Самооценка.Виды,проявления.Секрет про самооценку. Л.А.Соколова.
статья по психологии (9 класс) на тему
Учебный материал для уроков по психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 5.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Самооценка.Виды,проявления.Секрет про самооценку.
Л.А.Соколова.
Самооценка - это то, как человек оценивает сам себя, свои способности и возможности, качества и место среди других людей.
Бывает: АДЕКВАТНАЯ И НЕАДЕКВАТНАЯ.
Адекватная: -высокая Неадекватная: -заниженная
-средняя -завышенная
-низкая
Чем реальнее человек соотносит свои жизненные притязания со своими способностями и возможностями, тем адекватнее его самооценка.
"СЕКРЕТ" ПРО САМООЦЕНКУ:
КАК ЧЕЛОВЕК ОТНОСИТСЯ К СЕБЕ, ТАК К НЕМУ ОТНОСЯТСЯ И ОКРУЖАЮЩИЕ.(при адекватной самооценке).
Главные факторы самооценки - статус и компетентность человека. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе.
На что влияет самооценка
Самооценка - инструмент в руках той или иной личности, а как личность этот инструмент употребит - вопрос отдельный.
Относясь к ядру личности, С. является важнейшим регулятором её поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
С. связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой.
Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной С., вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). С. получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.
В работах советских психологов показано влияние С. на познавательную деятельность человека (восприятия, представления, решение интеллектуальных задач), определены приёмы формирования адекватной С., а в случае её деформации — её преобразования путём воспитательного воздействия на личность.
Самооценка и достижения.
В руках мудрого человека завышенная самооценка даст ему необходимый ситуативный ресурс: если очень верить в себя, прибавляется сил, можно сделать больше.
В руках недалекого человека его завышенная самооценка вызовет смех окружающих: "Ну что ты из себя мнишь!" и приведет к неудаче.
Тем не менее, обычно повышение самооценки усиливает веру в себя и делает человека более успешным, более эффективным.
Проявления здоровой самооценки:
1. Лицо, манера разговора и движения отражают удовольствие, получаемое от самой жизни.
2. Легко, прямо и честно говорит о достоинствах и недостатках (дружеское отношение к фактам).
3. Испытывает комфорт, говоря и выслушивая комплименты, выражения приязни, одобрения и т.п.
4.Открыт для критики и признает свои ошибки, поскольку самооценка не привязана к образу "совершенства".
5.Слова и движения обладают качествами легкости и спонтанности (отсутствует борьба с самим собой).
6.Существует гармоничная связь между тем, что человек говорит и делает и тем, как он выглядит, звучит и движется.
7.Наблюдается принцип открытости и любопытства по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни.
8.Чувства тревоги и небезопасности (если есть) менее ошеломляющи, поскольку их принятие, управление ими и проживание редко воспринимаются как нечто, невообразимо трудное.
9. Налицо способность наслаждаться юмористическими аспектами жизни - своей и других.
10.В реакциях на ситуации и задачи присутствует гибкость, проявляемая в духе изобретательности и даже игривости, поскольку существует доверие к себе, а жизнь не рассматривается как игрушка рока.
11.Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом.
12.Есть способность сохранять гармоничность и достоинство в условиях стресса.
Физические показатели здоровой самооценки:
1.Глаза живые и яркие.
2. Расслабленное лицо, естественный цвет и хорошая кожа (при отсутствии болезни).
3.Естественное положение подбородка - в "созвучии" со всем телом.
4. Мышцы нижней челюсти расслаблены.
5.Плечи держатся прямо, но расслаблены.
6. Кисти рук расслаблены и спокойны. Руки также спокойны и расслаблены.
6. Поза хорошо сбалансирована, спина прямая и расслабленная.
7.Походка имеет качество целеустремленности (без агрессивности и властности).
8.Интенсивность голоса соответствует ситуации, произношение ясное.
Заметьте качество расслабленности в противоположность хроническому напряжению, говорящему о наличии некоего внутреннего конфликта, расщепленности, самоизбегания.
Самооценки не может быть слишком много, ее может либо быть достаточно, либо недоставать. Вопрос об избытке самооценки поднимают люди, не уверенные в себе.
Мощь самооценки на рабочем месте.
Самооценка может быть наиболее важным психологическим ресурсом при решении жизненных задач, в первую очередь - на рабочем месте.
Фундаментальный аспект самооценки - доверие собственной способности учиться, судить, решать. Неспособность принимать решения - одна из главных причин неуспеха в менеджменте, самостоятельной трудовой деятельности. По общему мнению принятие решения требует рассмотрения самого по возможности широкого контекста задачи. Полезно задаться вопросами: Что я знаю обо всех факторах, способных повлиять на мое решение? Каковы все предвидимые последствия моего решения? На кого и как оно повлияет? Высокая самооценка позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями; иметь убежденность в том, что ты достоин успеха; добиваться высокого уровня социальной кооперации; чувствовать собственную значимость в рабочем процессе. Самооценка - репутация, которую мы зарабатываем в собственных глазах.
Л.А.Соколова
12.09.2012
при подготовке материала использовались:
Лит.: Ананьев Б. Г., Психология педагогической оценки, в кн.: Труды института мозга им. В. М. Бехтерева, т. 4, Л., 1935; Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Липкина А. И., Рыбак Л. А., Критичность и самооценка в учебной деятельности, М., 1968; Липкина А. И., Самооценка и формирование личности школьника, "Вопросы философии", 1973, № 12; Hoppe F., Erfolg und Misserfolg, "Psychologische Forschung", 1930, № 4; Allport G. W., Pattern and growth in personality, N. Y., 1961.
А. И. Липкина.
Яндекс.Словари › БСЭ, 1969-1978
http://www.samrazvitie.ru/psihologs2.html
http://www.psychologos.ru/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0l
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальная экскурсия на Соколовую гору г.Саратова
Экскурсия на Соколовую гору, обзор мемориального комплекса "Журавли"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/26/picture-88234.jpg)
НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема:Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге"
Тема: Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге".Задачи:1. Учить пересказывать рассказ по составленному логопедом плану.2. Развивать внимание, память.3. Обогащать...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-171628-1357147048.jpg)
Сонеты У.Шекспира (аудио, образец, исп. О.В.Соколова)
Данный материал - звуковые образцы чтения сонетов У.Шекспира. Может быть использован при заучивании сонетов наизусть на уроках или при подготовке к проведению внеклассных мероприятий, посвященны...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-146292-1353148960.jpg)
Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы
Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335416-1383721632.jpg)
Самооценка умственно отсталого ребёнка. Пути повышения самооценки.
По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки – один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Отсюда понятно, что учителя вспомогательных школ должны овладеть необходимыми сведени...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-1373911-1673266024.jpg)
Самооценка— ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Как поднять самооценку простыми упражнением
Человек как личность — самооценивающее существо. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка пре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-525343-1416039240.jpg)
Методическая разработка : Психологический тренинг для педагогов с элементами мастер-класса «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения»
Содействие развитию и совершенствованию личности педагога через формирование адекватной самооценки....