Рабочая образовательная программа по профессии "Помощник воспитателя"
рабочая программа по технологии (10 класс) на тему
Рабочая программа разработана с целью ознакомления учащихся с ОВЗ с профессией "Помощник воспитателя". Программа направлена на формирование теоретических знаний, отработку практических умений и навыков, необходимых для работы в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._pomoshchnik_vospitatelya.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«РАДУЖНИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
VIII ВИДА»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Методическим советом Директор школы
Протокол от «____» ___________2012г. ________________
Председатель МС ___________ «____» _____________2012г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПО ПРОФЕССИИ
«Помощник воспитателя»
Сроки реализации программы – 1 год, 10 или 11 класс коррекционной школы.
Разработчик программы:
учитель профессионально-трудового обучения
ГЛУШАК Т.К.
Радужный
2012г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные экономические условия требуют от школы создания новых направлений профессионально-трудового обучения, имеющих конечной целью трудоустройство выпускников на определенное рабочее место.
Исходя, из приоритета продления срока пребывания детей в общеобразовательном учреждении учащиеся школы имеют возможность пройти допрофессиональную подготовку и продолжить профессиональное обучение в специальных группах профессиональных училищ. В то же время ученики и в стенах школы могут готовиться на определенное рабочее место с последующим трудоустройством.
Рабочая программа по направлению «Помощник воспитателя» основывается на программе допрофессиональной подготовки для учащихся 10-го, 11-го класса под редакцией к.п.н. А.М.Щербаковой для специальных (коррекционных) школ VIII вида и рассчитана на 696 учебных часов, по 18 часов в неделю и 6 ч. в неделю производственной практики. На первую полугодие приходится–324 ч., на второе полугодие–372ч. По окончанию первого полугодия каждой четверти предусмотрена самостоятельная работа, а в конце года контрольная работа.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся и личности в целом. В ходе профильного обучения школьники с более сохранным интеллектуальным и психофизическим развитием не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми умениями и навыками. Программа предусматривает освоения основных знаний умений и навыков по таким направлениям как: режим и организация жизни детей, специальные технологии, основы культуры общения, охрана труда и производственная санитария.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и профессиональных навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Программа основывается на теоретической, практической учебной базе, полученной в процессе трудового обучения, уроков социально-бытовой ориентировки в 5-9 классах коррекционной школы, и предусматривает подготовку учащихся на рабочее место с самостоятельным выполнением служебного функционала. Данная подготовка является практическим этапом для выпускников, выходящих в самостоятельную жизнь.
При изучении данной специальности формируются профессиональные трудовые умения и навыки. Они соответствуют нормативам, как по темпу работы, так и по содержанию двигательной программы трудового приема. Так, например, при работе шваброй учащиеся учатся обрабатывать определенные площади в оптимальном рабочем режиме.
Программа апробирована из расчета недельной нагрузки 18 ч. Количество часов может меняться в зависимости от конкретных условий школы или состава класса. При составлении расписания уроков выделяется два дня в неделю для практических занятий в специализированных учебных мастерских или в учреждении, где планируется проведение адресной подготовки.
Для овладения необходимыми практическими приемами труда, способами обработки мебели, ковровых покрытий, стен, сантехнического оборудования и для отработки других практических умений и навыков предусмотрены темы производственного обучения и производственная практика в количестве 14 дней.
В процессе теоретического обучения старшеклассники знакомятся с организацией труда в детском учреждении, с должностными инструкциями, правилами уборки мебели, ковровых покрытий, и детских помещений, получают теоретические сведения по трудовому законодательству. При изучении тем программы учащиеся получают представление о режиме и организации жизни детей, о правилах культурного общения с коллегами, родителями и детьми. Занимаются поиском новых путей решения производственных ситуаций.
Основной задачей практического обучения является формирование специальных трудовых приемов выполнения уборки детского помещения, а также отработки умений и навыков соответственно должностной инструкции помощника воспитателя.
На учебных занятиях и в ходе производственного труда особое внимание отводится соблюдение правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии и гигиены труда.
Особое внимание при разработке разделов и тем программы уделяется развитию социальных и эмоциональных навыков в процессе обучения, так как успешность трудовой деятельности выпускников определяется не только их профессиональной компетентностью, но и умением общаться в трудовой ситуации, формулировать свои потребности и прояснять смысл задания. В ходе занятий учащиеся обучаются опознаванию и осмыслению эмоций и чувств как собственных, так и работодателя, товарища по работе, клиента. В этом случае актуальным становится формирование социально-нормативного поведения в трудовой ситуации. Для решения данной задачи предусматривается проведение практических работ, экскурсий, ролевых игр, бесед. При проведении занятий широко практикуется использование наглядных средств обучения, дидактического материала.
В процессе обучения рекомендуется использовать бригадные и коллективные формы организации труда, ученическое самоуправление, конкурсы профессионального мастерства, моральное и материальное поощрение.
Получить квалификационный разряд выпускники с ограниченными возможностями здоровья могут после адаптации, стажировки и совершенствования профессиональных навыков на рабочем месте или при дальнейшем обучении в системе профессионального образования. В программе учтены требования, предъявляемые к работникам соответственно должностной инструкции помощника воспитателя.
Цель программы обучения:
овладение учащимися трудовых приемов и навыков, необходимых для работы в детском учреждении в должности помощник воспитателя.
Задачи программы обучения:
- формирование технологических знаний;
- отработка профессиональных умений и навыков в соответствии с должностной инструкцией помощника воспитателя;
-формирование профессиональных качеств личности, воспитание производственной дисциплины;
- формирование социально- нормативного поведения.
2. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Помощник воспитателя второго разряда должен знать:
- назначение и отличительные особенности детских образовательных учреждений, назначение профессии помощник воспитателя;
- виды помещений детского сада и их назначение;
- должностные обязанности помощника воспитателя в детском саду;
распорядок жизни группы дошкольного учреждения, обязанности помощника воспитателя в организации режимных моментов;
- функции, которые выполняют сотрудники детского учреждения, их связи по должностям, субординационные правила в отношениях между сотрудниками одного учреждения в рабочее время; технологию разрешения проблемных ситуаций и правила поведения в конфликтных ситуациях;
- некоторые физиологические и психологические особенности детей разных возрастов, отличительные возрастные особенности и правила ухода;
- виды покрытий полов; моющие и чистящие средства для покрытий, окрашенных масляными красками; хозинвентарь и приспособления, необходимые в работе;
- виды и назначение мебели в детском учреждении; виды покрытий поверхности мебели;
средства для ухода за мебелью и правила их применения в соответствии с инструкцией и в зависимости от материала покрытия; технологический цикл ухода за различными поверхностями мебели; правила личной безопасности при применении средств ухода за мебелью;
- свойства ковровых покрытий различного вида; устройство пылесоса, правила его эксплуатации;
- виды комнатных растений; условия ухода за ними (полив, протирка от пыли, обмывание листьев, мытье поддонов); инвентарь, необходимый для ухода за комнатными растениями;
- правила обработки рук до и после работы, правила использования спецодежды;
- правила санитарии при подготовке зала к приему пищи; последовательность операций при сервировке и уборке стола; технологию мытья посуды; правила пользования и хранения посуды;
- названия, назначение сантехоборудования; чистящие, моющие и дезинфицирующие средства; название, назначение хозинвентаря, уход за ним и способы хранения;
- свойства моющих, чистящих растворов и инструкцию по их приготовлению;
виды и свойства покрытия моечных ванн, способы ухода; свойства металлической, фарфоровой и стеклянной посуды и чистящие и моющие средства для ухода за ними; приспособления для мытья посуды; технологический цикл мытья посуды.
- права и обязанности по охране труда, нормативные правовые акты;
- факторы среды и трудового процесса, которые могут быть причиной острого заболевания или внезапного ухудшения здоровья, смерти. Уровни допустимого воздействия на работающих вредных производственных факторов;
- сведения о горении, самовозгорании, взрыве; правила тушения различных возгораний, первые действия при пожаре;
- требования к санитарно-эпидемиологическому режиму (состояние кожи рук, уход за ногтями, регулярность смены спецодежды); правила техники безопасности при работе с моющими, чистящими средствами, санитарно-гигиенические нормы при мытье посуды.
Помощник воспитателя второго разряда должен уметь:
- устанавливать должностные контакты с администрацией и сотрудниками учреждения;
- культурно высказываться, придерживаться определенного стиля в одежде;
-правильно и вежливо разрешать проблемные ситуации, возникшие с администрацией, коллегами по работе;
-ухаживать за детьми разных возрастов, строить свое общение с детьми соответственно их возраста;
-соблюдать субординацию в отношениях с родителями, устанавливать контакты и вежливо разговаривать с родителями и детьми;
- рационально распределять время для выполнения режимных моментов, оказывать необходимую помощь в организации режимных моментов;
-соблюдать правила личной гигиены; правильно пользоваться спецодеждой при выполнении различных работ; применять и хранить инвентарь в соответствии с маркировкой;
- пользоваться моющими и чистящими средствами и хозинвентарем; выбирать моющие и чистящие средства в зависимости от степени загрязнения и вида покрытия поверхностей; выполнять работу в соответствии с технологией с хорошими результатами;
-определять виды и назначение мебели в детском учреждении; определять виды покрытий поверхности мебели; выбирать средства и применять их в соответствии с инструкцией и в зависимости от материала покрытия; соблюдать технологический цикл ухода за различными поверхностями мебели; соблюдать правила личной безопасности при применении средств ухода за мебелью;
- чистить ковровые покрытия вручную и пылесосом;
- готовить столы к приему пищи согласно санитарно-гигиеническим требованиям;
сервировать и убирать обеденные столы; мыть и хранить посуду;
-соблюдать правила личной гигиены; правильно пользоваться спецодеждой при выполнении различных работ; правильно применять и хранить инвентарь в соответствии с маркировкой;
- правильно ухаживать за комнатными растениями: поливать, протирать, обрезать сухие листья; пользоваться инвентарем, необходимым для ухода за комнатными растениями;
-пользоваться защитными средствами (халат, перчатки) для соблюдения санитарно-гигиенического режима; выбирать чистящие или моющие средства; мыть, чистить сантехобрудование; хранить инвентарь и приспособления для ухода за санузлом; соблюдать правила личной гигиены;
- готовить моющие, чистящие растворы и соблюдать инструкцию по их приготовлению и применению; определять виды и свойства покрытия моечных ванн; ухаживать за моечными ваннами; ухаживать за металлической, фарфоровой и стеклянной посудой с применением соответствующих чистящих и моющих средств; пользоваться приспособлениями для мытья посуды; соблюдать технологический цикл мытья посуды;
- использовать, хранить и ухаживать за средствами индивидуальной защиты.
эвакуироваться при пожаре, пользоваться специальными средствами для тушения пожара, оказывать первую медпомощь при ожогах;
- соблюдать требования санитарно-эпидемиологического режима; определять виды и свойства покрытия моечных ванн; соблюдать правила техники безопасности при работе с моющими, чистящими средствами; соблюдать санитарно-гигиенические нормы при мытье посуды; эвакуировать пищевые отходы.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По профессии «Помощник воспитателя»
№ п/п | Темы разделов программы | Количество часов в неделю | Теория | Практика | Итого часов за полугодие |
1 2 3 4 5
6 1 2 3 4 5
6 |
Первый полугодие (324часа) Режим и организация жизни детей Специальные технологии Основы культуры общения Охрана труда и производственная санитария Производственное обучение в учебных мастерских Производственная практика (6 дней) Второе полугодие (372 часа) Режим и организация жизни детей. Специальные технологии. Основы культуры общения Охрана труда и производственная санитария. Производственное обучение в учебных мастерских. Производственная практика (8 дней). | 2 3 2 1 10 6 2 3 2 1 10 8 | 2 3 2 1 2 3 2 1 | 10 6 10 8 | 32 48 32 16 160 36 36 54 36 18 180 48 |
Всего за год: | 696 часа |
4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Первое полугодие (324 часа)
1. РЕЖИМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ – 32ч.
1.Вводное занятие – 2 ч.
Содержание учебного материала. Виды детских образовательных учреждений. Беседа о назначении детских дошкольных учреждений. Значение и содержание профессии помощник воспитателя.
Должен знать:
назначение и отличительные особенности детских образовательных учреждений, назначение профессии помощник воспитателя.
Должен уметь:
перечислить и назвать отличительные особенности детских образовательных учреждений.
2.Общее знакомство с помещениями детского сада и их назначением – 5 ч.
Содержание учебного материала. Знакомство с помещениями детского сада и их назначением. Виды помещений: групповая (раздевалка, игровая, спальня, санузел). Физкультурный зал, зал для музыкальных занятий, кабинет заведующей, кухня, прачечная, медицинский кабинет, прочие помещения.
Практическая работа. Экскурсия в детский сад. Ознакомление с помещениями детского сада и их назначением. – 2ч.
Учащиеся должны знать:
виды помещений детского сада и их назначение.
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в помещениях.
3.Знакомство со структурой детского учреждения – 10ч.
Содержание учебного материала.
- Штат детского учреждения: администрация (заведующая детским садом);
- педагогический персонал (воспитатели, логопеды, методисты);
- медицинский персонал (врач, медсестра, диетсестра);
- работники пищеблока (повар, посудомойка, рабочий по кухне);
- завхоз, кастелянша, кладовщик;
- младший обслуживающий персонал (помощник воспитателя, уборщик служебных помещений, машинист по стирке белья, дворник, рабочий по зданию, сторож).
Учащиеся должны знать:
функции, которые выполняют люди перечисленных должностей, какие действия необходимо предпринять при возникновении проблем на рабочем месте и к кому обратиться.
Учащиеся должны уметь:
устанавливать должностные контакты с администрацией и сотрудниками учреждения.
4. Знакомство с функциональными обязанностями помощника воспитателя – 8 ч.
Содержание учебного материала. Ознакомление с должностной инструкцией помощника воспитателя.
Практическая работа. Заполнение рабочей тетради (запись ежедневных и еженедельных работ). – 3 ч.
Учащиеся должны знать:
должностные обязанности помощника воспитателя в детском саду.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться должностной инструкцией.
5. Итоговое занятие – 2 ч.
Проведение самостоятельной работы по разделу: «Режим и организация жизни детей».
2.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – 48 ч.
1.Вводное занятие – 1 ч.
Содержание учебного материала.
Перечень, назначение и краткое содержание тем изучаемых в рамках данного раздела.
Должен знать:
объем работы, темы, изучаемые во втором полугодии.
Должен уметь:
панировать предстоящую работу, ориентироваться в задании.
2. Уборка спален, игровых, раздевалок – 10ч.
Содержание учебного материала.
Уход за поверхностями, окрашенными масляной краской(двери, стены, радиаторы отопления, подоконники, мебель и т.д.). Уход за полами, покрытыми плиткой, линолеумом.
Практические работы – 3ч.
Мытье поверхностей, окрашенных масляной краской, протирка линолеума.
Учащиеся должны знать:
виды покрытий полов; моющие и чистящие средства для покрытий, окрашенных масляными красками; хозинвентарь и приспособления, необходимые в работе.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться моющими и чистящими средствами и хозинвентарем;
выбирать моющие и чистящие средства в зависимости от степени загрязнения и вида покрытия поверхностей; выполнять работу в соответствии с технологией с хорошими результатами.
3. Уход за мебелью – 15ч.
Содержание учебного материала.
Виды и назначение мебели в детском учреждении, виды покрытий поверхности мебели (пластик, масляная краска), средства и правила ухода за мебелью в зависимости от покрытия. Правила личной гигиены и безопасности при работе со средствами ухода за мебелью, приспособления и инвентарь для ухода за мебелью, правила его хранения. Технология обработки различных поверхностей мебели.
Практические работы – 3ч.
Определение вида покрытия поверхности мебели.
Удаление пыли с поверхности мебели в зависимости от ее водостойкости.
Подбор чистящих, моющих средств в зависимости от покрытия поверхности мебели.
Учащиеся должны знать:
виды и назначение мебели в детском учреждении; виды покрытий поверхности мебели;
средства для ухода за мебелью и правила их применения в соответствии с инструкцией и в зависимости от материала покрытия; технологический цикл ухода за различными поверхностями мебели; правила личной безопасности при применении средств ухода за мебелью.
Учащиеся должны уметь:
определять виды и назначение мебели в детском учреждении; определять виды покрытий поверхности мебели; выбирать средства и применять их в соответствии с инструкцией и в зависимости от материала покрытия; соблюдать технологический цикл ухода за различными поверхностями мебели; соблюдать правила личной безопасности при применении средств ухода за мебелью.
4. Уход за ковровыми покрытиями – 10ч.
Содержание учебного материала.
Виды ковровых покрытий. Способы ухода за ковровыми покрытиями (вручную, пылесосом). Устройство пылесоса. Правила безопасной работы с пылесосом. Уход за пылесосом.
Практические работы – 4ч.
Работы по чистке ковров вручную и пылесосом. Уход за пылесосом: освобождение пылесборника, установка фильтров и других необходимых приспособлений в пылесосе.
Учащиеся должны знать:
свойства ковровых покрытий различного вида; устройство пылесоса, правила его эксплуатации.
Учащиеся должны уметь:
чистить ковровые покрытия вручную и пылесосом.
5. Итоговое занятие – 2ч.
Проведение самостоятельной работы по разделу программы: «Специальные технологии».
3. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ – 32ч.
1. Вводное занятие – 2ч.
Содержание учебного материала.
Значение секретов общения в рабочей обстановке и повседневной жизни.
Должен знать:
важность и необходимость изучения предстоящей темы.
Должен уметь:
преодолевать разнообразные барьеры общения, вырабатывать необходимые навыки.
2. Правила хорошего тона – 10ч.
Содержание учебного материала.
Формулы вежливости, как вести разговоры, споры, как избежать ссоры, как быть предупредительной, корректной, толерантной.
Практические работы – 2ч.
Упражнения в решении проблемных ситуаций.
Учащиеся должны знать:
азы общения, правила обращения и приветствия, как следует одеваться.
Учащиеся должны уметь:
культурно высказываться, придерживаться определенного стиля в одежде.
3.Правила должностных и межличностных отношений сотрудников
учреждения – 14ч.
Содержание учебного материала.
Правила взаимоотношений с заведующей детского учреждения, персоналом кухни, другими сотрудниками, взаимоотношения с воспитателями группы.
Практические работы – 2ч.
Ролевые игры на темы: «Знакомство с коллегами по работе», «Ты опаздываешь на работу», «Ты заболел и не можешь выйти на работу».
Учащиеся должны знать:
функции, которые выполняют сотрудники детского учреждения, их связи по должностям, субординационные правила в отношениях между сотрудниками одного учреждения в рабочее время; технологию разрешения проблемных ситуаций и правила поведения в конфликтных ситуациях.
Учащиеся должны уметь:
правильно и вежливо разрешать проблемные ситуации, возникшие с администрацией, коллегами по работе.
Итоговое занятие – 2ч.
Проведение самостоятельной работы по разделу программы: «Основы культуры общения».
4. ОХРАНА ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ – 16ч.
1.Вводное занятие – 1ч.
Содержание учебного материала.
Значение изучения тем и содержание раздела «Охрана труда и производственная санитария».
Должен знать:
важность и необходимость изучения предстоящей темы
Должен уметь:
Планировать предстоящую работу.
2. Основные положения законодательства Российской Федерации по охране и безопасности труда – 2 ч.
Содержание учебного материала.
Обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда в организации, возлагаемые на работодателя обязанности работника.
Учащиеся должны знать:
Обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда в организации, возлагаемые на работодателя и обязанности работника.
Учащиеся должны уметь:
использовать полученные знания на практике.
3.Правовое обеспечение охраны труда – 4 ч.
Содержание учебного материала.
Охрана труда женщин, компенсация за тяжелые работы и работы с вредными условиями труда, нормативные правовые акты по охране труда и ответственные за их соблюдение, общественный контроль за охраной труда, рабочее время и время отдыха.
Учащиеся должны знать:
права и обязанности по охране труда, нормативные правовые акты.
Учащиеся должны уметь:
использовать полученные знания на практике.
4. Санитарно – гигиенический режим – 6ч.
Содержание учебного материала.
Понятие о санитарии. Дезинфекционные и моющие средства. Личная гигиена помощника воспитателя.
Практические работы – 2 ч.
Приготовление моющего раствора из жидких и порошкообразных средств. Использование и хранение инвентаря в соответствии с маркировкой (на базе школьного кабинета адресной подготовки).
Учащиеся должны знать:
правила обработки рук до и после работы; правила использования спецодежды.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила личной гигиены; правильно пользоваться спецодеждой при выполнении различных работ; правильно применять и хранить инвентарь в соответствии с маркировкой.
5. Итоговое занятие – 1 ч.
Проведение самостоятельной работы по разделу программы: «Охрана труда и производственная санитария».
5. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ – 160ч.
В ходе производственного обучения учащиеся выполняют задания с соблюдением правил по охране труда и техники безопасности, с соблюдением нормы безопасности труда в детских учреждениях, а также требований безопасности к оборудованию и технологическому процессу. Отрабатываются правила пожарной безопасности. В целях тренировки используются средства техники безопасности и индивидуальной защиты. В ходе производственного обучения может осуществляться организация соревнований и различные формы поощрения. В процессе производственного обучения учащиеся знакомятся с режимом работы учреждения, формами организации труда и правилами внутреннего распорядка.
В ходе производственного обучения учащиеся должны:
- Выполнять работы на основе должностной инструкции помощника воспитателя, применяемой в детском учреждении;
- отрабатывать трудовые приемы и навыки, полученные на теоретических занятиях;
- самостоятельно разрабатывать и осуществлять мероприятия по наиболее эффективному использованию рабочего времени, предупреждению дефектов, экономному расходованию, инвентаря, электроэнергии и т.п.;
- осуществлять мероприятия повышающие качество выполненной работы;
- строго соблюдать нормы и правила безопасности труда, электробезопасности и пожарной безопасности;
- готовиться к выполнению самостоятельной и контрольной работы по окончанию учебного года.
Виды практических работ:
мытье поверхностей, окрашенных масляной краской, протирка линолеума. Определение вида покрытия поверхности мебели. Удаление пыли с поверхности мебели в зависимости от ее водостойкости. Подбор чистящих, моющих средств в зависимости от покрытия поверхности мебели. Работы по чистке ковров вручную и пылесосом. Уход за пылесосом: освобождение пылесборника, установка фильтров и других необходимых приспособлений в пылесосе.
6.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА – 48ч.
Производственная практика проводится на базе школы или в дошкольном детском учреждении. Учащиеся отрабатывать практические умения и навыки соответственно должностной инструкции помощника воспитателя.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Второе полугодие (372 часа)
1. РЕЖИМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ – 36ч.
1. Вводное занятие – 2 ч.
Содержание учебного материала.
План работы на полугодие, просмотр видеофильма, отражающего специфику работы помощника воспитателя.
Должен знать:
объем работы, темы, изучаемые во втором полугодии.
Должен уметь:
панировать предстоящую работу, ориентироваться в задании.
2. Организация режимных моментов – 12ч.
Содержание учебного материала.
Режимные моменты организации жизни детей в детском дошкольном учреждении, правила оказания помощи в организации оздоровительных мероприятий (прогулка, закаливающие процедуры, сон), в организации занятий, игр, труда.
Учащиеся должны знать:
распорядок жизни группы дошкольного учреждения, обязанности помощника воспитателя в организации режимных моментов.
Учащиеся должны уметь:
рационально распределять время для выполнения режимных моментов, оказывать необходимую помощь в организации режимных моментов.
3.Кормление детей – 14ч.
Содержание учебного материала.
Подготовка зала к кормлению детей согласно санитарно-гигиеническим требованиям (протирка столов моющими средствами, сервировка). Получение пищи на кухне. Помощь воспитателю в подготовке детей к приему пищи (мытье рук, надевание фартуков, усаживание за стол). Уборка обеденного зала после кормления детей (протирка столов и влажная уборка пола). Мытье и хранение обеденной посуды.
Учащиеся должны знать:
правила санитарии при подготовке зала к приему пищи; последовательность операций при сервировке и уборке стола; технологию мытья посуды; правила пользования и хранения посуды.
Учащиеся должны уметь:
готовить столы к приему пищи согласно санитарно-гигиеническим требованиям;
сервировать и убирать обеденные столы; мыть и хранить посуду.
Практические работы – 5ч.
Протирка столов. Сервировка. Получение пищи на кухне. Раздача пищи детям, уборка обеденного зала после кормления детей, мытье посуды и ее хранение.
4.Итоговое занятие – 3ч.
Проведение контрольной работы по разделу программы: «Режим и организация жизни детей.
2.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – 54ч.
1.Вводное занятие – 1ч.
Содержание учебного материала.
Перечень, назначение и краткое содержание тем изучаемых в рамках данного раздела.
Должен знать:
объем работы, темы, изучаемые во втором полугодии.
Должен уметь:
панировать предстоящую работу, ориентироваться в задании.
2.Уход за комнатными растениями – 6 ч.
Содержание учебного материала.
Виды комнатных растений. Ежедневный уход за комнатными растениями.
Практические работы – 2ч.
Полив и обмывание растений, удаление сухих листьев.
Учащиеся должны знать:
виды комнатных растений; условия ухода за ними (полив, протирка от пыли, обмывание листьев, мытье поддонов); инвентарь, необходимый для ухода за комнатными растениями.
Учащиеся должны уметь:
правильно ухаживать за комнатными растениями: поливать, протирать, обрезать сухие листья; пользоваться инвентарем, необходимым для ухода за комнатными растениями.
3. Уборка санузла, сантехоборудования – 18 ч.
Содержание учебного материала.
Санузел: причина повышенной чистоты. Устройство. Спецодежда (резиновые сапоги и перчатки, непромокаемый фартук). Средства для обеззараживания санузла. Виды сантехоборудования и его назначение: душ, ванна, унитаз, раковина для умывания, детские горшки, раковина для мытья ног и т.д. Унитаз: устройство (клозетная чаша, смывной бачок, состоящий из корпуса, поплавкового и спускного клапанов). Засор унитаза: причины и следствия. Приспособления для обработки саноборудования: виды (щетка, вантуз), назначение, пользование. Средства для чистки керамики и эмали. Правила безопасности при употреблении раствора хлорной извести. Общие правила при уборке санузлов. Подготовка к использованию и хранение спецодежды и орудий труда. Обработка резиновых перчаток (мытье, стерилизация, сушка). Соблюдение личной гигиены.
Практические работы – 6 ч.
Определение степени загрязнения санузла и сантехоборудования. Применение в соответствии со степенью загрязнения моющих средств. Чистка и мытье сантехоборудования. Чистка и мытье кафеля и метлахской плитки.
Учащиеся должны знать:
названия, назначение сантехоборудования; чистящие, моющие и дезинфицирующие средства; название, назначение хозинвентаря, уход за ним и способы хранения.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться защитными средствами (халат, перчатки) для соблюдения санитарно-гигиенического режима; выбирать чистящие или моющие средства;
мыть, чистить сантехобрудование; хранить инвентарь и приспособления для ухода за санузлом; соблюдать правила личной гигиены.
4. Мытье посуды – 14ч.
Содержание учебного материала.
Оборудование и приспособления для мытья посуды (мойки, тазы, щетки, губки, салфетки, ерши). Уход и хранение приспособлений для мытья посуды. Виды столовой посуды и столовых приборов, используемых в группе. Маркировка посуды для получения пищи с кухни. Технологический цикл при обработке столовой посуды: сбор и эвакуация пищевых остатков, замачивание посуды, мойка посуды. Хранение чистой посуды.
Практические работы – 4ч.
Определение типа покрытия металлической посуды. Уход за металлической посудой с применением соответствующих моющих и чистящих средств. Уход за стеклянной и фарфоровой посудой. Чистка столовых приборов.
Учащиеся должны знать:
свойства моющих, чистящих растворов и инструкцию по их приготовлению;
виды и свойства покрытия моечных ванн, способы ухода; свойства металлической, фарфоровой и стеклянной посуды и чистящие и моющие средства для ухода за ними; приспособления для мытья посуды; технологический цикл мытья посуды.
Учащиеся должны уметь:
готовить моющие, чистящие растворы и соблюдать инструкцию по их приготовлению и применению; определять виды и свойства покрытия моечных ванн; ухаживать за моечными ваннами; ухаживать за металлической, фарфоровой и стеклянной посудой с применением соответствующих чистящих и моющих средств; пользоваться приспособлениями для мытья посуды; соблюдать технологический цикл мытья посуды.
5. Итоговое занятие – 3ч.
Проведение контрольной работы по разделу программы: «Специальные технологии».
3. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ – 36ч.
1. Вводное занятие – 1ч.
Содержание учебного материала.
Перечень, назначение и краткое содержание тем изучаемых в рамках данного раздела.
Должен знать:
объем работы, темы, изучаемые во втором полугодии.
Должен уметь:
панировать предстоящую работу, ориентироваться в задании.
2. Физиологические и психологические особенности детей разных возрастов – 16ч.
Содержание учебного материала.
Элементы физиологических и психологических особенностей детей разных возрастов.
Практические работы – 2ч.
Ролевые игры на темы: «Что делать если ребенок плачет?», «Как поддержать игру с ребенком?»
Должен знать:
некоторые физиологические и психологические особенности детей разных возрастов, отличительные возрастные особенности и правила ухода.
Должен уметь:
ухаживать за детьми разных возрастов, строить свое общение с детьми соответственно их возраста.
3. Правила должностных и межличностных отношений с родителями и их детьми – 12 ч.
Содержание учебного материала.
Правила взаимоотношения с детьми и их родителями.
Практические работы – 2ч.
Ролевые игры на темы: «У тебя возникли вопросы по работе», «Родители задают тебе вопрос, на который ты не можешь ответить»
Учащиеся должны знать:
функции, которые выполняют сотрудники детского учреждения, субординационные правила в отношениях между сотрудниками и родителями в рабочее время, нормы этики, правила культуры поведения в общественных местах и на рабочем месте; необходимые действия при возникновении каких-либо проблем на рабочем месте, к кому обратиться.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать субординацию в отношениях с родителями, устанавливать контакты и вежливо разговаривать с родителями и детьми.
4. Итоговое занятие – 3ч.
Проведение контрольной работы по разделу программы: «Основы культуры общения».
4. ОХРАНА ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ – 18ч.
1.Вводное занятие – 1ч.
Содержание учебного материала.
Перечень, назначение и краткое содержание тем изучаемых в рамках данного раздела.
Должен знать:
объем работы, темы, изучаемые во втором полугодии.
Должен уметь:
панировать предстоящую работу, ориентироваться в задании.
2.Опасные и вредные производственные факторы – 2 ч.
Содержание учебного материала.
Факторы среды и трудового процесса, уровни допустимого воздействия на работающих вредных производственных факторов.
Учащиеся должны знать:
Факторы среды и трудового процесса, которые могут быть причиной острого заболевания или внезапного ухудшения здоровья, смерти. Уровни допустимого воздействия на работающих вредных производственных факторов.
Учащиеся должны уметь:
Различать виды вредных производственных факторов.
3.Пожарная безопасность. Средства пожаротушения, индивидуальной защиты – 3 ч.
Содержание учебного материала.
Сведения о горении, самовозгорании, взрыве; правила тушения различных возгораний, первые действия при пожаре. Обязанности работодателя по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты; порядок оформления заявок, хранения и выдачи специальных средств индивидуальной защиты.
Учащиеся должны знать:
основные сведения о горении, самовозгорании, взрыве; классификацию производственных помещений по взрывопожарной и пожарной опасности; правила эвакуации, правила тушения пожаров и оказания первой медпомощи при ожогах.
Перечень средств индивидуальной защиты, порядок оформления заявок, хранения и выдачи специальной одежды
Учащиеся должны уметь:
Использовать, хранить и ухаживать за средствами индивидуальной защиты.
эвакуироваться при пожаре, пользоваться специальными средствами для тушения пожара, оказывать первую медпомощь при ожогах.
4. Мытье посуды – 8 ч.
Содержание учебного материала.
Санитарно-гигиенические требования к оборудованию и приспособлениям для мытья посуды. Санитарно-гигиенические требования к столовой посуде, приборам. Чистящие, моющие, обезжиривающие и дезинфицирующие средства для посуды. Требования к санитарно-эпидемиологическому режиму детского учреждения (состояние кожи рук, уход за ногтями, регулярность смены спецодежды). Спецодежда для мытья посуды (ха лат, фартук, косынка). Правила техники безопасности при работе с моющими, чистящими средствами.
Практические работы – 2ч.
Выбор моющих и чистящих средств в зависимости от типа поверхности моечной ванны, мытье моечной ванны.
Учащиеся должны знать:
требования к санитарно-эпидемиологическому режиму (состояние кожи рук, уход за ногтями, регулярность смены спецодежды); правила техники безопасности при работе с моющими, чистящими средствами, санитарно-гигиенические нормы при мытье посуды.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать требования санитарно-эпидемиологического режима; определять виды и свойства покрытия моечных ванн; соблюдать правила техники безопасности при работе с моющими, чистящими средствами; соблюдать санитарно-гигиенические нормы при мытье посуды; эвакуировать пищевые отходы.
Итоговое занятие – 2ч.
Проведение контрольной работы по разделу программы: «Охрана труда и производственная санитария»
5. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ -180ч.
Виды практических работ:
протирка столов, сервировка, получение пищи на кухне. Раздача пищи детям, уборка обеденного зала после кормления детей, мытье посуды и ее хранение. Определение степени загрязнения санузла и сантехоборудования. Применение в соответствии со степенью загрязнения моющих средств. Чистка и мытье сантехоборудования, кафеля и метлахской плитки. Определение типа покрытия металлической посуды. Уход за металлической посудой с применением соответствующих моющих и чистящих средств. Уход за стеклянной и фарфоровой посудой. Чистка столовых приборов.
6. ПРОИЗВОДСТВНННАЯ ПРАКТИКА (84 часа)
Производственная практика проводится на базе школы или в дошкольном детском учреждении. Учащиеся отрабатывать практические умения и навыки соответственно должностной инструкции помощника воспитателя.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
5.1. Наглядный учебный материал.
Демонстрационные, тематические стенды, плакаты, коллекция моющих средств.
5.2.Дидактический материал.
Коррекционные игры и упражнения, разно уровневые карточки-задания, инструкционные карты, тестовые задания.
5.3. Учебные пособия.
Тематические папки, учебно-методические комплексы.
6.ЛИТЕРАТУРА
1. Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида:новые учеб. Программы и метод. Материалы. – Кн. 1/ А.М. Щербакова - М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2001. – 304с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа по геометрии. 7 класс.
Данная рабочая программа полезна для учителей, работающих по учебнику "Геометрия 7-9 А.В. Погорелов" ...
Рабочая образовательная программа по геометрии. 8 класс.
Программа составлена из расчета 2 часа в неделю. Она может быть полезна тем, кто работает по учебнику "Геометрия 7-9. А.В. Погорелов"...
Рабочая образовательная программа по геометрии. 9 класс.
Программа состоит из пояснительной записки, основного содержания курса геометрии, календарно - тематического планирования из расчета 2 часа в неделю. Полезна тем кто работает по учебнику "Геометрия 7-...
Рабочая образовательная программа по биологии 6 класс
Данная рабочая образовательная программа по биологии составлена на основе Федерального государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по биологии. Программа предус...
Рабочая образовательная программа по природоведению 5 класс
Рабочая образовательная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта , Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования п...
Рабочая образовательная программа по русскому языку (6 класс)
Рабочая образовательная программа по русскому языку в 6 классе, составленная на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Ш...
Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»
В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...