Рекомендации для родителей дошкольников
консультация

Родители детей дошкольного возраста часто сталкиваются с различными труднстями. В данном разделе можно найти ответы на вопросы различной тематики, что может быть полезно как родителям, так и педагогам в работе с детьми и родителями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы  родителям будущего первоклассника.

       Ваш ребёнок – будущий первоклассник. Его успехи в учёбе в первую очередь будут зависеть от него самого и только во вторую – от Вас и учителя школы. Поэтому  зададимся, прежде всего, вопросом: какие умения, навыки, психологические качества пригодятся ребёнку в школе, помогут добиться успехов?

       Именно   психологическая  готовность  к  обучению  в  школе  станет  тем  подспорьем, которое  ребёнок   может  использовать  в  сложной  ситуации, при  встрече с  трудностями. С   какими  же  трудностями   придётся   столкнуться   ребёнку  в первом  классе?

       Хочет ли ребенок учиться?

       Для ответа достаточно предложить ребёнку выбрать из трёх дел то, которое ему больше хочется выполнить: поиграть, помочь по дому или позаниматься с книжкой. Учтите, что момент для подобного выбора надо найти подходящий, когда ребёнок ничем не занят, никуда не торопится. И пусть он будет уверен, что любой выбор разрешён и не лишит его вашего родительского внимания.

       Если нет желания и интереса к учению (познавательной деятельности), умение читать и считать, любые другие достоинства вашего ребёнка не сделают для него радостными и эмоционально приятными школьные события.

       Это от Вас, родители, прежде всего, зависит, с каким настроением придёт ребёнок в школу: с радостным ожиданием новых открытий или желанием поскорее сбежать домой к оставленным игрушкам, телевизору и т.д.

       Систематические занятия в школе предъявляют высокие требования к  самоорганизации ребёнка: не пропустить мимо ушей домашнее задание, не забыть захватить из дома все нужное для уроков, быстро уметь включиться в дело после перемены и т.д.

        Иногда не надо проводить специального теста, достаточно вспомнить, как ваш малыш справляется с регулярными домашними обязанностями, всегда ли может найти среди своих вещей нужную в данный момент (в ящике, на полке, в комнате может быть «беспорядок», с точки зрения мамы, в котором ребёнок прекрасно ориентируется). Если ребёнок неорганизован, советуем поиграть, например, в такую игру: «Семь нужных вещей». Водящий придумывает задание, куда отправить игрока («на прогулку в дождь», «в лес за грибами», «на рисование», «в школу на урок математики», «на Северный Полюс» и т.д.), а задача игрока – собрать  в дорогу 7 – 10 нужных вещей. Допустим, он берёт на рисование бумагу, карандаш, краски, ластик, кисти и т.д. потом игроки меняются ролями.

        ПОМНИТЕ!  Ребенка нельзя научить самоорганизации, если не доверять ему САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ  выполнение какой-либо работы. Пусть он чувствует ответственность за какое-то маленькое, но его собственное дело.

        Ещё одна значимая для успеха в школе особенность вашего ребёнка – это его САМООЦЕНКА (или «ОБРАЗ Я», как говорят психологи).

        Если САМООЦЕНКА занижена (ребёнок считает себя хуже других, неумехой, плохим другом, глупым и так далее), он неохотно берётся за дело – «Всё равно не получится».

        Родители, поддержите своего  малыша! Помогите ему поверить в его силы, поощряйте и хвалите его даже за малозаметные достижения, за старание и приложенные усилия, и главное - пусть Ваш сын или дочь почувствуют, что Вы их любите безусловно, несмотря на неудачи, только тогда он поверит в свои силы, если Вы в него верите и принимаете. 

        Бывает, что самооценка у ребёнка завышена. Он уверен в своём совершенстве, он лучше всех, умнее всех. В этом случае опасность заключается в том, что, потерпев неудачу,  этот ребёнок перестаёт верить в свои силы. Всякий человек имеет право на ошибку. Тривиальная поговорка «на ошибках учатся» открывает нам способ научить ребёнка ошибаться так, чтобы самооценка от этого не страдала, не падал  интерес  к учёбе  и  чтобы  неудовлетворительная  отметка  в  дневнике  не  приводила  к истерикам или страху перед школой. Сформируйте у своего ребёнка следующие установки:

- прежде чем дело выйдет хорошо, надо потренироваться;

- если не получилось в первый раз, попробуем снова;

- оценка – за дело, а сам ребёнок хорош и умён в случае неудачи.

        Для формирования этих установок особенно подходят настольные игры:

«шашки», «домино», «лото» и другие. Поможет вашему ребёнку и наблюдение

за тем, как Вы, взрослые, иногда проигрываете и как переживаете неудачи.

        Вопрос о положительной самооценке, уверенности в своих силах очень тесно переплетается с вопросом активности, инициативы ребёнка, умения и желания высказывать свою точку зрения и отстаивать её. Это, несомненно, важные личностные качества для школьника. Несмотря на то, что в первом классе они ещё не выходят на первый план, закладываются эти качества в старшем дошкольном возрасте.

        Предложите своему малышу самому придумать для семьи планы на выходной день, составить меню обеда, украсить комнату ко дню рождения и т.д., и Вы увидите, с каким упоением он реализует свои собственные замыслы. Если у Вас дома инициатива ребёнка поддерживается, если Вы даёте малышу поэкспериментировать свободно, из него вырастет активный человек, способный на самостоятельные идеи и действия, а не пассивный исполнитель.

        ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ребёнка в 1 классе школы часто бывают связаны с включением в новый коллектив, завязыванием новых дружеских контактов, необходимостью отстаивать своё место в социальной  иерархии класса. Проблем здесь будет меньше, если ребёнок владеет коммуникативными навыками:

     - умеет знакомиться, играть по правилам;

     - может понять по мимике и позе другого его душевное состояние;

     - способен проявить сочувствие, помочь в трудной ситуации.

         ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к школе предполагает также развитые до определённого уровня внимание и память, способность к логическому конструктивному  мышлению.

         Хочется посоветовать родителям не «натаскивать» детей на выполнение тех или иных заданий, а обратить свои силы и внимание на положительные отношение ребёнка к учёбе и школе, эмоциональное отношение ребенка к учёбе и школе, эмоциональное благополучие его в отношениях со сверстниками, уверенность в своих силах. И тогда обучение в 1 классе станет для ребёнка открытием огромного непостигнутого ещё мира знаний, в который он бесстрашно входит, чтобы учиться.  



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей будущих первоклассников.

Составлена при участии родителей воспитанников МКОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Жиздра

               Уважаемые родители! Если Ваш ребенок дошкольник в возрасте 5,5 – 6 лет, Вы можете самостоятельно исследовать особенности его готовности к обучению в школе. Для этого воспользуйтесь картой-схемой (см. диагностика).

              Для того, чтобы  помочь своему ребенку в своевременном и многогранном развитии  совсем необязательно водить его к многочисленным специалистам (хотя в некоторых случаях это необходимо). Многое Вы  можете  сделать сами. Р.В. Овчарова предлагает модель готовности к  обучению в школе, состоящую из трех блоков:

               -  познавательная деятельность;

               -  психологическая и социальная готовность;

               -   школьно-значимые психофизиологические функции.

Как развивать познавательную деятельность ребенка?

  • Находите время для специальных развивающих занятий с ребенком: лепка, рисование, собирание картинок из мозаики или пазлов и др. (15-20 минут в день). Тем самым вы уделите ребенку внимание и будете развивать важные для него умения.
  • Поддерживайте интересы ребенка. Если ребенок проявляет интерес к какой-то области (это может быть что угодно: космос,  растения, спорт и др.), через разные виды деятельности (чтение, раскрашивание, рисование, лепка, лего-конструирование, наблюдение и многое другое), формируйте и поддерживайте его интерес.
  • Наблюдайте за явлениями окружающего мира. Объясняйте ребенку природу явлений, последовательность событий и причины их появления.
  • Формируйте привычку «красиво говорить», т.е. добивайтесь того, чтобы ребенок строил правильные речевые обороты, поощряйте высказывания, исправляйте речевые ошибки.
  • Читайте как можно чаще ребенку вслух, беседуйте о прочитанном в книге.

Как помочь ребенку сформировать психологическую и социальную готовность?

  • Рассказывайте ребенку об интересных и увлекательных событиях вашей школьной жизни (даже если воспоминания неоптимистичные, найдите все же хоть что-то позитивное, не может быть, чтобы было все плохо).
  • Найдите время сходить вместе с ребенком в школу: пройтись по коридорам, заглянуть в класс, спортзал, столовую  и.т.д. Это формирует дополнительный интерес к школьной жизни.
  • При случае, обсуждайте значимость учения в жизни любого человека.
  • Ребенок обязательно должен быть членом какого-либо коллектива ( группа кратковременного пребывания, группа детского сада, др.), это позволяет воспитать чувство товарищества и коллективизма.
  • Важно привить ребенку привычку оказывать помощь (ровесникам, малышам, взрослым).
  • Соблюдение режима дня дошкольником – залог благополучия в школе.

Как  развить у ребенка школьно-значимые психофизиологические функции?

  • Различные виды детского творчества: рисование (карандашами, красками, пастелью и др), лепка, выполнение различных поделок.
  • Выполнение различных развивающих заданий в специальных тетрадях (на развитие графических навыков, на развитие речи и др.), сборка картин из пазлов, мозаики.
  • Игры с мячом: подбрасывание, подбрасывание с хлопком в ладоши, тоже, но с произнесением различных классификаций (животные, растения, транспорт и многое другое).
  • Обязательные консультации педагога-психолога, учителя-логопеда,  при необходимости детского невролога.
  • При наличии  пробелов в развитии необходимы комплексные мероприятия  с участием специалистов (коррекционно-развивающие занятия, лечебная физкультура,  при необходимости медикаментозное лечение)


Предварительный просмотр:

            Десять заповедей для родителей от Януша Корчака

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей  «Что нужно знать о наказании»

  • Шлепая ребенка, вы учите его бояться Вас;
  • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример;
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры;
  • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка;
  • Если Вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы  хуже владеете собой, нежели требуете того же от ребенка;
  • Задача дисциплинарной техники – изменить желания ребенка, а не только его поведение;
  • Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его;
  • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой, и к родителям;
  • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства – любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт;
  • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами;

Чем заменить наказание

***

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

***

Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

***

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем  то, что ему хочется.

***

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится.

***

Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Сенсорное развитие дошкольников с церебральным параличом ( рекомендации для родителей)

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоц...

КАРТОТЕКИ методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР

В пособии представлены картотеки методических рекомен­даций логопеда родителям дошкольников по всем направлени­ям речевого развития ребенка....

Рекомендации родителям дошкольника

Приближается то время, когда ваш ребенок станет первоклассником. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний. Универсального ответа нет. Каждый ребенок индивидуален. Некоторые ...

"Уроки тетушки Совы" картотека еженедельных методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР (средняя группа)

quot;Уроки тетушки Совы" картотека еженедельных методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР  (средняя группа)...

"Как развивать связную речь ребёнка." Рекомендации для родителей дошкольников.

Презентация Консультация для родителей о развитии связной речи дошкольников....