Самооценка
материал по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Выступление психолога на педсовете. 30.01.2014.
Самооценка. Дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем главным критериям:
- Когнитивная компетентность: способность решать проблемы и достигать поставленных целей;
- Социальная компетентность: способность поддерживать отношения с другими людьми;
- Физическая компетентность: « что я умею или не умею делать» - бегать, прыгать и тд.
- Кодекс поведения: « хороший ли я»
С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и тд.
В некоторых теориях самооценка рассматривается как результат совокупного восприятия наших способностей во всех областях жизни. Поскольку некоторые области представляются более важными, чем другие (к примеру, нас может не беспокоить собственный внешний вид или физическая сила), мы склоны взвешивать важность каждого мнения, а не суммировать их. Согласно другим взглядам на развитие самооценки, в ее основу ложаться мнения и суждения других людей.
Зеркальное «Я»-термин использованный Чарльзом Кули для передачи идеи о том, что самосознание человека во многом обусловлено реакциями окружающих людей. Таким образом, другие люди играют роль, «зеркала», смотрясь в которое, мы можем судит о самих себе.
Усвоенная беспомощность. Склонность организма к прекращению попыток избегать воздействия неприятного стимула, так как в прошлом все подобные попытки заканчивались неудачей. В ходе экспериментальных исследований этого феномена на собак воздействовали разрядами электрического тока, не давая им убежать. После нескольких разрядов собаки больше не пытались скрыться, даже когда им предоставлялась очевидная возможность для бегства.
Сбывающееся пророчество. Убежденность в том, что события часто происходят в соответствии с нашими предсказаниями. Так , если сообщить студенту, что он провалиться на экзаменах, он может настроить себя соответствующим образом, поверить в неизбежность провала, махнуть рукой на подготовку и в конце концов действительно потерпит неудачу, исполнив пророчество. «Я неизбежно провалюсь. Все говорят мне, что я безнадежен». Отсутствие должной подготовки и знакомства с предметом сделай свое дело: «Я провалился на экзамене». «Они были правы, я безнадежен»- сбывающееся пророчество в действии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лист самооценки педагогической деятельности учителя
Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Ваша профессио...
Классный час «Моя самооценка, или как полюбить себя»
классный час по данной теме можно провести в 8-10 классах...
Классный час "Характер человека. Самооценка"
Классный час для старших классов...
Роль семьи в формировании адекватной самооценки старших подростков
Высветить проблемы формирования подростковой самооценки; обсудить с родителями способы поддержания самооценки подростков....
Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы
Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы...
Самооценка умственно отсталого ребёнка. Пути повышения самооценки.
По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки – один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Отсюда понятно, что учителя вспомогательных школ должны овладеть необходимыми сведени...
Самооценка.Виды,проявления.Секрет про самооценку. Л.А.Соколова.
Учебный материал для уроков по психологии....