Работа психолога с одаренными детьми
методическая разработка по психологии на тему

Ларина Татьяна Григорьевна

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей в системе дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psihol.-ped._soprovozhdeniya.docx153.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей

Возраст детей: 5-18 лет

Автор: педагог-психолог МБОУДОД БЦВР БГО Ларина Т.Г.

г. Борисоглебск, 2015


Пояснительная записка

В современной системе дополнительного образования одним из ведущих направлений является работа с одаренными детьми. Одаренность – сложное многогранное понятие, включающее в себя как положительные, так и негативные проявления. К положительным можно отнести высокие способности в одном или нескольких видах деятельности, хорошо развитую познавательною сферу, нестандартное мышление, разнообразие интересов, целеустремленность и т.п. Но на фоне этого могут проявляться и негативные черты: замкнутость, чувство отчуждения, изоляция в группе сверстников, нестабильность интересов, неадекватная самооценка, слабое психофизическое здоровье, неврозы. В связи с этим в образовательный процесс одаренных детей необходимо включить психолого-педагогическое сопровождение.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание условий для гармоничного развития личности одаренного ребенка.

Задачи:

  1. информирование родителей о методах и способах воспитания одаренного ребенка;
  2. повышение психологической компетентности педагогов в работе с одаренными детьми;
  3. формирование адекватной самооценки одаренных обучающихся;
  4. охрана и укрепление физического и психологического здоровья, в том числе профилактика неврозов;
  5. предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.

Программа реализуется в течение учебного года. Включает в себя не только непосредственно работу с детьми, но и работу с родителями и педагогами.

Формы работы: психодиагностические методики, анкетирование, коррекционно-развивающие занятия с элементами тренинга, развивающие игры, деловые игры, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы, родительские собрания, педагогические лектории, педагогические советы.

Ожидаемые результаты:

  1. достаточный уровень педагогической и  психологической компетенции родителей и педагогов в работе с одаренными детьми;
  2. развитые коммуникативные способности одаренных обучающихся;
  3. повышение уверенности детей в себе и в своих способностях;
  4. повышение уровня стрессоустойчивости.

Основные мероприятия по реализации программы

п/п

Наименование мероприятие

Форма проведения

Участники

Сроки проведения

Ответственный

Диагностические мероприятия

1

Изучение самооценки

Одаренные обучающиеся

Ноябрь

Педагог-психолог

2

Проведение методики «Карта одаренности»

Обучающиеся с предпосылками к одаренности

В течение года

Педагоги дополнительного образования, педагог-психолог

3

Экспресс – диагностика интеллектуальных способностей МЭДИС.

Обучающиеся 6-7 лет

октябрь-ноябрь

Педагог-психолог

4

Диагностика творческого мышления П.Торренса

Одаренные обучающиеся

в течение года

Педагог-психолог

5

Школьный тест умственных способностей (ШТУР)

Обучающиеся

13-15 лет

декабрь

Педагог-психолог

6

Тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Обучающиеся 16-18 лет

декабрь

Педагог-психолог

7

Тест «Способности школьника»

Обучающиеся 11-17 лет

в течение года

Педагог-психолог

8

Профориетационные тесты

Одаренные обучающиеся

(14-18 лет)

февраль-апрель

Педагог-психолог

9

Карта интересов для младших школьников

Обучающиеся

 7-10 лет

январь

Педагог-психолог

10

Диагностика тревожности

Одаренные обучающиеся

в течение года

Педагог-психолог

11

Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми

педагоги дополнительного образования

Зам.дир. по УВР,

педагог-психолог

Просветительские мероприятия

1

Педагогическое совещание «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей»

руководители структурных подразделений

октябрь

Зам.дир. по УВР,

педагог-психолог

2

«Особенности работы с одаренными детьми». Педагогический лекторий.

педагоги дополнительного образования

ноябрь

Зам.дир. по УВР,

педагог-психолог

3

«Методики работы с одаренными детьми». Педагогический лекторий.

педагоги дополнительного образования

декабрь

Зам.дир. по УВР,

педагог-психолог

4

«Виды одаренности». Педагогический лекторий.

Педагогический коллектив

февраль

Зам.дир. по УВР,

педагог-психолог г

5

«Психологические особенности одаренных детей». Родительский лекторий.

Родители одаренных детей

февраль

Педагоги дополнительного образования, педагог-психолог

6

Тематическая беседа: «Я – одаренный ребенок!»

 

Одаренные обучающиеся

в течение года

Педагог-психолог

Профилактические мероприятия

1

Занятие с элементами тренинга на формирование адекватной самооценки.

Одаренные обучающиеся

Ноябрь

Педагог-психолог

2

Обучение способам снятия нервно-психического напряжения и формирование стрессоустойчивости.

Одаренные обучающиеся

в течение года

Педагог-психолог

Консультативные мероприятия

1

«Как правильно организовать работу с одаренными детьми?» Индивидуальные консультации, рекомендации.

Педагоги, работающие с одаренными обучающимися

В течение года

Педагог-психолог

2

«Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности. Индивидуальные консультации, рекомендации.

Родители одаренных обучающихся

В течение года

Педагог- психолог

3

Индивидуальные консультации по запросу.

Одаренные обучающиеся

В течение года

Педагог-психолог

Развивающие мероприятия

1

Занятие с элементами тренинга «Дорога к внутреннему Я»

Одаренные обучающиеся

(8-12 лет)

январь

Педагог-психолог

2

Занятие с элементами тренинга «Развитие коммуникативных способностей».

Одаренные дети

в течение года

Педагог-психолог

3

«Я в мире профессий» (занятия по профориентированию)

Одаренные обучающиеся

(14-18 лет)

март-апрель

Педагог-психолог

Учебно-методические материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми

В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"...

Из опыта работы Статья "Актуальные проблемы в работе педагога с одаренными детьми"

Статья  посвящен описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми, а именно с детьми, которые составляют основу сегодняшних выпускников сельских ...

Статья на тему "Стратегии работы учителя с одаренными детьми на уроках немецкого языка"

Данная статья рассматривает методы работы на уроке немецкого языка....

Работа педагога-психолога с одаренными детьми

В  докладе  представлен материал по работе педагога-психолога с одаренными детьми, поэтапное выявление подобных детей и методы работы с ними  для развития умственных и творческих ...

Система работы учителя с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе

Каждый из нас рождается с богатейшими творческими способностями, но в силу жизненных событий мы уже в ранние годы начинаем сдерживать свои творческие порывы и многие из нас не могут реализовать свои е...

Презентация "Некоторые аспекты в работе педагога с одаренными детьми"

Данная презентация - анализ работы учителя русского языка и литературы с одаренными детьми за 2012 - 2013 учебный год...

Работа с социально одаренными детьми в учреждении дополнительного образования

Проблема выявления и  развития одаренности детей в  настоящее  время  становится  все  более актуальной.  Это,  прежде  всего,  связано   с...