Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
опыты и эксперименты по психологии на тему
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презинтация | 2.98 МБ |
психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека - хотя бы одного, на Земле все будут счастливы. Ю.Никулин
Система психолого-педагогического сопровождения, это комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребенка в образовательной среде, которая предоставляет особую культуру поддержки в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации
Направления работы педагога-психолога в оказании психологического сопровождения детей с ОВЗ
:
Специальные образовательные условия - организационное обеспечение; - психолого-педагогическое обеспечение; - кадровое обеспечение;
Технологии психолого-педагогического сопровождения: - построение адаптированной образовательной программы по отдельной компетенции или предмету; -проведение междисциплинарных консилиумов для выстраивания стратегии психолого-педагогического сопровождения; -оценка уровня развития ребенка с выявлением причин и механизмов его проблем; -оценка внутригруппового взаимоотношения; -сетевое сотрудничество; -психологическая работа с учительскими и родительскими ожиданиями.
Сенсорная комната
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школы №2 им А.И. Герцена,
г. Клинцы, Брянской обл.
ТЕМА:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДЕТЕЙ С ОВЗ
Подготовила
педагог-психолог
Голубовская Н.А.
2015 год
Добрый день уважаемые коллеги, темой моего выступления является, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Если каждый из нас
сумеет сделать счастливым
другого человека - хотя бы одного,
на Земле все будут счастливы
Ю. Никулин.
Распространение в нашей стране процесса инклюзии является не только отражением времени, но представляет собой реализацию прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с законодательством РФ.
Так как в основе инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого обучающегося, поэтому обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка с ОВЗ.
Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи.
Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка в образовательной среде – это система психолого - педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Эта система предполагает содружество учителя с различными специалистами в образовательном пространстве школы (педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными и медицинскими работниками) в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).
Консилиум координирует работу специалистов по выбору стратегий социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается очень большая ответственность при работе в следующих направлениях:
- комплексная диагностика,
- развивающая и коррекционная деятельность,
- консультирование
-просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.
Но особую актуальность в условиях современной инклюзивной среды приобретает экспертная деятельность специалистов сопровождения по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы. (2016 учебного года)
Категории детей с ОВЗ
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определен статус ребенка с ОВЗ: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями:
- Слуха
- Зрения
- Речи
- Опорно-двигательного аппарата
- Задержкой психического развития
- Интеллекта
- Эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм
- Множественными нарушениями развития
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь.
Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение включает в себя программно-методическое обеспечение образовательного процесса и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
Рассмотрим технологии психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Технологии опираются на скоординированное междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Основные технологии психолого-педагогического сопровождения:
- Построение адекватной возможностям ребенка с ОВЗ адаптированной образовательной программы по каждой отдельной компетенции или предмету;
- Технологию проведения междисциплинарных консилиумов специалистов для выстраивания стратегии психолого-педагогического сопровождения.
- Технологию оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи;
- Технологию оценки внутригрупповых взаимоотношений, для формирования эмоционального принятия и группового сплочения;
- Технологии развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;
- Технологии поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей), психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.
Важным аспектом каждой технологии является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения.
В настоящее время в нашей школе оборудована сенсорная комната, где расставлено оборудование, а именно: водно-пузырьковые колонны, сенсорный дождь, сухой бассейн, мягкие пуфы, набор пертра, звездное небо, лабиринты, массажные мячи, ортопедическая дорожка, цветоотражающий стол «рисование на песке», массажное кресло которое подключено и функционирует. Оборудован на 1 этаже специальный туалет для детей-инвалидов колясочников, имеются пандусы для колясок
В нашей школе обучаются дети с ОВЗ и дети инвалиды.
С согласия родителей, на детей инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся в школе составлена карта индивидуального развития обучающего, где собрана социальная, медицинская характеристика на ребенка, какой д/с посещал, уровень готовности, уровень адаптации, речевого развития, социометрический статус, а также психологическая характеристика развития психических познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, а именно восприятие, внимание, память, мышление, преобладающие эмоции, тревожность, произвольная регуляция деятельности. В карте детей обучающихся в начальной и 5 классах отражается уровень развития универсальных учебных действий, а именно: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, делается заключение.
Обобщая результат исследования детей с ОВЗ и инвалидов, то хочется отметить следующее, не все дети адаптировались к обучению в школе и к основной школе, у многих детей повышена или высокая тревожность, уровень развития познавательных процессов разный, разная самооценка, хочется отметить, уровень эмоционального развития соответствует норме, дети принятые, отверженных среди них нет, и у всех уровень мотивации разный от средних границ до высоких, негативных и низких категорий нет.
У нас в школе постоянно собирается ПМПк, где обсуждаются результаты диагностики (готовность к обучению в школе, адаптация 1 класс, адаптация 5 класс, где обсуждая результаты, выделяются дети инвалиды и с ОВЗ) и намечаются маршруты коррекционно-развивающей работы.
С детьми данной категории 1 класса реализую программу О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», частота занятий 2 раза в неделю.
С детьми ОВЗ, 5 класса реализую программу «Я и Мы», автор Е.Ф. Федосеенко, занятия проходят 1 раз в неделю с классом.
И по подгруппам в сенсорной комнате реализую программу «песочная терапия», авторы Т.М. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко, а также использую игры с сенсорным дождем, лабиринт, сухой бассейн.
Данные занятия организуются в игровой форме. Занятия направлены на снижение тревожности, страхов, агрессивности. Развитию мелкой моторики, воображения, творчества, логики, а для более успешной адаптации приглашаю детей данной категории с одноклассниками.
После проведения корррекционно-развивающей работы необходимо провести повторную диагностику, где посмотреть динамику психического развития детей.
В заключении хочется отметить, социально - психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и комплексной технологией поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает системный анализ проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, которая направлена на их решение, соорганизацию в этих целях всех участников образовательного процесса.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением интеллекта
Краткая характеристика детей с нарушением интеллекта....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем...
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
Статья "Клинические и психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР"
Статья на тему "Клинические и психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР"...
Родительское собрание "Психолого-педагогические особенности развития детей с тяжелыми множественными нарушениями"
Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав чело...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Презентация для педагогических работников по теме: "Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними"
Практические советы и рекомендации для педагогических работников по работе с одаренными детьми....