Особенности семейного воспитания
материал (5 класс) по теме
Слова В.А. Сухомлинского:«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_semeynogo_vospitaniya.docx | 24.17 КБ |
pamyatki_roditelyam.docx | 13.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание: «Особенности семейного воспитания».
(раздать смайлики родителям и разделить на группы)-3 группы
Здравствуйте уважаемые родители! Спасибо, что вы пришли сегодня на наше родительское собрание. Это является первым проявлением того, что вы – любящие родители, т.к. вас интересует та обстановка, в которой ребенок проводит почти треть суточного времени. Безусловно, школа значимая существенная среда для поддержания становления личности.
Прежде, чем объявить тему беседы, предлагаю сесть удобнее и расслабиться.
Для начала давайте познакомимся. Каждому надо назвать свое имя и сказать, что ему нравиться и добавить, какой он человек(прилагательное). Например, Меня зовут Людмила Алексеевна, мне нравиться ходить в походы, я сентиментальна и т.д.
У вас на столах лежат листки бумаги. Возьмите их в руки, закройте глаза и пожалуйста выполняйте, то, что я вам буду говорить.
Задания:
- Сложите лист пополам.
- Сложенный лист еще раз пополам.
- Оторвите верхний правый угол
- Оторвите нижний правый угол.
- Откройте глаза.
Посмотрите на то, что у вас получилось. Все «бумажные творения» не похожи, хотя, вы все выполняли одинаковые задания.
Вывод: бумажные узоры отличаются друг от друга, так и мы с вами не похожи друг на друга. У нас разные характеры, взгляды на жизнь, однако, есть то, что нас объединяет – наши дети. Дети тоже не похожи друг на друга.
Задание: из перепутанных слов восстановить пословицы и афоризмы.
Что у нас получилось? Какие общие слова встретились? О чем мы с Вами сегодня будем говорить? Правильно, о семейных отношениях.
Задание - придумать каждой группе девиз родительского собрания (можно строчкой из песни, можно пословицу или поговорку, строчку стихотворения) – на плакате нарисовать солнышко и вписать девиз в него.
Cлайд-1
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Слайд-2
Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.
Слайд-3
Эпиграфом собрания будут слова В.А. Сухомлинского «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства.»
Слайд-4
Давайте вспомним главные функции воспитания:
- Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка;
- Обеспечение безопасности;
- Обеспечение адаптации к жизни;
- Воспитание ребенка
Слайд-5
Стрелы семейного воспитания
Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей.
Слайд 6
Ребенок ждет нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, одобрения, заботы, похвалы, улыбки.
Слайд 7
Кумир семьи
Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела.
Слайд 8
Гиперопека
Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней . Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями — это поражение. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста.
Слайд-9
Гипоопека»
Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой ребенок не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить.
Слайд- 10
«Ежовые рукавицы»
Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нем срываются. Такой ребенок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.
Слайд- 11
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.
Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи ребенка родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои не оправдавшиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать в детях. И малыши должны учить английский, играть на скрипке, писать, читать, едва родившись, чтоб оправдать тщеславие родителей. Другой вариант такого воспитания — когда ребенку поручают заботиться о младших в доме или же о престарелых, причем не понарошку, и играя, а в самом прямом смысле слова, что, безусловно, тяжким бременем ложится на плечи ребенка и отражается на психике ребенка, который не по возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход из создавшегося положения. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.
Слайд-12
Воспитание «в культе болезни»
Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая- все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок — маленький тиранчик. Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь.
Слайд-13
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
14 слайд - Совет 1 Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.
15 слайд- Совет 2 Сделайте жизнь ребенка интересной и много образной. Уделяйте ему больше свободного времени. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах.
16 слайд- Совет3 Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга. Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи.
17 слайд - Совет 4 Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах. Слушая ребенка следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Разговаривайте друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.
18 слайд - Совет 5 Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей. Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем.
Слайд-19
Итак, мы разобрали функции родителей и заглянули в мир ребенка. Немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как совершается процесс взаимодействия между родителями и детьми, и рассмотрели под своим углом — действительно ли хорошо ребенку рядом с нами.
Слайд-20
Успехов Вам в воспитании детей!
Немного отдохнем, отойдем от темы. Игра называется «Любимые животные».
Каждый участник рисует на плакате свое любимое животное и рассказывает, чем оно его привлекает, как оно связано с его характером. Можно ситуацию сопровождать действиями и движениями, характерными для данного животного.
Вернемся в нашу тему. Проведём тренинг - Закройте глаза и произнесите про себя два слова «моя семья». Посидите секунду, прислушайтесь, какие чувства вы ощутили. (Высказывания родителей). Да эти два коротких слова вызывают чувство доброты, заботы, уюта, спокойствия, любви, теплоты.- нарисуйте на плакате семью.
Вот и эти ваши рисунки о своей семье ключ к внутреннему вашему миру. В них отражены ваши спокойствие, мечты, любовь к детям.
Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми.
С давних пор о семье говорили с любовью и уважением - если это крепкая, счастливая семья. До нас дошли легенды, притчи и пословицы о семье. Давайте вспомним их. Я начну, а вы заканчивайте.
«В гостях хорошо, а … (дома лучше)».
«Не красна изба углами, а …(красна пирогами)».
«Когда семья вместе, и …(сердце на месте)».
«На свете всё найдётся, кроме…(отца и матери)».
«Семья – это…(семь Я)».
Для создания эмоциональной атмосферы прочитать сказку “Слезы ивы”. ( на столах текст)
“…Ива плакала. Прозрачные слезы ее капали в воду, и по гладкой поверхности озера расходились хрупкие круги. Ива плакала о своей горькой участи. “Почему я всегда одна, а ветви мои всегда опущены. Почему мне всегда хочется плакать, и я тоскую целыми днями?” – спрашивала она себя. Но ответа не было; вместо него в озеро капали ее слезы, и иве становилось еще тоскливее. “Другие деревья хороводы водят, ветви их к солнцу тянутся, небу радуются, а я все вниз смотрю. От тоски сгорбилась, не от старости…” – сетовала и плакала ива…”.[
2. После прослушивания сказки предложить каждой команде собрания написать конец сказки и ответить на вопрос: почему плакала ива? Время для написания 3 минут. Афиширование работ.
3. теперь совместно в своих группах создать образ семьи в виде дерева, а также определить те составляющие, без которых невозможна жизнь семьи и дерева. (Для каждой группы подготовить ватман, фломастеры, маркеры)
4. Презентация работ. (каждая группа показывает свои картины и комментирует).
Рефлексия. Родители садятся в общий круг на стулья. Учитель предлагает каждому участнику высказаться по кругу, завершая предложение: «Сегодня я понял, что семья……..»
В заключении хочу прочитать стихотворение:
«Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка, дедушка, пап, мама и я,
Мы называемся вместе – семья!»
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
В конце раздать памятки для родителей.
Предварительный просмотр:
Родителям
Дети учатся тому, что видят в своей жизни
- Если ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять.
- Если ребенок видит враждебность, он учится драться.
- Если над ребенком насмехаются, он учится быть робким.
- Если ребенка постоянно стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
- Если ребенок окружен терпимостью, он учится быть терпимым.
- Если ребенка поддерживают, он учится уверенности.
- Если ребенка хвалят, он учится ценить других.
- Если с ребенком обходятся справедливо, он учится справедливости.
- Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить.
- Если ребенка ободряют, он учится нравиться самому себе.
- Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.
Дорис Лоу Ноулт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Особенности семейного воспитания"
родителшьское собрание в 6 классе....
практико-ориентированный проект "Особенности семейного воспитания"
В ходе родительского собрания родители актуализируют знания об основных стилях воспитания, которые они применяют при воспитании наших детей. Узнают о том как происходит процесс взаимодействия между ро...
"Особенности семейного воспитания"
Родительское собрание для родителей учащихся 1-9 классов...
Особенности семейного воспитания
Особенности семейного воспитания...
Особенности семейного воспитания
Как важно быть любимым ребёнком, желанным! Любите детей, помогите им вырасти счастливыми, здоровыми....
«ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Родительское собрание...
Анкеты "Особенности семейного воспитания"
Анкеты для определения особенностей семейного воспитания подростка...