Опросник суицидального риска ( модификация Т.Н. Разуваевой)
методическая разработка по психологии на тему
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
Цель: экспрессдиагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprosnik_sayt.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
Цель: экспрессдиагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование
Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением "+", в случае несогласия с утверждением "-".
- Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
- Вас часто одолевают мрачные мысли.
- Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
- В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
- Вам определенно не везет в жизни.
- Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
- Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
- Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.
- Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
- Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
- Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.
- Вы считаете себя обреченным человеком.
- Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.
- У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
- Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.
- В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
- Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
- Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.
- В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.
- Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.
- Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
- Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.
- Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.
- Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
- Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.
- Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
- Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.
- Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.
- Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.
Обработка результатов
По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса (см. Таблицу №1). Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.
Таблица №1
Субшкальный диагностический | Номера суждений | Индекс |
Демонстративность | 12, 14, 20, 22, 27 | 1, 2 |
Аффективность | 1, 10, 20, 23, 28, 29 | 1, 1 |
Уникальность | 1, 12, 14, 22, 27 | 1, 2 |
Несостоятельность | 2, 3, 6, 7, 17 | 1, 5 |
Социальный пессимизм | 5, 11, 13, 15, 17, 22, 25 | 1 |
Слом культурных барьеров | 8, 9, 18 | 2, 3 |
Максимализм | 4, 16 | 3, 2 |
Временная перспектива | 2, 3, 12, 24, 26, 27 | 1, 1 |
Антисуицидальный фактор | 19, 21 | 3, 2 |
Cодержание субшкальных диагностических концептов
- Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как "шантаж", "истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда "диалог с миром" может зайти слишком далеко.
- Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.
- Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом "непроницаемости" для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.
- Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох".
- Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы все недостойны меня".
- Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об "экзистенции смерти". Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования".
- Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
- Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.
- Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.
Бланк ответов
Номер | + / - | Номер | + / - |
1 | 16 | ||
2 | 17 | ||
3 | 18 | ||
4 | 19 | ||
5 | 20 | ||
6 | 21 | ||
7 | 22 | ||
8 | 23 | ||
9 | 24 | ||
10 | 25 | ||
11 | 26 | ||
12 | 27 | ||
13 | 28 | ||
14 | 29 | ||
15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модификация исторических стилей в дизайне школьного интерьера
Специфика учителя ИЗО в школе в том, что круг его обязанностей, кроме преподавания, еще включает функции его как оформителя школы. Эта тема родилась только по этой причине. Поскольку преподавание ИЗО ...
Модификация теста-опросника А.Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД)
Модификация теста-опросника А.Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД)...
ПЕДСОВЕТ Диалоговое и проблемное обучение: инновции и модификация традиций
т е м а: Педагогика развития: миф или реальностьЦель: определить понятие развитие и условия, при которых обучение становится развивающим.Ф о р м а: игра....
2. Конспект урока химии, географии, биологии в 8 классе по теме: «Аллотропия. Аллотропные видоизменения атома кислорода (модификации)».
Цель. Сформировать у учащихся 8 класса важнейшие химические понятия аллотропия, аллотропных видоизменения атома кислорода.Обращаю внимание на то, что цель у детей иная. Перед школьниками стоит цель уз...
«Schulte Table» и их модификация, как эффективное средство повышение качества знаний при подготовке к ЕНТ
данная методика позволит быстро и легко освоить сложные темы учащимися...
Сера. Аллотропные модификации
Некоторые сведения о сере, положение в ПС, виды аллотропных модификаций....
Индивидуальный маршрутный лист Разуваева Т.С.
Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения. Универсального рецепта создания индивидуального образов...