Рабочая образовательная программа по профессии "Помощник воспитателя"
рабочая программа по технологии (10 класс) на тему

Глушак Тамара Константиновна

     Рабочая программа разработана с целью ознакомления учащихся с ОВЗ с профессией "Помощник воспитателя". Программа направлена на формирование теоретических знаний, отработку практических умений и навыков, необходимых для работы в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr._pomoshchnik_vospitatelya.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«РАДУЖНИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

VIII ВИДА»

СОГЛАСОВАНО:                                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

Методическим советом                                                             Директор школы

Протокол от «____» ___________2012г.                                  ________________

Председатель МС ___________                                                «____» _____________2012г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФИЛЬНОГО   ОБУЧЕНИЯ

ПО ПРОФЕССИИ

«Помощник воспитателя»

Сроки реализации программы – 1 год,  10 или 11 класс коррекционной школы.

Разработчик программы:

учитель профессионально-трудового обучения

ГЛУШАК Т.К.

   

       

   

                                                                     Радужный

2012г.

                                     

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные экономические условия требуют от школы создания новых направлений профессионально-трудового обучения, имеющих конечной целью трудоустройство выпускников на определенное рабочее место.

Исходя, из приоритета продления срока пребывания детей в общеобразовательном учреждении учащиеся школы имеют возможность пройти допрофессиональную подготовку и продолжить профессиональное обучение в специальных группах профессиональных училищ. В то же  время ученики и в стенах школы могут готовиться на определенное рабочее место с последующим трудоустройством.

Рабочая  программа  по направлению «Помощник воспитателя»  основывается на  программе  допрофессиональной подготовки для учащихся 10-го, 11-го класса под редакцией к.п.н. А.М.Щербаковой для специальных (коррекционных) школ VIII вида и  рассчитана на  696 учебных часов, по 18 часов в неделю и 6 ч. в неделю производственной практики. На первую полугодие приходится–324 ч., на второе полугодие–372ч. По окончанию первого полугодия каждой четверти предусмотрена самостоятельная работа, а в конце года контрольная работа.      

Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся и личности в целом. В ходе профильного обучения школьники с более сохранным интеллектуальным и психофизическим  развитием не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми  умениями и навыками. Программа предусматривает освоения основных знаний умений и навыков по  таким направлениям как: режим и организация жизни детей, специальные технологии, основы культуры общения, охрана труда и производственная санитария.

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и профессиональных навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Программа основывается на теоретической,  практической учебной базе, полученной в процессе трудового обучения, уроков социально-бытовой ориентировки в 5-9 классах коррекционной школы, и  предусматривает подготовку учащихся на рабочее место с самостоятельным  выполнением служебного функционала. Данная подготовка является практическим  этапом для выпускников, выходящих в самостоятельную жизнь.

 При изучении данной специальности формируются профессиональные трудовые умения и навыки. Они соответствуют нормативам, как по темпу работы, так и по содержанию двигательной программы трудового приема. Так, например, при работе шваброй  учащиеся учатся  обрабатывать определенные площади в оптимальном рабочем режиме.

Программа апробирована из  расчета недельной нагрузки 18 ч. Количество часов может меняться в зависимости от конкретных условий школы  или состава класса. При составлении расписания уроков  выделяется  два дня  в неделю для практических занятий в специализированных учебных мастерских или в учреждении, где планируется проведение  адресной подготовки.

Для овладения необходимыми практическими приемами труда, способами обработки мебели, ковровых покрытий, стен, сантехнического оборудования и для отработки других практических умений и навыков предусмотрены темы производственного обучения и производственная практика в  количестве 14 дней.

В процессе теоретического обучения старшеклассники знакомятся с организацией труда в детском учреждении, с должностными инструкциями, правилами уборки мебели, ковровых покрытий, и детских помещений, получают теоретические сведения по трудовому законодательству. При изучении тем программы учащиеся получают  представление о режиме и организации жизни детей, о правилах культурного общения с коллегами, родителями и детьми. Занимаются поиском новых путей решения производственных ситуаций.   

Основной задачей практического обучения является формирование специальных трудовых приемов выполнения уборки детского помещения, а также отработки умений и навыков соответственно должностной инструкции помощника воспитателя.
На учебных занятиях и в ходе производственного труда особое внимание отводится соблюдение правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии и гигиены труда.

Особое внимание при разработке разделов и тем программы уделяется  развитию социальных и эмоциональных навыков в процессе обучения, так как успешность трудовой деятельности выпускников определяется не только их профессиональной компетентностью, но и умением общаться в трудовой ситуации, формулировать свои  потребности и прояснять смысл задания. В ходе занятий учащиеся обучаются опознаванию и осмыслению эмоций и чувств как собственных, так и работодателя, товарища по работе, клиента. В этом случае актуальным становится формирование  социально-нормативного поведения в трудовой ситуации. Для решения данной задачи предусматривается проведение практических работ, экскурсий, ролевых игр, бесед. При проведении занятий  широко практикуется  использование наглядных средств обучения,  дидактического материала.

В процессе обучения рекомендуется использовать бригадные и коллективные формы организации труда, ученическое самоуправление, конкурсы профессионального мастерства, моральное и материальное поощрение.

Получить квалификационный разряд выпускники с ограниченными возможностями здоровья могут после адаптации, стажировки и совершенствования профессиональных навыков на рабочем месте или при дальнейшем обучении в системе профессионального образования. В программе учтены требования, предъявляемые к работникам соответственно должностной инструкции помощника воспитателя.

          Цель программы обучения:

овладение учащимися трудовых приемов и навыков, необходимых для работы в детском учреждении в должности помощник воспитателя.

Задачи программы обучения:

-  формирование  технологических  знаний;

- отработка  профессиональных  умений и навыков в соответствии с должностной инструкцией помощника воспитателя;

 -формирование профессиональных качеств личности, воспитание производственной дисциплины;

- формирование  социально- нормативного поведения.

 

2. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Помощник воспитателя второго разряда  должен знать:

 - назначение и отличительные особенности детских образовательных учреждений,  назначение профессии  помощник воспитателя;

 - виды помещений детского сада и их назначение;

 - должностные обязанности помощника воспитателя в детском саду;

распорядок жизни группы дошкольного учреждения, обязанности помощника воспитателя  в организации режимных моментов;

 - функции, которые выполняют сотрудники детского учреждения, их связи по должностям, субординационные правила в отношениях между сотрудниками одного учреждения в рабочее время;  технологию разрешения  проблемных ситуаций и правила поведения в конфликтных ситуациях;

- некоторые  физиологические и психологические особенности детей разных возрастов, отличительные  возрастные  особенности и правила  ухода;

 - виды покрытий полов; моющие и чистящие средства для покрытий, окрашенных                               масляными красками; хозинвентарь и приспособления, необходимые в работе;

 - виды и назначение мебели в детском учреждении;  виды покрытий поверхности мебели;

средства для ухода за мебелью и правила их применения в соответствии с инструкцией и в зависимости от материала покрытия; технологический цикл ухода за различными поверхностями мебели; правила личной безопасности при применении средств ухода за мебелью;

 - свойства ковровых покрытий различного вида; устройство пылесоса, правила его эксплуатации;

 - виды комнатных растений; условия ухода за ними (полив, протирка от пыли, обмывание листьев, мытье поддонов);  инвентарь, необходимый для ухода за комнатными растениями;

- правила обработки рук до и после работы, правила использования спецодежды;

 - правила санитарии при подготовке зала к приему пищи;  последовательность операций при сервировке и уборке стола; технологию мытья посуды; правила пользования и хранения посуды;

- названия, назначение сантехоборудования; чистящие, моющие и дезинфицирующие средства; название, назначение хозинвентаря, уход за ним и способы хранения;

- свойства моющих, чистящих растворов и инструкцию по их приготовлению;

виды и свойства покрытия моечных ванн, способы ухода; свойства металлической, фарфоровой и стеклянной посуды и чистящие и моющие средства для ухода за ними;  приспособления для мытья посуды; технологический цикл мытья посуды.

 - права и обязанности  по охране труда, нормативные правовые акты;

- факторы среды и трудового процесса, которые могут быть причиной острого заболевания или внезапного ухудшения здоровья, смерти. Уровни допустимого воздействия на работающих вредных производственных факторов;

- сведения о горении, самовозгорании, взрыве;  правила тушения различных возгораний,  первые действия при пожаре;

 - требования к санитарно-эпидемиологическому режиму (состояние кожи рук, уход за ногтями, регулярность смены спецодежды); правила техники безопасности при работе с моющими, чистящими средствами, санитарно-гигиенические нормы при мытье посуды.

Помощник воспитателя второго разряда  должен уметь:

- устанавливать должностные контакты с администрацией и сотрудниками учреждения;

- культурно высказываться, придерживаться определенного стиля в одежде;

 -правильно и вежливо разрешать проблемные ситуации, возникшие с администрацией, коллегами по работе;

 -ухаживать  за  детьми  разных возрастов, строить свое общение с детьми соответственно их возраста;

 -соблюдать субординацию в отношениях с родителями, устанавливать контакты и вежливо разговаривать с  родителями и детьми;

- рационально распределять время для выполнения режимных моментов, оказывать необходимую помощь в организации режимных моментов;

 -соблюдать правила личной гигиены; правильно пользоваться спецодеждой при выполнении различных работ; применять и хранить инвентарь в соответствии с маркировкой;

- пользоваться моющими и чистящими средствами и хозинвентарем;  выбирать моющие и чистящие средства в зависимости от степени загрязнения и вида покрытия поверхностей; выполнять работу в соответствии с технологией с хорошими результатами;

 -определять виды и назначение мебели в детском учреждении;  определять виды покрытий поверхности мебели;  выбирать средства и применять их в соответствии с инструкцией и в зависимости от материала покрытия; соблюдать технологический цикл ухода за различными поверхностями мебели; соблюдать правила личной безопасности при применении средств ухода за мебелью;

 - чистить ковровые покрытия вручную и пылесосом;

- готовить столы к приему пищи согласно санитарно-гигиеническим требованиям;

сервировать и убирать обеденные столы; мыть и хранить посуду;

-соблюдать правила личной гигиены; правильно пользоваться спецодеждой при выполнении различных работ; правильно применять и хранить инвентарь в соответствии с маркировкой;

 - правильно ухаживать за комнатными растениями: поливать, протирать, обрезать сухие листья; пользоваться инвентарем, необходимым для ухода за комнатными растениями;

-пользоваться защитными средствами (халат, перчатки) для соблюдения санитарно-гигиенического режима; выбирать чистящие или моющие средства; мыть, чистить сантехобрудование; хранить инвентарь и приспособления для ухода за санузлом; соблюдать правила личной гигиены;

 - готовить моющие, чистящие растворы и соблюдать инструкцию по их приготовлению и применению; определять виды и свойства покрытия моечных ванн; ухаживать за моечными ваннами; ухаживать за металлической, фарфоровой и стеклянной посудой с применением соответствующих чистящих и моющих средств; пользоваться приспособлениями для мытья посуды; соблюдать технологический цикл мытья посуды;

 - использовать, хранить и ухаживать за  средствами  индивидуальной защиты.

эвакуироваться при пожаре, пользоваться специальными средствами для тушения пожара, оказывать первую медпомощь при ожогах;

 - соблюдать требования санитарно-эпидемиологического режима; определять виды и свойства покрытия моечных ванн; соблюдать правила техники безопасности при работе с моющими, чистящими средствами; соблюдать санитарно-гигиенические нормы при мытье посуды; эвакуировать пищевые отходы.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

По профессии «Помощник воспитателя»

№ п/п

Темы разделов программы

Количество часов в неделю

Теория

Практика

Итого часов за полугодие

1

2

3

4

5

 

6

1

2

3

4

5

 

6

               

   Первый полугодие (324часа)

Режим и организация жизни детей

Специальные технологии

Основы культуры общения

Охрана труда и производственная санитария

Производственное обучение в учебных мастерских

Производственная практика      

(6 дней)

   Второе полугодие   (372 часа)

Режим и организация жизни детей.

Специальные технологии.

Основы культуры общения

Охрана труда и производственная санитария.

Производственное обучение в учебных мастерских.

Производственная практика      

(8 дней).

2

3

2

1

10

6

2

3

2

1

10

8

2

3

2

1

2

3

2

1

10

6

10

8

32

48

32

16

160

36

36

54

36

18

180

48

Всего за год:

696 часа

4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Первое полугодие (324 часа)

1. РЕЖИМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ –  32ч.

 1.Вводное занятие – 2 ч.

Содержание  учебного материала. Виды  детских образовательных   учреждений. Беседа о  назначении детских дошкольных  учреждений. Значение и  содержание профессии помощник воспитателя.

Должен  знать:

назначение и отличительные особенности детских образовательных учреждений,  назначение профессии  помощник воспитателя.

Должен  уметь:

перечислить  и  назвать отличительные особенности детских образовательных учреждений.

2.Общее знакомство с помещениями детского сада и их назначением –  5 ч.

Содержание учебного материала. Знакомство с помещениями детского сада и их назначением. Виды помещений: групповая (раздевалка, игровая, спальня, санузел). Физкультурный зал, зал для музыкальных занятий, кабинет заведующей, кухня, прачечная, медицинский кабинет, прочие помещения.

 Практическая работа. Экскурсия в детский сад. Ознакомление с помещениями детского сада и их назначением. – 2ч.

  Учащиеся должны знать:

виды помещений детского сада и их назначение.

  Учащиеся должны уметь:

ориентироваться в помещениях.

3.Знакомство со структурой детского учреждения – 10ч.

 Содержание учебного материала. 

 - Штат детского учреждения: администрация (заведующая детским садом);

 - педагогический персонал (воспитатели, логопеды, методисты);

 - медицинский персонал (врач, медсестра, диетсестра);

 - работники пищеблока (повар, посудомойка, рабочий по кухне);

 - завхоз, кастелянша, кладовщик;

 - младший обслуживающий персонал (помощник воспитателя, уборщик служебных помещений, машинист по стирке белья, дворник, рабочий по зданию, сторож).

Учащиеся должны знать:

функции, которые выполняют люди перечисленных должностей,  какие действия необходимо предпринять при возникновении проблем на рабочем месте и к кому обратиться.

Учащиеся должны уметь:

устанавливать должностные контакты с администрацией и сотрудниками учреждения.

4. Знакомство с функциональными обязанностями помощника воспитателя –  8 ч.

Содержание учебного материала. Ознакомление с должностной инструкцией помощника воспитателя.

Практическая работа. Заполнение рабочей тетради (запись ежедневных и еженедельных работ). –   3  ч. 

Учащиеся должны знать:

 должностные обязанности помощника воспитателя в детском саду.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться должностной инструкцией.

5.  Итоговое занятие – 2 ч.

Проведение самостоятельной работы по разделу: «Режим и организация жизни детей».

     

2.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – 48 ч.

1.Вводное занятие – 1 ч.

Содержание  учебного материала.

Перечень, назначение и краткое содержание тем изучаемых в рамках данного раздела.

Должен знать:

объем работы, темы, изучаемые во втором полугодии.

Должен уметь:

панировать предстоящую работу, ориентироваться в задании.

2. Уборка спален, игровых, раздевалок – 10ч.

Содержание учебного материала. 

Уход за поверхностями, окрашенными масляной краской(двери, стены, радиаторы отопления, подоконники, мебель и т.д.). Уход за полами, покрытыми плиткой, линолеумом.

Практические работы  –  3ч.

Мытье поверхностей, окрашенных масляной краской, протирка линолеума.

Учащиеся должны знать:

виды покрытий полов; моющие и чистящие средства для покрытий, окрашенных                               масляными красками; хозинвентарь и приспособления, необходимые в работе.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться моющими и чистящими средствами и хозинвентарем;

выбирать моющие и чистящие средства в зависимости от степени загрязнения и вида покрытия поверхностей; выполнять работу в соответствии с технологией с хорошими результатами.

3. Уход за мебелью – 15ч.

Содержание учебного материала. 

Виды и назначение мебели в детском учреждении, виды покрытий поверхности мебели (пластик, масляная краска), средства и правила ухода за мебелью в зависимости от покрытия. Правила личной гигиены и безопасности при работе со средствами ухода за мебелью, приспособления и инвентарь для  ухода за мебелью, правила его хранения. Технология обработки различных поверхностей мебели.

Практические работы – 3ч.

Определение вида покрытия поверхности мебели.

Удаление пыли с поверхности мебели в зависимости от ее водостойкости.

Подбор чистящих, моющих средств  в  зависимости от покрытия поверхности мебели.

Учащиеся должны знать:

виды и назначение мебели в детском учреждении;  виды покрытий поверхности мебели;

средства для ухода за мебелью и правила их применения в соответствии с инструкцией и в зависимости от материала покрытия; технологический цикл ухода за различными поверхностями мебели; правила личной безопасности при применении средств ухода за мебелью.

Учащиеся должны уметь:

определять виды и назначение мебели в детском учреждении;  определять виды покрытий поверхности мебели;  выбирать средства и применять их в соответствии с инструкцией и в зависимости от материала покрытия; соблюдать технологический цикл ухода за различными поверхностями мебели; соблюдать правила личной безопасности при применении средств ухода за мебелью.

4. Уход за ковровыми покрытиями – 10ч.

Содержание учебного материала.

Виды ковровых покрытий. Способы ухода за ковровыми покрытиями (вручную, пылесосом). Устройство пылесоса. Правила безопасной работы с пылесосом. Уход за     пылесосом.

Практические работы – 4ч.

Работы по чистке ковров вручную и пылесосом. Уход за пылесосом: освобождение пылесборника, установка фильтров и других необходимых приспособлений в пылесосе.

Учащиеся должны знать:

свойства ковровых покрытий различного вида; устройство пылесоса, правила его эксплуатации.

Учащиеся должны уметь:

чистить ковровые покрытия вручную и пылесосом.

5.  Итоговое занятие – 2ч.

Проведение самостоятельной работы по разделу программы: «Специальные технологии».

3. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ – 32ч.

1. Вводное занятие – 2ч.

Содержание  учебного материала.

Значение секретов общения  в рабочей обстановке и повседневной жизни.

Должен  знать:

важность и необходимость изучения предстоящей темы.

Должен  уметь:

преодолевать разнообразные барьеры общения, вырабатывать необходимые навыки.

2. Правила  хорошего  тона –  10ч.

 Содержание учебного материала.

Формулы вежливости, как вести разговоры, споры,  как  избежать ссоры, как быть предупредительной, корректной, толерантной.

Практические работы – 2ч. 

Упражнения в решении  проблемных ситуаций.

Учащиеся должны знать:

азы общения, правила обращения и приветствия, как следует одеваться.

Учащиеся должны уметь:

культурно высказываться, придерживаться определенного стиля в одежде.

 3.Правила  должностных  и  межличностных  отношений   сотрудников

     учреждения – 14ч.

Содержание учебного материала. 

Правила взаимоотношений с заведующей детского учреждения, персоналом кухни, другими сотрудниками, взаимоотношения с воспитателями группы.

Практические работы – 2ч.

Ролевые игры на темы: «Знакомство с коллегами по работе», «Ты опаздываешь на работу», «Ты заболел и не можешь выйти на работу».

Учащиеся должны знать:

функции, которые выполняют сотрудники детского учреждения, их связи по должностям, субординационные правила в отношениях между сотрудниками одного учреждения в рабочее время;  технологию разрешения  проблемных ситуаций и правила поведения в конфликтных ситуациях.

Учащиеся должны уметь:

правильно и вежливо разрешать проблемные ситуации, возникшие с администрацией, коллегами по работе.

Итоговое занятие – 2ч.

Проведение самостоятельной работы по разделу программы: «Основы культуры общения».

4. ОХРАНА ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ – 16ч.

1.Вводное занятие – 1ч.

Содержание  учебного материала.

Значение изучения тем  и содержание раздела  «Охрана труда и производственная санитария».

Должен  знать:

важность и необходимость изучения предстоящей темы

Должен  уметь:

Планировать предстоящую работу.

2.  Основные положения законодательства Российской Федерации по охране и безопасности труда – 2 ч.

Содержание учебного материала.

Обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда в организации, возлагаемые на работодателя обязанности работника.

Учащиеся должны знать:

Обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда в организации, возлагаемые на работодателя  и обязанности работника.

Учащиеся должны уметь:

использовать полученные знания на практике.

 3.Правовое обеспечение  охраны труда –  4 ч.

Содержание учебного материала.

Охрана труда женщин, компенсация за тяжелые работы и работы с вредными условиями труда, нормативные правовые акты  по охране труда и ответственные за их соблюдение, общественный контроль за охраной труда, рабочее время и время отдыха.

Учащиеся должны знать:

права и обязанности  по охране труда, нормативные правовые акты.  

Учащиеся должны уметь:

использовать полученные знания на практике.

4. Санитарно – гигиенический режим –  6ч.

Содержание учебного материала.

Понятие о санитарии. Дезинфекционные и моющие средства. Личная гигиена помощника воспитателя.

Практические работы – 2 ч.

Приготовление моющего раствора из жидких и порошкообразных средств. Использование и хранение инвентаря в соответствии с маркировкой (на базе школьного кабинета адресной подготовки).

Учащиеся должны знать:

правила обработки рук до и после работы; правила использования спецодежды.

Учащиеся должны уметь:

соблюдать правила личной гигиены; правильно пользоваться спецодеждой при выполнении различных работ; правильно применять и хранить инвентарь в соответствии с маркировкой.

 5. Итоговое занятие – 1 ч.

Проведение самостоятельной работы по разделу программы: «Охрана труда и производственная санитария».

5. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ – 160ч.

В ходе производственного обучения  учащиеся выполняют задания  с соблюдением  правил по охране труда и техники безопасности, с соблюдением нормы безопасности труда в детских учреждениях, а также требований безопасности к оборудованию и технологическому процессу. Отрабатываются правила пожарной безопасности. В целях тренировки  используются  средства  техники  безопасности и индивидуальной защиты. В ходе производственного обучения может осуществляться организация соревнований и различные формы поощрения. В процессе производственного обучения учащиеся знакомятся с режимом работы учреждения, формами организации труда и правилами внутреннего распорядка.

        В ходе производственного обучения учащиеся должны:

  • Выполнять работы на основе должностной инструкции помощника воспитателя, применяемой в детском  учреждении;
  • отрабатывать трудовые приемы  и  навыки, полученные на  теоретических занятиях;
  • самостоятельно разрабатывать и осуществлять мероприятия по наиболее эффективному использованию рабочего времени, предупреждению дефектов, экономному расходованию, инвентаря, электроэнергии и т.п.;
  • осуществлять мероприятия повышающие качество выполненной работы;
  • строго соблюдать нормы и правила безопасности труда, электробезопасности и пожарной безопасности;
  • готовиться к выполнению самостоятельной и контрольной работы по окончанию учебного года.  

Виды практических работ:

мытье поверхностей, окрашенных масляной краской, протирка линолеума. Определение вида покрытия поверхности мебели. Удаление пыли с поверхности мебели в зависимости от ее водостойкости. Подбор чистящих, моющих средств  в  зависимости от покрытия поверхности мебели. Работы по чистке ковров вручную и пылесосом. Уход за пылесосом: освобождение пылесборника, установка фильтров и других необходимых приспособлений в пылесосе.

        6.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА – 48ч.

       Производственная практика проводится на базе школы или в дошкольном детском учреждении. Учащиеся отрабатывать практические умения и навыки соответственно должностной инструкции помощника  воспитателя.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 

Второе  полугодие (372 часа)

1. РЕЖИМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ – 36ч.

1. Вводное занятие – 2 ч.

Содержание учебного материала.

План работы на полугодие, просмотр видеофильма, отражающего специфику работы помощника воспитателя.

Должен знать:

объем работы, темы, изучаемые во втором полугодии.

Должен уметь:

панировать предстоящую работу, ориентироваться в задании.

2. Организация режимных  моментов –  12ч.

Содержание учебного материала.

Режимные моменты организации жизни детей в детском дошкольном учреждении, правила оказания помощи в организации оздоровительных мероприятий (прогулка, закаливающие процедуры, сон), в организации занятий,  игр, труда.

Учащиеся должны знать:

распорядок жизни группы дошкольного учреждения, обязанности помощника воспитателя  в организации режимных моментов.

Учащиеся должны уметь:

рационально распределять время для выполнения режимных моментов, оказывать необходимую помощь в организации режимных моментов.

3.Кормление детей – 14ч.

Содержание учебного материала.

Подготовка зала к кормлению детей согласно санитарно-гигиеническим требованиям (протирка столов моющими средствами, сервировка). Получение пищи на кухне. Помощь воспитателю в подготовке детей к приему пищи (мытье рук, надевание фартуков, усаживание за стол). Уборка обеденного зала после кормления детей (протирка столов и влажная уборка пола). Мытье и хранение обеденной посуды.

Учащиеся должны знать:

правила санитарии при подготовке зала к приему пищи;  последовательность операций при сервировке и уборке стола; технологию мытья посуды; правила пользования и хранения посуды.

Учащиеся должны уметь:

готовить столы к приему пищи согласно санитарно-гигиеническим требованиям;

сервировать и убирать обеденные столы; мыть и хранить посуду.

Практические работы – 5ч.

Протирка столов. Сервировка. Получение пищи на кухне. Раздача пищи детям, уборка обеденного зала после кормления детей, мытье посуды и ее хранение.

 4.Итоговое занятие –  3ч.

Проведение  контрольной  работы по разделу программы: «Режим и организация жизни детей.

2.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – 54ч.

1.Вводное занятие – 1ч.

Содержание  учебного материала.

Перечень, назначение и краткое содержание тем изучаемых в рамках данного раздела.

Должен знать:

объем работы, темы, изучаемые во втором полугодии.

Должен уметь:

панировать предстоящую работу, ориентироваться в задании.

2.Уход за комнатными растениями –  6 ч.

Содержание учебного материала.

Виды комнатных растений. Ежедневный уход за комнатными растениями.

Практические работы – 2ч.

Полив и обмывание растений, удаление сухих листьев.

Учащиеся должны знать:

виды комнатных растений; условия ухода за ними (полив, протирка от пыли, обмывание листьев, мытье поддонов); инвентарь, необходимый для ухода за комнатными растениями.

Учащиеся должны уметь:

правильно ухаживать за комнатными растениями: поливать, протирать, обрезать сухие листья; пользоваться инвентарем, необходимым для ухода за комнатными растениями.

3. Уборка санузла, сантехоборудования – 18 ч.

Содержание учебного материала. 

Санузел: причина повышенной чистоты. Устройство. Спецодежда (резиновые сапоги и перчатки, непромокаемый фартук). Средства для обеззараживания санузла. Виды сантехоборудования и его назначение: душ, ванна, унитаз, раковина для умывания, детские горшки, раковина для мытья ног и т.д. Унитаз: устройство (клозетная чаша, смывной бачок, состоящий из корпуса, поплавкового и спускного клапанов). Засор унитаза: причины и следствия. Приспособления для обработки саноборудования: виды (щетка, вантуз), назначение, пользование. Средства для чистки керамики и эмали. Правила безопасности при употреблении раствора хлорной извести. Общие правила при уборке санузлов. Подготовка к использованию и хранение спецодежды и орудий труда. Обработка резиновых перчаток (мытье, стерилизация, сушка). Соблюдение личной гигиены.

Практические работы – 6 ч.

Определение степени загрязнения санузла и сантехоборудования. Применение в соответствии со степенью загрязнения моющих средств. Чистка и мытье сантехоборудования. Чистка и мытье кафеля и метлахской плитки.

Учащиеся должны знать:

названия, назначение сантехоборудования; чистящие, моющие и дезинфицирующие средства; название, назначение хозинвентаря, уход за ним и способы хранения.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться защитными средствами (халат, перчатки) для соблюдения санитарно-гигиенического режима;  выбирать чистящие или моющие средства;

мыть, чистить сантехобрудование; хранить инвентарь и приспособления для ухода за санузлом; соблюдать правила личной гигиены.

4. Мытье посуды – 14ч.

Содержание учебного материала.

Оборудование и приспособления для мытья посуды (мойки, тазы, щетки, губки, салфетки, ерши). Уход и хранение приспособлений для мытья посуды. Виды столовой посуды и столовых приборов, используемых в группе. Маркировка посуды для получения пищи с кухни. Технологический цикл при обработке столовой посуды: сбор и эвакуация пищевых остатков, замачивание посуды, мойка посуды. Хранение чистой посуды.

Практические работы – 4ч.

Определение типа покрытия металлической посуды. Уход за металлической посудой с применением соответствующих моющих и чистящих средств. Уход за стеклянной и фарфоровой посудой. Чистка  столовых приборов.

Учащиеся должны знать:

свойства моющих, чистящих растворов и инструкцию по их приготовлению;

виды и свойства покрытия моечных ванн, способы ухода; свойства металлической, фарфоровой и стеклянной посуды и чистящие и моющие средства для ухода за ними;  приспособления для мытья посуды; технологический цикл мытья посуды.

Учащиеся должны уметь:

готовить моющие, чистящие растворы и соблюдать инструкцию по их приготовлению и применению; определять виды и свойства покрытия моечных ванн; ухаживать за моечными ваннами; ухаживать за металлической, фарфоровой и стеклянной посудой с применением соответствующих чистящих и моющих средств; пользоваться приспособлениями для мытья посуды; соблюдать технологический цикл мытья посуды.

5. Итоговое занятие – 3ч.

Проведение  контрольной  работы по разделу программы: «Специальные технологии».

     

3. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ – 36ч.

1. Вводное занятие – 1ч.

Содержание  учебного материала.

Перечень, назначение и краткое содержание тем изучаемых в рамках данного раздела.

Должен знать:

объем работы, темы, изучаемые во втором полугодии.

Должен уметь:

панировать предстоящую работу, ориентироваться в задании.

2. Физиологические и психологические особенности детей разных возрастов – 16ч.

Содержание  учебного материала.

Элементы  физиологических  и психологических особенностей  детей разных возрастов.

Практические работы –  2ч.

Ролевые игры на темы: «Что делать если ребенок плачет?», «Как поддержать игру с ребенком?»

Должен знать:

некоторые  физиологические и психологические особенности детей разных возрастов, отличительные возрастные  особенности и правила  ухода.

Должен уметь:

ухаживать  за  детьми  разных возрастов, строить свое общение с детьми соответственно их возраста.

  3.  Правила  должностных  и  межличностных  отношений с родителями и их детьми – 12 ч.

Содержание учебного материала. 

Правила  взаимоотношения с  детьми и их родителями.

Практические работы – 2ч.

Ролевые игры на темы: «У тебя возникли вопросы по работе», «Родители задают тебе вопрос, на который ты не можешь ответить»

Учащиеся должны знать:

функции, которые выполняют сотрудники детского учреждения, субординационные правила в отношениях между сотрудниками и родителями в рабочее время,  нормы этики, правила культуры поведения в общественных местах и на рабочем месте; необходимые действия при возникновении каких-либо проблем на рабочем месте, к кому обратиться.

Учащиеся должны уметь:

соблюдать субординацию в отношениях с родителями, устанавливать контакты и вежливо разговаривать с  родителями и детьми.

 4. Итоговое занятие – 3ч.

Проведение  контрольной  работы по разделу программы: «Основы  культуры  общения».

4. ОХРАНА ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ – 18ч.

1.Вводное занятие – 1ч.

Содержание  учебного материала.

Перечень, назначение и краткое содержание тем изучаемых в рамках данного раздела.

Должен знать:

объем работы, темы, изучаемые во втором полугодии.

Должен уметь:

панировать предстоящую работу, ориентироваться в задании.

2.Опасные и вредные производственные факторы – 2 ч.

Содержание учебного материала.

Факторы среды и трудового процесса,  уровни допустимого воздействия на работающих вредных производственных факторов.

Учащиеся должны знать:

Факторы среды и трудового процесса, которые могут быть причиной острого заболевания или внезапного ухудшения здоровья, смерти. Уровни допустимого воздействия на работающих вредных производственных факторов.

Учащиеся должны уметь:

Различать виды вредных производственных  факторов.

3.Пожарная безопасность. Средства пожаротушения, индивидуальной  защиты – 3 ч.

Содержание учебного материала.

Сведения о горении, самовозгорании, взрыве;  правила тушения различных возгораний,  первые действия при пожаре. Обязанности работодателя по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты; порядок оформления заявок, хранения и выдачи специальных средств индивидуальной  защиты.

Учащиеся должны знать:

основные сведения о горении, самовозгорании, взрыве; классификацию производственных помещений по взрывопожарной  и пожарной опасности; правила эвакуации, правила  тушения пожаров и оказания первой медпомощи при ожогах.

Перечень средств индивидуальной защиты, порядок оформления заявок, хранения и выдачи специальной одежды

Учащиеся должны уметь:

Использовать, хранить и ухаживать за  средствами  индивидуальной защиты.

эвакуироваться при пожаре, пользоваться специальными средствами для тушения пожара, оказывать первую медпомощь при ожогах.

4. Мытье посуды – 8 ч.

Содержание учебного материала.

Санитарно-гигиенические требования к оборудованию и приспособлениям для мытья посуды. Санитарно-гигиенические требования к столовой посуде, приборам. Чистящие, моющие, обезжиривающие и дезинфицирующие средства для посуды. Требования к санитарно-эпидемиологическому режиму детского учреждения (состояние кожи рук, уход за ногтями, регулярность смены спецодежды). Спецодежда для мытья посуды (ха лат, фартук, косынка). Правила техники безопасности при работе с моющими, чистящими средствами.

Практические работы – 2ч.

 Выбор моющих и чистящих средств в зависимости от типа поверхности моечной ванны, мытье моечной ванны.

Учащиеся должны знать:

требования к санитарно-эпидемиологическому режиму (состояние кожи рук, уход за ногтями, регулярность смены спецодежды); правила техники безопасности при работе с моющими, чистящими средствами, санитарно-гигиенические нормы при мытье посуды.

Учащиеся должны уметь:

соблюдать требования санитарно-эпидемиологического режима; определять виды и свойства покрытия моечных ванн; соблюдать правила техники безопасности при работе с моющими, чистящими средствами; соблюдать санитарно-гигиенические нормы при мытье посуды; эвакуировать пищевые отходы.

Итоговое занятие – 2ч.

Проведение контрольной работы по разделу программы: «Охрана труда и производственная санитария»

5. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ -180ч.

Виды практических работ:

      протирка столов, сервировка,  получение пищи на кухне. Раздача пищи детям, уборка обеденного зала после кормления детей, мытье посуды и ее хранение. Определение степени загрязнения санузла и сантехоборудования. Применение в соответствии со степенью загрязнения моющих средств. Чистка и мытье сантехоборудования, кафеля и метлахской плитки. Определение типа покрытия металлической посуды. Уход за металлической посудой с применением соответствующих моющих и чистящих средств. Уход за стеклянной и фарфоровой посудой. Чистка  столовых приборов.

6. ПРОИЗВОДСТВНННАЯ ПРАКТИКА (84 часа)

      Производственная практика проводится на базе школы или в дошкольном детском учреждении. Учащиеся отрабатывать практические  умения и навыки соответственно должностной инструкции помощника  воспитателя.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

5.1. Наглядный учебный материал.

       Демонстрационные, тематические стенды, плакаты, коллекция моющих средств.

5.2.Дидактический материал.

        Коррекционные игры и упражнения,  разно уровневые карточки-задания, инструкционные  карты, тестовые задания.

5.3. Учебные пособия.

        Тематические папки, учебно-методические комплексы.

6.ЛИТЕРАТУРА

       1. Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида:новые учеб. Программы и метод. Материалы. – Кн. 1/  А.М. Щербакова -  М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2001. – 304с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по геометрии. 7 класс.

Данная рабочая программа полезна  для учителей, работающих по учебнику "Геометрия 7-9  А.В. Погорелов" ...

Рабочая образовательная программа по геометрии. 8 класс.

Программа составлена из расчета 2 часа в неделю. Она может быть полезна тем, кто работает по учебнику "Геометрия 7-9. А.В. Погорелов"...

Рабочая образовательная программа по геометрии. 9 класс.

Программа состоит из пояснительной записки, основного содержания курса геометрии, календарно - тематического планирования из расчета 2 часа в неделю. Полезна тем кто работает по учебнику "Геометрия 7-...

Рабочая образовательная программа по биологии 6 класс

Данная рабочая образовательная программа по биологии  составлена на основе Федерального государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по биологии. Программа предус...

Рабочая образовательная программа по природоведению 5 класс

Рабочая образовательная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта , Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования п...

Рабочая образовательная программа по русскому языку (6 класс)

Рабочая образовательная программа по русскому языку в 6 классе, составленная на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Ш...

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...