Азбука развивающей работы (в помощь родителям)
методическая разработка по психологии на тему

рассматриваются развивающие занятия: игры на развития внимания, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnimanie.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyat.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Азбука развивающей работы  

(в помощь родителям)

        Кто из родителей не желает, чтобы его ребенок учился на «хорошо» и «отлично»? Выясняется, что иногда родное смышленое чадо не понимает самого элементарного. И предельно простой материал, оказывается, очень трудно поддается объяснению. Сколько неприятных эмоций, сколько ссор, сколько потраченных нервов, и ваших и ребенка, ушло на такую учебу?

        Вместе с тем ребенок очень любознателен. Он хочет многое познать и многое понять! А сложность и трудность, не преодоленные сразу, гасят детский энтузиазм. А ведь можно организовать обучение и развитие ребенка в привлекательной форме!

Учение дается легче тому, у кого легче развита память и внимание, быстрее работает мышление и т.п. Развивать способности можно соответствующей тренировкой с помощью соответствующих упражнений.

Искренне надеемся на то, что наши рекомендации помогут Вам и Вашим детям преодолеть трудности в обучении.

Упражнения, развивающие внимание ребёнка

(для детей 6-10 лет)

Наиболее частой причиной отставания ученика в школе является несформированность познавательной деятельности, в частности, внимания.  

Внимание – основное психическое свойство человека, одна из самых «больных» проблем родителей и школьников. «Он у вас такой невнимательный!» - типичное восклицание учителей на сетование родителей. Внимание представляет собой механизм концентрации, сосредоточения высших психических функций и сознания на конкретном объекте или ситуации. Внимание характеризуется направленностью и объемом, т.е. в поле внимания всегда оказывается ограниченное число объектов. Чем меньше ребенок, тем меньше объектов он может удержать в «поле внимания». Внимание также характеризуется устойчивостью, т.е. временем сохранения внимания на объекте. Чем большее значение имеет для человека объект внимания, тем устойчивее оно удерживается. Наконец, внимание характеризуется переключаемостью, т.е. скоростью, с которой внимание переносится с одного объекта на другой.

В детстве у ребенка преобладает непроизвольное внимание, т.е. невольная сосредоточенность на объекте, имеющем для ребенка эмоциональное значение. Если объект не интересен для человека, а обратить внимание на это необходимо (например, скучное, неинтересное объяснение учителя), то внимание сосредотачивается с помощью волевого усилия. Такое внимание, которое направляется усилием воли, называется произвольным. Высшей формой внимания является переход произвольного внимания в наблюдательность – сознательное целенаправленное сосредоточение психической активности на конкретном объекте. Чем более развито у ребенка произвольное внимание, тем легче ему учиться. Так как произвольное внимание связано с развитием воли, то оно слабо проявляется у детей и подростков. Следовательно, чтобы привлечь внимание ребенка, нужно ориентироваться на его непроизвольную форму, т.е. привлекать внимание с помощью интереса.  Упражнения в форме игры, интересны ребенку, значит, с помощью её можно тренировать внимание.

Ниже приведены упражнения, способствующие развитию произвольного внимания.

         

Упражнение 1.

Для развития произвольного внимания можно предложить ребенку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например:

АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛ КУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА

Упражнение 2.

Ребенку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:

1.АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА

2.РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР

3.РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА

4.ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ

Упражнение 3.

Корректурная проба.

Ребенку можно предложить выполнить следующую работу: В таблице предложенных букв необходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, 3. Эта таблица называется таблицей Бурдона.

ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР

МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ

ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ

МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ

ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЧЮИЕЛФВАМЮ

ЭМШДЕКТБШЛМХПЗИАРВШУДОЛБХ

ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПСАКТДНВТПРШ

ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД

СПОЯЮИАЖДЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖИЕУ

АХРСФСФЯУХИЮКГЕПВХСФХЧОВТЯ

ОВУПМТБХФАЧЗБУЛНРКИЗГЧДИЕ ЛЗФОУБХШЧЖНЛЕЮШМГАВЯЖНФМБ БКДЮЯФМБНСШЛХДТБЮХВИПШУГР

ТЯЖОЗХЧТВЮАКЯФСРКЕДРФХЖСП

 ОМИЕПРШПАБЕНЖИКАФСПЮЛТВОФ ХЮШМЛСНГЕВЧЛЗСВАУОЖСНВМЗЮ НУЮХКЧАКЗБДГШЛМХБИВХТУГЧРШ ШОРШИХТТАЛБИФОМУБКГЕЧЮАЯЕ ПКФЖГЕРБЗТПЧОГДТХАФПРДСЧК МЗЯДУЖИЕГЛЖУТЗБКИДОВРАНЖИ.

Упражнение 4.

В ниже приведенных рядах букв можно предложить ребенку найти «спрятавшиеся» там слова:

 АВРОГАЗЕТААТМ Н И ВСЛ Ш КТДОМРВМЧ ЕВН ГМ Ш Ь (газета, дом).

 ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет).

 АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (береза, книга).

   ВОНГАРСИЫПЧЬЛШДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ (кошка, весна).

  ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ (пенал, лес).

Упражнение 5.

Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА

КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЬ1ТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО

Упражнение 6.

Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения:

БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕКИПОГОДАХОГ ОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЕПЛЫМЛУЧАМ

Упражнение 7.

Ребенку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова:

МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫ1. АЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИСКРЫ

                                               БАНЕБОДЕТИМОРЕ

Упражнение 8.

Ребенку предлагается расставить числа в порядке возрастания:

5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.

Упражнение 9.

Ребенку предлагается найти 12 ошибок в приведенных ниже примерах:
3+12=15        15-8=17                 16 + 4 = 22

3 + 3=10        16 + 8 = 23                13-4 = 9

16-9 = 7        16 + 9 = 28        13-2=11

12-6 = 6        15 + 9=25          15-4=11

 

15-2 =13

15 + 5 =10

5+17 =22

4+18 =22

16-5 =11

17 + 7 =23

14-8 =6

18-4 =12

19 + 5=24

14-9= 5

7+18= 25

6+15= 22

12-7= 5

19-6= 13

16 + 6= 22

14 + 9= 23

12-4 =16

12-9 =3

2 + 11 =13

18-8 =10

19-7 =13

5+13 =18

13-5 =8

16-2 =14

Упражнение 10.

Предложите своему ребенку решить следующую задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?

Упражнение 11.

Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?



Предварительный просмотр:

 Упражнения, развивающие память ребёнка

(для детей 6-10 лет)

        Память – одна из высших функций психики, обеспечивающая полноценное приспособление к окружающему миру. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Развитие памяти начинается у ребенка с момента рождения. Однако, это процесс не спонтанный, а включенный в деятельность ребенка и существенно этой деятельностью обусловленный. Например, мама говорит ребенку: «Скоро у папы день рождения. Давай выучим к празднику стихотворение. Ты ему расскажешь, и он очень обрадуется». Ребенок с удовольствием и старанием учит стихотворение. Процесс выучивания стихотворения является прекрасной тренировкой памяти.

        Существует множество упражнений, специально разработанных для тренировки памяти. Здесь приведены некоторые из них.

     Упражнение 1.

Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

Упражнение 2.

Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его.

Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил.

Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 3.

Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы и вменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 4.

Прочтите ребенку диктант из сборника или из учебника.

В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно—два слова. В задачу ребенка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.

После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

Упражнение 5.

Предложите ребенку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.

| Пень        | Лето      |        | Дом       |            | Зима

I Стол    |        | Поле        | Мама

I Лес        |        I Клест     |        | Пожар

Упражнение 6.

Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребенку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

Упражнение 7.

Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская и каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить, Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

Упражнение 8.

Для расширения объема восприятия предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырех букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научиться их  схватывать за одно мгновение.

Упражнение 9.

Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.

Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Упражнение 10.

Дайте ребенку лист бумаги, разделенный на 20 клеток (5 клеток по горизонтали 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7—10 секунд.

При этом ребенок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать eго рисуночное обозначение — пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя. Через 10—15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребенок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их  в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:

Веселый праздник                      Сомнение

Радость                            Зависть

Гнев                            Сила воли

Мальчик-трус                            Болезнь

Отчаяние                            Успех

Быстрый человек                      Дружба

Скорость                           Смелый поступок

Печаль                           Справедливость

Вкусный ужин                           Хороший товарищ

Теплый ветер                           Мороз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Проект " Коррекционно - развивающая работа с сиблингами в услових государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , "Преображение"

Проект демонстрирует систему работы по формированию и укреплению родственных связей воспитанников -сиблингов , с учетом психофизических и возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот...

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...

Статья по теме "Коррекционно-развивающая работа в условиях дистанционного образования с помощью портала "Петербургское образование"

Образование с применением дистанционных технологий с помощью портала "Петербургское образование"...

Мастер - класс для родителей детей с ОВЗ «Использование ортопедических ковриков «Орто» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ учителя-логопеда и педагога-психолога (презентация)

Мастер - класс для педагогов и родителей детей с ОВЗ «Использование ортопедических  ковриков  в коррекционно-развивающей работе  учителя-логопеда и педагога-психологас детьми...