Использование интерактивных форм работы с несовершеннолетними по профилактике экстремизма
учебно-методический материал по психологии на тему
Данный материал пополнит методическую копилку педагогов, работающих с подростками по профилактике экстремизма и позволит обсуждать такую сложную тему, как толерантность во взглядах и отношениях между людьми. Предлагается использование в работе метафоры, как интерактивного метода, позволяющего обсуждение сложных вопросов на доступном языке аналогий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_interaktivnyh_form_raboty_s_nesovershennoletnimi_po_profilaktike_ekstremizma.doc | 60.5 КБ |
ispolzovanie_metafory.pptx | 1.46 МБ |
kartochki_varianty.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных форм работы с несовершеннолетними по профилактике экстремизма
Определимся с определениями, с которыми мы будем работать:
- Экстремизм – (от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам, методам действий. Экстремизм предполагает пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по какому-либо признаку
Поэтому профилактику экстремизма с точки зрения психологии отношений мы будем рассматривать как способность быть толерантным к другим людям, их взглядам, мнениям.
Интерактивные формы работы с детьми предполагают активную включенность детей в процесс обсуждения, рассуждения, дискуссии, высказывания своего мнения по определенному вопросу. Сегодня я познакомлю вас с использованием метафоры в работе с детьми
- Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Метафора может быть в виде истории, притчи, сказки или образного выражения (Золотые руки), использующего сравнение, употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.
Наша жизнь полна метафор и мы, часто не замечая, легко применяем их в своей речи:
Например,
- «жизнь как река» – «то течет спокойно и размеренно, и есть возможность насладиться окружающими красотами, расслабиться, отдохнуть, то вдруг закрутит в водовороте, сузится на крутых поворотах и превратиться в бурлящую, мощную, сильную горную реку…»
- если рассматривать «жизнь – это танец», то какой танец мог бы метафорически отражать вашу жизнь? Фламенко, степ, «танец с саблями»… «белый танец»? Вы танцор-одиночка или «парник»? Вы предпочитаете вести в танце или подчиняться? И т.д. «Эта метафора неявно предполагает, что все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются партнерами по танцу.
- Метафора воспитания «Дети – цветы жизни, одни красивые, яркие, другие…. А педагоги в этой метафоре – садовники…
Метафора при умелом применении может стать незаменимым инструментом для объяснения сложных процессов и явлений.
Очень сложно ведь ответить на прямой вопрос: как ты считаешь, как к тебе относятся в классе? Или: что является причиной экстремизма?
Девиз мастер-класса
«Я знаю, как это делать, и научу вас»
Метафора в виде притчи
Притча Магазин «Оптика» (метафора толерантного отношения).
В магазине «Оптика» на полках лежали сами разные очки: большие и маленькие, очень дорогие и просто дорогие, солнцезащитные и лишь слегка тонированные, в разных оправах, и так далее, и так далее. Ну и, как водится, лежали-лежали – и разговорились. А у нас ведь как? все разговоры рано или поздно придут к одному - кто лучше? А действительно: кто лучше?
Если судить по цене, то здесь все понятно: чем дороже, тем, стало быть, и лучше. Иначе, зачем бы люди за одно и то же платили по-разному? И с оправами тоже все, вроде, ясно: чем массивнее, надежнее, серьезнее - тем, стало быть, опять же – лучше.
Некоторые, правда, пытались возражать, что легкая, изящная оправа тоже очень хороша, но кто же их, этих, легких и изящных, будет слушать? И с солнцезащитными тоже все (или почти все) понятно: и зрению помогают, и вид сообщают загадочный такой. И даже таинственный. Так что, получается, и они, конечно, тоже, в своем роде, элита. Но именно – «тоже», а не «самая, что ни на есть», должны все же свое место понимать.
Но была одна позиция, и, наверное, тоже важная, по которой – вот непонятно, что делать, и как очки ранжировать: по диоптриям. Здесь что лучше – плюс или минус? Понятно, что чем «плюсее», так сказать, плюс, и, соответственно, «минусее» минус, тем они важней. Но вот из них двоих – кто главнее: плюс или минус? И вообще, что, собственно, это такое: плюс, минус…
Долго по этому поводу спорили, кричали даже друг на друга, вообще чуть не подрались и не перебили друг друга, но так никто никого и не переспорил. И тогда решили так…(закончить чтение для 1, 2 варианта)
Плюсы будут считать, что они лучше минусов. И, естественно, гордиться, что они именно плюсы, а не минусы какие-то неполноценные (одно название чего стоит). А минусы - как хотят. Если ума нет признать, что они второсортные граждане, то пусть живут сами. Ну, а минусы тоже для себя пришли к похожим формулировкам, только с обратным знаком.
То есть, своих любят, уважают, считают солью земли, а плюсов полагают выскочками и не достойными нашего внимания.
Варианты работы с метафорой.
1 вариант. Свободное творчество.
Придумать свои варианты продолжения этой истории
Зачитать варианты, предложенные детьми
…Драка продолжалась до осколков. Ломались даже самые дорогие очки, лопались оправы, трескались линзы… и так они не пришли к общему мнению…
…очки, которые выстоят и не пострадают в смертельной битве – те и лучше
…очки спорили между собой и не могли решить, кто лучше, до тех пор, пока не пришли в оптику очки «ноль». И он разрешил их спор так: «Все виды очков важны, но «ноль» самый главный!»
…Спорили, спорили очки. Долго продолжалась драка, но вот самые старые очки решили молвить: «Оставьте свои споры, все очки нужны и важны»…
… они решили ждать первого покупателя, и кого купят первого, тот и лучше…
…они решили устроить общественный опрос. Много расспрашивали, какие очки лучше, но каждый набрал равное количество голосов, и тогда они поняли, что каждый из них важен для людей…
… плюсу и минусу спорить ни к чему, так как для каждого человека нужны разные очки: кому-то плюс, кому-то минус. В общем, плюс и минус согласились и помирились…
… и потом они решили так, что каждому человеку нужны свои очки. Кому-то солнцезащитные, кому-то с тонкой оправой или с толстой. Кому-то «плюс», кому-то «минус». И пришли очки к общему компромиссу «что все они важны, и спорить просто бесполезно»
Обсуждение способов разрешения спорных вопросов
2 вариант. Творчество с заданным условием.
Придумать продолжения этой истории по конкретному заданию. Задания для подгрупп:
- Позиция эгоистичного отношения, проявления высокомерия и нетерпимости к другим, нежелания признавать другие интересы (придумать возможный диалог и результат договора)
- Позиция толерантного, уважительного отношения друг к другу…(придумать возможный диалог и результат договора)
3 вариант. Обсуждение законченной истории по определенному алгоритму
Вопросы для обсуждения:
- Какой вопрос волновал участников этого разговора? Почему возник спор? (кто лучше?)
- Как участники спора пытались доказать свое превосходство? (выделяли критерии оценки)
- Какие критерии оценки важности обсуждались? (цена, толщина оправы, назначение)
- По каким критериям чаще всего люди оценивают друг друга – богатство, внешность. Наличие каких-либо вещей. Умения и т.д.
- Почему возникла трудность при обсуждении важности по критерию «диоптрия»? (для разных людей – этот показатель имеет разное значение)
- Напоминает ли вам эта история что-нибудь из нашей жизни
При обсуждении важно фиксировать ключевые направления:
- Основной вопрос – причина споров - Кто лучше?
- Критерии оценки
- Критерии оценки не всегда подходят для всех
- Критерий оценки должно быть много
Как это похоже на ситуации из нашей жизни, когда мы сравниваем себя с другими, иногда придавая себе значимость в «толщине оправы» или чувствуя «недостаточно высокую цену очков»
Если впустить в школьную жизнь метафору, она поможет вернуть все то, что и делает воспитание нескучным и творческим делом и даст возможность активно обсуждать темы, сложные для восприятия.
Для пополнения профессиональной копилки в буклете Вы найдете притчу «Коряга», которую тоже можно использовать в работе с подростками по профилактике экстремизма.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятия Экстремизм – (от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам, методам действий Мета́фора (от др.-греч . μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение , употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака
«Жизнь – как река…»
Магазин «Оптика»
Варианты работы с метафорой 1 вариант Свободное творчество Придумать свои варианты продолжения этой истории 2 вариант Творчество с заданным условием Придумать продолжения этой истории по конкретному заданию. 3 вариант Обсуждение законченной истории по определенному алгоритму
Выводы при обсуждении Основная причина споров - «Кто лучше?» Нужны критерии оценки Критериев оценки должно быть много Критерии оценки не всегда подходят для всех Можно ли ответить на этот вопрос однозначно?
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Карточка 1 Придумайте возможный диалог и результат договора Позиция эгоистичного отношения, проявления высокомерия и нетерпимости к другим, нежелания признавать другие интересы |
Карточка 2 Придумайте возможный диалог и результат договора Позиция толерантного, терпимого, уважительного отношения к другим взглядам, интересам, мнениям… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование интерактивных форм и методов в профилактической работе с несовершеннолетними
В этой работе представлена класссификация интерактивных форм и методов, примеры мероприятий проводимых в нашей школе....
Использование интерактивных форм работы на занятиях кружка
Использование интерактивных форм работы на занятиях кружкаДоценко Т.Н. из книги «Организация обучения лидеров самоуправления детей и учащейся молодежи» Занятия кружка центра дополнительного ...
Использование интерактивных форм работы и новых информационных технологий на уроках английского языка.(песни на уроках)
Использование интерактивных форм работы и новых информационных технологий на уроках английского языка с целью повышения у учащихся устойчивой мотивации к познанию и развития навыков аудирования....
Интерактивные формы работы по профилактике саморазрушительного поведения подростков.
В материале представлены интерактивные формы работы с подростками девиантного и аддиктивного поведения по профилактике потребления психоактивных веществ и других форм саморазрушительного поведения. Ср...
Использование интерактивных форм работы на уроках немецкого языка
Использование интерактивных форм работы при чтении аутентичного текста....
Защита опыта работы по теме "Использование интерактивных форм взаимодействия учащихся для формирования их социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей
Защита опыта работы по теме "Использование интерактивных форм взаимодействия учащихся для формирования их социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей"...
Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе.
Доклад по самообразованию на тему: Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе....