Интерактивные формы работы по профилактике саморазрушительного поведения подростков.
учебно-методический материал на тему
В материале представлены интерактивные формы работы с подростками девиантного и аддиктивного поведения по профилактике потребления психоактивных веществ и других форм саморазрушительного поведения. Среди представленных методик - музыкотерапия, изотерапия, маскотерапия, ароматерапия, сказкотерапия, фитотерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-творческий проект
«Шокотерапия для трудных подростков»
Автор: Гурьева Светлана Олеговна
Директор МКОУ специальной общеобразовательной школы № 27 открытого типа (г. Нижний Новгород)
Педагогический стаж – 22 года
Высшая квалификационная категория
Проект «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», реализуемая по инициативе Д.А.Медведева с 2010 года, акцентирует особое внимание на необходимости создания условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации ВСЕХ категорий детей. В том числе: с ограниченными возможностями здоровья; с отклонениями в поведении; оставшихся без попечения родителей; проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Именно подрастающее поколение первым ощущает на себе воздействие системных изменений в жизни общества.
Уже с первых дней сентября многим учителям становится понятно, кто из ребят нуждается в особой педагогической, психологической, а порой и медицинской поддержке. Как известно, многим детям свойственны те или иные отклонения в поведении. Как правило, они носят временный характер и легко преодолеваются усилиями педагогов и родителей. Но поведение определенной части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними не приносит ожидаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных» подростков с отклоняющимся от нормы (девиантным) поведением.
При этом имеют ввиду педагогическую трудность работы с этими детьми, но не рассматривается вторая трудность – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учениками, сверстниками. Часто они просто не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Осложненное поведение детей и подростков сейчас является серьезной проблемой общества в целом, семьи и образовательного учреждения. Однако, понятие «дети группы риска» крайне некорректно отражает содержание проблемы, ее специфику. Сегодня более правдивым и честным будет вести речь о вторжении различного рода риска для жизни детей, а не о причинах, по которым дети оказываются в группе риска.
В Нижнем Новгороде осуществляет образовательную деятельность специальная школа для подростков девиантного поведения. Школа создавалась в 1992 году как Центр реабилитации так называемых «трудных» подростков. С 2001 года школа имеет статус специальной общеобразовательной школы открытого типа. Контингент учащихся – это подростки 13-17 летнего возраста с устойчивым противоправным поведением, отказывающиеся посещать школу по месту жительства, конфликтующие с учителями, родителями, одноклассниками; некоторые из них подвергались психологическому или физическому насилию. Часть детей совершили правонарушения или преступления, за что стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, в отделах полиции, в подростковом наркологическом отделении. Анализ личных дел, характеристик из школ, где ранее обучались подростки показал, что к 5-6 классу практически все они вышли из-под контроля родителей, потеряли интерес к учебе, бродяжничали и совершали различные правонарушения, у многих сформировалось аддиктивное поведение в результате приема психоактивных веществ. Поэтому в школе реализуются задачи по коррекции поведения подростков и адаптации их в обществе.
Учитывая специфику контингента учащихся, основным направлением работы является профилактика саморазрушительного поведения подростков. Задачи профилактической работы чрезвычайно сложны и могут решаться лишь комплексным путем. Основные проблемы в школах – это несвоевременность выявления» проблемных» детей и разобщенность специалистов, работающих с ними. Часто учителю проще не замечать непослушного ученика за последней партой, а то и вовсе отправить его в коридор. И это первая большая ошибка, которую потом приходится исправлять многим специалистам не один год. Хотя в школах целый штат сотрудников, призванных решать данные проблемы.
«Трудные» дети, «социальное сиротство» - явления, распространяющиеся повсеместно. Неужели современные образовательные технологии не в силах этому противостоять? На сегодняшний день ситуацию благополучной не назовешь. Однако, занявшись всерьез обозначенной проблемой, найдя в каждом образовательном учреждении свой неформальный подход, можно избавиться от ярлыков «трудный», «проблемный», «педагогически запущенный». Педагогически запущенный! Так кто же его запустил?! Выявить, не скрывать «проблемного» ученика, определить характер его патологии – социальный, психологический или медицинский – вот первейшая задача грамотного, профессионального, неравнодушного педагога!
Не умоляя заслуги и эффективность традиционных методов работы, постоянно пробуем и новые формы. В школе организована служба «Доверие», в которую обращаются подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Для учащихся, имеющих большие пробелы в знаниях, организован отдел педагогической поддержки, где подростки занимаются с учителями по индивидуальному учебному плану.
В рамках дополнительного образования учащихся и во внеурочных мероприятиях используются прогрессивные интерактивные формы работы: музыкотерапия, изотерапия, маскотерапия, ароматерапия, сказкотерапия, фитотерапия. Данные формы работы могут быть использованы в общеобразовательных и коррекционных школах: интегрированы в урочную или внеклассную деятельность учащихся.
1. МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Актуальность метода:
Рядом исследований доказано, что музыка оказывает воздействие на различные системы человеческого организма. Наблюдается это благодаря тому, что процессы, происходящие в двигательной и вегетативной системе человека, протекают ритмично, а музыка как ритмичный раздражитель может их стимулировать.
Композиторы, произведения которых особо рекомендуются для музыкотерапии: Р.Блаво, К. Глюк, Ж. Массе, Я. Сибелиус, Р.Шуман, С.Рахманинов, А.Дворжак, Д.Шостакович, П.Чайковский, Л.Бетховен, Ф.Лист, Ф.Шопен.
На одном занятии лучше прослушивать не более 3-х произведений или музыкальных отрывков. Первое произведение должно вводить в занятие, формировать определенную атмосферу. Это должна быть спокойная расслабляющая музыка. Второе произведение несет основную нагрузку, оно должно быть динамичным, напряженным, стимулирующим эмоции, ассоциации. Третье произведение должно снять напряжение или зарядить оптимизмом и энергией. Время звучания каждого произведения не более 10 минут. После прослушивания происходит обсуждение возникших у каждого ассоциаций, фантазий, воспоминаний. Можно стимулировать активность слушателей дополнительными заданиями: например, соотнести свое эмоциональное состояние с каким-либо музыкальным отрывком, подобрать музыкальный портрет одному из членов группы и т.д. Очень хороший эффект дает сочетание музыкотерапии с изотерапией и ароматерапией.
Цели и задачи метода:
- стрессотерапевтические; релаксирующие; гармонизирующие; коммуникативные; социализирующие.
Ожидаемые результаты:
В скрытой символической форме реконструировать конфликтную ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, внутренних конфликтов. Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает подростков формулировать и выражать свои переживания, не выплескивая их в девиантной форме.
2. ИЗОТЕРАПИЯ
Изотерапия одно из направлений арт-терапии (арт – творчество, терапия - лечение).
Актуальность метода:
Лечение изобразительным искусством - наиболее популярный и доступный метод познания себя. На бумаге или холсте можно выразить свои мысли, страхи, надежды – то, что скрыто глубоко внутри человека. Изотерапия помогает избавиться от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение. Для рисования используют самые разные материалы: краски, карандаши, цветную бумагу, пластилин и т.д. – всё, что помогает создать художественное полотно.
Изотерапия сегодня очень востребована. Само по себе рисование разгружает нервную систему, успокаивает психику, в младшем возрасте – стимулирует развитие моторики. Для работы с детьми изотерапия – лучший способ узнать о ребёнке многое: о чём он думает, что ему снится, чего он стесняется, ведь дети буквально «говорят» рисунками.
Детям сложно анализировать поступки окружающих и делать выводы. Они быстро становятся зависимы от ночных кошмаров и напряжённой ситуации в семье. А с помощью изотерапии, через рисунок они могут выразить свои эмоции. Психологическая зажатость, агрессивное поведение, неуравновешенность, низкая самооценка, чувство одиночества и ревность – эти и многие другие проблемы помогает решить изотерапия.
Дети с патологией нервной системы через изотерапию быстрее выходят на контакт с педагогами, психологами и врачами и вовлекаются в процесс психокоррекции с энтузиазмом. Занятия изотерапией помогают раскрыть потенциал ребёнка, вдохновить его, открыть для него новые возможности.
Цели и задачи метода:
- стрессотерапевтические; коммуникативные; снятие агрессии; повышение самооценки; раскрытие творческих способностей
Ожидаемые результаты:
- Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом “ выпустить пар” и разрядить напряжение.
- Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии.
- Проработать мысли и чувства, которые ученик привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
- Наладить отношения между учителем и учеником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
- Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
- Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическим и зрительными ощущениями, развивают способности к восприятию.
- Развивать художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
3. МАСКОТЕРАПИЯ
Метод, позволяющий отобразить свой внутренний мир в красках, посмотреть на него со стороны, а также познакомиться с особенностями внутреннего мира других людей и увидеть их неповторимость и разнообразие.
Актуальность метода:
Подростковый возраст - переходный этап в жизни любого человека. Он связан, прежде всего, с трудностями роста, с поиском места в жизни.
Основная идея занятий заключается в том, чтобы помочь учащемуся адаптироваться в социуме, обогатить навыки общения. Занятия также дают возможность самовыразиться, передать посредством художественных образов свой внутренний мир, настроение, эмоции.
Цели и задачи метода:
-творческое самовыражение
-коррекция эмоциональной, личностной, духовной жизни подростка
Ожидаемые результаты:
- Умение отобразить свои эмоции с помощью цветовых оттенков и выражения «лица» маски.
- Закрепление навыков работы с акварелью.
- Умение дать свой словесный портрет.
4. АРОМАТЕРАПИЯ-
Наука и искусство влияния ароматов на психологическое и физическое состояние человека. Запахи могут быть приятными, изысканными, нежными или грубыми. Могут исцелять и успокаивать, а могут вызывать плохое самочувствие и настроение. Запахи имеют большое значение в нашей повседневной жизни. Они действуют на наше настроение, самочувствие и здоровье, важны для создания своего имиджа и влияют на то, как люди воспринимают друг друга. Использование ароматов укрепляет положительные эмоции – любовь, радость и ощущение счастья; усиливает решительность и творческие способности.
Актуальность метода:
Коррекция поведения данной категории подростков основывается на комплексном медико-психолого-педагогическом подходе. Одним из методов комплексного подхода является ароматерапия. Каждое эфирное масло многофункционально, так как оно многосоставное. Через обонятельные рецепторы ароматические вещества попадают непосредственно в мозг. Ароматы используют для повышения производительности труда, как умственного, так и физического; обладают бактерицидным, антисептическим, противовоспалительным действием; воздействуют на нервную систему, делясь на стимуляторы, адаптогены, седативные масла; благотворно влияют на сферу эмоций и психическое здоровье.
Цели и задачи метода:
- корректировка деятельности эмоционально-волевой сферы учащихся; повышение умственной активности; нормализация двигательной активности; создание психологического комфорта.
Ожидаемые результаты:
- Укрепление психоэмоционального состояния ребенка.
- Развитие навыков самоконтроля, умение управлять своими эмоциями, чувствами.
- Активизация познавательных процессов – внимания, памяти, воображения, мышления.
- Повышение умственной работоспособности, снижение двигательной расторможенности.
- СКАЗКОТЕРАПИЯ-
Метод диагностики, коррекции и развития посредством использования материалов устного народного творчества (сказок, легенд, мифов, притч).
Сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством. Часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка.
Актуальность метода:
Подростковый возраст – это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить: «Кто Я?», «Откуда пришел?», «Куда Я иду?». В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется установка: «Я не нравлюсь, Я не способен, Я не значу» - это способствует изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становится «трудным».
История самовосстановления – это история героя, так часто встречающихся в сказках. Подросток становится на путь «героя», проходя через испытания, преодолевая трудности, делая тот или иной выбор. Используя сказку в коррекционной работе с подростками, педагог помогает им делать правильный выбор. Сказкотерапия является методом творческим, способствующим поиску смысла и построению иерархии ценностей. Сказки могут использоваться при работе с подростками со следующими типичными проблемами: неприятие себя, неконтролируемые вспышки агрессии, чувство одиночества, конфликты.
Сказки могут использоваться для диагностики проблемы, для поиска решения проблемы (сказка способствует раскрепощенности воображения, так как в сказке возможно все). Сказкотерапия хорошо принимается подростками, так как здесь легко исключить дидактичность и морализаторство.
Цели и задачи метода:
- повышение самооценки подростка через осознание собственной ценности и уникальности; преодоление собственных страхов.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня тревожности
- Умение справляться с собственными страхами
- Повышение самооценки подростка
- Умение находить выход из трудных ситуаций
6. ФИТОТЕРАПИЯ
Лечение лекарственными травами. Распространение и популяризация знаний о лекарственных растениях поможет детям заботливо и внимательно относиться к природе, быть чутким к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.
Актуальность метода:
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей подростков. Необходимо учить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Общение с природой благотворно влияет на психику подростков девиантного поведения, делает их добрее, внимательнее к окружающему миру.
Прием напитков поливитаминного состава составляет весомую альтернативу алкогольным напиткам и другим психотропным веществам.
Цели и задачи метода:
- профилактика саморазрушительного поведения подростков; воспитание бережного отношения к своему здоровью
Ожидаемые результаты:
- Умение готовить фиточай, витаминные напитки, отвары, настои, компоты, морсы.
- Осознанное отношение к своему здоровью.
Таким образом, грамотное построение профилактической работы, максимальное использование педагогического потенциала, позволит изменить статус «трудного подростка» и поможет ребенку перейти из трудной жизненной ситуации в ситуацию относительного благополучия.
Э. Берн писал, что девиз подросткового возраста: «Оставьте меня в покое, но не бросайте меня одного».
Накопленный опыт работы с «трудными» подростками подсказывает необходимость создания в школе условий и применение таких методов работы, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где он находится в ситуации успеха, где ему комфортно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/20/picture-50073.jpg)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних ( учащихся 1 - 11 классов)
Данное методическое пособие предполагает использование различных подходов при работе с подростками:1. Информационный подход, который фокусируется на повышении уровн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/20/picture-544573-1490028996.jpg)
План работы по профилактике суицидального поведения подростков
Профилактика среди подростков суицидального поведения....
«Системный подход в работе по профилактике асоциального поведения подростков».
Педсовет «Профилактика асоциального поведения детей».11.01.2019 г.Выступление воспитателя Башкайкиной Е.Н«Системный подход в работе по профилактике асоциального поведения подростков...
Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков
В данной статье размещен материал по теме "Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков".В статье представлены некоторые варианты работы п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/24/picture-578806-1648106694.jpg)
План работы по профилактике суицидального поведения подростков
Для профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, важно четко спланировать работу всех школьных служб. Все работы должны проводиться в срок и с обязательным рассмотрением итогов и анализа п...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-90410-1354090157.jpg)
Удостоверение повышения квалификации «Организация работы по профилактике суицидного поведения подростков» 2021г.
laquo;Организация работы по профилактике суицидного поведения подростков» 72 часа. ООО «Международный центр ХХ1 век». Очное. С 25 марта- 30 марта 2021. Регистрационный номер №...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/22/picture-1403162-1650588670.jpg)
Сборник лучших моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике деструктивного поведения подростков
Сборник лучших моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике деструктивного поведения подростков "ЛУЧШИЕ МОДЕЛИ И ПРАКТИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ"...