Работа психолога с одаренными детьми
методическая разработка по психологии на тему
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей в системе дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihol.-ped._soprovozhdeniya.docx | 153.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
БОРИСОГЛЕБСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей
Возраст детей: 5-18 лет
Автор: педагог-психолог МБОУДОД БЦВР БГО Ларина Т.Г.
г. Борисоглебск, 2015
Пояснительная записка
В современной системе дополнительного образования одним из ведущих направлений является работа с одаренными детьми. Одаренность – сложное многогранное понятие, включающее в себя как положительные, так и негативные проявления. К положительным можно отнести высокие способности в одном или нескольких видах деятельности, хорошо развитую познавательною сферу, нестандартное мышление, разнообразие интересов, целеустремленность и т.п. Но на фоне этого могут проявляться и негативные черты: замкнутость, чувство отчуждения, изоляция в группе сверстников, нестабильность интересов, неадекватная самооценка, слабое психофизическое здоровье, неврозы. В связи с этим в образовательный процесс одаренных детей необходимо включить психолого-педагогическое сопровождение.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание условий для гармоничного развития личности одаренного ребенка.
Задачи:
- информирование родителей о методах и способах воспитания одаренного ребенка;
- повышение психологической компетентности педагогов в работе с одаренными детьми;
- формирование адекватной самооценки одаренных обучающихся;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья, в том числе профилактика неврозов;
- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.
Программа реализуется в течение учебного года. Включает в себя не только непосредственно работу с детьми, но и работу с родителями и педагогами.
Формы работы: психодиагностические методики, анкетирование, коррекционно-развивающие занятия с элементами тренинга, развивающие игры, деловые игры, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы, родительские собрания, педагогические лектории, педагогические советы.
Ожидаемые результаты:
- достаточный уровень педагогической и психологической компетенции родителей и педагогов в работе с одаренными детьми;
- развитые коммуникативные способности одаренных обучающихся;
- повышение уверенности детей в себе и в своих способностях;
- повышение уровня стрессоустойчивости.
Основные мероприятия по реализации программы
№ п/п | Наименование мероприятие Форма проведения | Участники | Сроки проведения | Ответственный | |
Диагностические мероприятия | |||||
1 | Изучение самооценки | Одаренные обучающиеся | Ноябрь | Педагог-психолог | |
2 | Проведение методики «Карта одаренности» | Обучающиеся с предпосылками к одаренности | В течение года | Педагоги дополнительного образования, педагог-психолог | |
3 | Экспресс – диагностика интеллектуальных способностей МЭДИС. | Обучающиеся 6-7 лет | октябрь-ноябрь | Педагог-психолог | |
4 | Диагностика творческого мышления П.Торренса | Одаренные обучающиеся | в течение года | Педагог-психолог | |
5 | Школьный тест умственных способностей (ШТУР) | Обучающиеся 13-15 лет | декабрь | Педагог-психолог | |
6 | Тест структуры интеллекта Амтхауэра. | Обучающиеся 16-18 лет | декабрь | Педагог-психолог | |
7 | Тест «Способности школьника» | Обучающиеся 11-17 лет | в течение года | Педагог-психолог | |
8 | Профориетационные тесты | Одаренные обучающиеся (14-18 лет) | февраль-апрель | Педагог-психолог | |
9 | Карта интересов для младших школьников | Обучающиеся 7-10 лет | январь | Педагог-психолог | |
10 | Диагностика тревожности | Одаренные обучающиеся | в течение года | Педагог-психолог | |
11 | Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми | педагоги дополнительного образования | Зам.дир. по УВР, педагог-психолог | ||
Просветительские мероприятия | |||||
1 | Педагогическое совещание «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей» | руководители структурных подразделений | октябрь | Зам.дир. по УВР, педагог-психолог | |
2 | «Особенности работы с одаренными детьми». Педагогический лекторий. | педагоги дополнительного образования | ноябрь | Зам.дир. по УВР, педагог-психолог | |
3 | «Методики работы с одаренными детьми». Педагогический лекторий. | педагоги дополнительного образования | декабрь | Зам.дир. по УВР, педагог-психолог | |
4 | «Виды одаренности». Педагогический лекторий. | Педагогический коллектив | февраль | Зам.дир. по УВР, педагог-психолог г | |
5 | «Психологические особенности одаренных детей». Родительский лекторий. | Родители одаренных детей | февраль | Педагоги дополнительного образования, педагог-психолог | |
6 | Тематическая беседа: «Я – одаренный ребенок!»
| Одаренные обучающиеся | в течение года | Педагог-психолог | |
Профилактические мероприятия | |||||
1 | Занятие с элементами тренинга на формирование адекватной самооценки. | Одаренные обучающиеся | Ноябрь | Педагог-психолог | |
2 | Обучение способам снятия нервно-психического напряжения и формирование стрессоустойчивости. | Одаренные обучающиеся | в течение года | Педагог-психолог | |
Консультативные мероприятия | |||||
1 | «Как правильно организовать работу с одаренными детьми?» Индивидуальные консультации, рекомендации. | Педагоги, работающие с одаренными обучающимися | В течение года | Педагог-психолог | |
2 | «Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности. Индивидуальные консультации, рекомендации. | Родители одаренных обучающихся | В течение года | Педагог- психолог | |
3 | Индивидуальные консультации по запросу. | Одаренные обучающиеся | В течение года | Педагог-психолог | |
Развивающие мероприятия | |||||
1 | Занятие с элементами тренинга «Дорога к внутреннему Я» | Одаренные обучающиеся (8-12 лет) | январь | Педагог-психолог | |
2 | Занятие с элементами тренинга «Развитие коммуникативных способностей». | Одаренные дети | в течение года | Педагог-психолог | |
3 | «Я в мире профессий» (занятия по профориентированию) | Одаренные обучающиеся (14-18 лет) | март-апрель | Педагог-психолог |
Учебно-методические материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми
В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"...
Из опыта работы Статья "Актуальные проблемы в работе педагога с одаренными детьми"
Статья посвящен описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми, а именно с детьми, которые составляют основу сегодняшних выпускников сельских ...
Статья на тему "Стратегии работы учителя с одаренными детьми на уроках немецкого языка"
Данная статья рассматривает методы работы на уроке немецкого языка....
Работа педагога-психолога с одаренными детьми
В докладе представлен материал по работе педагога-психолога с одаренными детьми, поэтапное выявление подобных детей и методы работы с ними для развития умственных и творческих ...
Система работы учителя с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе
Каждый из нас рождается с богатейшими творческими способностями, но в силу жизненных событий мы уже в ранние годы начинаем сдерживать свои творческие порывы и многие из нас не могут реализовать свои е...
Презентация "Некоторые аспекты в работе педагога с одаренными детьми"
Данная презентация - анализ работы учителя русского языка и литературы с одаренными детьми за 2012 - 2013 учебный год...
Работа с социально одаренными детьми в учреждении дополнительного образования
Проблема выявления и развития одаренности детей в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с...
- Мне нравится (1)