Портрет одаренного ребенка
статья по психологии на тему
.Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_odarennogo_rebenka.rar | 12.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Портрет одаренного ребенка.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? В психологии до сих пор не сложилось общего представления о природе одарённости, существуют лишь два основных варианта объяснения природы одарённости: первый вариант предполагает, что каждый человек по-своему одарён. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребёнка на развитие своих способностей. Второй вариант предполагает одарённость детей как дар «свыше», которым наделены только избранные. Данный вариант предполагает актуальной проблему выявления одарённых детей, но ставит под сомнение возможность дальнейшего развития одарённости. В таком случае следует относиться к одарённым детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой зависит развитие всего человечества. Определимся, что же понимать под термином “одаренность”?
Одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Одаренность - от слова «дар», (дар природы, Божий дар). Кстати, такое понимание есть и в других языках, в частности, в английском. Там одаренность - giftedness от слова «дар» - gift.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.
Одаренные дети впитывают всю новую информацию «как губка» И как губка при отжиме, ребенок выдает эту информацию взрослым, в виде новых слов, требований, поступков. И, как правило, он гордится тем, что вызывает у взрослых изумление и восторг. Это дает толчок к дальнейшему пополнению знаний.
Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли. Он может говорить бесконечно. У него в голове такой объем информации! При этом его нужно слушать обязательно, ему нужна аудитория, даже не восхищение и аплодисменты, а люди, с которыми он мог бы знаниями поделиться. И он очень огорчается, если его не хотят воспринимать. Одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам. Такой ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают его выбирать в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Но как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а программа средней школы может предложить совсем немного. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными.
Важно приучить такого ребенка к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У него трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Использованные интернет-ресурсы
- http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=673/
- http://www.almavest.ru/ru/favorite/2010/12/30/184/
- Кулемзина А. Отношения: одаренный ребенок - образовательная система // Лучшие страницы педагогической прессы.- 2002.- N 6.- С. 71-78.
- http://www.pedlib.ru/Books/1/0036/1_0036-1.shtml
- http://www.psychology-online.net/articles/doc-1518.html
- http://www.psyparents.ru/read/books/2573/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"
«Одаренному ребенку---одаренный педагог». Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва. Эпиграфом своего педа...
Портрет одаренного ребенка
Каждый человек, рождаясь на свет, уже генетически уникален, неповторим и одарен в той или иной области. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А подд...
Одаренность. Одаренный ребенок-кто он?
Презентация к выступлению на МО "Работа с одаренными детьми в УДОД"...
«Одаренному ребенку – одаренный педагог».
Презентация использовалась на заседании ШМО по вопросу работы с одаренными детьми...
Международный фестиваль педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"
Инновационные технологии работы с одаренными обучающимися и перспективы решения проблем одаренности....
Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка. Роль социального педагога в работе с одаренными детьми.
Выступление на районном семинаре....
КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (рекомендована в работе с одаренными детьми)
Большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития за...