Карта психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ
материал по психологии ( класс) на тему
В данной работе показан образец заполнения карты психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ. (из опыта своей работы)
Разделы:
- Титульный лист
-Согласие на ППС
-Программа психолого педагогического сопровождения
- График диагностической работы
- Лист регистрации консультаций с родителями
-Мониториг (УУД, развитие обучающегося)
-Заключение по психологическому обследованию с рекомендациями для педагогов и родителей
- Программа коррекционно-развивающей работы
- Бланк проделанной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_pps_rebyonka-_invalida.docx | 76.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»
Карта психолого-педагогического сопровождения учащегося
Фамилия ____________________________________
Имя_________________________________________
Отчество ____________________________________
Возраст Дата рождения __________________
Класс ____________________
ФИО родителей (законных представителей)
_______________________________
Адрес ___________________________
Начало учёта _________________________
Окончание учёта______________________________
Причина сопровождения ______________________
Педагог-психолог ____________________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белоярская средняя школа
Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение учащегося в образовательном учреждении
Я, | согласен (согласна) на | ||||
ФИО родителя (законного представителя) | |||||
психолого-педагогическое сопровождение моего ребенка | |||||
(ФИО ребенка, класс) |
Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:
- психологическую диагностику;
- участие ребенка в развивающих занятиях;
- консультирование родителей (по желанию)
- при необходимости - посещение ребенком коррекционно-развивающих занятий;
Психолог обязуется:
- предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (законных представителев);
- не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (законными представителями).
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:
О таких ситуациях Вы будете информированы |
Родители (законные представители) имеют право:
- обратиться к психологу школы по интересующему вопросу;
- отказаться от психологического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов указанных выше), предоставив психологу школы заявление об отказе на имя директора школы.
« | » | 20 | г. |
Подросток имеет инвалидность. У него сахарный диабет. Сахарный диабет в той или иной степени приводит к эмоциональной неустойчивости ребёнка, вызывая нарушения поведения.
Психологические особенности детей с сахарным диабетом:
- агрессивны,
- тревожны, раздражительны (страхи, фобии)
- самооценка на средне-зрелом уровне,
- уровень притязаний низкий,
- проявляется не уверенность в себе,
- конфликтны,
- низкий уровень волевых качеств,
- эмоциональное состояние не стабильно.
Основной целью психологической помощи детям с сахарным диабетом является коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы.
Задачи:
- Обучение ребёнка управлению своими эмоциями.
- Обучение учащегося снижению нервного напряжения (самоуспокоению, нормализации своего психологического состояния).
- Обучение волевому поведению (умению преодолевать трудности, связанные со здоровьем, школьным обучением, общением с другими людьми, определённым образом жизни).
Методы и формы работы:
Пальчиковая гимнастика является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи. Развивают ручную умелость, помогает снять напряжение.
Дыхательная гимнастика - ритмичные и шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, нормализуют психоэмоциональное состояние, выводят из стресса.
Релаксация способствует снятию психического напряжения, повышению эмоционального настроя.
Психогимнастика (мимика и пантомимика).
Основной акцент делается на обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, приобретение навыков в саморасслаблении.
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, а также являются своеобразной проекцией личности.
Сказкотерапия – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния
Ожидаемые результаты:
- осознание и принятие ребёнком своей индивидуальности и стремление к более глубокому самопознанию
- приобретение навыков конструктивного взаимодействия с окружающими
- безусловное положительное отношение к себе и окружающим.
Психологическое сопровождение учащегося строится по следующим направлениям:
- Диагностическая работа.
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребенка в процессе коррекционной работы. Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
- Коррекционно-развивающая работа.
В соответствии с особенностями развития психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка.
- Консультативная работа.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения учащегося и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащегося. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями учащегося, состоянием его соматического и психического здоровья
- Информационно-просветительская работа.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса .
План работы на 2015-2016 учебный год
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Ожидаемые результаты |
Диагностическая работа. | |||
1 | Определение уровня адаптированности учащегося к обучению на уровне среднего образования, выявление трудностей. | Сентябрь - октябрь | Информация о факторах и причинах дезадаптации. |
2 | Анкета «Карта интересов». | Сентябрь | Информация о направленности интересов учащегося. |
3 | Методика «Учебная мотивация» (Лусканова). | Сентябрь | Информация о сформированности внутренней позиции школьника, мотивационные предпочтения в учебной деятельности. |
4 | Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан). | Сентябрь | Информация о самооценочной, межличностной, общей школьной тревожности. |
5 | Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В.Резапкиной). | Сентябрь | Информация о наличии и формах агрессивного поведения. |
6 | Групповая и индивидуальная диагностика исходного уровня сформированности УУД. | Сентябрь – октябрь | Информация об уровне развития УУД. Выявление причин затруднений в формировании УУД и корректирование образовательного процесса. |
7 | Диагностическое обследование по методическому комплексу Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах». | Сентябрь – октябрь | Информация о зоне актуального развития ребёнка. |
8 | Тест «Стиль воспитания». | Октябрь | Информация о стиле семейного воспитания . |
9 | Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте». | Октябрь | Информация о поведенческих проблемах. |
10 | Тест исследование самооценки. | Октябрь | Информация об уровне развитии самооценки. |
11 | Цветовой тест Люшера. | Октябрь | Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам. |
12 | Анкета «Образ будущего». | Октябрь | Информация о временной перспективе. |
13 | Социометрия. | Ноябрь | Информация о статусном положение учащегося в классном коллективе. |
14 | Диагностика сформированности УУД на конец года. | Апрель - май | Информация об уровне развития УУД. |
15 | Контрольная диагностика по итогам коррекционно-развивающих занятий. | Апрель-май | Информация о результатах коррекционной работы. |
Коррекционно-развивающая работа. | |||
1 | Адаптационные занятия «Здравствуй, 5 класс». | Первое полугодие | Предотвращение явлений школьной дезадаптации. Повышение успешности обучения. Улучшение статусного положения ребёнка в коллективе. |
2 | Коррекционно-развивающая работа по предупреждению эмоциональных и поведенческих нарушений в подростковом возрасте «Тайны моего Я» | Ноябрь-апрель | Развитие эмоционально-волевой и мотивационной сфер, социализация. |
3 | Тренинг социальных навыков: «Умей владеть собой». | Сентябрь | Обучение приёмам регуляции и саморегуляции. |
4 | Тренинг: «Развитие мыслительных операций». | Октябрь | Формирование компонентов школьного статуса, относящихся к интеллектуальной сфере. |
5 | Тренинг: «Снятие психологического напряжения». | Ноябрь | Обучение навыкам психоэмоциональной разгрузки. |
6 | Тренинг социальных навыков. «Учимся справляться со своими проблемами». | Апрель | Содействие гармонизации эмоционального состояния учащихся. |
Консультативная работа. | |||
1 | Консультирование педагогов: - «Организации психолого-педагогической поддержки детей в период адаптации. 5 класс» -«Методические рекомендации по организации работы с детьми-инвалидами» - « Профилактике ПАВ и девиантного поведения» | Сентябрь Сентябрь Февраль | Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствие педагогической и психологической стороны деятельности учителя, работающего с учащимся |
2 | Консультирование родителей: - « Рекомендации по организации режима дня ребёнка» -« Как помочь ребенку в учебных делах» - « Как не допустить формирования зависимостей» | Сентябрь Ноябрь Февраль | Повышение психологической компетенции родителей. |
3 | Консультации для учителей и родителей по результатам индивидуальной диагностики учащегося. | Сентябрь-октябрь | Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащемуся, испытывающему трудности в обучении и общении |
4 | Индивидуальные консультации родителей и учителей по остро возникшим психологическим проблемам. | В течение года | Повышение психологической компетенции педагогов и родителей. |
5 | Индивидуальное консультирование учащегося. | В течение года | Выявление и устранение психолого-педагогических проблем у учащегося. |
Информационно-просветительская работа. | |||
1 | Родительское собрание: «Воспитание без насилия». | Сентябрь | Повышение психологической компетенции родителей. |
2 | Круглый стол «Я и мой ребёнок –поиски взаимопонимания». | Октябрь | Повышение психологической компетенции родителей. |
3 | Классный час «Почему они не могут нас понять?» | Февраль | Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами. |
4 | Классный час «Добрый ли ты человек?» | Март | Способствовать формированию моральных норм. |
5 | Неделя психологии «Жизнь прекрасна». | Апрель | Содействие для формирования здорового образа жизни, самоактулизации способствующей личностному росту каждого ребенка, педагогов школы, родителей. |
6 | Разработки памяток для родителей и педагогов. | В течение года | Повышение психологической компетенции родителей и педагогов. |
7 | Выступление на методических объединениях учителей по результатам диагностической и коррекционной работы. | В течение года | Повышение эффективности процесса обучения и воспитания. |
График проведения диагностической работы
на 2015-2016 учебный год
Сфера изучения | Методика | Назначение | Сроки проведения | Согласие родителя (законного представителя) |
Блок - сфера воспитания | ||||
Тип семейного воспитания | Тест «Стиль воспитания» | Стиль семейного воспитания ребенка | 2-я неделя октября | |
Сложности в воспитании | Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте» | Нарушения в поведении | 2-я неделя октября | |
Блок - межличностное взаимодействие | ||||
Взаимоотношения ребенка с педагогами, одноклассниками | Цветовой тест Люшера | Оценка эмоционального отношения к себе, к сверстникам и значимым лицам | 1-я неделя октября | |
Взаимоотношения ребёнка с одноклассниками | Социометрия | Изучить статусное положение учащегося в классном коллективе | 2-я неделя октября | |
Блок - интеллектуальная сфера, познавательные процессы | ||||
Интеллектуальные особенности | Тест «Прогрессивные матрицы Равена» | Общие способности: невербальный интеллект | 3-я неделя сентября 3-я неделя мая | |
Мышление, память | Тест структуры интеллекта Амтхауэра | Способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки Особенности памяти (оперативно логическая память) | 3-я неделя сентября 3-я неделя мая | |
Внимание | Тест Тулуз-Пьерона | Скорость переработки информации и внимания. | 3-я неделя сентября | |
Блок - эмоционально-личностные характеристики | ||||
Личностные особенности | Личностный опросник Кеттелла | Особенности развития личностных качеств | 4-я неделя сентября 3-я неделя мая | |
Самооценка | Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.) | Уровень самооценки | 4-я неделя сентября | |
Тревожность | Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан) | Самооценочная, межличностная, общая, школьная тревожность | 1-я неделя октября | |
Агрессия | Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В.Резапкиной) | Формы агрессивного поведения | 1-я неделя октября | |
Мотивация | Методика «Учебная мотивация» (Лусканова) | Уровень мотивации | 2-я неделя сентября | |
Интересы | Анкета «Мои интересы» | Ведущие интересы | 2-я неделя сентября | |
Представления о будущем | Анкета «Образ будущего» | Временная перспектива | 2-я неделя ноября |
Психолого-педагогическое сопровождение учащегося - инвалида
на 2015-2016 учебный год
Фамилия имя __________________________________________ Класс______________
Дата | Вид работы | Ожидаемые результаты |
Дата | Вид работы | Ожидаемые результаты |
Лист регистрации консультаций с родителями
Тема консультации | Дата проведения | Роспись консультанта | Роспись консультируемого |
Заключение психологического обследования
Фамилия имя _____________Класс _________________
Дата проведения: ____________________
Название методики: Личностный опросник Кеттелла
Цель: выявить особенности развития личностных качеств
Результаты:
Личностные особенности, влияющие на обучение.
Ребенок еще нуждается во внешнем контроле, так как не всегда бывает исполнительным. Он в целом настроен делать все, что надо, но не всегда об этом помнит.
Самоконтроль фактически отсутствует, поведение ситуативно. Ребенок не может направлять свои действия к определенной цели, заранее продумать и подготовить все необходимое, организовать свою деятельность, довести работу до конца. Нуждается в том, чтобы взрослые организовывали его жизнь, но одновременно учили его методам самоорганизации и самоконтроля, рационального планирования
Ребенок с нормальным уровнем активности, умеренно подвижный. Ребенок уже может независимо от того, как его оценивают другие, анализировать собственные поступки и формировать собственное мнение о себе. Оно в основном соответствует тому, что ребенок собой представляет. Он видит свои недостатки, может критически к ним относится.
Ребенок может сам принимать решения и действовать в игровых и бытовых ситуациях. Обычно на лидерство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказывать. С ним можно сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.
Оптимальный уровень тревожности. Имеется адекватная реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях, хорошая адаптивность и гибкость поведения.
Несколько повышенный уровень эмоционального реагирования, проявляется во всех видах деятельности и ситуациях общения, но часто больше внутри, чем вовне. Ребенок может глубоко переживать неприятности, критику, несчастья близких ему людей.
Легко адаптируется в новых условиях, знакомиться с новыми детьми. Может общаться и со взрослыми, не испытывая перед ними робости. Естественен, непринужден в общении. Контактирует с различными микрогруппами в классе.
Ребенок нуждается в общении. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссоры с друзьями.
Средний уровень психического напряжения. Нормальная работоспособность
Рекомендации:
Педагогам:
Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей.
Родителям:
Спокойно, последовательно помогать ребёнку выполнять все школьные дела и домашние обязанности и полноценное ответственное поведение постепенно сформируется.
Помогайте сыну придерживаться определенного распорядка дня, заранее продумывать, планировать все, что ему надо сделать, у него сформируются необходимые навыки самоконтроля.
Педагог - психолог
С заключением ознакомлен (-а) _________________________________________________
__________________________________________________
Дата Подпись Расшифровка подписи
Заключение психологического обследования
Фамилия имя __________________ Класс________________
Дата проведения:
Название методики: Изучение общей самооценки.(Методика Г.Н. Казанцевой)
Цель: выявить уровень развития самооценки
Результаты: Уровень самооценки низкий (заниженная самооценка)
Рекомендации:
Педагогам:
- Создавайте ситуации успеха:
- Снятие страха перед деятельностью
- Оказание скрытой помощи
- Приём авансирования личности
- Приём персональной исключительности
- Эмоциональное поглаживание
Родителям:
Как повысить самооценку ребенка: советы родителям
1. Безусловно, принимать его.
2 Активно слушать его переживания и потребности.
3. Использовать в повседневном общении приветливые фразы
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
Педагог - психолог
С заключением ознакомлен (-а) _________________________________________________
__________________________________________________
Дата Подпись Расшифровка подписи
Заключение психологического обследования
Фамилия имя _______________ Класс________________
Дата проведения:
Название методики: Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)
Цель: выявить проявления различных форм агрессивного поведения, эмоциональных состояний учащегося.
Результаты:
Физическая агрессия - средний уровень.
Косвенная агрессия – средний уровень.
Раздражительность - средний уровень.
Негативизм – высокий уровень.
Обидчивость – высокий уровень.
Подозрительность - высокий уровень.
Вербальная агрессия – высокий уровень.
Чувство вины - низкий уровень.
Рекомендации:
Педагогам:
- Необходимо создавать вокруг учащегося атмосферу доброжелательности, окрашенную положительным эмоциональным тоном, снять конфликтность в общении с педагогами и одноклассниками.
- Выясните, как возникает агрессивное поведение, и каково, возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... . Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?». Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
- Проводить работу по включению учащегося в нравственные оценочные ситуации
Родителям:
- Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
- Родители сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).
- Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.
- Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.
- Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).
Педагог - психолог Дорофеева М.М.
С заключением ознакомлен (-а) _________________________________________________
__________________________________________________
Дата Подпись Расшифровка подписи
Заключение психологического обследования
Фамилия имя ____________ Класс________________
Дата проведения:
Название методики: Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Тест Тулуз-Пьерона. Тест «Прогрессивные матрицы Равена».
Цель: выявить интеллектуальные способности, влияющие на обучение
Результаты:
Понятийное мышление – средний уровень
Абстрактное мышление - средний уровень
Визуальное мышление – хороший уровень
Оперативная логическая память – высокий уровень
Осведомлённость – хороший уровень
Скорость переработки информации – высокий уровень
Внимательность – высокий уровень
Рекомендации:
Педагогам:
- Включать в урок задания на развитие мыслительных операций: анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. (Подборка заданий и упражнений прилагается в электронном виде) .
- Нужно учить ребенка отвечать на вопрос не сразу, говоря вслух все, что ему приходит в голову, а сначала мысленно выделять в вопросе главное и искать соответствующую информацию.
- Полезно учить мальчика пользоваться опорными схемами, таблицами для анализа содержания урока или параграфа, наглядного представления сути изучаемой темы. При этом отрабатываются как сами операции мышления, так и улучшается понимание материала.
Родителям
- Расширяйте кругозор ребёнка, его основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у сына знания и впечатления, обсуждая с ним прочитанные книжки, анализируя поведения людей.
- После чтения текста просите ребёнка пересказать, ответить на вопросы, задать свои.
Ребёнок должен при чтении текста выделять смысл каждого абзаца и формулировать его одним предложением, обязательно своими словами. (Сначала он может только находить в тексте предложение, в котором отражается главная мысль.)
Педагог - психолог
С заключением ознакомлен (-а) _________________________________________________
__________________________________________________
Дата Подпись Расшифровка подписи
Заключение психологического обследования
Фамилия имя _____________ Класс_______________
Дата проведения:
Название методики: Анкета «Оценка школьной мотивации » Н.Г. Лускановой
Цель: определение уровня школьной мотивации
Результаты:
Положительное отношение к школе, но школа привлекает его внеучебной деятельностью.
Он достаточно благополучно чувствует себя в школе, однако чаще ходит в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, и учебный процесс его мало привлекает
Рекомендации:
Педагогам: Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:
- Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
- Уверенность в себе;
- Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности;
- Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
- Потребность и возможность в самовыражении,
- Принятие и одобрение значимыми людьми;
- Актуализация творческой позиции;
- Осознание значимости происходящего для себя и других;
- Потребность в социальном признании;
- Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
- Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей .
Родителям
Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:
- Уверенность в себе;
- Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности;
- Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
- Принятие и одобрение значимыми людьми;
- Осознание значимости происходящего для себя и других;
- Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей ;
- Потребность в социальном признании;
Педагог - психолог
С заключением ознакомлен (-а) _________________________________________________
__________________________________________________
Дата Подпись Расшифровка подписи
Заключение психологического обследования
Фамилия имя _______________ Класс________________
Дата проведения:
Название методики: Тест «Стиль воспитания»
Цель: определить стиль семейного воспитания ребенка
Результаты: демократический стиль общения с ребёнком. При демократическом стиле воспитания ребёнок растёт с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми. Ребёнок знает, что родители всегда смогут его выслушать и помочь. Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины. Демократический стиль воспитания является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.
Рекомендации:
Родителям:
Помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!
Поддерживайте в ребёнке стремление стать лучше, доверяйте ему, демонстрируйте примеры правильного поведения.
Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!
Педагог - психолог
С заключением ознакомлен (-а) _________________________________________________
__________________________________________________
Дата Подпись Расшифровка подписи
Развитие универсальных учебных действий
Фамилия имя _____________________________
Универсальные учебные действия | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5класс | ||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
1 | Личностные УУД | ||||||||||
1.1 | Внутренняя позиция школьника | ||||||||||
1.2 | Самооценка – регулятивный компонент | ||||||||||
1.3 | Мотивация учебной деятельности | ||||||||||
1.4 | Нравственно-этическая ориентация | ||||||||||
2 | Регулятивные УУД | ||||||||||
2.1 | Умение учиться и способность к организации своей деятельности | ||||||||||
3 | Познавательные УУД | ||||||||||
3.1 | Универсальные логические действия | ||||||||||
3.2 | Постановка и решение проблемы | ||||||||||
4 | Коммуникативные УУД | ||||||||||
4.1 | Коммуникация как общение | ||||||||||
4.2 | Коммуникация как кооперация | ||||||||||
4.3 | Коммуникация как условие интериоризации |
Психологические качества | 1 класс | 2 класс | |||||||
н.г | к.г. | н.г | к.г. | ||||||
Интеллектуальные способности, влияющие на обучение | |||||||||
1 | Речевое развитие | ||||||||
2 | Понятийное: интуитивное логическое | ||||||||
3 | Речевое мышление | ||||||||
4 | Образное мышления | ||||||||
5 | Абстрактное мышление | ||||||||
6 | Визуальное мышление: линейное структурное структурно-динамическое | ||||||||
7 | Кратковременная речевая память | ||||||||
8 | Кратковременная зрительная память | ||||||||
9 | Зрительно-моторная координация | ||||||||
10 | Скорость переработки информации | ||||||||
11 | Внимательность | ||||||||
12 | Навык чтения | ||||||||
Личностные особенности, влияющие на обучение | |||||||||
1 | Тревожность | ||||||||
2 | Энергия | ||||||||
3 | Настроение | ||||||||
Психологическая характеристика (1-2 класс)
Психологические качества | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | |||||||||||||
н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | ||||||||||
Интеллектуальные способности, влияющие на обучение | |||||||||||||||||
1 | Понятийное мышление: интуитивное логическое категоризация | ||||||||||||||||
2 | Абстрактное мышление | ||||||||||||||||
3 | Самостоятельность мышления | ||||||||||||||||
4 | Дивергентное мышление | ||||||||||||||||
5 | Визуальное мышление: линейное структурное динамическое комбинаторное | ||||||||||||||||
6 | Осведомленность | ||||||||||||||||
7 | Пространственное мышление | ||||||||||||||||
8 | Образный синтез | ||||||||||||||||
9 | Оперативная логическая память | ||||||||||||||||
10 | Скорость переработки информации | ||||||||||||||||
11 | Внимательность | ||||||||||||||||
12 | Навык чтения | ||||||||||||||||
13 | Математические навыки | ||||||||||||||||
Личностные особенности, влияющие на обучение | |||||||||||||||||
1 | Исполнительность | ||||||||||||||||
2 | Волевой самоконтроль | ||||||||||||||||
3 | Активность | ||||||||||||||||
4 | Самокритичность | ||||||||||||||||
5 | Независимость, самостоятельность | ||||||||||||||||
6 | Тревожность | ||||||||||||||||
7 | Эмоциональность | ||||||||||||||||
8 | Активность в общении | ||||||||||||||||
9 | Потребность в общении | ||||||||||||||||
10 | Психическое напряжение | ||||||||||||||||
11 | Физиологическая энергия |
Психологическая характеристика
______ _____________
Пояснительная записка
У подростков с ОВЗ отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера; частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их нервно-психическими состояниями. У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение.
Цель программы: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач.
Задачи:
- Мотивировать учащихся на формирование первичных навыков самоанализа.
- Дать понятие об эмоционально-личностной сфере.
- Сформировать представление о формах и навыках личностного общения в группе сверстников, способов достижения взаимопонимания.
- Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.
- Мотивировать учащихся на формирование потребности в саморазвитии и самопознании.
- Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.
- Учить применять методы аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации для снятия психоэмоционального напряжения.
Приёмы и формы работы:
Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:
- ритуал приветствия,
- разминку,
- основное содержание,
- рефлексию по поводу данного занятия,
- ритуал прощания.
В ходе работы используются:
- игровые методы,
- метод группового обсуждения,
- арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание)
- сказкотерапия,
- метод аутогенной тренировки,
- психогимнастика.
Все занятия имеют одни и те же цели:
- познавательные: сделать на основе наблюдений самостоятельные выводы, зафиксировать их в знаковой и речевой форме;
- регулятивные: выделить и проговорить последовательность операций;
- коммуникативные: уметь слушать собеседника, вступать в учебный диалог, договариваться.
Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.
Ожидаемые результаты:
- становление и развитие личности учащегося как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения;
- умение адаптироваться в сложных современных условиях;
- повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
- развитие эмпатии как чувства сопереживания к другому человеку;
- уменьшение негативных эмоциональных проявлений (негативизм, немотивированное упрямство, склонность к агрессивным проявлениям в межличностном взаимодействии с одноклассниками, замкнутость, апатичность);
- воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях;
- формирование необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.
Программа «Тайна моего Я» рассчитана на 17 часов. Частота занятий - 1 раз в неделю.
Содержание программы
Раздел I. Личностное самоопределение. (7 часов).
- Представление о самом себе.
- Познание своего Я.
- Формирование адекватной самооценки.
- Самопринятие.
- Моя индивидуальность.
- Я в своих глазах и глазах других людей.
- Чувство собственного достоинства.
Раздел II. Учимся жить в современном мире.(10 часов).
- Эмоции и чувства.
- Работа с обидами.
- Как справиться с гневом.
- Агрессивное (конфликтное) поведение.
- Навыки саморегуляции.
- Мотивы наших поступков.
- Взаимопомощь.
- Управляем действиями и поступками.
- Взаимодействие с окружающими людьми.
- Будьте собой, но в лучшем виде.
Список литературы.
- Грецов А.Г. , Попова Е.А. Пойми как ты взрослеешь /Информационно-методические материалы для подростков. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – Спб, СПбНИИ физической культуры 2005
- Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции /Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – Спб, СПбНИИ физической культуры 2006- СПб.: Питер, 2006
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков - СПб.: Питер, 2007
- Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. - Москва, 2003.
- Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. М., 1990
- Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей диагностика, коррекция, психопрофилактика М. 2001.
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я»: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: «Генезис», 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка
В данном документе представлен образец написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....
Психолого - педагогическая характеристика на ребёнка дошкольного возраста на ПМПКА
Образец психолого-педагогической характеристики на дошкольника....
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
Карта психолого-педагогического сопровождения слабомотивированных (неуспевающих) учащихся
Повышение учебной мотивации остается актуальной проблемой и может быть не только источником информации о состоянии преподавания, но и механизмом его развития, нужно помнить, что процесс формирования у...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Речевая карта младшего школьника. Карта психолого-педагогического сопровождения.
Индивидуальная карта ученика включает: первичное обследование, текущие наблюдения, выводы по итогам учебного года при анализе следующих аспектов: понимание обращенной речи, общая характеристика собств...
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...