ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ УУД ПЕРВОКЛАССНИКОВ
статья по психологии на тему
В настоящее время возникла большая потребность в стартовой психолого-педагогической диагностике универсальных учебных действий первоклассников. Изучение УУД проходит как в индивидуальной, так и в групповой форме, как в устной, так и в письменной. С результатами такого анализа можно познакомиться в данной публикации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УУД для 1 класса | 108.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерпретация данных по результатам
психологической диагностики УУД
учащихся 1 классов на начальном этапе обучения
(2015-2016 учебный год).
Была проведена психологическая диагностика универсальных учебных действий на этапе начала обучения в школе. Всего продиагностировано было 133 первоклассника.
Целью диагностики было выявить уровень развития показателей личностного компонента УУД: самоопределение (внутренняя позиция школьника, развитие Я-концепции и самооценки личности), действие нравственно-этического оценивания.
Задачи диагностики:
- Выявить сформированность внутренней позиции школьника.
- Изучить самооценку и уровень притязаний, принятие себя как личности.
- Выявить склонность к эгоцентризму.
- Просмотреть осознание собственной ценности, уникальности или сходства с социальным окружением.
- Изучить уровень развития моральных суждений, решение моральной дилеммы на основе децентрации как координации нескольких норм.
- Выявить уровень учебной мотивации.
- Способность к самоконтролю и самообучению.
- Изучить процессы восприятия на слух, переключения внимания.
- Выявит уровень развития зрительного анализа, умение устанавливать закономерность и классификацию изучаемого материала.
- выявить уровень развития фонетического анализа слов, умения осуществлять звуковой синтез и способность к перекодированию информации.
При поступлении учащегося в школу его внутренняя позиция школьника должна быть сформирована. Внутренняя позиция школьника — это новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне (Л. И. Божович). В исследованиях было установлено, что в игре в школу дети, характеризующиеся наличием внутренней позиции школьника, предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т. д.). Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности — игру в «перемены», разыгрывание прихода в школу, ухода из нее и т. д.
Изучая внутреннюю позицию школьника в первых классах, можно сделать вывод, что у большинства детей этот показатель сформирован на высоком и среднем уровне (30% и 53% соответственно). Но 17% школьников по-прежнему не осознают для себя значимость нового статуса ученика и обучения в школе.
Внутренняя позиция школьника 1 класса:
Мотивацию первоклассников смотрели с помощью методики, где основными являются учебно-познавательные мотивы (учебный, социальный, отметка). Если ребенок выбирает мотив, не связанный с учебной деятельностью (внешний, игровой, позиционный), это говорит о том, что он еще не готов к учебной деятельности и, скорее всего, в процессе адаптации к школе у него могут возникнуть трудности: нежелание учиться, ходить в школу, пропуски уроков и т.п.
Характеристика мотивов:
- внешний — собственно желание ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.
- учебный — ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.
- игровой — в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.
- позиционный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
- социальный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители.
- отметка — ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
Говоря об общем уровне учебной мотивации первоклассников у большинства он высокий (49%) и средний (36%). Но есть учащиеся и с низким уровнем учебной мотивации, которые заслуживают особого внимания педагога (15%).
Уровень учебной мотивации первоклассников:
Изучая действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев можно выявить уровень моральной децентрации. ДЕЦЕНТРАЦИЯ — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении позиций субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции с позициями, отличными от собственной. Понятие децентрации используется для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником децентрации выступает непосредственное или интериоризованное общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе коего происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений. Формирование навыков децентрации лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека; оно связано с уровнем развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного взаимодействия.
Оценивая моральное развитие первоклассников в целом можно сделать следующие выводы: децентрация - решают моральную дилемму полностью (24% учащихся), неполное решение дилеммы (60% учащихся), эгоцентризм (16%). Эгоцентри́зм — неспособность или нежелание индивида рассматривать иную, нежели его собственную, точку зрения, как заслуживающую внимания.
Моральное развитие (моральная децентрация) первоклассников:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Изучая уровень общей зрелости личности учащихся 1 класса, получен следующий результат: низкий уровень 33%, средний уровень – 41%, высокий уровень – 26%.
Уровень общей зрелости личности первоклассников:
Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.
Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.
Самооценка первоклассников:
Обобщая результаты, можно сказать, что среди первоклассников 25% детей с завышенной самооценкой, 49% - имеют адекватную самооценку и 26% учащихся с заниженной самооценкой. Особого внимания педагога требуют дети с заниженной самооценкой.
Одним из условий ФГОС является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Диагностируя индивидуализацию первоклассников, выявлено, что 33% осознают свое сходство с другими, а 67% - свою уникальность. Термин обозначает нашу потребность отличаться от других людей в определенном отношении, чтобы не быть или не чувствовать себя в точности похожими на них. Несмотря на стремление в чем-то походить на других, большинство людей ощущают свое чувство индивидуальности.
Индивидуализация первоклассников:
При диагностике определялась степень эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга), более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным. Высокая степень эгоцентризма отмечается у 60% первоклассников, разумный эгоцентризм - 22% детей, наконец, децентрация (адекватная эмоциональная самооценка) – 18% учащихся.
Эгоцентризм первоклассников:
Определяя социальную заинтересованность первоклассников (чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а также степень близости с той или иной категорией людей, были получены такие данные: близость к родителям – 40%, близость к учителю – 17%, близость к друзьям – 20%, общая близость ко всем трем категориям – 12%. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах: отвержение родителей – 2%, отвержение учителя – 6%, отвержение друзей – 6%.
В результатах социальной заинтересованности первоклассников наибольшее внимание педагогов должно быть ориентировано на данные об отвержении ребенком родителей (следует поинтересоваться психологическим климатом в семье), учителя (скорее всего, педагог не нашел к ребенку индивидуальный подход) или друзей (ребенку комфортно быть одному или у него проблемы в общении со сверстниками).
Социальную заинтересованность первоклассников:
Диагностируя стартовую готовность первоклассников к успешному обучению в начальной школе, был определен уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО. Это позволит учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Результаты диагностики позволят педагогу не только оказать адресную педагогическую помощь и поддержку каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, но и «настроить» процесс обучения класса в целом.
В диагностику стартовой готовности к успешному обучению вошли задания на выявление познавательных УУД первоклассников:
- выявление количества условий, которое может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух;
- способность к самоконтролю и самообучению;
- установку уровня развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист;
- выявление умения устанавливать закономерность;
- изучение умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию;
- выявление способности детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;
- изучение уровня развития фонетического анализа слов, а также способности к переводу звуков речи в знаки (перекодирование);
- выявление умения осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым.
В результате анализа выполнения фронтальных диагностических заданий выявляются четыре основные группы учащихся:
1-я группа – высокий уровень готовности к обучению - 11%;
2-я группа – хороший уровень готовности к обучению – 42%;
3-я группа – средний уровень готовности к обучению – 42%;
4-я группа – низкий уровень готовности к обучению – 5%.
Уровень готовности к обучению:
В результате психологической диагностики выявлен ряд проблем в формировании личностных, коммуникативных и познавательных УУД, таких как:
- наличие большого количества детей с непродуктивной самооценкой;
- низкий уровень развития моральных суждений;
- неумение учитывать позицию собеседника;
- высокий уровень эгоцентризма;
- социальная незаинтересованность или отвержение со стороны родителей, учителя или сверстников в некоторых случаях;
- низкий стартовый уровень готовности к обучению у 7 первоклассников
Каковы могут быть пути решения?
- В рамках урочной и внеурочной деятельности активнее использовать разнообразные способы и методы коммуникативного взаимодействия учеников друг с другом. Например, работа в парах, в группах и т.д.
- Создавать ситуацию успеха в целях формирования адекватной для развития личности самооценки, прогнозировать благоприятное развитие личности ученика, поддерживать психологически комфортный климат в детском и педагогическом коллективах.
- Инициировать педагогом обсуждения в детском коллективе проблемных ситуаций, связанных с морально-этическими нормами.
- Повышать эффективность системы качественной оценки знаний учащихся. Оценивать учащихся с точки зрения их индивидуальных достижений.
- Способствовать повышению учебной мотивации учащихся.
- Применять инновационные педагогические технологии. Систематически использовать методы и технологии проблемного, развивающего, модульного и дифференцированного обучения, основанных на системно-деятельностном подходе.
- Систематически повышать квалификацию педагогов по проблемам внедрения ФГОС нового поколения.
Педагог-психолог: Карлина К.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка о результатах диагностики УУД у обучающихся 2 класса
Предлагаю образец обработки результатов диагностики универсальных учебных действий обучающихся 2 класса в рамках реализации новых ФГОС....
Результаты диагностики оценки воспитанности у учащихся 9 классов
Общая культура и воспитанность предполагает определенную начитанность учащихся, широкий круг интересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность и порядочность...
Системный анализ результатов диагностики обучения математике (способностей к усвоению математики) среди учащихся 7-х классов
Принятая сегодня пятибалльная система оценки знаний учащегося не в полной мере раскрывает уровень его математических способностей и уровень успеваемости по математике.Согласно программе для школ...
Результаты диагностики 5-х классов в период адаптации с введением ФГОС, 2014/2015 уч. год.
1. Экспресс – методика выявления тревожности 5 классов в период адаптации.2. Диагностика мотивационной сферы.3. Теппинг – тест Ильина, определения темпа и работоспособности....
Интерпретация результатов диагностики
Интерпретация результатов диагностики...
Результаты диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума, на основании исследования отношения студентов 1 курса техникума к патриотическим ценностям по модифицированной методике диагностики личностного рос
Презентация для выступления "Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума"...
Протокол с результатами диагностики предметных результатов обучающегося 6 класса
ПРОТОКОЛ ПМПК от «9 » января 2019 г. ...