вины, показав ему всю неприглядность его поступка (до этого он чувство вины не испытывал, наказания не мог воспринимать как заслуженные)
|
- Завершение формирования наглядно-образного мышления
- Умение ставить перед собой цель
- Умение выделять учебные задачи
- Умение работать самостоятельно в паре с товарищами
- Темп чтения 80-90 слов в минуту (вслух), 100-130 (про себя)
- Умение анализировать, обобщать, сравнивать, т.е. выполнять мыслительные операции на осознанном уровне
- Уметь осознанно делать выводы
- Уметь аргументированно отстаивать свое мнение
| - Не воспринимает объяснения учителя на слух
- Работа на механической памяти
- Занижен темп чтения вслух
- Нежелание развивать понятийное мышление
- Ориентация на отметку
| - Повышать мотивацию на учебную деятельность
- Подтверждать свое объяснение наглядностью
- Постоянно показывать алгоритм учебной деятельности
- Повышать технику смыслового чтения
- Психологически готовить ребенка к обучению в среднем звене
|
- Интенсивный рост
- Первый пубертатный период
- Знакомство со своими способностями
- Умение работать с планом,
тезисом, конспектом, схемой, таблицей, - Управление своим вниманием
- Умение оценивать свою учебную деятельность посредством сравнений
- Умение работать с дополнительной литературой и справочным материалом
- Умение слушать объяснение учителя, ответы учеников и запоминать
- Владение монологической речью, диалогом
| - Частые заболевания
- Неадекватные реакции на окружающих
- Подавленное настроение
- Бросают работу, если трудно или не интересно
- Отказываются публично выступать
- Не реагируют на отрицательные отметки
| - Помнить, что ведущая деятельность – общение
- Использовать на уроке личностные особенности ребенка
- Учить ребенка преодолевать себя
- Нельзя допустить, чтобы ребенок занимался только тем, что у него хорошо получается
|
Возраст 12-15 лет |
- Подростковый кризис, гормональная буря
- Период неустойчивости и неуравновешенности
- Нервная система находится в стадии активного формирования
- Начало полового созревания
- Подъем жизнерадостности, стремление к активным действиям
| - Сердце не успевает за ростом. Рост – тягчайшая работа организма. Следствие – полусонная задумчивость, бледность, вялость
- Психическое развитие неравномерное. Находится на невысоком уровне, а в период полового кризиса оно может затормаживаться и снижаться
| - Создание условий для хорошего эмоционального самочувствия ребенка
- Учебная деятельность через общение
|
- Интенсивно развивается логическая память, вырабатывается умение логически обрабатывать материал для предметного запоминания
- К 13 годам формируются физиологические основы направленного внимания. Развивается понятийное мышление
| - В период полового созревания затрудняются операции с символами, трудно воспринимаются отвлеченные понятия
- Преобладает механическое запоминание, зубрежка – ведущая к перегрузке
- Немногие учащиеся владеют приемами группировки, классификации, сравнения
| - Использовать возможные вспомогательные средства для запоминания
- Повторно обратиться к алгоритму учебной деятельности
|
- Формируется представление о собственной личности, не всегда правильное и устойчивое
- Подросток ищет покровителя. Идеализирует сильного и слабого
- Сравнение себя с другим
| - Несоответствие уровня притязаний подростка его возможностям
| - Помочь подростку в самооценке своих личных качеств
|
- Становление стержневых избирательных интересов
- Работа в профориентационном направлении (выбор профиля)
| - Устойчивость саморегуляции низкая
- Общественные интересы неустойчивы
- Интерес к предмету слаб – определяется отношением к учителю
| - Выработка навыков саморегуляции
- способности к достижению цели
- потребности подростка в самовоспитании
- Уважение и любовь к учителю – одно из главных условий эффективности обучения
|
- Поведение взрывоопасное, вызванное высокой тревожностью, источником которой является реальная неуспешность школьника в двух значимых для него областях: учение и общение со сверстниками, особенности его самооценки и неблагоприятный социальный опыт, перенесенные жизненные неудачи
| - Несформированность приемов мыслительной деятельности
- Несформированность словарно-логического мышления
- Неумение делать выбор
| - Развивать и поощрять появление хороших черт
|
- Уровень психического развития учащихся не в состоянии в полной мере обеспечить возможность успешного усвоения всего учебного материала и овладения всеми необходимыми навыками
- Нет гармонии с самим собой
| - Неспособность понять изучаемый материал, необходимость действовать на уровне зубрежки вызывает страх, неуверенность в оценочных ситуациях
- На уроке преобладают пассивные формы деятельности по принуждению учителя. В коллективную форму деятельности включаются неохотно
- Велики различия в степени интеллектуального и мотивационного развития школьников
| - Не делать попыток публично разбирать поступки ребенка, ставя его перед классом
- Следить за предупреждением необдуманности в решениях, высказываниях
- Не снижать объем индивидуальной работы
- Порекомендовать позаниматься с другими педагогами
|
- Бегло – в темпе свободной речи выразительно читать научно-популярные, публицистические тексты
- Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины
| - Неумение составлять план ответа
| - Давать задания творческого характера
- Рекомендовать для работы словари и энциклопедии
|