«Работа с детьми группы риска во время подготовки к ЕГЭ»
учебно-методический материал по психологии на тему

Хумбун Айлана Аракчааевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Эрзин Эрзиснкого кожууна

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для учителям

На тему:

«Работа с детьми группы риска во время подготовки к ЕГЭ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнила:

                                                            Педагог-психолог Хумбун А.А.  

 

 

 

Правополушарные дети.

Краткая психологическая характеристика

Правополушарными таких детей называют услов­но, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена ак­тивность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо разви­тое образное мышление. Запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор, аналогий. Правополушарные дети могут испытывать затруд­нения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно составлять конспекты, планы. Таким детям трудно выделять главное, но они хоро­шо обобщают.

При устном опросе, если они не знают ответа, то могут его придумать или рассказать то, что знают из других областей. Ответы часто хаотичны. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Они задают оригинальные вопросы, их ответы тоже часто оригинальны.

Стратегии поддержки

Учить выделять главное. Убедить ребенка в эффек­тивности этой непривычной для него стратегии. Субъ­ективное удобство — не показатель эффективности.

Критерий — то, что спрашивается в тесте. Нужно ори­ентировать таких детей на выявление основного в каж­дом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?

Учить вчитываться в текст, особенно в задании группы С, отвечать на вопрос: «Про что именно тебя спрашивают?» Перед тем как заполнить бланк, попросить записы­вать первые пять мыслей, пришедших в голову после прочтения вопроса из группы С. Затем проранжировать эти записи в порядке значимости. И только потом записывать ответ. При подготовке задействовать образы, метафоры, картинки.

 

Тревожные и неуверенные дети

 

Краткая психологическая характеристика

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и др.). Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества ра­боты.

При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспраши­вают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали. Они часто грызут ручку, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности

Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ре­бенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Стратегии поддержки

Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаме­национном этапе. Задача взрослого—поощрение, под­держка. В этом огромную роль играют поддерживаю­щие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, на­поминая о серьезности предстоящего экзамена и зна­чимости его результатов.

Очень важно обеспечить тревожным детям ощу­щение эмоциональной поддержки на самом экзаме­не. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и др. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один».

Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» — лучше всего, не вникая в содер­жание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

 

Дети испытывающие

недостаток произвольности и саморегуляции.

 

Краткая психологическая характеристика

Обычно этих детей характеризуют как «невнима­тельных», «рассеянных». У них сформированы все психические функции, не­обходимые для того, чтобы быть внимательными, но об­щий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. ЕГЭ требует очень высокой организованности де­ятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточ­ном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

 

Стратегии поддержки

На этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности раз­личные внешние опоры. Такими опорами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для вы­полнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку, и пр.

Во время экзамена таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линей­ку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы он научился использовать эти опоры на предва­рительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

Необходимо привлекать родителей для помощи детям в домашних условиях организовывать деятель­ность и структурировать время.

Перфекционистки и отличники

 

Краткая психологическая характеристика

Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.

Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще. Им не­достаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. На экзамене возможный камень преткновения для них — необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

 

Стратегии поддержки

Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для по­лучения отличной оценки нет необходимости выпол­нять все задания. Во время экзамена перфекционисту нужно помочь распределить время. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще оста­лось?» — и помогать ему скорректировать собствен­ные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следу­ющему заданию».

 

Астенические дети

Краткая психологическая характеристика

Основная характеристика астеничных детей — вы­сокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устаimage
ют, у них снижается темп деятельности и резко увели­чивается количество ошибок. Во время уроков они нередко ложатся на парту, подпирают голову рукой или начинают раскачиваться, тем самым пытаясь себя тонизировать. Как правило, утомляемость связана с особенностя­ми высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую при­роду, поэтому возможности ее коррекции крайне огра­ниченны. ЕГЭ требует высокой работоспособности на протя­жении достаточно длительного периода (3 часа). По­этому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

Стратегии поддержки

При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Неко­торые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный ре­жим подготовки; чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, до­статочно спать. Родителям астеничных детей стоит получить кон­сультацию у психоневролога или невропатолога о воз­можности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов. Во время экзамена астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше ор­ганизовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и др.). Можно научить детей нескольким простым физи­ческим упражнениям для плечевого пояса, шеи, го­ловы, которые он сможет незаметно для окружающих использовать непосредственно на экзамене для под­держания своей работоспособности.

Гипертимные дети

 

Краткая психологическая характеристика

Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они могут сде­лать множество дел за короткое время, они импульсив­ны и порой несдержанны. Быстро выполняя задания, они зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собствен­ных ошибок. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собран­ности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости.

Особенностью этой категории детей часто являет­ся также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Они не расстраиваются из-за плохих оценок.

 

Стратегии поддержки

Основной принцип, которым нужно руководство­ваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Учи­телю важно научить ребенка проверять свою работу (при необходимости используя прием дистанцирова­ния: «Представь, что проверяешь не свою работу, а ра­боту Коли). Очень важно не пытаться изменить темп деятель­ности, особенно с помощью инструкций типа «Не торо­пись». Ребенок все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо создать у таких детей ощущение важ­ности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огром­ное значение имеют результаты ЕГЭ. Во время экзамена гипертимным детям нужно мяг­ко и ненавязчиво напоминать о необходимости само­контроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возмож­ность с кем-то общаться была у них минимальна.

 

Застревающие дети

Краткая психологическая характеристика

Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с тру­дом переключаются с одного задания на другое. Они долго настраиваются и вникают при выпол­нении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще боль­ше. Они основательны и зачастую медлительны. Они практически никогда не укладываются в отведенное время.

 

Стратегии поддержки

Навык переключения внимания тренировать до­вольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую за­дачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение пере­ключаться. Можно также заранее определить, сколько време­ни можно потратить на каждое задание на экзамене. На экзамене задача взрослого — по мере возмож­ности мягко и ненавязчиво помогать таким детям пе­реключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.

1. Введение,  2. Специфика социально-педагогического исследования детей  «группы  риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...

Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

План работы педагога – психолога по профилактике правонарушений и работе с детьми “группы риска” 2017-2018 уч.год.

Планработы педагога – психолога   по профилактикеправонарушений и работе с детьми “группы риска”2017-2018 уч.год....

Организация работы с детьми «группы риска» при подготовке к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации

В настоящее время эффективность деятельности всей системы образования напрямую связана с результатами государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов. В практику работы вошло понятие «уч...