Использование интерактивных форм работы с несовершеннолетними по профилактике экстремизма
учебно-методический материал по психологии на тему
Данный материал пополнит методическую копилку педагогов, работающих с подростками по профилактике экстремизма и позволит обсуждать такую сложную тему, как толерантность во взглядах и отношениях между людьми. Предлагается использование в работе метафоры, как интерактивного метода, позволяющего обсуждение сложных вопросов на доступном языке аналогий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
![]() | 1.46 МБ |
![]() | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных форм работы с несовершеннолетними по профилактике экстремизма
Определимся с определениями, с которыми мы будем работать:
- Экстремизм – (от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам, методам действий. Экстремизм предполагает пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по какому-либо признаку
Поэтому профилактику экстремизма с точки зрения психологии отношений мы будем рассматривать как способность быть толерантным к другим людям, их взглядам, мнениям.
Интерактивные формы работы с детьми предполагают активную включенность детей в процесс обсуждения, рассуждения, дискуссии, высказывания своего мнения по определенному вопросу. Сегодня я познакомлю вас с использованием метафоры в работе с детьми
- Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Метафора может быть в виде истории, притчи, сказки или образного выражения (Золотые руки), использующего сравнение, употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.
Наша жизнь полна метафор и мы, часто не замечая, легко применяем их в своей речи:
Например,
- «жизнь как река» – «то течет спокойно и размеренно, и есть возможность насладиться окружающими красотами, расслабиться, отдохнуть, то вдруг закрутит в водовороте, сузится на крутых поворотах и превратиться в бурлящую, мощную, сильную горную реку…»
- если рассматривать «жизнь – это танец», то какой танец мог бы метафорически отражать вашу жизнь? Фламенко, степ, «танец с саблями»… «белый танец»? Вы танцор-одиночка или «парник»? Вы предпочитаете вести в танце или подчиняться? И т.д. «Эта метафора неявно предполагает, что все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются партнерами по танцу.
- Метафора воспитания «Дети – цветы жизни, одни красивые, яркие, другие…. А педагоги в этой метафоре – садовники…
Метафора при умелом применении может стать незаменимым инструментом для объяснения сложных процессов и явлений.
Очень сложно ведь ответить на прямой вопрос: как ты считаешь, как к тебе относятся в классе? Или: что является причиной экстремизма?
Девиз мастер-класса
«Я знаю, как это делать, и научу вас»
Метафора в виде притчи
Притча Магазин «Оптика» (метафора толерантного отношения).
В магазине «Оптика» на полках лежали сами разные очки: большие и маленькие, очень дорогие и просто дорогие, солнцезащитные и лишь слегка тонированные, в разных оправах, и так далее, и так далее. Ну и, как водится, лежали-лежали – и разговорились. А у нас ведь как? все разговоры рано или поздно придут к одному - кто лучше? А действительно: кто лучше?
Если судить по цене, то здесь все понятно: чем дороже, тем, стало быть, и лучше. Иначе, зачем бы люди за одно и то же платили по-разному? И с оправами тоже все, вроде, ясно: чем массивнее, надежнее, серьезнее - тем, стало быть, опять же – лучше.
Некоторые, правда, пытались возражать, что легкая, изящная оправа тоже очень хороша, но кто же их, этих, легких и изящных, будет слушать? И с солнцезащитными тоже все (или почти все) понятно: и зрению помогают, и вид сообщают загадочный такой. И даже таинственный. Так что, получается, и они, конечно, тоже, в своем роде, элита. Но именно – «тоже», а не «самая, что ни на есть», должны все же свое место понимать.
Но была одна позиция, и, наверное, тоже важная, по которой – вот непонятно, что делать, и как очки ранжировать: по диоптриям. Здесь что лучше – плюс или минус? Понятно, что чем «плюсее», так сказать, плюс, и, соответственно, «минусее» минус, тем они важней. Но вот из них двоих – кто главнее: плюс или минус? И вообще, что, собственно, это такое: плюс, минус…
Долго по этому поводу спорили, кричали даже друг на друга, вообще чуть не подрались и не перебили друг друга, но так никто никого и не переспорил. И тогда решили так…(закончить чтение для 1, 2 варианта)
Плюсы будут считать, что они лучше минусов. И, естественно, гордиться, что они именно плюсы, а не минусы какие-то неполноценные (одно название чего стоит). А минусы - как хотят. Если ума нет признать, что они второсортные граждане, то пусть живут сами. Ну, а минусы тоже для себя пришли к похожим формулировкам, только с обратным знаком.
То есть, своих любят, уважают, считают солью земли, а плюсов полагают выскочками и не достойными нашего внимания.
Варианты работы с метафорой.
1 вариант. Свободное творчество.
Придумать свои варианты продолжения этой истории
Зачитать варианты, предложенные детьми
…Драка продолжалась до осколков. Ломались даже самые дорогие очки, лопались оправы, трескались линзы… и так они не пришли к общему мнению…
…очки, которые выстоят и не пострадают в смертельной битве – те и лучше
…очки спорили между собой и не могли решить, кто лучше, до тех пор, пока не пришли в оптику очки «ноль». И он разрешил их спор так: «Все виды очков важны, но «ноль» самый главный!»
…Спорили, спорили очки. Долго продолжалась драка, но вот самые старые очки решили молвить: «Оставьте свои споры, все очки нужны и важны»…
… они решили ждать первого покупателя, и кого купят первого, тот и лучше…
…они решили устроить общественный опрос. Много расспрашивали, какие очки лучше, но каждый набрал равное количество голосов, и тогда они поняли, что каждый из них важен для людей…
… плюсу и минусу спорить ни к чему, так как для каждого человека нужны разные очки: кому-то плюс, кому-то минус. В общем, плюс и минус согласились и помирились…
… и потом они решили так, что каждому человеку нужны свои очки. Кому-то солнцезащитные, кому-то с тонкой оправой или с толстой. Кому-то «плюс», кому-то «минус». И пришли очки к общему компромиссу «что все они важны, и спорить просто бесполезно»
Обсуждение способов разрешения спорных вопросов
2 вариант. Творчество с заданным условием.
Придумать продолжения этой истории по конкретному заданию. Задания для подгрупп:
- Позиция эгоистичного отношения, проявления высокомерия и нетерпимости к другим, нежелания признавать другие интересы (придумать возможный диалог и результат договора)
- Позиция толерантного, уважительного отношения друг к другу…(придумать возможный диалог и результат договора)
3 вариант. Обсуждение законченной истории по определенному алгоритму
Вопросы для обсуждения:
- Какой вопрос волновал участников этого разговора? Почему возник спор? (кто лучше?)
- Как участники спора пытались доказать свое превосходство? (выделяли критерии оценки)
- Какие критерии оценки важности обсуждались? (цена, толщина оправы, назначение)
- По каким критериям чаще всего люди оценивают друг друга – богатство, внешность. Наличие каких-либо вещей. Умения и т.д.
- Почему возникла трудность при обсуждении важности по критерию «диоптрия»? (для разных людей – этот показатель имеет разное значение)
- Напоминает ли вам эта история что-нибудь из нашей жизни
При обсуждении важно фиксировать ключевые направления:
- Основной вопрос – причина споров - Кто лучше?
- Критерии оценки
- Критерии оценки не всегда подходят для всех
- Критерий оценки должно быть много
Как это похоже на ситуации из нашей жизни, когда мы сравниваем себя с другими, иногда придавая себе значимость в «толщине оправы» или чувствуя «недостаточно высокую цену очков»
Если впустить в школьную жизнь метафору, она поможет вернуть все то, что и делает воспитание нескучным и творческим делом и даст возможность активно обсуждать темы, сложные для восприятия.
Для пополнения профессиональной копилки в буклете Вы найдете притчу «Коряга», которую тоже можно использовать в работе с подростками по профилактике экстремизма.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятия Экстремизм – (от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам, методам действий Мета́фора (от др.-греч . μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение , употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака
«Жизнь – как река…»
Магазин «Оптика»
Варианты работы с метафорой 1 вариант Свободное творчество Придумать свои варианты продолжения этой истории 2 вариант Творчество с заданным условием Придумать продолжения этой истории по конкретному заданию. 3 вариант Обсуждение законченной истории по определенному алгоритму
Выводы при обсуждении Основная причина споров - «Кто лучше?» Нужны критерии оценки Критериев оценки должно быть много Критерии оценки не всегда подходят для всех Можно ли ответить на этот вопрос однозначно?
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Карточка 1 Придумайте возможный диалог и результат договора Позиция эгоистичного отношения, проявления высокомерия и нетерпимости к другим, нежелания признавать другие интересы |
Карточка 2 Придумайте возможный диалог и результат договора Позиция толерантного, терпимого, уважительного отношения к другим взглядам, интересам, мнениям… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-137032-1352004750.jpg)
использование интерактивных форм и методов в профилактической работе с несовершеннолетними
В этой работе представлена класссификация интерактивных форм и методов, примеры мероприятий проводимых в нашей школе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549880-1418463391.jpg)
Использование интерактивных форм работы на занятиях кружка
Использование интерактивных форм работы на занятиях кружкаДоценко Т.Н. из книги «Организация обучения лидеров самоуправления детей и учащейся молодежи» Занятия кружка центра дополнительного ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-391874-1390931549.jpg)
Использование интерактивных форм работы и новых информационных технологий на уроках английского языка.(песни на уроках)
Использование интерактивных форм работы и новых информационных технологий на уроках английского языка с целью повышения у учащихся устойчивой мотивации к познанию и развития навыков аудирования....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/07/picture-652618-1438940612.jpg)
Интерактивные формы работы по профилактике саморазрушительного поведения подростков.
В материале представлены интерактивные формы работы с подростками девиантного и аддиктивного поведения по профилактике потребления психоактивных веществ и других форм саморазрушительного поведения. Ср...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/08/picture-690400-1673181431.jpg)
Использование интерактивных форм работы на уроках немецкого языка
Использование интерактивных форм работы при чтении аутентичного текста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/07/picture-446664-1515342261.jpg)
Защита опыта работы по теме "Использование интерактивных форм взаимодействия учащихся для формирования их социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей
Защита опыта работы по теме "Использование интерактивных форм взаимодействия учащихся для формирования их социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/29/picture-1263488-1598733800.jpg)
Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе.
Доклад по самообразованию на тему: Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе....