ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ УУД ПЕРВОКЛАССНИКОВ
статья по психологии на тему

Карлина Кристина Анатольевна

В настоящее время возникла большая потребность в стартовой психолого-педагогической диагностике универсальных учебных действий первоклассников. Изучение УУД проходит как в индивидуальной, так и в групповой форме, как в устной, так и в письменной. С результатами такого анализа можно познакомиться в данной публикации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл УУД для 1 класса108.32 КБ

Предварительный просмотр:

Интерпретация данных по результатам

 психологической диагностики УУД

учащихся 1 классов на начальном этапе обучения

(2015-2016 учебный год).

Была проведена психологическая диагностика универсальных учебных действий на этапе начала обучения в школе. Всего продиагностировано было 133 первоклассника.

Целью диагностики было выявить уровень развития показателей личностного компонента УУД: самоопределение (внутренняя позиция школьника, развитие Я-концепции и самооценки личности), действие нравственно-этического оценивания.

Задачи диагностики:

  • Выявить сформированность внутренней позиции школьника.
  • Изучить самооценку и уровень притязаний, принятие себя как личности.
  • Выявить склонность к эгоцентризму.
  • Просмотреть осознание собственной ценности, уникальности или сходства с социальным окружением.
  •  Изучить уровень развития моральных суждений, решение моральной дилеммы на основе децентрации как координации нескольких норм.
  • Выявить уровень учебной мотивации.
  • Способность к самоконтролю и самообучению.
  • Изучить процессы восприятия на слух, переключения внимания.
  • Выявит уровень развития зрительного анализа, умение устанавливать закономерность и классификацию изучаемого материала.
  • выявить уровень развития фонетического анализа слов, умения осуществлять звуковой синтез и способность к перекодированию информации.

При поступлении учащегося в школу его внутренняя позиция школьника должна быть сформирована. Внутренняя позиция школьника — это новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне (Л. И. Божович). В исследованиях было установлено, что в игре в школу дети, характеризующиеся наличием внутренней позиции школьника, предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т. д.). Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности — игру в «перемены», разыгрывание прихода в школу, ухода из нее и т. д.

Изучая внутреннюю позицию школьника в первых классах, можно сделать вывод, что у большинства детей этот показатель сформирован на высоком и среднем уровне (30% и 53% соответственно). Но 17% школьников по-прежнему не осознают для себя значимость нового статуса ученика и обучения в школе.

Внутренняя позиция школьника 1 класса:

Мотивацию первоклассников смотрели с помощью методики, где основными являются учебно-познавательные мотивы (учебный, социальный, отметка). Если ребенок выбирает мотив, не связанный с учебной деятельностью (внешний, игровой, позиционный), это говорит о том, что он еще не готов к учебной деятельности и, скорее всего, в процессе адаптации к школе у него могут возникнуть трудности: нежелание учиться, ходить в школу, пропуски уроков и т.п.

Характеристика мотивов:

  • внешний — собственно желание ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.
  • учебный — ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.
  • игровой — в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.
  • позиционный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
  • социальный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители.
  • отметка — ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.

Говоря об общем уровне учебной мотивации первоклассников у большинства он высокий (49%) и средний (36%). Но есть учащиеся и с низким уровнем учебной мотивации, которые заслуживают особого внимания педагога (15%).

Уровень учебной мотивации первоклассников:

Изучая действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев можно выявить уровень моральной децентрации. ДЕЦЕНТРАЦИЯ — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении позиций субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции с позициями, отличными от собственной. Понятие децентрации используется для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником децентрации выступает непосредственное или интериоризованное общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе коего происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений. Формирование навыков децентрации лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека; оно связано с уровнем развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного взаимодействия.

Оценивая моральное развитие первоклассников в целом можно сделать следующие выводы: децентрация - решают моральную дилемму полностью (24% учащихся), неполное решение дилеммы (60% учащихся), эгоцентризм (16%). Эгоцентри́зм  — неспособность или нежелание индивида рассматривать иную, нежели его собственную, точку зрения, как заслуживающую внимания.

Моральное развитие (моральная децентрация) первоклассников:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Изучая уровень общей зрелости личности учащихся 1 класса, получен следующий результат: низкий уровень 33%, средний уровень – 41%, высокий уровень – 26%.

Уровень общей зрелости личности первоклассников:

 Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Самооценка первоклассников:

Обобщая результаты, можно сказать, что среди первоклассников 25% детей с завышенной самооценкой, 49% - имеют адекватную самооценку и 26% учащихся с заниженной самооценкой. Особого внимания педагога требуют дети с заниженной самооценкой.

Одним из условий ФГОС  является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс  необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Диагностируя индивидуализацию первоклассников, выявлено, что 33% осознают свое сходство с другими, а 67% - свою уникальность. Термин обозначает нашу потребность отличаться от других людей в определенном отношении, чтобы не быть или не чувствовать себя в точности похожими на них. Несмотря на стремление в чем-то походить на других, большинство людей ощущают свое чувство индивидуальности.

Индивидуализация первоклассников:

При диагностике определялась степень эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга), более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным. Высокая степень эгоцентризма отмечается у 60% первоклассников, разумный эгоцентризм  - 22% детей, наконец, децентрация (адекватная эмоциональная самооценка) – 18% учащихся.

Эгоцентризм первоклассников:

Определяя социальную заинтересованность первоклассников (чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а также степень близости с той или иной категорией людей, были получены такие данные: близость к родителям – 40%, близость к учителю – 17%, близость к друзьям – 20%, общая близость ко всем трем категориям – 12%. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах: отвержение родителей – 2%, отвержение учителя – 6%, отвержение друзей – 6%.

В результатах социальной заинтересованности первоклассников наибольшее внимание педагогов должно быть ориентировано на данные об отвержении ребенком родителей (следует поинтересоваться психологическим климатом в семье), учителя (скорее всего, педагог не нашел к ребенку индивидуальный подход) или друзей (ребенку комфортно быть одному или у него проблемы в общении со сверстниками).

Социальную заинтересованность первоклассников:

Диагностируя стартовую готовность первоклассников к успешному обучению в начальной школе, был определен уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО. Это позволит учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Результаты диагностики позволят педагогу не только оказать адресную педагогическую помощь и поддержку каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, но и «настроить» процесс обучения класса в целом.

В диагностику стартовой готовности к успешному обучению вошли задания на выявление познавательных УУД первоклассников:

  • выявление количества условий, которое может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух;
  • способность к самоконтролю и самообучению;
  • установку уровня развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист;
  •  выявление умения устанавливать закономерность;
  • изучение умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию;
  • выявление способности детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;
  • изучение уровня развития фонетического анализа слов, а также способности к переводу звуков речи в знаки (перекодирование);
  • выявление умения осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым.

В результате анализа выполнения фронтальных диагностических заданий выявляются четыре основные группы учащихся:

1-я группа – высокий уровень готовности к обучению - 11%;

2-я группа – хороший уровень готовности к обучению – 42%;

3-я группа – средний уровень готовности к обучению – 42%;

4-я группа – низкий уровень готовности к обучению – 5%.

Уровень готовности к обучению:

В результате психологической диагностики выявлен ряд проблем в формировании личностных, коммуникативных и познавательных УУД, таких как:

- наличие большого количества детей  с непродуктивной самооценкой;

- низкий уровень развития моральных суждений;

- неумение учитывать позицию собеседника;

- высокий уровень эгоцентризма;

- социальная незаинтересованность или отвержение со стороны родителей, учителя или сверстников в некоторых случаях;

- низкий стартовый уровень готовности к обучению у 7 первоклассников

Каковы могут быть пути решения?

  • В рамках урочной и внеурочной деятельности активнее использовать разнообразные способы и методы коммуникативного взаимодействия учеников друг с другом. Например, работа в парах, в группах и т.д.
  • Создавать ситуацию успеха в целях формирования адекватной для развития личности самооценки, прогнозировать благоприятное развитие личности ученика, поддерживать психологически комфортный климат в детском и педагогическом коллективах.
  • Инициировать педагогом обсуждения в детском коллективе проблемных ситуаций, связанных с морально-этическими нормами.
  • Повышать эффективность системы качественной оценки знаний учащихся. Оценивать учащихся с точки зрения их индивидуальных достижений.
  • Способствовать повышению учебной мотивации учащихся.
  • Применять  инновационные педагогические технологии. Систематически использовать методы и технологии проблемного, развивающего, модульного и дифференцированного обучения, основанных на системно-деятельностном подходе.
  • Систематически повышать квалификацию педагогов по проблемам внедрения ФГОС нового поколения.

Педагог-психолог: Карлина К.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка о результатах диагностики УУД у обучающихся 2 класса

Предлагаю образец обработки результатов диагностики универсальных учебных действий обучающихся 2 класса в рамках реализации новых ФГОС....

Результаты диагностики оценки воспитанности у учащихся 9 классов

Общая культура и воспитанность  предполагает определенную начитанность учащихся, широкий круг интересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность и порядочность...

Системный анализ результатов диагностики обучения математике (способностей к усвоению математики) среди учащихся 7-х классов

Принятая сегодня пятибалльная система оценки знаний учащегося не в полной мере раскрывает уровень его математических способностей и уровень успеваемости по математике.Согласно программе для школ...

Результаты диагностики 5-х классов в период адаптации с введением ФГОС, 2014/2015 уч. год.

1. Экспресс – методика выявления тревожности  5 классов в период адаптации.2. Диагностика мотивационной сферы.3. Теппинг – тест Ильина,  определения темпа и работоспособности....

Интерпретация результатов диагностики

Интерпретация результатов диагностики...

Протокол с результатами диагностики предметных результатов обучающегося 6 класса

ПРОТОКОЛ ПМПК от «9 » января 2019 г.                                          ...