Информационно-аналитическая доклад о ходе работы с детьми с ОВЗ 2012 - 2016 гг.
статья по психологии на тему

Ольга Викторовна Еремина

Краткий анализ работы педагога -психолога работы с детьми в рамках реализации Программы развития учрееждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklado_rabote_s_detmi_ovz_2012-2016_g_.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-аналитическая доклад о ходе работы с детьми с ОВЗ

 2012 - 2016 гг.

         Работа с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности проводилась в соответствии с разработанной Программой развития Центра. Данная программа  была разработана творческой группой  специалистов Центра и утверждена Советом Центра на 2012-2016 гг.

Организация работы с данной категорией обучающихся строилась в соответствии принятой  правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. Принятая Концепция определила   приоритетные цели и задачи, решение которых позволит реализовать новую философию образования, акценты которой сместились на индивидуально-ориентированную педагогическую, психологическую, социальную, правовую помощь ребенку и его семье.

Оценка всех реализуемых направлений деятельности Центра, в том, числе и по работе с обучающимися ОВЗ, назревших инновационных изменений определяет стратегические линии, и меры по их реализации, заложенные в Программе развития Центра на 2012-2016 гг.

Цель деятельности Центра в рамках Программы развития заключалась в модернизации внутренних условий Центра и расширении социального партнерства для обеспечения психологического и социального здоровья, личностного  и интеллектуального развития детей, их адаптации в социуме, повышении психологической грамотности и психологической защищенности всех участников образовательного процесса.

Одним из направлений реализации поставленной цели, являлся проект  «Особый ребенок».

 Целью данного проекта являлось совершенствование качества работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с особыми возможностями здоровья на всех возрастных этапах. Проект состоял из 2-х мини-проектов:  «Академия семейного воспитания» и «Я смогу», которые реализовывали педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи. Каждый мини-проект, в свою очередь, состоял из индивидуальных и групповых психолого-педагогических программ различной направленности, которые позволял решать следующие задачи:

- профилактика нарушений социализации детей с особыми возможностями здоровья;

- коррекция и развитие интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер детей с особыми возможностями здоровья;

- развитие психолого-педагогической грамотности родителей и педагогов.

Одновременная реализация этих комплексных мини-проектов позволила  осуществлять преемственность в работе с детьми разных возрастов, включать в образовательное пространство детей с различной степенью нарушений и создавать систему доступных и качественных образовательных услуг  для детей с особыми возможностями здоровья.

В рамках  проекта   «Особый ребенок» в мини-проекте «Я смогу» была разработана, апробирована и  реализована программа: «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников».

Целью данной программы являлось развитие познавательных процессов и логического мышления детей младшего школьного возраста.

        В ходе реализации поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Определение уровня сформированности элементарных логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного и др.
  2. Коррекция и развитие необходимых познавательных процессов и мыслительных операций.

        Программа  проводилась с обучающимися младшего  школьного возраста, как в индивидуальной, так и групповой форме.  В ходе работы по данной программе на каждый курс отводилось  по  22 часа с учетом входной и итоговой диагностик. Логика построения программы подразумевала  проведение ее в  несколько этапов:

  1. входная диагностика (выяснить исходный уровень развития познавательной и интеллектуальной сфер учащихся),
  2. проведение курс занятий,
  3. итоговая диагностика (выявление динамики развития показателей развития познавательной и интеллектуальной сфер).

        Режимом реализации программы,  были одна или две встречи в неделю, продолжительностью 1-2 часа. Выбор варианта проведения программы зависел от режима образовательного учреждения,  на базе которого она реализовывалась.

        Критерием результативности и предполагаемым результатом работы по данной программе являлся достаточный для данного возраста уровень сформированности вышеперечисленных мыслительных операций и познавательных процессов на момент окончания занятий.

        Программа была составлена на этапе разработки проекта «Особый ребенок», на базе авторской программы Л.Ф. Тихомировой (/Развитие познавательных способностей детей. Ярославль 1996). Для реализации программы «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников»  в рамках мини-проекта «Я смогу» были выбраны  детях с ОВЗ, обучающихся в начальной школе.

Поскольку, именно младший школьный возраст чрезвычайно благодатный период школьного обучения. Заложенные в нем возможности связаны, прежде всего, с развитием познавательных способностей, усвоением интеллектуальных аспектов учебной деятельности – стандартов понятийного мышления и научной лексики. Учащиеся данного возраста приходят в новый для большинства из них мир понятий, научных систематизированных знаний, новых способов общения и изложения своих мыслей.

        Изучение особенностей развития учащихся начальной школы показало, что познавательные процессы и логические операции не всегда достаточно сформированы, а это может являться  причиной возникающих трудностей, связанных с обучением, как на начальном этапе, так и в последующих классах. Поэтому для успешного обучения, необходимо помочь развитию психических процессов и становлению психических функций учащихся.

        Ведущие специалисты в области психологии и педагогики говорят о том, что от успешности в обучении во многом зависит и личностное развитие младшего школьника. Поэтому трудности в учебной деятельности могут стать причиной низкой оценки учащимися своей личности в целом.

Данный аспект неоднократно становился центральным в исследованиях Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и других.

        Реализация программы была направлена на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде.

Концептуальные основы данной программы опираются на исследования Л.С. Выготского, который отмечает  в своих исследованиях, что интенсивное развитие у детей происходит в младшем школьном возрасте. И развитие мышления, в свою очередь, приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые произвольные процессы.

        А так же на исследования Д. Б. Эльконина, который  отмечал связь уровня развития познавательных процессов с развитием мыслительных операций. Он считал, что с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. В связи с этим дети еще не умеют организовать смысловое запоминание, не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.

Таким образом, совершенно очевидна, что в преодолении трудностей в обучении у обучающихся работа над развитием логического мышления была просто необходима.

В ходе апробации программа «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников»  реализовывалась на базе МОУ № 92 в октябре – декабре 2012 года. В работе участвовали 12 интегрированных обучающихся с ОВЗ начальной школы. Для выявления эффективности коррекционно-развивающей работы был использован следующий диагностический инструментарий: «Корректурная проба» (Тулуз – Пьерон), «10 слов» (А.Р. Лурия), Методика диагностики словесно-логического мышления (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров).

Сравнительный анализ данных, полученных по итогам входной и повторной диагностик, уровня развития познавательной сферы показал, что по окончании курса занятий, у большинства учащихся присутствовала положительная динамика всех показателей познавательной сферы. Количество обучающихся с уровнем развития внимания в пределах возрастной нормы увеличился на 9%, на 42% прибавилось детей с уровнем развития памяти в рамках нормы, на 33% детей со средним уровнем развития словесно-логического мышления. Среди обучающихся, принимавших участие в диагностике, были и такие, у которых так же  выявилась положительная динамика, показателей, но общий уровень  развития познавательной и интеллектуальной сфер,  только приблизился к границам нормы. Педагоги и родители  обучающихся с ОВЗ были  ознакомлены с  полученными результатами и рекомендациями по дальнейшей коррекции и развитию детей.

После апробации, на этапе реализации  коррекционо-развивающая программа с целью увеличения ее эффективности была дополнена  рядом методов и приемов.

        Поскольку переход учащихся из начального звена в среднее коренным образом меняет условия учения, то предъявляются более высокие требования не только к интеллектуальному развитию школьников, но и к уровню сформированности у них учебных действий, уровню произвольности, способности к саморегуляции и т. п.

        В связи с этим  в целях повышения эффективности развивающей работы, проводимой с обучающимися  начальных классов, на занятиях целесообразно использовать методы и приемы, способствующие и личностному развитию.

  1. Создание «ситуации успеха» на занятии, особенно для слабоуспевающих школьников поможет укрепить их уверенность в собственные силы, повысит мотивацию к выполнению заданий.
  2. Использование приемов самопроверки и взаимопроверки, повысит уровень произвольности и  саморегуляции.

        Использование телесных упражнений для активации центральной нервной системы обогатят информацией, идущей от окружающей среды, формируя понимание мира, и создадут основу для развития новых интеллектуальных возможностей школьников.

        Все предложенные упражнения делятся на четыре группы:

Движения, пересекающие среднюю линию тела (Перекрестные шаги, двойные рисунки, Вращение шеи).

Упражнения, углубляющие позитивное отношение (Крюки, Позитивные точки).

Упражнения, растягивающие мышцы тела (Сова, Гравитационное скольжение).

Упражнения, повышающие энергию тела (Энергетическая зевота, Думающий колпак).  

         Оптимальная последовательность упражнений, представлена следующим образом:

энергичность – стакан воды;

ясность – Кнопки мозга;

активность – Перекрестные шаги;

позитивность – Крюки.

На этапе реализации программы «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» в 2013/2014, 2014/2015, учебных годах была организована работа с обучающимися ОВЗ,  образовательных учреждениях города.

В МОУ № 69 курс развивающих занятий прошли 4 человека, сравнительный анализ данных полученных  по итогам дух диагностик показал положительную динамику выделенных показателей. На 25% увеличилось количество обучающихся, чей уровень развития отдельных логических операций  и в целом словесно-логического мышления достиг возрастной нормы. Кроме этого по окончании курса были получены положительные отзывы от педагогов учреждения и родителей детей с ОВЗ. Они отметили положительные изменения,  как в интеллектуальной, так и в личностной сфере  детей.

В МОУ № 78 занятия по развивающей программе были организованы для 21 ребенка с ОВЗ. Сравнительный анализ данных полученных в ходе мониторинга развития интеллектуальной и познавательной сфер показал, что, как и в предыдущих группах присутствует положительная динамика по критериям эффективности программы. В ходе сравнения показателей выявилось, что  количество детей с уровнем развития  внимания  в пределах возрастной нормы увеличилось на 5%, процесса запоминания на 48% , словесно-логического мышления на  24%.

Таким образом, в очередной раз работа по данной программе показала свою эффективность. Педагоги, администрация и родители были ознакомлены с полученными результатами и рекомендациями по ее дальнейшему развитию обучающихся. Для педагогов школы проведен семинар, на котором были актуализированы знания об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

На этапе подведения итогов и анализа результатов реализации Программы развития Центра,  учетом требований ФГОС коррекционно-развивающая программа «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» реализовывалась с активным использованием современных образовательных технологий. Таких, как:

  • Дифференцированный подход в обучении, который способствовал  выявлению и раскрытию индивидуальности каждого обучающегося. 
  • Технология развивающего обучения, в рамках которой взаимодействие педагога и обучающихся строилось на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся, включало стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
  • Развивающие психологические тренажеры, они позволили  развивать определенное свойство, качество или навык, повышали интерес к занятиям и т их эффективность, формировали у ребенка отношение к компьютеру как к средству  обучения и развития, где можно в интересной форме совершенствовать свои  мыслительные процессы.

Во время реализации на базе МБУ № 87 Работа проводилась с  двумя группами обучающихся вторых  классов. В каждой из них в течение полугодия, занятия проводились с периодичностью 1 раз в неделю по 1 часу. Всего данный курс занятий за год прошел 21 обучающийся.

С данной формой работы  обучающиеся были знакомы, и занятия вызывали у них преимущественно положительные эмоции,  Они охотно выполняли предлагаемые им задания и активно наполняли занятия своим содержанием. Например, на некоторых занятиях второклассникам предлагалось придумать задания для сверстников по образцу.

Несколько человек изначально были настроены настороженно, из-за стеснения и неуверенности в себе,  но после нескольких занятий стали чувствовать себя комфортно и принимать самое активное участие в развивающих играх и упражнениях.

        Сравнительный анализ уровня развития познавательной сферы обучающихся до и после  развивающих занятий  показал, показал, что у большинства из них отмечается положительная динамика, практически по всем выделенным показателям. В ходе анализа выяснилось, что на 5% увеличилось количество обучающихся с уровнем развития внимания в пределах нормы. На 48% прибавилось количество второклассников с уровнем развития памяти в пределах нормы. Необходимо так же отметить, что среди школьников, которые прошли курс развивающих занятий,  есть такие у которых, так же как и у остальных отмечается положительная динамика показателей, но в пределах выявленного изначально уровня, и уровень развития отдельных познавательных процессов пока остается за нижними границами  возрастной нормы.

Что касается динамики показателей, отражающих уровень развития отдельных мыслительных операций  и всего мышления в целом, то необходимо отметить, что тенденции, выявленные  выше, сохраняются и здесь. Так, у обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, повысился до уровня возрастной нормы запас знаний и представлений об окружающем мире (с 30% до 60%); возросло умение классифицировать предметы и явления окружающего мира по заданным признакам (с 60% до 80%), усовершенствовались умения действовать и выполнять задания по аналогии (с 30% до 60%), обобщать предметы и явления окружающего мира в группы по существенному признаку и обозначать эти группы смысловыми понятиями (с 70% до 90%).

 В итоге у 24% от числа всех  обучающихся, принимавших участие в работе, повысился до возрастной нормы общий уровень словесно логического мышления.  Но есть и те, у которых наблюдается положительная динамика выделенных показателей, но в целом уровень развития их мышления не соответствует возрастной норме. С ними необходима дальнейшая  работа, направленная на развитие необходимых мыслительных операций. Полученные результаты  с рекомендациями по дальнейшему развитию и поддержанию показателей познавательной и интеллектуальной сфер доведены до сведения педагогов и родителей. С определившейся группой обучающихся запланирована работа по программе И.В. Дубровиной «Уроки психологии в школе».

            Таким образом, можно сделать вывод, о том, что по всем значимым показателям, выявлена положительная динамика. Т.е. можно говорить о том, что реализованная программа положительно повлияла на развитие познавательной и интеллектуальной сфер обучающихся.

        Подводя итоги реализации коррекционно-развивающей программы на протяжении нескольких лет, в разных образовательных учреждениях можно сделать вывод о том, что после прохождения курса, обучающиеся с ОВЗ, имеют стойкие положительные изменения в развитии познавательной и интеллектуальной сферы. Уровень динамики достаточно стабилен, но зависит не только от работы специалиста, но и   от особенностей развития обучающихся на начальном этапе работы.

        Как и результаты работы в рамках отдельного направления (мини-проект «Я смогу») анализ хода реализации программы развития Центра на 2012-2016 гг. показал эффективность инновационных изменений в развитии учреждения. Дальнейшее внедрение в практику работы всех теоретических наработок позволит улучшить результативность образовательного процесса, обновить его содержание и внести свой вклад в совершенствование качества городской системы образования. В целом же, анализ управляемого процесса показывает, что поставленные Центром задачи, реализованы.

        

Педагог – психолог

ГБУ ЦППМСП «Личность» г.о. Тольятти

Еремина О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Работа с детьми повышенной мотивацией в обучении английского языка"

В сообщении содержатся приёмы и методы повышения мотивации обучающихся у изучению иностранного языка, примеры форм работы с детьми повышенной мотивации на разных ступенях обучения....

Доклад на тему: «Работа с детьми «группы риска».

Дети «группы риска» – это дети, подверженные  воздействию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов, в результате чего они более склонны к правонарушениям, насилию ...

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом"

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом" был представлен на окружном обучающем семинаре "Теоретические и практические а...

Доклад "Социальная профориентационная работа с детьми ОВЗ"

Выступление на педагогических чтениях...

ДОКЛАД "Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в летний период"

Муниципальное автономное образовательное учреждение«Образовательный центр имени Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны»Энгельсского муниципального района Саратовской области....

Информационно-аналитическая справка по итогам проверки работы детских творческих объединений и секций

Справка  по итогам проверки работы детских методических объединений и секций...

Доклад "Методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации"

Доклад «методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации »...