Результаты диагностики оценки воспитанности у учащихся 9 классов
методическая разработка (психология) по теме
Общая культура и воспитанность предполагает определенную начитанность учащихся, широкий круг интересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность и порядочность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_po_izucheniyu_otsenki_vospitannosti_u_uchashchikhsya_9klassov.docx | 54.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Справка
по результатам диагностики оценки воспитанности
у учащихся 9-х классов
2010-2011г. ГОУ СОШ №799.
Цель: выявить уровень развития нравственных качеств учащегося.
Дата проведения: декабрь 2010г.
Ответственный: педагог-психолог Шихалеева М.И.
В ходе диагностического исследования применялся тест: «Диагностика воспитанности».
9А | 9Б | 9В | |
Всего 76 | 28 | 24 | 24 |
Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале:
0-1,9 - низкий уровень;
2-3 - средний уровень;
3,1-4 - высокий уровень.
В теории и практике педагогики довольно часто используется термин «воспитанность», под которым, как правило, понимается нравственность личности. Но до сих пор нет единого мнения о том, какие показатели определяют воспитанность школьника. Исходя из работ ведущих специалистов России по вопросам воспитания, а также опыта педагогов, можно выделить несколько составляющих воспитанности:
1. Наличие социально значимых и одобряемых качеств: таких как трудолюбие, ответственность, гуманность, дисциплинированность и т.д.;
2. Уровень сформированности различных личностных качеств;
3. Направленность личности:
• положительная — на добро, отрицательная — на зло;
• общественная направленность (на себя, на объект, на других людей);
4. Отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.
Общая культура и воспитанность предполагает определенную начитанность учащихся, широкий круг интересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность и порядочность.
Этот показатель у учащихся 9-х классов в пределах среднего уровня. Это говорит о том, что в классных коллективах, не смотря на то, что уровень не низкий, все же есть над, чем работать и есть, к чему стремится.
Шкала 1 — Самовоспитание. Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность с собой, направленная на развитие и совершенствование своей личности.
Чтобы заниматься самовоспитанием, нужно знать себя, свои особенности, позитивные и негативные стороны своего характера. На всех уроках, особенно на психологии, кроме знаний по предмету ученики получают и знания о себе, которые способствуют формированию у ребенка навыка рефлексии и складывается «образ Я», что, в свою очередь, является одним из базовых элементов самовоспитания и самопознания. Поэтому так важно помочь ребенку разобраться в себе самом, знать свои достоинства и недостатки. Анализ ответов показывает, что 9А – 7%(2ч), 9Б – 9%(2ч), 9В – 14%(3ч) имеют низкий уровень информированности о своих индивидуально-личностных особенностях.
Шкала 2 – Адаптированность. Представляет собой умение адекватно, в зависимости от обстоятельств и внешних условий варьировать свое поведение, перестраиваясь или подстраиваясь внутренне и поведенчески под среду, её ценности и нормы.
Уровень адаптированности личности является результатом процесса социализации личности. Важнейшую роль играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь – родители, братья и сестры, сверстники, учителя и др. Из графика видно, что чем выше у учащихся мотивация достижений, тем безболезненнее проходит адаптация личности. 9А – 14%(4ч), 9Б – 13%(3ч), 9В –14%(3ч).
Шкала 3 - Автономность. Понимается как способность личности к самоопределению на основе собственных целей, ценностей и пр., понимание целостности своей личности. Также это обособленность личности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночество.
Мы видим, что учащиеся 9-х классов меньше подвержены влиянию, растет автономия подростков от взрослых (к чему способствует стремление к отношениям с ними «на равных»), а также растет автономия неформализованных групп в обществе сверстников. Учащиеся 9Б класса всегда отличались от других классов данной параллели тем, что могут и умеют высказывать свое собственное мнение, ведут себя согласно своим потребностям и ценностям, не опираясь при принятии решении на мнение большинства, что говорит об их большей независимости от окружающих. Низкие показатели имеют 9А – 11%(3ч), 9Б – 2%(8ч), 9В – 10%(2ч).
Шкала 4. Социальная активность. Потребность индивида в познании окружающей его действительности, в том числе системы общественных и социальных отношений. Также это «активная» или «пассивная» позиция по отношению к социуму, проявляющая в желании или нежелании познавать окружающее, анализировать его, влиять на социальную ситуацию, как правило, с целью ее усовершенствования и развития. Кроме того, к социальной активности относится и потребность индивида в познании самого себя, как неотъемлемой части социума. Все виды познания осуществляются через рефлексию.
Судя по графику, ученики 9А класса занимают более активную позицию, стремясь к возможности форсирования социальных реалий, в том числе и общественных отношений. Учащиеся 9Б, 9В занимаю менее активную, созидательную позицию. Девятиклассники в данный момент более активны в области самоопределения с будущей профессией и значимых для него сферах. ориентируются на общение и взаимодействие вне дома и школы. Как в любом коллективе есть учащиеся, которые имеют низкий уровень 9А – 11%(3ч), 9Б – 14%(3ч), 9В – 14%(3ч)
Шкала 5 – Социальная толерантность. Терпимое, ненасильственное, уважительное отношение к различным социальным группам.
У всех классов толерантность находится на среднем уровне. У учащихся 9Б и 9В она проявляется в большей мере, чем у учеников 9А, а именно в большей осознанности ими существования значимых отличий между разного рода группами и, что самое главное, в действительно внутреннем, а не навязанном принятии и уважении к этим отличиям. Низкие показатели по данной шкале имеют 9А – 32%(9ч), 9Б – 8%(2ч), 9В –14%(3ч)
Шкала 6 - Патриотизм. Это нравственный принцип личности, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои собственные потребности. Тем не менее, в данном конкретном вопроснике под патриотизмом подразумевается особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству.
У учащихся всей параллели уровень развития патриотизма находится на среднем уровне. Это обусловлено возрастом детей, и, как следствие, еще не окончательной сформированностью их принципов, идей и ценностей. То есть это тот патриотизм, который проявляется еще не совсем осознанно, обдуманно, а скорее на эмоциональном уровне, на уровне внезапно появившихся чувств и переживаний. 9А – 14%(4ч), 9Б –14%(4ч), 9В – 24%(5ч) низкий уровень.
Шкала 7 - Отношение к здоровью. Здоровье – это, в первую очередь, физическое и душевное социальное благополучие человека. В работе рассмотрено понятие «отношение к здоровью» как сложный и многоаспектный социокультурный феномен; выделены различные компоненты отношения к здоровью (медицинская информированность (знания в сфере здоровья), ценностные установки в отношении здоровья, деятельность человека по сохранению своего здоровья).
Учащихся 9А, 9Б-х классов имеют средние показатели и только 9в – ближе к низкому. Возможно, это связано с так называемым «юношеским максимализмом» и переживанием пубертатного периода. На этом этапе в качестве основных ценностей выступают общение, признание сверстников и т.д. Забота о здоровье пока не столь значима и важна для ребенка. 9А – 14%(4ч), 9Б – 14%(3ч), 9В – 28%(6ч)
Шкала 8 – Отношение к искусству. Показатель, характеризующийся проявлением потребности и способности эстетического восприятия произведений искусства.
Учащиеся 9А и 9В проявляют меньшую заинтересованность в искусстве, чем учащиеся 9Б. Нужно заметить, что эта потребность отнюдь не врожденная, а приобретенная, то есть формируется взрослыми, в том числе учителями. Поэтому для формировании устойчивого позитивного отношения к искусству необходимо детей знакомить с ним, заинтересовывать их. Поэтому для формировании устойчивого позитивного отношения к искусству необходимо влияние родителей и их оценка в значимости данной области в жизни человека. В школе эту функцию выполняют уроки ИЗО, музыки и МХК, но как это делать??? Нужно использовать методы и жанры согласно возрастным особенностям, возможностям, потребностям. Низкие показатели 9А – 46%(13ч), 9Б – 14%(10ч), 9В – 67%(14ч)
Выводы: Итак, как видно из представленного выше материала, практически по всем шкалам учащиеся параллели 9 классов имеют средние показатели (в редких случаях – чуть ниже или чуть выше). То есть на данный момент развития дети имеют как раз тот базовый, необходимый для дальнейшего развития уровень сформированности разного рода качеств воспитанности. Таким образом, у учителей, психологов, а также родителей есть хорошая возможность в будущем в процессе обучения и общения с детьми развить, усовершенствовать эти качества до высокого уровня.
Сравнительный график 6 классов и 9классов
По результатам видно, что по многим шкалам (самовоспитание, адаптированность, автономность, социальная активность, социальная толерантность и патриотизм) учащиеся 9-х классов имеют более высокую позицию, хотя и разница невелика (от 0,1 до 0,4). Такие результаты вполне предсказуемы, так как качества, отраженные в этих шкалах формируются постепенно, в процессе социализации личности, приобретения личного и социального опыта, опыта взаимодействия с разными людьми, разного возраста, на разные темы. Эти качества являются маркерами сформированности личности. Очевидно, что говорить об окончательном становлении учащихся 9-х классов как личности не приходится, но положительная динамика, тем не менее, наблюдается. Девятиклассники сейчас находятся в самой активной точке этого процесса. Поэтому важно создать почву, благоприятную для дальнейшего формирования этих качеств.
Если сравнить шкалу «отношение к здоровью с шестиклассниками, данные показывают, что старшие подростки меньше заботятся о своем здоровье, менее требовательны к нему, у них появляются интересы (курение, пиво, чипсы, фастфуды и т.п.), не связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Ученики же шестых классов стремятся совершать действия (может влияние родителей) направленные на сохранение своего здоровья: охотно и активнее посещают различные спортивные секции, проводят свободное время на катке, в бассейне и т.д. Девятиклассники предпочитают проводить время дома, на диване, у телевизора или компьютера или с друзьями.
Девятиклассники социально активнее, чем шестиклассники, т.к. круг интересов, возможностей у них шире и разностороннее.
Относительно уменьшения показателей по шкале «искусство» опять же объясняется возрастными особенностями данного периода. Девятиклассники и шестиклассники еще не осознают всю важность этих аспектов в жизни, на данный момент для них «непрестижно», «немодно» интересоваться этим. Приоритетными выступают совсем другие сферы жизни, будь то общение со сверстниками, любовь, признание в группе, нахождение своего места в классе или дружеской компании и т.д. Интересы к искусству формируются с детства и в основном родителями или близкими для ребенка детьми, и должны положительно «подкрепляться» со стороны родителей. В жизни все наоборот, такие предметы как ИЗО, МХК, музыка для родителей не важны и для детей тоже.
В следующий раз, буду проводить данную методику с фамильными данными, а не анонимно.
Данная методика позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления, выявить уровень развития нравственных качеств учащихся. На основе этих данных можно моделировать воспитательную концепцию, как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе, «группы риска», дезадаптированными учениками, помочь ученику в нахождении благоприятной позиции в окружающей среде, коллективе.
Рекомендации:
- Учебная деятельность. Учитывая возрастные особенности учащихся, учитель обязан стремиться к тому, чтобы беседы не носили назидательного, обязующего характера, а располагали к дружескому, откровенному разговору о проблемах, значимых для воспитанников.
- Работая с подростками, учитель, психолог должен помочь подростку убедиться в том, что незнание правил культуры мешает ему вступать в контакт с другими людьми, занять достойное место в коллективе, затрудняет его разнообразную деятельность в школе и вне ее.
- Внеурочная деятельность. «Нигилизм» старших подростков требует споров и диспутов. Темы классных часов:
“Человек среди людей» Просмотр и обсуждение д/ф “Равиль Гайнутдин. Терпимость” (из серии “Уроки нравственности”).
“Сам себя воспитать должен» Просмотр и обсуждение д/ф “Сергей Безруков. Искренность” (из серии “Уроки нравственности”).
“По каким правилам мы живём?” Составление нравственного кодекса.
“Человек и его духовные ценности» Просмотр и обсуждение д/ф “Алексий II. Мелосердность (из серии “Уроки нравственности”).
“Человек и его будущее” Просмотр и обсуждение д/ф “Ирина Роднина. Упорство” (из серии “Уроки нравственности”).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка о результатах диагностики УУД у обучающихся 2 класса
Предлагаю образец обработки результатов диагностики универсальных учебных действий обучающихся 2 класса в рамках реализации новых ФГОС....
Диагностический инструментарий. Анкета "Оценка воспитанности" для учащихся 9-11 классов.
Анкета "Оценка воспитанности" для учащихся 9-11 классов проводится по 10 параметрам:1. Самовоспитание.2. Отношение к здоровью.3. Патриотизм.4. Отношение к искусству.5. Отношение к природе.6. Адаптиро...
Диагностика нравственной воспитанности. Тестирование учащихся.
Тесты: Диагностика нравственной самооценки. Диагностика этики поведения. Диагностика отношения к жизненным ценностям.Диагностика нравственной мотивации...
Результат диагностики уровня воспитанности. 6 класс
Диагностика уровня воспитанности учащихся....
Результат диагностики уровня воспитанности 5 класс
Диагностика уровня воспитанности 5 класс...
Мониторинг психологической адаптированности детей к разным условиям образовательной среды. Результаты диагностики УУД обучающихсяя 1,5 классов
Мониторинг психологической адаптированности детей к разным условиям образовательной среды. Результаты диагностики УУД обучающихсяя 1,5 классов...
Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (презентация 2021 г.)
Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...