тренинг "Радость жизни"
план-конспект занятия по психологии (7 класс) на тему

Нургазина Кунсулу Сериковна

тренинг по формированию ценностного отношения к жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл radost_zhizni.docx94.12 КБ

Предварительный просмотр:

    Гимназия им. И.Алтынсарина

C:\Documents and Settings\Kunsulu\Рабочий стол\Новая папка\Новая папка (2)\картинки всякие\картинки для работы Кунсулу\Здания\приРода!.jpg

Тема:    Радость жизни

5 классы

              Провела:   Нургазина К.С.

                                         

Аркалык – 2013


Цель урока:

- Формирование ценностного отношения учащихся к жизни

Задачи:

- раскрытие значения и многогранности понятий «жизнь», «радость»;

- развитие потребности обрести смысл жизни;

- воспитание способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.

Методы и приемы: беседа, чтение, работа с эпиграфом, творческая деятельность.

Ресурсы урока: краски, кисточки, фломастеры, ТСО, видеоролик, формат листа А-3 или ватмана, постеры с цветами, палитры, салфетки бумажные, салфетки влажные, стаканчики для воды.

Ход урока

1.  Круг радости

Игра «Самого себя любить»

Цели: развитие внимательно отношения к себе, уважения и принятия себя, развитие навыков невербального общения.

Инструкция: Выберите себе пару. Один из вас будет человеком, смотрящим в зеркало, а другой – его отражением…

Представь себе зеркало. Громадное-громадное зеркало в светло-красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло... Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство детей подадут вам знак.)

Разгляди свои губы и цвет своих глаз... Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой... Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи...

Тебе видно свои ноги? Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Набери немного воздуха в легкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза... (При этих словах глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям добавить блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми...

Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее». Если твое лицо все еще серьезно, то преврати серьезное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу... У тебя это здорово получилось!

Теперь посмотри на все свое тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ты чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайся прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!». В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь свое «Я люблю себя!». Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твое «Я люблю себя!». Сейчас мы обсудим это.

А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь все свое тело и открой глаза...

Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести фразу-подтверждение «Я люблю себя!». Спросите детей, где в своем теле они чувствуют эту любовь.

Анализ упражнения:

Почему некоторые люди любят самих себя?

Почему некоторые люди себя не любят?

Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?

Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?

Что делает тебя счастливым?

2. Сообщение темы урока

Тема урока «Радость жизни»

Учитель: В жизни мы часто слышим выражение «как удачно сложилась жизнь», «жизнь преподнесла сюрприз», «жизнь не задалась», да и зачастую сами так говорим. Задумывались  ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие «жизнь»?

Что есть человеческая жизнь? (Ответы учащихся)

Слово учителя

Авторы разных словарей дают определения понятию «жизнь».

Словарь Ожегова:

«Совокупность явленицй, происходящих в организме, особая форма существования материи».

Словарь Даля.

«Жизнь – живот, житие, бытие; состояние особи, существование отдельной личности».

Словарь Кузнецова:

«Особая форма существования материи, возникающая на опрделенном этапе ее развития, основным отличием которой от неживой природы является обмен веществ».

(Все напечатанные определения вывешиваются на доску под названием «Словарь»)

Какое определение вам ближе всего и почему? (Ответы учащихся)

Вывод:

Каждому из нас природа подарила бесценный дар – жизнь. Мы редко над этим задумываемся. День за днем, за часом час. А радость и ощущение полноты жизни мы обычно связываем с внешними проявлениями и обстоятельствами. Например, что-то нам подарили или чего-то нас лишили.

Заложило нос при насморке – почувствовали, как здорово вдохнуть воздух всей грудью. Заболела нога – оценили чудесную возможность двигаться. Но бывают такие жизненные ситуации, когда давая волю своим эмоциям, нам кажется что жить очень-очень сложно...

У каждого человека свое понимание жизни, потому, что мы все разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни. Жизнь- это проявление во всей полноте своей сущности и своих ценностей.

3.Творческая деятельность «Цветы ценностей»

(Учащимся раздаются постеры цветов)

    Учитель предлагает на лепестках написать ценности, необходимые для жизни, а в центре написать свою главную ценность.

    (Цветы крепятся на ватман с изображением «поля с луговыми травами», учащиеся зачитывают свои записи)

4. Упражнение   «Потерявшийся»

Цель: определение степени доверия к собеседнику в процессе общения.

Задание: осознать, насколько глубоко доверие каждого к членам группы и как оно влияет на процесс установления контактов.

Инструкция: Всем предлагается сесть поудобнее, глубоко вздохнуть, закрыть глаза и представить... Вы путешествуете вместе с товарищами по обширному дремучему лесу... Идете и наслаждаетесь природой, но в какой-то миг теряете из виду людей... Вы понимаете, что нет смысла продвигаться дальше. Садитесь и начинаете ждать, может, вас найдет кто-либо из членов группы... Теперь задержите это событие в памяти, возвратитесь в реальность...

Анализ упражнения:

1.  Кто именно искал вас в лесу?

2.  Может быть это те люди, которым вы дороги?

5. Упражнение «Незаконченные предложения».

Каждый обладает талантами…Какими талантами обладаете Вы?

У каждого есть что-то, чему он благодарен…Чему благодарны Вы?

Каждый знает, что его волнует…Что волнует Вас?

Каждый знает, чего ему хочется…Чего хочется  Вам?

Каждому известно, что он раньше чего-то боялся…Чего боитесь Вы?

У каждого есть прекрасные воспоминания детства…Какие они у Вас? (вспомните самый яркий момент)

Каждый добился в своей жизни определенных успехов…Каких успехов добились Вы?

Каждый хорошо разбирается в каких-то вещах…В каких вещах разбираетесь Вы?

Каждый знает, каким образом он может помешать сам себе…Как это можете сделать Вы?

Каждый знает, что ждут от него другие…Чего ждут от Вас?

Каждый знает то, что он никогда бы не сделал снова….Что Вы не сделали бы снова?

Каждый знает, за что он взял бы на себя ответственность….За что Вы могли бы взять на себя ответственность?

Каждый имеет то, что он ценит в  жизни…Что в жизни цените вы?

6. Чтение

В.А.Сухомлинский                  «След на земле»

           Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на неуспевшем застыть цементе. Нечего не сказал местер, а маленький мальчик засмеялся и убежал.

             Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город , нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался ни руками, ни душой.

             Наступила старость. Вспомнил своё село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию-никто не помнит его.

-Что ты оставил по себе?-спрашивают люди.

-Есть ли у тебя сын или дочь?

-Нет у меня не сына, ни дочери,-отвечает.

-Может быть, ты посадил дерево?

--Нет не посадил я дерева?

-Может быть, взлелеял поле?

-Нет, не взлелеял поле.

-Ну так значить, ты песню сложил?

-Нет и песни я  не сложил.

-Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь?

   Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке-окаменевший след маленькой ножки.»Вот и всё, что останется после меня на земле!- с горечью подумал человек.-Но ведь этого мало...Не так надо было жить! Не так...»

7.Беседа

-Что значит жизненная цель? (ответ учащихся)

-Есть ли увас жизненная цель? Какие? (ответ учащихся)

-От чего можно испытывать радость? (ответ учащихся)

-Что доставляет тебе радость? (ответ учащихся)

Вывод:

 Самая главня радость в жизни человека-это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.

    Жизнь дается человеку один раз, и прожить её нужно честно, совестливо, думя не только о себе, но и обо всем окружающем, задаваясь вопросами: Зачем и для чего я живу? Что я дал другому? Что я доброго оставлю после себя?

   Я хотела бы, чтобы сегодня тема урока у каждого учащегося нашла отклик в сердце, чтобы каждый обратился к своим чувствам, потому что очень часто для человека самым трудным бывает работа над самим собой.

   9.  Круг от сердца к сердцу

   Учитель предлагает учащимся встать в круг и сказать следующую фразу: «Я желаю себе и другим....»

   


В.А.Сухомлинский

                                               След на земле

           Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на неуспевшем застыть цементе. Нечего не сказал местер, а маленький мальчик засмеялся и убежал.

             Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город , нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался ни руками, ни душой.

             Наступила старость. Вспомнил своё село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию-никто не помнит его.

-Что ты оставил по себе?-спрашивают люди.

-Есть ли у тебя сын или дочь?

-Нет у меня не сына, ни дочери,-отвечает.

-Может быть, ты посадил дерево?

--Нет не посадил я дерева?

-Может быть, взлелеял поле?

-Нет, не взлелеял поле.

-Ну так значить, ты песню сложил?

-Нет и песни я  не сложил.

-Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь?

   Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке-окаменевший след маленькой ножки.»Вот и всё, что останется после меня на земле!- с горечью подумал человек.-Но ведь этого мало...Не так надо было жить! Не так...»

-что значит жизненная цель?

-Есть ли увас жизненная цель? Какие?

-Какая самая главная цель в твоей жизни?

В.А.Сухомлинский


Каждый обладает талантами…Какими талантами обладаете Вы?

У каждого есть что-то, чему он благодарен…Чему благодарны Вы?

Каждый знает, что его волнует…Что волнует Вас?

Каждый знает, чего ему хочется…Чего хочется  Вам?

Каждому известно, что он раньше чего-то боялся…Чего боитесь Вы?

У каждого есть прекрасные воспоминания детства…Какие они у Вас? (вспомните самый яркий момент)

Каждый добился в своей жизни определенных успехов…Каких успехов добились Вы?

Каждый хорошо разбирается в каких-то вещах…В каких вещах разбираетесь Вы?

Каждый знает, каким образом он может помешать сам себе…Как это можете сделать Вы?

Каждый знает, что ждут от него другие…Чего ждут от Вас?

Каждый знает то, что он никогда бы не сделал снова….Что Вы не сделали бы снова?

Каждый знает, за что он взял бы на себя ответственность….За что Вы могли бы взять на себя ответственность?

Каждый имеет то, что он ценит в  жизни…Что в жизни цените вы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь

Прочитала статью Бикеевой  на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...

Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.

Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные).         Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...

Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".

Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»   Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....