Научная работа
материал по психологии по теме
Это раздел познакомит Вас с результатами исследования по теме "Когнитивные и личностные особенности понимания учителями образовательных потребностей обучающихся начальной школы".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новые образовательные стандарты определяют в качестве одной из функций образования - удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся и меняют взгляд на позиции обучающегося и учителя в процессе обучения, ставя обучающегося в центр системы образования. Понимание образовательных потребностей обучающихся необходимо для построения с их учетом конструктивного учебного взаимодействия, что положительно сказывается на формировании у обучающихся субъектной позиции и возникновению личностного смысла обучения, что является одним из обязательных результатов освоения образовательной программы. Образовательные потребности изучались в маркетинге, но изучение образовательных потребностей обучающихся начальной школы в контексте психологических исследований не проводилось . Актуальность исследования
выявить особенности понимания образовательных потребностей обучающихся начальной школы учителями с разным уровнем развития когнитивных и личностных характеристик Цель исследования:
Раскрыть психологическое содержание понятия образовательных потребностей обучающихся начальной школы. Теоретически обосновать зависимость процесса понимания от когнитивных и личностных характеристик учителя. Осуществить подбор методик для исследования образовательных потребностей обучающихся и для изучения когнитивных и личностных характеристик учителей. Выполнить сравнительный анализ и выявить уровень адекватности понимания учителем образовательных потребностей обучающихся. Соотнести уровень адекватности понимания и когнитивные характеристики учителей. Задачи исследования:
Объект исследования – психологические факторы понимания учителями образовательных потребностей обучающихся начальной школы Предмет исследования – когнитивные и личностные факторы, определяющие психологическую адекватность понимания учителями образовательных потребностей обучающихся начальной школы.
Образовательные потребности будут восприниматься учителями как неоднородный аспект учебного поведения и личности обучающегося начальной школы. Характер соотношения когнитивных и личностных характеристик учителей и психологической адекватности понимания учителями образовательных потребностей будет иметь свои особенности: значимый вклад в понимание будут вносить личностные характеристики учителей, в частности уровень эмпатии. Гипотезы исследования
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Методы сбора эмпирических данных (тестирование, анкетирование, опрос). Методы статистической обработки, интерпретации и анализа данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, сравнение данных по U- критерию Манна-Уитни, Краскела-Уоллиса, гистограмма, диаграмма рассеяния, диаграмма размаха, %). Анализ, обработка эмпирических данных производилась с помощью компьютерной программы STATISTI С A (версия 6.0) Методы исследования.
Методики диагностики № Оцениваемый конструкт Индикатор Методики 1 Образовательные потребности обучающихся - преобладающий тип атрибуции успеха/неуспеха в учебной деятельности; - самооценка предпочитаемых форм работы на уроке, темпа; - предпочитаемые учебные предметы; - преобладающий стиль научения; - преобладающие мотивационные предпочтения. Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. (А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская). Методика «Опросник мотивации» (А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская). Методика «Стили научения» Анкета предпочитаемых учебных предметов, темпа и форм работы на уроке 2 Адекватность понимания Степень соответствия мнения учителя показателям образовательных потребностей обучающихся Сопоставление данных опросного листа учителя и бланка для ответов ученика. 3 Когнитивные характеристики учителя Успешность выполнения теста Тест умственного развития взрослых (М.К. Акимова, Е.И. Горбачева, В.Т. Козлова, Н.А. Ференс) 4 Личностные характеристики учителя: профессиональная направленность; эмпатические способности; - готовность к саморазвитию; преобладающий тип профессиональной направленности; уровень развития эмпатических способностей; значение «желание знать себя», значение «могу самосовершенствоваться» Методика «Профессиональная направленность учителя» (Е.И. Рогов) Тест Эмпатических способностей (В.В. Бойко) Тест «Готовность к саморазвитию» ( Т.А.Ратанова , Н.Ф.Шляхта )
Общеобразовательные школы: - г. Жиздра – 2 - Жиздринского района – 8; - г. Людиново - 1. В исследовании участвовали: - 40 учителей начальных классов; - 222 обучающихся начальной школы (3-4 классы) Эмпирическая база исследования
Теоретико-методологическая основа исследования В основе исследования лежат положения личностно-ориентированного развивающего подхода в образовании (В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская) об обеспечении развития каждого ребенка с учетом его личностных особенностей и личностного профиля; теоретические положения системно-деятельностного подхода (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин), раскрывающих структуру учебной деятельности с учетом общих закономерностей возрастного развития детей.
Совокупность субъективных ожиданий обучающегося в отношении его предметной направленности, предпочитаемых способов работы на уроке, стилей научения, характера атрибуции успеха/неуспеха и мотивации. Образовательные потребности обучающихся начальной школы
Особенности образовательных потребностей обучающихся начальной школы (мотивационные характеристики).
Особенности образовательных потребностей обучающихся начальной школы (стилевые характеристики).
Особенности образовательных потребностей обучающихся
Когнитивные и личностные характеристики учителей
Личностные характеристики учителя
Таблица средних значений (по медиане) адекватности понимания параметров образовательных потребностей.
Корреляционные связи между адекватностью понимания (АП) и пониманием параметров образовательных потребностей Spearman t(N-2) p-уровень АП / понимание успешности 0,40 2,71 0,010 АП / понимание характера атрибуции успеха/неуспеха 0,21 1,35 0,184 АП / понимание предпочитаемых форм работы на уроке 0,15 0,91 0,364 АП / понимание предпочитаемого темпа работы на уроке. 0,18 1,14 0,261 АП / понимание наиболее предпочтительных учебных предметов (с большим желанием занимается) 0,47 3,29 0,002 АП / понимание наиболее предпочтительных учебных предметов (участие в конкурсах) 0,46 3,19 0,003 АП / понимание наиболее предпочтительных учебных предметов (будут нужны в будущем) 0,63 4,98 0,000 АП / понимание предпочитаемого стиля научения 0,15 0,94 0,349 АП / понимание мотивационных предпочтений 0,47 3,27 0,002
Интеркорреляция показателей образовательных потребностей 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. Поним. самооценки успешности 1,00 0,23 0,17 -0,47 0,22 -0,18 0,03 -0,32 0,42 2. Поним. характера атрибуции успеха/неуспеха 1,00 -0,25 -0,27 0,02 -0,02 0,38 - 0,41 0,18 3. Поним. предпочитаемых форм работы на уроке 1,00 -0,16 0,00 -0,03 0,07 0,11 -0,05 4. Поним. предпочитаемого темпа работы на уроке. 1,00 -0,07 0,32 0,27 0,16 -0,25 5. Поним. предпочитаемых уч. предметов (с большим желанием занимается) 1,00 0,38 0,12 -0,02 0,14 6. Поним. предпочтаемых уч.предметов (участие в конкурсах) 1,00 0,31 0,25 -0,20 7. Поним. предпочитаемых уч. предметов (будут нужны в будущем) 1,00 0,01 0,02 8. Поним. предпочитаемого стиля научения 1,00 -0,25 9. Поним. мотивационных предпочтений 1,00
Различия в адекватности понимания учителей и их местом работы (город/село) Уровень значимости по критерию Манна-Уитни U = 122; р = 0,004
Различия в адекватности понимания учителей с разным и уровнем квалификации
Характер корреляционной связи между адекватностью понимания и уровнем эмпатии учителей
Различия в уровне эмпатии между группами «понимающих» и «непонимающих»учителей Уровень значимости U=104 , р = 0,009
Характер корреляционных связей между адекватностью понимания и шкалами эмпатии Spearman t(N-2) p-уровень АП / рациональный канал эмпатии 0,14 0,88 0,382 АП / эмоциональный канал эмпатии 0,28 1,85 0,071 АП / Интуитивный канал эмпатии 0,08 0,49 0,623 АП / Установки, способствующие эмпатии 0,25 1,60 0,117 АП / Проникающая способность в эмпатии 0,43 2 , 95 0,005 АП / Идентификация в эмпатии 0,02 0 , 16 0,874
Выводы В исследовании сформулировано и раскрыто психологическое содержание образовательных потребностей обучающихся начальной школы. Удалось теоретически обосновать зависимость процесса понимания от личностных характеристик учителя. Проведен сравнительный анализ и выявлен уровень адекватности понимания учителем образовательных потребностей обучающихся. Соотнесен уровень адекватности понимания и когнитивные и личностные характеристики учителей. 5. Наибольший вклад в понимание учителями образовательных потребностей обучающихся вносит личностная характеристика уровень эмпатии, в частности, проникающая способность в эмпатии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная работа.
1. Дипломная Работа2. Презентация дипломной работы...
Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников"
Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников" заняла III место во II Всероссийском конкурсе научных работ "Перспектива" в Ишимском Госуда...
Научная работа.Тема: «Сходство романо-германских и славянских языков». Цель: установить сходство между романо-германскими (английским) и славянскими языками (русским), причины взаимопроникновения и влияния.
Научная работа«Сходство романо-германских и славянских языков».Мурманская область, г. Гаджиево, МОУ СОШ №276, 6 Б Выполнила:Волошенко Маргарита,ученица 6 класса БМОУ СОШ №276 г. Гаджиево....
Аннотация на научную работу Ефремова Е.
Аннотация на работу Ефремова Е....
Статья "Оформление научной работы школьников"
В статье содержится конкретная инструкция, как офыормлять готовую научную работу для участия в научно-практических конференциях школьников....
Как писать научную работу
Если тема подобрана правильно, то по мере знакомства с литературой у вас будет вырисовываться четкий план работы. Пока же в ходе сбора материала, можно ограничиться рабочим планом. Он тоже нужен...
научная работа по истории "Интегрированные уроки истории"
работа посвещена изучению альтернативных методов преподавания истории в школе...