Тренинг для помощников воспитателя «Общение – это важно»
методическая разработка по психологии на тему

Ильгова Светлана Николаевна

НАУЧИТЬСЯ ПРИЯТНОМУ И ГАРМОНИЧНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОКРУЖАЮЩИМИ И САМИМ СОБОЙ.

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ - ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ТЕБЯ ПОНИМАЕТ И ПОДДЕРЖИВАЕТ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_pom_vospitatelya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для помощников воспитателя

«Общение – это важно»

                                                                                             Педагог-психолог

МБДОУ №107 «Боровичок»

                                                                                         Ильгова С.Н.

Цель: научиться эффективному, приятному и гармоничному взаимодействию с окружающими и  самим собой.

Задачи:

  • Найти новых друзей.
  • Познать себя через общение с собой и другими.
  • В тренинговом взаимодействии показать и научиться наиболее эффективным методам разрешения конфликтных, сложных эмоциональных ситуаций.
  • Сформировать базистое чувство уверенности в себе и своих силах.
  • Создать атмосферу на тренинге, располагающую к общению и эмоциональному отдыху.
  • Развить творческие способности.

 1. Создание обстановки эмоционального комфорта.

Сотрудникам , для того чтобы они почувствовали себя свободно, раскованно, поняли, какой по стилю и темпу будет работа, предлагается веселая разминка "Поиск сокровищ".

Методика проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "сокровищ". Нужно найти среди собравшихся соответствующего каждому пункту списка человека. Для этого они должны подходить к разным людям и опрашивать их. На эту работу отводится 5-7 минут.

Список "сокровищ": найдите человека

  1. чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;
  2. с необычным хобби или увлечением;
  3. который любит ту же еду, что и вы;
  4. который родился в этом городе;
  5. который родился дальше всех от этих мест;
  6. у которого столько же колец на руках, сколько и у вас
  7. у кого есть брат или сестра
  8. кто живет в частном доме
  9. кто любит отдыхать у моря
  10.  кто любит отдыхать  в лесу
  11.  у кого есть домашние животные
  12.  кто живет с родителями
  13.  кто разводит фиалки
  14.  у кого двое детей
  15.  у кого два сына или две дочки

После того как все участники собрались вместе, ведущий задает вопросы: "Кто нашел человека, который живет ближе всех?" и т. п. по списку. Завершить задание можно обобщением: "Что интересного вы узнали друг о друге?".

2. Упражнение «Слова»

Цель упражнения: введение в темпоритм, настроение и тему занятия.

Ведущий.

 Назовите слова, которые обозначают различные виды эмоциональных

проявлений:

удивление

страх

ненависть

усталость

любовь

и т.д.

Назовите ту эмоцию, которая сейчас для вас является основной.

Назовите все слова, относящиеся к общению:

монолог

разговор

спор

беседа

язык

выступление

и т.д.

Давайте выясним, какими способами мы общаемся:

словами

звуками

мимикой

позой

глазами

интонацией

жестами

Каким способам общения мы доверяем?

3. Притча

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощечину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:

"Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину".

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его друг спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".

Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил его:

  • Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил:
  • Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

4. Рисунок «Обида»

Ведущий. Нарисуйте на листе картинку, которая будет отображать ваши обиды.

Каждый берет ранее нарисованный им рисунок «Обида» и пытается «исправить» его, превратить его в рисунок, соответствующий положительным эмоциям. Затем рисунок передается соседу справа и далее движется по кругу. При этом каждый по-своему дорисовывает его. Движение по кругу продолжается до тех пор, пока рисунок не вернется к хозяину.

Ведущий. Посмотрите на свой рисунок. Если вы видите, что обида исчезла, превратилась в то, что можно оставить при себе, то пусть эта картинка останется у вас. Если же обида не исчезла, то скомкайте этот рисунок, вложите в это действие все оставшиеся в вас отрицательные эмоции и выбросьте этот комок оставшихся обид в урну. Молодцы!

5.  Упражнение «Зато»

Цель упражнения: введение в темпоритм, атмосферу тренинга, самосознание, тренинг спонтанности высказываний.

По кругу продолжить фразы:

- Я устала, зато...

- Я небольшого роста, зато...

- Я иногда несдержан, зато...

- Я ленива, зато...

- Я застенчива, зато... •Я криклив, зато...

- Я молчалив, зато...

- Я слишком уступчива, зато...

- Я не умею печь пироги, зато...

  • Я проспала, зато...
  • Я школьник, зато...
  • У меня нет домашнего телефона, зато...
  • Я написал контрольную работу на двойку, зато...
  • Я не очень хорошо успеваю по математике, зато...
  • Я не люблю слушать классическую музыку, зато...
  • Я слишком часто фантазирую, зато...
  • Я не очень хорошо пою, зато...
  • Я иногда, слишком много ворчу, зато...
  • Я несколько легкомысленна, зато...
  • Меня легко рассмешить, зато...
  •  Я бываю капризна, зато...

6. Психологический климат в коллективе

Цель игры: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты другой души.

Не секрет, что друзья не растут в огороде и... что педколлектив не прост во взаимоотношениях.

Хотя можно спросить себя: проявляем ли мы в общении с коллегами свои лучшие качества? Может, боимся непонимания или отпора? А может быть, для проявления более глубоких чувств нужны какие-то особые условия? Такие, когда что-то светлое, нежное, ранимое в нашей душе было бы увидено, прочувствовано и согрето другими.

Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Сейчас вам будут розданы фигуры разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится (четыре коробки пускаются по рядам). Если передумали, можно взять другую... Хорошо... Итак, перед вами фигурка, которая нравится. Нарисуйте на ней ручкой с любым стержнем что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор: растительный, геометрический, символический уголок природы, деревья, цветы, небо, птицы, рыбы или что-то еще, близкое вам... (Рисование.)

Нравится? Вы согласны с тем, что в этом рисунке отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно для себя ответить: какая это часть души, что она выражает?.. А теперь позвольте собрать ваши рисунки для следующего действия.

 Выкладываются на листе ватмана композицию в виде цветка, звезды или круга, чередуя разные цвета и фигурки.

Ватман разворачивается и приклеивается на доску. Пауза для рассматривания.

Красиво. Словно радуга... Здесь лебедь, звезды, березка, солнце. Удивительно! Эти рисунки можно разглядывать часами...

Когда-то давно, в глубокой древности, люди интуитивно обнаружили, что орнамент в виде цветка, звезды, круга - они назвали ее мандалой - выражает что-то глубинное в душе человека, отражает словно бы центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: в витражах церквей, на одежде, посуде, в архитектуре зданий. На Руси - в украшении изб, прялок, орнаменте вышивок.

Наша мандала - это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка души каждого из нас, и все мы вместе (круг мандалы). Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите глазами свой...

Обратите внимание, как каждый из нас близко находится ко многим другим. И если вдруг кто-то делает больно одному, то и другим, тем, кто рядом, тоже станет больно. И наоборот. Радость отразится светом на других. Закономерно, что все возвращается к тому же месту, к тому же человеку: по движению круга, по спирали. Вот такой удивительный образ получился.

А теперь мы обратим внимание на формы фигур, которые мы выбрали. Ключом к пониманию формы каждой фигурки является психогеометрический тест (С. Деллгшгер, 1989

7. Психологическая зарядка.

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Проводит музыкальный руководитель.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
  2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
  3. Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
  5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
  7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".
  8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".
  9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг по развитию навыков общения

Развитие навыков общения у учащихся . План занятия....

Классный час. "Уроки тренинга жизненных навыков" "Навыки общения".

Большую часть времени мы проводим с другими людьми, поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях....

Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.

Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...

Методические рекомендации по подбору и воспитанию кадет – командиров, как помощников воспитателей в военно-патриотическом воспитании учащихся.

Отбор кандидата на должность командира, его воспитание, это кропотливая постоянная работа. Она требует терпения, не допускает поспешности. По мере взросления, возмужания, у ребенка меняется мировоззре...

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».

Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....

Рабочая образовательная программа по профессии "Помощник воспитателя"

Рабочая программа разработана с целью ознакомления учащихся с ОВЗ с профессией "Помощник воспитателя". Программа направлена на формирование теоретических знаний, отработк...

Мастерская общения "Как важно вовремя понять..."

Час общения  по рассказу Б.Екимова "Говори,мама,говори"...