План работы педагога-психолога по суицидальному риску
материал по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
_________________________________
МБОУ "СОШ № 9" г. Абакана
"___" _______________ 20__ г.
____________________
ПЛАН РАБОТЫ
по профилактике суицида среди детей и подростков
на 2015-2016 учебный год
в МБОУ города Абакана "Средняя общеобразовательная школа № 9"
Профилактическая работа с детьми, склонными к суицидальному поведению
При организации работы с данной категорией подростков психолог преследует несколько целей:
- установить эмпатический контакт;
- получить развёрнутую информацию, позволяющую сделать вывод о степени суицидального риска, в настоящее время и в ближайшем будущем;
- провести полное индивидуально диагностическое обследование, определив факторы угрозы;
- составить перечень индивидуальных и групповых коррекционных и реабилитационных занятий;
- организовать индивидуальное сопровождение родителей (консультирование, рекомендации по семейному воспитанию).
Индивидуальное коррекционное сопровождение подростка склонного к совершению суицидальных попыток
- формирование социальных установок;
- изменение системы ценностей;
- усиление роли антисуицидальных факторов с акцентом на ценности жизни как таковой;
- самоактуализация Я;
- выработка адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующих ситуациях;
- уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;
- формирование системы компенсаторных механизмов, направленных в частности, на появление внутренней возможности отступление в субъективно непреодолимой ситуации;
- наблюдение за детьми;
- оказание социально-психологической помощи и поддержки учащимся.
Просвещение и профилактика суицидального поведения | |||||||
№ | Содержание работы / участники | Сроки | Ответственный | ||||
Организационный блок | |||||||
1 | Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | в течение года | психолог, кл.руководитель, Зам.директора по ВР | ||||
2 | Подборка психологических методик для психодиагностического исследования детей и подростков с проблемным поведением | сентябрь | психолог | ||||
3 | Программа по профилактике суицида и укреплению здоровья среди детей и подростков совместно с Центром психолого-педагогической поддержкой и социальной помощи | октябрь-май | специалисты ЦПППиСП, психолог | ||||
Диагностический блок | |||||||
Работа с учащимися 1- 11 классов | |||||||
№ | Наименование | Сроки | Классы | ||||
1 | Методика Дембо-Рубинштейна «Самооценка» Проективный тест «Дерево и Человек» Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан) | октябрь/март | 5 класс | ||||
Методика Дембо-Рубинштейна «Самооценка» Проективный тест «Дерево и Человек» Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан) | 6 класс | ||||||
Методика для определения самооценки Методика изучения склонности к суицидальному поведению (М.В. Горская) Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан) | 7 класс | ||||||
Шкала депрессии Зунге (Т.И. Балашовой) Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан) Тест «СР-45» | 8-11 классы | ||||||
Только с детьми, у которых выявлена склонность к суицидальному поведению | |||||||
5 | Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) | декабрь | |||||
6 | Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёвой) | декабрь | |||||
7 | Проективная методика «Несуществующее животное» | январь | |||||
8 | Проективная методика «Человек под дождем» | март | |||||
9 | Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей) | январь | |||||
10 | Методика «Опросник суицидального риска» А.Г. Шмелев | февраль | |||||
11 | Методика «Биографический опросник» | апрель | |||||
* | Беседы с родителями детей, у которых выявлены данные склонности и классными руководителями | Выдача результатов с описанием. Рекомендации по поведению и воспитанию ребенка | 1-11 классы | ||||
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственный | ||||
Коррекционно-развивающий блок | |||||||
1 | Тренинги по предупреждению суицидального поведения | Только с детьми, у которых выявлена склонность к суицидальному поведению | психолог | ||||
2 | Занятие «Барьеры непонимания» | ||||||
3 | Занятие по повышению самооценки «Нарисуй подарок самому себе» | ||||||
4 | Занятие «Письмо признания для матери» | ||||||
5 | Тренинг "Одиночество - одна из причин жизненных ситуаций" | ||||||
Профилактический блок | |||||||
1 | Индивидуальная работа с детьми по выявлению суицидальных наклонностей. | в течение года | Кл. руководитель психолог | ||||
2 | Консультации (беседы) с родителями у которых выявлены данные склонности и классными руководителями | ||||||
3 | Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин) | Для родителей детей, у которых выявлены данные склонности и классными руководителями | психолог | ||||
Работа с педагогами | |||||||
1 | Консультация «Профилактика насилия над детьми в семье и школе» | ноябрь | психолог | ||||
2 | Совещание с классными руководителями «О сохранности жизни и здоровья учащихся» | декабрь | психолог, социальный педагог, Зам.директора по ВР | ||||
3 | Консультация с классными руководителями «Особые дети» | январь | психолог | ||||
Работа с родителями | |||||||
1 |
| ноябрь | завуч по ВР, психолог, кл.руководитель, социальный педагог | ||||
| декабрь | ||||||
| февраль | ||||||
| март | ||||||
| апрель | ||||||
| Для родителей детей, у которых выявлены данные склонности | ||||||
2 | Патронаж семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. | В течение года | психолог, кл.руководитель, социальный педагог | ||||
3 | Анализ работы по профилактике суицидального поведения школьников | май | психолог |
Педагог-психолог Кульпина М.С.
Методики
Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку)
Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.
Описание состояний(Айзенк)
I
1) Не чувствую в себе уверенности.
2) Часто из-за пустяков краснею.
3) Мой сон беспокоен.
4) Легко впадаю в уныние.
5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6) Меня пугают трудности.
7) Люблю копаться в своих недостатках.
8) Меня легко убедить.
9) Я мнительный.
10) Я с трудом переношу время ожидания.
II
11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых в1е-таки можно найти выход.
12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16) Я нередко чувствую себя беззащитным.
17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18) Я чувствую растерянность перед трудностями.
19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III
21) Оставляю за собой последнее слово.
22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23) Меня легко рассердить.
24) Люблю делать замечания другим.
25) Хочу быть авторитетом для других.
26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30) Я мстителен.
IV
31) Мне трудно менять привычки.
32) Нелегко переключать внимание.
33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34) Меня трудно переубедить.
35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
36) Нелегко сближаюсь с людьми.
37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
38) Нередко я проявляю упрямство.
39) Неохотно иду на риск.
40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
- 1...10 вопрос - тревожность;
- 11... 20 вопрос - фрустрация;
- 21...29 вопрос - агрессивность;
- 31...40 вопрос - ригидность.
Оценка и интерпретация баллов
I. Тревожность:
0...7 баллов - не тревожны; 8...14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15...20 баллов - очень тревожный.
II. Фрустрация:
0...7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8...14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 15...20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
0...7 баллов - вы спокойны, выдержаны; 8... 14 баллов - средний уровень агрессивности; 15...20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
0...7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость, 8...14 баллов - средний уровень; 15...20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни
Рисуночный тест "Мое настроение"
Инструкция для упражнения "Моё настроение": нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.
Опишите своё настроение словами - какое оно? Детям можно задавать наводящие вопросы: грустное или веселое? От чего такое? Это ожидание чего-то или про прошедшие события? А какое настроение ты бы хотел?
Теперь измените этот рисунок так, чтобы он изображал то настроение, которое вы хотите для себя. Изменить нужно именно этот рисунок, не надо рисовать новый. Можно дорисовать новые детали или зарисовать его полностью, покрутить лист и увидеть с нового ракурса другую картину. Можно порезать и переклеить части в другом порядке, меняйте свое настроение любым способом! Главное - чтобы в итоге получилось именно такое настроение, которое бы вы хотели сохранить на долгое время (например, спокойное или радостное, нежное, или влюбленное...)
Экспресс-методика выявления тревожности учащихся 3-5 классов.
Цель: определить уровень тревожности учащихся младшего школьного возраста.
Детям предлагается оценить свое самочувствие в последнее время.
Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы
«В последнее время…»
- Я быстро устаю (да, нет)
- Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет)
- Я чувствую себя свободнее (да, нет)
- У меня появилось головокружение/ слабость/ подташнивание (да, нет)
- Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет)
- Мне не хватает уверенности в себе (да, нет)
- Я чувствую себя в безопасности (да, нет)
- Я избегаю трудностей (да, нет)
- Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет)
- У меня стало больше конфликтов (да, нет)
- Домашние задания стали интереснее (да, нет)
- Я хуже понимаю объяснения учителя (да, нет)
- Я долго переживаю неприятности (да, нет)
- Я не высыпаюсь (да, нет)
- Хочу, чтобы меня учила моя учительница (да, нет)
Подсчет баллов:
Начисляется по 1 баллу:
за каждый ответ «да» на вопросы – 1,4,5,6,8,9,10,12,13,14,15
«нет» на вопросы – 2,3,7,11
Оценка уровня тревожности:
1-4 балла – низкий уровень
5-7 баллов – средний уровень
8-10 баллов – повышенный уровень
11-15 баллов – высокий уровень.
Шкала социально-ситуационной тревоги
Кондаша (1973)
Цель: выявление разных видов тревожности
Материал: бланки с вопросами.
Ход: данная диагностика построена так, чтобы человек не выявлял у себя тревожность или ее отсутствие ситуативно, а наоборот оценивал обстоятельства, вызывающие ту или иную степень тревоги, и умел анализировать действительные причины тревоги.
Данная методика направлена на выявление разных видов тревожности:
а) школьная тревожность;
б) самооценочная тревожность;
в) межличностная тревожность, вызванная общением со сверстниками.
Виды тревожности, выявляемые при помощи данной шкалы обозначены следующим образом:
Виды тревожности | Номера пункта шкалы |
школьная | 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30 |
самооценочная | 3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29 |
межличностная | 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26 |
Обработка результатов
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются как показатели соответствующих видов тревожности, показатели по всей шкале отражают общий уровень тревожности.
Показатели уровня тревожности
№ | Уровень тревожности | Группа учащихся | Уровень различных видов тревожности (в баллах) | ||||
класс | пол | общая | школьная | самооценочная | межличностная | ||
1 | Нормальный | IX | Дев. Юн. | 30-62 17-54 | 7-19 4-17 | 4-18 11-21 | 7-20 5-17 |
X | Дев. Юн. | 17-54 10-48 | 2-14 1-13 | 6-19 1-17 | 4-19 3-17 | ||
XI | Дев. Юн. | 35-62 23-47 | 5-17 5-14 | 12-23 8-17 | 5-20 5-14 | ||
2 | Несколько повышенный | IX | Дев. Юн. | 63-78 55-73 | 20-25 18-23 | 22-26 19-25 | 21-27 18-24 |
X | Дев. Юн. | 55-72 49-67 | 15-20 14-19 | 20-26 18-26 | 20-26 18-25 | ||
XI | Дев. Юн. | 63-76 48-60 | 18-23 15-19 | 24-29 18-22 | 21-28 15-19 | ||
3 | Высокий | IX | Дев. Юн. | 79-94 74-91 | 26-31 24-30 | 27-31 26-32 | 28-33 25-30 |
X | Дев. Юн. | 73-90 68-86 | 21-26 20-25 | 27-32 27-34 | 27-33 26-32 | ||
XI | Дев. Юн. | 77-90 61-72 | 24-30 20-24 | 30-34 23-27 | 29-36 20-23 | ||
4 | Очень высокий | IX | Дев. Юн. | >94 >91 | >31 >30 | >31 >32 | >33 >30 |
X | Дев. Юн. | >90 >86 | >26 >25 | >32 >34 | >33 >32 | ||
XI | Дев. Юн. | >90 >72 | >30 >24 | >34 >27 | >36 >23 | ||
5 | «Чрезмерное спокойствие» | IX | Дев. Юн. | <30 <17 | <7 <4 | <11 <4 | <7 <5 |
X | Дев. Юн. | <17 <10 | <2 - | <6 - | <4 <3 | ||
XI | Дев. Юн. | <35 <23 | <5 <5 | <12 <8 | <5 <5 |
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
к методике «Шкала социально-ситуационной тревоги
Кондаша (1973)»
Инструкция
В данном тесте перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными и вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.
- Если ситуация не кажется вам неприятной, обведите кружком цифру «0».
- Если она немного беспокоит вас, обведите цифру «1».
- Если ситуация неприятна и вызывает серьезное беспокойство, обведите цифру «2».
- Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру «3».
- Если ситуация для вас крайне неприятна, вы не можете перенести ее, вызывает у вас сильное беспокойство и страх, обведите цифру «4».
Ваша задача представить степень угрозы, уровень тревожности в той или иной ситуации и обвести кружком одну из цифр.
Мне неприятно...
1. Отвечать у доски – 0 1 2 3 4
2. Пойти в гости к незнакомым людям – 0 1 2 3 4
З. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах – 0 1 2 3 4
4. Разговаривать с директором школы – 0 1 2 3 4
5. думать о своем будущем -0 1 2 3 4
6. Когда учитель смотрит в журнал и выбирает, кого бы спросить – 0 1 2 3 4
7. Меня критикуют и в чем-то упрекают -0 1 2 3 4
8. На меня смотрят, когда я что-нибудь делаю
(наблюдают за мной во время работы, решения задачи) – 0 1 2 3 4
9. Делать контрольную работу – 0 1 2 3 4
10. Когда после контрольной работы учитель вслух произносит отметки – 0 1 2 3 4
11. Меня игнорируют или не обращают внимания – 0 1 2 3 4
12. У меня что-то не получается – 0 1 2 3 4
13. Жду родителей с родительского собрания – 0 1 2 3 4
14. Мне грозит неудача или провал – 0 1 2 3 4
15. Когда я слышу за своей спиной смех или шепот – 0 1 2 3 4
16. Сдаю экзамены в школе - 1 2 3 4
17. Когда на меня сердятся без видимой на то причины – 0 1 2 3 4
18. Мне предстоит выступать перед большой аудиторией – 0 1 2 3 4
19. Предстоит важное решающее дело – 0 1 2 3 4
20. Не понимаю объяснения учителя – 0 1 2 3 4
21. Со мной не согласны и противоречат моему мнению - 0 1 2 3 4
22. Сравниваю себя с другими – 0 1 2 3 4
23. Проверяют мои способности - 0 1 2 3 4
24. Со мной разговаривают как с маленьким – 0 1 2 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает мне вопрос – 0 1 2 3 4
26. Одноклассники вдруг резко замолчали, когда я подошел – 0 1 2 3 4
27. Оценивается моя работа – 0 1 2 З 4
28. Думаю о своих проблемах – 0 1 2 3 4
29. Мне необходимо принять важное решение – 0 1 2 3 4
30. Не могу справиться с домашним заданием – 0 1 2 3 4
Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности
(Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Шкала реактивной тревожности (РТ)
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
№ | Суждение | Нет, | Пожалуй, | Верно | Совершенно |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я испытываю сожаление | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я чувствую себя отдохнувшим | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я не доволен собой | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряженности | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала личностной тревожности (ЛТ)
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
№ | Суждение | Нет, | Пожалуй, | Верно | Совершенно |
21 | Я испытываю удовольствие | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я очень быстро устаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Обычно я чувствую себя бодрым | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я принимаю все слишком близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Обычно я чувствую себя в безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обработка и интерпретация результатов
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ = Σ 1 - Σ 2 + 35,
где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
Σ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.
ЛТ = Σ 1 - Σ 2 + 35,
где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
Σ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При интерпретации результат можно оценивать так:
до 30 - низкая тревожность;
31 - 45 - умеренная тревожность;
46 и более - высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в "лучшем свете".
Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности.
Опросник суицидального риска
модификация Т.Н. Разуваевой
Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.
Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением "+", в случае несогласия с утверждением "-".
- Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
- Вас часто одолевают мрачные мысли.
- Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
- В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
- Вам определенно не везет в жизни.
- Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
- Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
- Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.
- Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
- Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
- Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.
- Вы считаете себя обреченным человеком.
- Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.
- У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
- Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.
- В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
- Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
- Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.
- В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.
- Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.
- Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
- Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.
- Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.
- Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
- Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.
- Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
- Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.
- Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.
- Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.
Обработка результатов
По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса (см. Таблицу №1). Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.
Таблица №1
Субшкальный диагностический | Номера суждений | Индекс |
Демонстративность | 12, 14, 20, 22, 27 | 1, 2 |
Аффективность | 1, 10, 20, 23, 28, 29 | 1, 1 |
Уникальность | 1, 12, 14, 22, 27 | 1, 2 |
Несостоятельность | 2, 3, 6, 7, 17 | 1, 5 |
Социальный пессимизм | 5, 11, 13, 15, 17, 22, 25 | 1 |
Слом культурных барьеров | 8, 9, 18 | 2, 3 |
Максимализм | 4, 16 | 3, 2 |
Временная перспектива | 2, 3, 12, 24, 26, 27 | 1, 1 |
Антисуицидальный фактор | 19, 21 | 3, 2 |
Содержание субшкальных диагностических концептов
- Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как "шантаж", "истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда "диалог с миром" может зайти слишком далеко.
- Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.
- Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом "непроницаемости" для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.
- Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох".
- Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы все недостойны меня".
- Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об "экзистенции смерти". Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования".
- Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
- Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.
- Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.
Бланк ответов
Номер | + / - | Номер | + / - |
1 |
| 16 |
|
2 |
| 17 |
|
3 |
| 18 |
|
4 |
| 19 |
|
5 |
| 20 |
|
6 |
| 21 |
|
7 |
| 22 |
|
8 |
| 23 |
|
9 |
| 24 |
|
10 |
| 25 |
|
11 |
| 26 |
|
12 |
| 27 |
|
13 |
| 28 |
|
14 |
| 29 |
|
15 |
|
|
|
Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)
Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта
Инструкция. Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам самим понравилась.
Интерпретация результатов
Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.
Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.
Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку. Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля.
Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, — это ваша любовь к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе суицидальные наклонности.
Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить.
Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.
Диагностика враждебности
(по шкале Кука – Медлей)
Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя преложенную шкалу:
6 – обычно,
5 – частично,
4 – иногда,
3 – случайно,
2 – редко,
1 – никогда.
- Я часто встречаю людей, называющих себя экспертами, хотя они таковыми не являются.
- Мне часто приходилось выполнять указания людей, которые знали меньше, чем я .
- Многих людей можно обвинить в аморальном поведении.
- Многие люди преувеличивают тяжесть своих неудач, чтобы получить сочувствие и помощь.
- Временами мне приходилось грубить людям, которые вели себя невежливо по отношению ко мне и действовали мне на нервы.
- Большинство людей заводят друзей, потому что друзья могут быть полезны.
- Часто необходимо затратить много усилий, чтобы убедить других в своей правоте.
- Люди часто разочаровывали меня.
- Обычно люди требуют большего уважения своих прав, чем стремятся уважать права других.
- Большинство людей не нарушают закон, потому что боятся быть пойманными.
- Зачастую люди прибегают к нечестным способам, чтобы не потерять возможной выгоды.
- Я считаю, что многие люди используют ложь, для того чтобы двигаться дальше.
- Существуют люди, которые настолько мне неприятны, что я невольно радуюсь, когда их постигают неудачи.
- Я часто могу отойти от своих принципов, чтобы превзойти своего противника.
- Если люди поступают со мной плохо, я обязательно отвечаю им тем же, хотя бы из принципа.
- Как правило, я отчаянно отстаиваю свою точку зрения.
- Некоторые члены моей семьи имеют привычки, которые меня раздражают.
- Я не всегда легко соглашаюсь с другими.
- Никого никогда не заботит то, что с тобой происходит.
- Более безопасно некому не верить.
- Я могу вести себя дружелюбно с людьми, которые, по моему мнению, поступают неверно.
- Многие люди избегают ситуаций, в которых они должны помогать другим.
- Я не осуждаю людей за то, что они стремятся присвоить себе все, что только можно.
- Я не виню человека за то, что он в своих целях использует других людей, позволяющих ему это делать.
- Меня раздражает, когда другие отрывают меня от дела.
- Мне бы определенно понравилось, если бы преступника наказали его же преступлением.
- Я не стремлюсь скрыть плохое мнение о других людях.
Обработка результатов и интерпретация
Ключ
Шкала цинизма: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 19, 20, 22
Шкала агрессивности: 5, 14, 15, 16, 21, 23, 24, 26, 27
Шкала враждебности: 8, 13, 17, 18, 25
Варианты ответа | Баллы |
1 – обычно | 6 |
Интерпретация результатов для шкалы цинизма:
65 баллов и больше – высокий показатель;
40-65 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;
25-40 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;
25 баллов и меньше – низкий показатель.
Интерпретация результатов для шкалы агрессивности:
45 баллов и больше – высокий показатель;
30-45 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;
15-30 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;
15 баллов и меньше – низкий показатель.
Интерпретация результатов для шкалы враждебности:
25 баллов и больше – высокий показатель;
18-25 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;
10-18 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;
10 баллов и меньше – низкий показатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР «Работа педагога – психолога с детьми «группы риска»
Цели семинара:— Обсудить факторы и критерии, определяющие детей «группы риска».— Познакомить с опытом работы с детьми «группы риска» в СОШ №6.— Обсудить влияние системы воспитательной рабо...
Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска» (презентация)
Данная презентация является сопровождением для выступления "Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися группы риска...
Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска»
Современные методы профилактической работы педагога-психологас обучающимися «группы риска»(Выступление на РМО педагогов-психологов А.В. Чекановой)В «Педагогической поэме» А.С. Макаренко писал:«П...
План работы педагога – психолога по профилактике правонарушений и работе с детьми “группы риска” 2017-2018 уч.год.
Планработы педагога – психолога по профилактикеправонарушений и работе с детьми “группы риска”2017-2018 уч.год....
Индивидуальный план работы педагога-психолога с детьми «группы риска» на 2018-2019 учебный год.
Индивидуальный план работы педагога-психолога с детьми «группы риска» на 2018-2019 учебный год....
План работы педагога-психолога с детьми группы риска на 2018-2019 учебный год
План работы составлен в соответствии с Программой «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС ООО на 2015-20...
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...