Научная работа
материал по психологии по теме

Это раздел познакомит Вас с результатами исследования по теме "Когнитивные и личностные особенности понимания учителями образовательных потребностей обучающихся начальной школы".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОГНИТИВНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПОНИМАНИЯ УЧИТЕЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Выполнила: магистрант 2 курса факультета «Педагогическая психология» КГУ им. К.Э. Циолковского Маркина Людмила Александровна Научный руководитель : доктор психол. наук, профессор Горбачёва Елена Игоревна

Слайд 2

Новые образовательные стандарты определяют в качестве одной из функций образования - удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся и меняют взгляд на позиции обучающегося и учителя в процессе обучения, ставя обучающегося в центр системы образования. Понимание образовательных потребностей обучающихся необходимо для построения с их учетом конструктивного учебного взаимодействия, что положительно сказывается на формировании у обучающихся субъектной позиции и возникновению личностного смысла обучения, что является одним из обязательных результатов освоения образовательной программы. Образовательные потребности изучались в маркетинге, но изучение образовательных потребностей обучающихся начальной школы в контексте психологических исследований не проводилось . Актуальность исследования

Слайд 3

выявить особенности понимания образовательных потребностей обучающихся начальной школы учителями с разным уровнем развития когнитивных и личностных характеристик Цель исследования:

Слайд 4

Раскрыть психологическое содержание понятия образовательных потребностей обучающихся начальной школы. Теоретически обосновать зависимость процесса понимания от когнитивных и личностных характеристик учителя. Осуществить подбор методик для исследования образовательных потребностей обучающихся и для изучения когнитивных и личностных характеристик учителей. Выполнить сравнительный анализ и выявить уровень адекватности понимания учителем образовательных потребностей обучающихся. Соотнести уровень адекватности понимания и когнитивные характеристики учителей. Задачи исследования:

Слайд 5

Объект исследования – психологические факторы понимания учителями образовательных потребностей обучающихся начальной школы Предмет исследования – когнитивные и личностные факторы, определяющие психологическую адекватность понимания учителями образовательных потребностей обучающихся начальной школы.

Слайд 6

Образовательные потребности будут восприниматься учителями как неоднородный аспект учебного поведения и личности обучающегося начальной школы. Характер соотношения когнитивных и личностных характеристик учителей и психологической адекватности понимания учителями образовательных потребностей будет иметь свои особенности: значимый вклад в понимание будут вносить личностные характеристики учителей, в частности уровень эмпатии. Гипотезы исследования

Слайд 7

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Методы сбора эмпирических данных (тестирование, анкетирование, опрос). Методы статистической обработки, интерпретации и анализа данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, сравнение данных по U- критерию Манна-Уитни, Краскела-Уоллиса, гистограмма, диаграмма рассеяния, диаграмма размаха, %). Анализ, обработка эмпирических данных производилась с помощью компьютерной программы STATISTI С A (версия 6.0) Методы исследования.

Слайд 8

Методики диагностики № Оцениваемый конструкт Индикатор Методики 1 Образовательные потребности обучающихся - преобладающий тип атрибуции успеха/неуспеха в учебной деятельности; - самооценка предпочитаемых форм работы на уроке, темпа; - предпочитаемые учебные предметы; - преобладающий стиль научения; - преобладающие мотивационные предпочтения. Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. (А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская). Методика «Опросник мотивации» (А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская). Методика «Стили научения» Анкета предпочитаемых учебных предметов, темпа и форм работы на уроке 2 Адекватность понимания Степень соответствия мнения учителя показателям образовательных потребностей обучающихся Сопоставление данных опросного листа учителя и бланка для ответов ученика. 3 Когнитивные характеристики учителя Успешность выполнения теста Тест умственного развития взрослых (М.К. Акимова, Е.И. Горбачева, В.Т. Козлова, Н.А. Ференс) 4 Личностные характеристики учителя: профессиональная направленность; эмпатические способности; - готовность к саморазвитию; преобладающий тип профессиональной направленности; уровень развития эмпатических способностей; значение «желание знать себя», значение «могу самосовершенствоваться» Методика «Профессиональная направленность учителя» (Е.И. Рогов) Тест Эмпатических способностей (В.В. Бойко) Тест «Готовность к саморазвитию» ( Т.А.Ратанова , Н.Ф.Шляхта )

Слайд 9

Общеобразовательные школы: - г. Жиздра – 2 - Жиздринского района – 8; - г. Людиново - 1. В исследовании участвовали: - 40 учителей начальных классов; - 222 обучающихся начальной школы (3-4 классы) Эмпирическая база исследования

Слайд 10

Теоретико-методологическая основа исследования В основе исследования лежат положения личностно-ориентированного развивающего подхода в образовании (В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская) об обеспечении развития каждого ребенка с учетом его личностных особенностей и личностного профиля; теоретические положения системно-деятельностного подхода (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин), раскрывающих структуру учебной деятельности с учетом общих закономерностей возрастного развития детей.

Слайд 11

Совокупность субъективных ожиданий обучающегося в отношении его предметной направленности, предпочитаемых способов работы на уроке, стилей научения, характера атрибуции успеха/неуспеха и мотивации. Образовательные потребности обучающихся начальной школы

Слайд 12

Особенности образовательных потребностей обучающихся начальной школы (мотивационные характеристики).

Слайд 13

Особенности образовательных потребностей обучающихся начальной школы (стилевые характеристики).

Слайд 14

Особенности образовательных потребностей обучающихся

Слайд 15

Когнитивные и личностные характеристики учителей

Слайд 16

Личностные характеристики учителя

Слайд 17

Таблица средних значений (по медиане) адекватности понимания параметров образовательных потребностей.

Слайд 18

Корреляционные связи между адекватностью понимания (АП) и пониманием параметров образовательных потребностей Spearman t(N-2) p-уровень АП / понимание успешности 0,40 2,71 0,010 АП / понимание характера атрибуции успеха/неуспеха 0,21 1,35 0,184 АП / понимание предпочитаемых форм работы на уроке 0,15 0,91 0,364 АП / понимание предпочитаемого темпа работы на уроке. 0,18 1,14 0,261 АП / понимание наиболее предпочтительных учебных предметов (с большим желанием занимается) 0,47 3,29 0,002 АП / понимание наиболее предпочтительных учебных предметов (участие в конкурсах) 0,46 3,19 0,003 АП / понимание наиболее предпочтительных учебных предметов (будут нужны в будущем) 0,63 4,98 0,000 АП / понимание предпочитаемого стиля научения 0,15 0,94 0,349 АП / понимание мотивационных предпочтений 0,47 3,27 0,002

Слайд 19

Интеркорреляция показателей образовательных потребностей 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. Поним. самооценки успешности 1,00 0,23 0,17 -0,47 0,22 -0,18 0,03 -0,32 0,42 2. Поним. характера атрибуции успеха/неуспеха 1,00 -0,25 -0,27 0,02 -0,02 0,38 - 0,41 0,18 3. Поним. предпочитаемых форм работы на уроке 1,00 -0,16 0,00 -0,03 0,07 0,11 -0,05 4. Поним. предпочитаемого темпа работы на уроке. 1,00 -0,07 0,32 0,27 0,16 -0,25 5. Поним. предпочитаемых уч. предметов (с большим желанием занимается) 1,00 0,38 0,12 -0,02 0,14 6. Поним. предпочтаемых уч.предметов (участие в конкурсах) 1,00 0,31 0,25 -0,20 7. Поним. предпочитаемых уч. предметов (будут нужны в будущем) 1,00 0,01 0,02 8. Поним. предпочитаемого стиля научения 1,00 -0,25 9. Поним. мотивационных предпочтений 1,00

Слайд 20

Различия в адекватности понимания учителей и их местом работы (город/село) Уровень значимости по критерию Манна-Уитни U = 122; р = 0,004

Слайд 21

Различия в адекватности понимания учителей с разным и уровнем квалификации

Слайд 22

Характер корреляционной связи между адекватностью понимания и уровнем эмпатии учителей

Слайд 23

Различия в уровне эмпатии между группами «понимающих» и «непонимающих»учителей Уровень значимости U=104 , р = 0,009

Слайд 24

Характер корреляционных связей между адекватностью понимания и шкалами эмпатии Spearman t(N-2) p-уровень АП / рациональный канал эмпатии 0,14 0,88 0,382 АП / эмоциональный канал эмпатии 0,28 1,85 0,071 АП / Интуитивный канал эмпатии 0,08 0,49 0,623 АП / Установки, способствующие эмпатии 0,25 1,60 0,117 АП / Проникающая способность в эмпатии 0,43 2 , 95 0,005 АП / Идентификация в эмпатии 0,02 0 , 16 0,874

Слайд 25

Выводы В исследовании сформулировано и раскрыто психологическое содержание образовательных потребностей обучающихся начальной школы. Удалось теоретически обосновать зависимость процесса понимания от личностных характеристик учителя. Проведен сравнительный анализ и выявлен уровень адекватности понимания учителем образовательных потребностей обучающихся. Соотнесен уровень адекватности понимания и когнитивные и личностные характеристики учителей. 5. Наибольший вклад в понимание учителями образовательных потребностей обучающихся вносит личностная характеристика уровень эмпатии, в частности, проникающая способность в эмпатии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная работа.

1. Дипломная Работа2. Презентация дипломной работы...

Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников"

Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников" заняла III место во II Всероссийском конкурсе научных работ "Перспектива" в Ишимском Госуда...

Научная работа.Тема: «Сходство романо-германских и славянских языков». Цель: установить сходство между романо-германскими (английским) и славянскими языками (русским), причины взаимопроникновения и влияния.

Научная работа«Сходство романо-германских  и славянских языков».Мурманская область, г. Гаджиево, МОУ СОШ №276, 6 Б Выполнила:Волошенко Маргарита,ученица 6 класса БМОУ СОШ №276 г. Гаджиево....

Аннотация на научную работу Ефремова Е.

Аннотация на работу Ефремова Е....

Статья "Оформление научной работы школьников"

В статье содержится конкретная инструкция, как офыормлять готовую научную работу для участия в научно-практических конференциях школьников....

Как писать научную работу

Если тема подобрана правильно, то по мере знакомства с литературой  у вас будет вырисовываться четкий план работы. Пока же в ходе сбора материала, можно ограничиться рабочим планом. Он тоже нужен...

научная работа по истории "Интегрированные уроки истории"

работа посвещена изучению альтернативных методов преподавания истории в школе...