рабочая программа по курсу "Психология" 10-11 класс
рабочая программа по психологии (10, 11 класс) по теме
.Цель преподавания психологии школе это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.
Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
-формирование общих представлений о психологии как науке;
-пробуждение интереса к другим людям и самому себе;
- развитие интеллектуальной сферы;
- развитие самосознания, эмоциональной сферы
.Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kursu_psihologiya_10-11_klass.docx | 67.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАМА
по курсу «Психология»
для 10-11 классов
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
Учитель психологии
Кираль Инна Александровна
Тула 2013
Рабочая программа по психологии для 10-го класса
На 2013-2014 учебный год
Количество часов в неделю-1
Количество часов в год -35
Пояснительная записка к рабочей программе по психологии 10 класс
Данная программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе программы «Уроки психологии в 10 классе» под редакцией Дубровиной .
Общая характеристика курса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Цель преподавания психологии школе это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.
Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
-формирование общих представлений о психологии как науке;
-пробуждение интереса к другим людям и самому себе;
- развитие интеллектуальной сферы;
- развитие самосознания, эмоциональной сферы.
Освоение учебного материала даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.
В 10-м классе учащиеся знакомятся с видами жизненного самоопределения человека: личностным, профессиональным, социальным; усваивают сущность понятия психологической готовности к самоопределению, осознают, что юношеский возраст является наиболее благоприятным и ответственным периодом самоопределения.
В ходе изучения курса психологии в 10 классе учащиеся должны знать/понимать:
- Что такое самоопределение, жизненные цели и что может нарушить процесс самоопределения;
- Что такое эмоциональные состояния и чувства, саморегуляция;
- Что такое способности и склонности и их учет в выборе будущей профессии
- Что такое семья, брак, семейные отношения и роли;
- характер, черты характера, и как он влияет на успехи в школе и жизни.
- Что такое темперамент и его влияние на способности.
Уровень понимания, а следовательно и усвоения этих тем будет зависеть прежде всего от тех знаний, которые были получены ранее, , и от того личностного смысла, который предшествующие и новые знания будут иметь для самих учащихся.
Ожидаемые, планируемые результаты.
Предметные результаты.
- Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей.
- Понимание психологических механизмов развития способностей.
- Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни.
- Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными видами человеческой деятельности.
- Формирование представления о том, что роднит понятия «способности», «талант», «гениальность» и что дает основания их различать.
Личностные результаты
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
- Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетаний:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, и самостоятельная работа учащихся.
- Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, творческие задания.
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные диктанты.
Применяются следующие способы обучения: индивидуальный, индивидуально-групповой, групповой, коллективный.
В качестве средств обучения используются: учебно-наглядные пособия (таблицы), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал), мультимедийные средства, электронные образовательные ресурсы
В процессе обучения применятся следующие формы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Место предмета в учебном плане. В учебном плане ОУ отводится 35
Основное содержание курса
Тематический план
№ | тема | Кол-во часов | Кол-во проверочных работ |
Введение | 1ч | ||
1. | Юность – пора самоопределения | 4ч | 1 |
2. | Личностное самоопределение | 10ч | 1 |
3. | Профессиональное самоопределение | 4ч | 1 |
4. | Социальное самоопределение | 9ч | 1 |
5. | Что может нарушить процесс самоопределения | 6ч | 1 |
Заключение | 1ч | ||
Итого: | 35ч | 5 |
Поурочный план
Введение (1 урок).
Психология самоопределения. Что такое психологическая готовность к самоопределению, социализация, ценностные ориентации, выбор.
- Юность – пора самоопределения (4 урока).
Что такое самоопределение, мировоззрение, идентичность, рефлексия, смысл жизни. Какова роль временной перспективы для самоопределения и личностного развития. Как эффективно использовать время своей жизни, планирование.
- Личностное самоопределение (10 уроков).
Чувства, как отражение личности человека, его индивидуальных особенностей и жизненного опыта. Структура и роль чувств, эмоций и эмоциональных состояний. Развитие чувств в онтогенезе. Высшие чувства. Психологическая характеристика чувств.
- Профессиональное самоопределение (4 урока).
Личностные факторы профессионального самоопределения. Условия успешного профессионального самоопределения. Выбор будущей профессии. Индивидуальный стиль деятельности. Карьера.
- Социальное самоопределение (9 уроков)
Роль и значение семьи в жизни человека. Психологические особенности мужчин и женщин, социальные стереотипы. Любовь в семье. Психологическая совместимость.
- Что мажет нарушить процесс самоопределения (6 уроков)
Психологические барьеры. Психологический стресс, его причины, формы и способы преодоления. Психологические зависимости. Способы уверенного отказа.
Заключение (1 урок).
Обобщение основных аспектов проблемы самоопределения личности.
В комплект методического материала к программе входят:
Преподавание психологии в школе (3-11 кл.) учебно-методическое пособие под ред. И.В.Дубровиной. М. , 2007г.А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
- учебник «Психология» 10 класс А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
Дополнительная литература:
Я.Коломенский «Основы психологии» Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений
Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 уч. год 10 класс
№ п/п | дата | № урока в теме | Наименование раздела, темы | Осваиваемые учебные действия (умения) и модели | Основные понятия | Домашнее задание | № к/р | примечание | ||||
1 | 03.09 | 1 | Введение. Общие понятия о самоопределении | Ввести обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию самообразования. Психические свойства личности. | Самопределение, психологическая готовность к самоопределению, социализация, индивидуализация, ценностные ориентации, выбор | Введение с.5-17. з. 5-8 устно. | ||||||
Раздел 1. Юность - пора самоопределения – 4 ч. | ||||||||||||
2 | 10.09 | 1 | На пороге взрослой жизни. Мировоззрение и самоопределение. | Представление об основных психологических характеристиках возраста ранней юности. Понятие «мировоззрение» в контексте самоопределения. | Юность, идентичность, мировозрение, теоретическое мышление, рефлексия, смысл жизни | & 1, 2, з.1-3 стр.28 (1- письменно)Стр.35, з.5 устно | ||||||
3 | 17.09 | 2 | Жизненные цели и временная перспектива. Время в жизни человека. | Роль временной перспективы для самоопределения и личностного развития. | Время, временная перспектива, жизненные цели | & 3, 4, стр. 42, з.1 и 3 устно | ||||||
4 | 24.09 | 3 | Свойства временной перспективы. Поколения формируются в юности | Свойства временной перспективы. Возможности эффективно использовать время. Роль сопричастности поколению в самоопределении человека | Планирование, временная перспектива, отношение к будущему Историческое время, когорта, самоопределение, юность, поколение, | & 5, з. 2 письменно,& 6, з. 1 письменно Подготовка к к\р повторить Р1 &1-6 | ||||||
5 | 01.10 | 4 | Обобщение по теме « Юность - пора самоопределения» | 1 | ||||||||
Раздел 2. Личностное самоопределение – 10 ч. | ||||||||||||
6 | 08.10 | 1 | Чувства - важнейшая характеристика личности | Представление о том, что чувства являются отражением личности человека, его индивидуальных особенностей и жизненного опыта | Чувства, внутренний мир,, личность, прошлый опыт | Р.2.&1, з.3 письменно | ||||||
7 | 15.10 | 2 | Эмоциональные состояния и чувства | Эмоции, чувства, эмоциональные состояния, их структура и роль в эмоциональной сфере человека | Чувства, эмоции, эмоциональные состояния, настроение, аффект, страсть, стресс. | Р.2.&2, з.4,6,7 устно, самоотчет об эмоционально значимом событии -письменно | ||||||
8 | 22.10 | 3 | Развитие чувств в онтогенезе | Основные направления возрастного развития чувств | Возрастное развитие, импульсивность чувств, эмоциональная уязвимость, устойчивые чувства, саморегуляция чувств, социализация чувств. | Р2.& 3, з.1-7 устно | ||||||
9 | 29.10 | 4 | Высшие чувства | Основные категории высших чувств | Нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства | Р2,& 4, з.1-4 устно | ||||||
10 | 12.11 | 5 | Психологическая характеристика нравственных чувств (смущение и застенчивость) | Психологические особенности чувств их социальная функция | Чувства, переживания, внешнее проявление чувств, социальная функция чувств | Р2,&5.1 - 5.2 з.5 письменно | ||||||
11 | 19.11 | 6 | Психологическая характеристика чувства вины, стыда. | Социальная функция чувства вины | Стыд, вина | Р2,&5.3 - 5.4 з.1-6 устно | ||||||
12 | 26.11 | 7 | Психологическая характеристика чувства долга, ответственности, чести и достоинства | Социальная функция чувства долга, ответственности, чести и достоинства | Долг, ответственность, собственное достоинство, честь | Р2, & 5,5-5,6, з. 3,6 стр.116 | ||||||
13 | 03.12 | 8 | Психологическая характеристика моральных чувств | Негативные моральные чувства, чувство привязанности | Надежная привязанность, болезненная привязанность | Р2, & 5.5-5.8, з.3-6 стр 130 устно | ||||||
14 | 10.12 | 9 | Психологическая характеристика чувства одиночества | Социальная функция чувства одиночества | Одиночество, избирательность в общении | & 5.9-6, стр.136 з. 1-5, 3 письменно Подготовка к к/р повторить Р2 & 1-6 | ||||||
15 | 17.12 | 10 | Обобщение по теме « Личностное самоопределение» | 2 | ||||||||
Раздел 3. Профессиональное самоопределение – 4 ч | ||||||||||||
16 | 24.12 | 1 | Отношение к труду и самооценка в процессе профессионального самоопределения | Показать связь выбора профессии с отношением человека к труду | Профессиональное самоопределение, труд, самосознание, самооценка, жизненная перспектива | Р3, &1, з5,&2, з5, з1-3 | ||||||
17 | 14.01 | 2 | Способности и склонности | Показать необходимость осознания своих способностей для успешного профессионального самоопределения | Интересы, способности, склонности, интеллект, креативность, обучаемость, призвание | Р3, & 3, з.2-письменно, з.3,4,5 - устно | ||||||
18 | 21.01 | 3 | Выбор будущей профессии. | Раскрыть сложность и неоднозначность выбора будущей профессии. | Выбор профессии, внутренние причины выбора, внешние причины выбора | Р 3,& 4, 5, стр.165 з. 2,3,4 устно. Доклад или сообщение по з.1 или 5 стр165 или; стр.171 з 1-3 | ||||||
19 | 28.01 | 4 | Обобщение по теме « Профессиональное самоопределение» | 3 | ||||||||
Раздел 4. Социальное самоопределение – 9 ч | ||||||||||||
20 | 04.02 | 1 | Семья и брак. Функции современной семьи | Показать значение семьи, как важнейшей ценности | Брак, семья, супруги, семейные отношения, функции семьи | Р 4, &1, з.2-4 устно, сообщение о национальна традициях в создании семейного уклада, быта | ||||||
21 | 11.02 | 2 | Психологические особенности мужчин и женщин | Познакомить с имеющимися в науке данными о психологических особенностях мужчин и женщин. | Гендерные особенности, психологические особенности мужчин и женщин | Р 4, & 2, з. 6 письменно повторить Р1 & 1-2 | ||||||
22 | 18.02 | 3 | Социальные стереотипы мужественности и женственности | Познакомить с проблемой социальных стереотипов мужественности и женственности | Социальные стереотипы, гендерные стереотипы, гендерная роль, андрогиния. | Р.4, & 2.3, з.2 письменно повторить Р1 & 3-4 | ||||||
23 | 25.02 | 4 | Любовь – высшее человеческое чувство | Раскрыть психологическое содержание феномена любви | Любовь, аттракция, амбивалентность любви | Р.4, & 3.1, з.2,4,5 устно, прочитать повесть И.С. Тургенева «Первая любовь», | ||||||
24 | 04.03 | 5 | Многообразие проявлений чувства любви | Раскрыть феномен любви во всем многообразии его проявлений | Виды любви | Р.4, & 3.2, з.2,3,6 повторить Р1 & 5-6 | ||||||
25 | 11.03 | 6 | Любовь и семья | Развитие чувства любви в браке, создание условий для ее сохранения | Супружеская любовь, любовная атмосфера в семье | Р.4, & 3.3, з.1 повторить Р2 & 1-2 | ||||||
26 | 18.03 | 7 | Семейные отношения | Дать представление о семье, как о системе ролевых отношений, | Семейные роли, конфликт ролевых представлений | Р 4;, & 4,4.1, з.1-4 устно повторить Р2 & 3-5 | ||||||
27 | 01.04 | 8 | Супружеские отношения | мотивы вступления в брак, ожидания в браке, уровни совместимости супругов | Мотивы заключения брака, ожидания в отношении брачного партнера, «идеальный супруг» | Р 4, & 4.2, з.2 письменно Подготовка к к\р повторить Р4 & 1-4 | ||||||
28 | 08.04 | 9 | Обобщение по теме « Социальное самоопределение» | 4 | ||||||||
Раздел 5.что может нарушить процесс самоопределения – 6 ч | ||||||||||||
29 | 15.04 | 1 | Психологические барьеры самоопределения | Дать представление о психологических барьерах самоопределения, их формах и способах преодоления | Психологический барьер, выученная беспомощность | Р 5, & 1, з .3 письменно повторить Р4 & 1-2 | ||||||
30 | 22.04 | 2 | Психологический стресс. Фрустрация. | Дать представление о причинах, формах, особенностях протекания психологического стресса и фрустрации, их роль в самоопределении и способах преодолении их негативных форм | Психологический стресс, фрустрация, агрессия, цель, мотив, защитные механизмы. | Р. 5, & 2, з.3 письменно повторить Р4 & 3-4 | ||||||
31 | 29.04 | 3 | Психологические зависимости. Бегство в иллюзии | Дать представление о психологических зависимостях, как непродуктивных способах справляться с жизненными трудностями | Психологическая зависимость, интерес | Р 5, & 3, з.1-3 устно, з.4 письменно повторить Р5 & 1-2 | ||||||
32 | 06.05 | 4 | Игровая зависимость. Интернет-зависимость | Раскрыть механизмы возникновения игровой и Интернет -зависимости, познакомить со способами их профилактики и преодоления | Игровая зависимость, Интернет-зависимость | Р 5, & 3.2, з.3 и 5 устно, & 3.3, читать, повторить Р 2 &5.8 и Р3 & 3.1 | ||||||
33 | 13.05 | 5 | Общие характеристики психологической зависимости | Выделить общие признаки психологической зависимости; выработать совместно общие подходы к их профилактике и преодолению | Психологическая зависимость, зависимость от другого человека | Р5, & 3, повторить Р5 & 1-3 | ||||||
34 | 20.05 | 6 | Обобщение по теме « что может нарушить процесс самоопределения» | Подготовка к интерактивной выставке «Маршрут безопасности» | 5 | |||||||
35 | 27.05 | 1 | Итоговое обобщение. | Подвести основные итоги изучения учебного материала | 6 |
Рабочая программа по психологии для 11-го класса
на 2013-2014 учебный год
Количество часов в неделю-1
Количество часов в год -35
Пояснительная записка к рабочей программе по психологии 11 класс
Общая характеристика курса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Цель преподавания психологии школе это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.
Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
-формирование общих представлений о психологии как науке;
-пробуждение интереса к другим людям и самому себе;
- развитие интеллектуальной сферы;
- развитие самосознания, эмоциональной сферы;
Освоение учебного материала даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.
В 11-м классе учащиеся знакомятся с основными областями применения психологических знаний, получают представление о различных аспектах психологической культуры как части общей культуры и ее роли в повседневной жизни человека.
В ходе изучения курса психологии в 11 классе учащиеся должны знать/понимать:
- Что такое психологическая культура личности и проявление ее в общении и отношениях;
- Как человек познает себя;
- Какова роль психологии в политической, информационной, экономической, бытовой сферах жизни человека;
- Что такое психологическая помощь и поддержка;
Уровень понимания, а следовательно и усвоения этих тем будет зависеть прежде всего от тех знаний, которые были получены ранее , и от того личностного смысла, который предшествующие и новые знания будут иметь для самих учащихся.
Ожидаемые, планируемые результаты.
Предметные результаты.
- Представление о психологической культуре как части общей культуры.
- Понимание роли психологии в современной духовной жизни и познании человеком самого себя и других людей.
- Представление об индивидуальных особенностях самопознания и познания других людей
- Понимание психологического механизма обмана, манипулирования и формирование представлений о способах противостояния обману.
- Формирование представления о способах преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях
- Формирование представления о психологической помощи и особенностях применения психологических знаний в разных сферах общественной жизни.
Личностные результаты
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
- Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Принципы преподавания психологии в школе
- принцип научности обучения
- принцип внутрипредметных связей
- принцип межпредметной координации
- принцип связи теории с практикой
- принцип наглядности
- принцип развития и саморазвития личности ученика
- принцип самостоятельности и ответственности
- принцип доступности
- принцип активного субъект-субъективного взаимодействия ребенка и взрослого
- принцип поощрения любознательности
- принцип толерантности
- принцип безоговорочной веры в способности ребенка понять и усвоить знания по психологии
- принцип ответсвенности учителя за знания и умственное развитие учащихся
- принцип обеспечения права учащегося на невмешательство в его внутренний мир
- принцип четкого учебного предмета психологии и развивающей, тренинговой работы
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетаний:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, и самостоятельная работа учащихся.
- Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, творческие задания.
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные диктанты.
Применяются следующие способы обучения: индивидуальный, индивидуально-групповой, групповой, коллективный.
В качестве средств обучения используются: учебно-наглядные пособия (таблицы), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал), мультимедийные средства, электронные образовательные ресурсы.
В процессе обучения применятся следующие формы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Место предмета в учебном плане. В учебном плане ОУ отводится 35ч (по 1 ч. в неделю).
Основное содержание курса
Тематический план
№ | тема | Кол-во часов | Кол-во проверочных работ |
Введение | 1ч | ||
1. | Психологическая культура как часть общей культуры | 6ч | 1 |
2. | Психологическая культура личности | 7ч | 1 |
3. | Психология в повседневной жизни | 9ч | 1 |
4. | Практическая психология | 10 ч | 1 |
Заключение | 2ч | ||
Итого: | 35ч | 4 |
Поурочный план
Введение (1ч.).
- Психологическая культура как часть общей культуры (6ч.)
Что включает в себя понятие «культура». Образование и культура. Психологическая культура. Психологические знания как важный компонент психологической культуры. Что такое «житейская психология». Научная психология. Взаимодействие научной и «житейской» психологии
- Психологическая культура личности (7ч)
Что человек может знать о самом себе как о личности и индивидуальности. Как человек познает себя. Индивидуальные различия в познании и самопознании. Самопознание и познание других людей. Психологические знания и самопознание. Проявление психологической культуры личности в общении и отношениях. Умение принимать решения и самостоятельно решать личные проблемы. Поведение в трудных ситуациях. Жизненная стойкость.
- Психология в повседневной жизни (9ч.)
Психология в политической, информационной, экономической, бытовой сферах жизни. Психология пропаганды. Что такое «пиар». Средства массовой информации как инструмент воздействия на людей. Психологическая эффективность воздействия на человека СМИ. Стихийные формы передачи информации. Реклама как способ психологического воздействия. Психологические особенности имиджа. Психология мошенничества. Как избежать обмана
- Практическая психология (8ч.)
Что такое психологическая помощь и поддержка. Когда у человека возникает потребность в психологической помощи. Донаучные способы оказания психологической помощи. Современная психологическая помощь при возникновении у человека личных проблем. Психотерапия. Медицинская и психологическая психотерапия. Групповая психотерапия. Тренинги и группы встреч. Психологическое консультирование. Профориентация и профконсультация. Работа психолога в различных сферах жизни. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Какие ситуации можно назвать экстремальными. Посттравматический стресс: история проблемы. Как проявляется посттравматический стресс. Как помочь людям, пережившим травматические события. Психология террора и терроризма. Этика профессиональной деятельности психолога.
Заключение (2ч.).
Обобщение основных научных и практических аспектов, которые изучались и обсуждались в контексте темы: «Психология: наука, культура, жизнь».
В комплект методического материала к программе входят:
-Преподавание психологии в школе (3-11 кл.) учебно-методическое пособие под ред. И.В.Дубровиной. М. , 2007г. .А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
- учебник «Психология» 11 класс А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
Дополнительная литература:
Я.Коломенский «Основы психологии» Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п | дата | № урока в теме | Наименование раздела, темы | Осваиваемые учебные действия (умения) и модели | Основные понятия | Домашнее задание | № к/р | примечание | ||||
Введение. | ||||||||||||
1 | 03.09 | 1 | Психология как наука | Показать значимость и необходимость психологических знаний, как важного компонента общей культуры человека. | Психологическая культура | Сообщение об ученых-психологах. | ||||||
Раздел 1. Психологическая культура как часть общей культуры (6ч.) | ||||||||||||
2 | 10.09 | 1 | Образование и культура | Представление о культуре, взаимосвязи и взаимообусловленности образования и культуры | Культура, цивилизация, культурное развитие, образование, учебный предмет | § 1, з.1 или 2 письменно §2, з.4 письменно | ||||||
3 | 17.09 | 2 | Психологическая культура | Показать роль психологии в современной духовной жизни общества | Психологическая культура, интеллигентность, гуманистические ценности. | § 3, , з.2,4,5 устно | ||||||
4 | 24.09 | 3 | Житейская психология | Показать сильные и слабые стороны, особенности житейской психологии | Житейская психология | §4.1; з. 1,2 устно; з.3 письменно | ||||||
5 | 01.10 | 4 | Научная психология | Показать отличие научной психологии от житейской | Научная психология, гипотеза | §4.2, з. 1,2 устно; з.3 письменно | ||||||
6 | 08.10 | 5 | Взаимодействие житейской и научной психологии | Раскрыть связь житейской и научной психологии их взаимное влияние и взаимное обогащение | Житейская психология, научная психология | §4.2, з.4 письменно Повторить §1-4 | ||||||
7 | 15.10 | 6 | Обобщение по теме « Психологическая культура как часть общей культуры» | 1 | ||||||||
Раздел 2. Психологическая культура личности (7ч.) | ||||||||||||
8 | 22.10 | 1 | Самопознание и познание других людей | Показать сложность процесса познания, дать представление об индивидуальных особенностях самопознания и познания других людей. | Самопознание, потребность в самопознании, источники самопознания, оценка значимых людей, социальное сравнение | Р2.§1.1-1.3, стр.78, з.2 письменно | ||||||
9 | 29.10 | 2 | Психологические знания и самопознание | Показать роль изучения научной психологии в целенаправленном познании человеком самого себя | Самопознание, психологические знания | Р2.§1.4, з.1-3 Повторить §1-1.3 | ||||||
10 | 12.11 | 3 | Проявление психологической культуры личности в его общении | Раскрыть психологический смысл «золотого правила» нравственности | общение, отношения, «золотое правило» нравственности, манипуляции | Р2.§2 стр. 86-91, з.2 письменно | ||||||
11 | 19.11 | 4 | Толерантность как показатель психологической культуры | Психологическое содержание понятия толерантность | толерантность, границы толерантности | Р2.§2 стр. 91-94, з.3 | ||||||
12 | 26.11 | 5 | Поведение в трудных ситуациях | Способы преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях | стресс, фрустрация, кризис, переживание, аутотренинг, эмоциональное напряжение | Р2.§3.1, з.1-7 | ||||||
13 | 03.12 | 6 | Жизненная стойкость | Представление о жизненной стойкости | жизненная стойкость, нравственные ценности,совесть | Р2, §3.2, з.1-2 Подготовка к к\р | ||||||
14 | 10.12 | 7 | Обобщение по теме « Психологическая культура личности» | 2 | ||||||||
Раздел 3. Психология в повседневной жизни (9 ч) | ||||||||||||
15 | 17.12 | 1 | Психология в политической, информационной, экономической, бытовой сферах жизни | Дать представление о пропаганде, познакомить с основными задачами, функциями СМИ. | пропаганда, PR-деятельность, функции СМИ, общественное мнение | Р3, § 1-1.2, з.1-2 письменно | ||||||
16 | 24.12 | 2 | Психологическая эффективность воздействия на человека средств массовой информации. | Дать представление об условиях и механизмах эффективности психологического воздействия СМИ на человека | аудитория, перцептивный барьер, методы психологического воздействия, приемы умолчания, семантическое манипулирование, конструирование мифов | Р3, §1.3-1.4.4 з. 2,4 стр155, письменно, | ||||||
17 | 14.01 | 3 | стихийные формы передачи информации | Дать представление о психологических условиях и механизмах возникновения и циркуляции слухов, как основной формы передачи стихийной информации | слухи, экспрессивность и достоверность слухов, типы слухов, циркуляция слухов | Р3, § 1.5, з.1,2-письменно | ||||||
18 | 21.01 | 4 | Реклама как способ психологического воздействия | Сформировать представление о рекламе как одной из форм манипулирования человеческим поведением. | психологическое программирование, реклама, механизмы рекламного воздействия | Р 3,§ 1.6.- 1.6.3, стр.172 з. 1 письменно | ||||||
19 | 28.01 | 5 | Психологическая эффективность воздействия рекламы на человека. Виды рекламы | Эффективность воздействия рекламы на человека в ее побуждении человека к активным действиям. | психологическая эффективность рекламы, ложь и юмор в рекламе | Р 3,§ 1.6.4- 16.6, стр.192 з. 1 письменно | ||||||
20 | 04.02 | 6 | Психологические особенности имиджа | Дать представление основным характеристикам имиджа, его функции и предназначении | имидж, репутация, образ, манипулирование, эффективность, однозначность, реалистичность, прагматичность, гибкость имиджа, эмоциональный отклик, | Р 3,§ 1.7, стр.200, з. 1 письменно,2 устно | ||||||
21 | 11.02 | 7 | Психология мошенничества | Продемонстрировать учащимся психологические механизмы обмана, научить распознавать отдельные признаки мошеннического манипулирования поведением людей | обман, мошенничество, психологические состояния, особенности характера, манипулирование | Р 3,§ 1.8-1.8.4.,стр.202 з. 2 письменно стр.228 з1 устно | ||||||
22 | 18.02 | 8 | Как избежать обмана | Познакомить с целевыми установками сект, и приемами вовлечения в секту, показать способы противостоянии обману | религиозная тоталитарная секта, вовлечение в секту, изоляция, групповые психотехники, галлюциногены, потеря индивидуальности, признаки мошенничества | Р 3,§ 1.8.5- 1.9, повторить Р3, §1-1.9, подготовка к кр | ||||||
23 | 25.02 | 9 | Обобщение по теме « Психология в повседневной жизни | 3 | ||||||||
Раздел 4. Практическая психология (10 ч) | ||||||||||||
24 | 04.03 | 1 | Что такое психологическая помощь и поддержка | Раскрыть самые общие представления о психологической помощи | психологическая проблема, психологическая помощь, психология, психиатрия, гипноз, психотерапия, предсказания | Р.4, ,§ 1- 2.1, з.15 устно повторить Р1, §1-2, | ||||||
25 | 11.03 | 2 | Медицинская и психологическая психотерапия | Дать представление о разных формах и методах психотерапевтической помощи | академическая, альтернативная, интуитивная, медицинская, психологическая психотерапия, психоанализ, психотерапевт | Р.4, ,§ 2.2, з.2 устно, сообщение об одном из представителей психологических направлений | ||||||
26 | 18.03 | 3 | Групповая психотерапия | Познакомить с методами и способами психологической помощи в групповой психотерапии | индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия, психодрамма, групповое движение, психологический тренинг, группа встреч | Р.4, ,§ 2.3, з.2 письменно, повторить Р1, § 3-4, | ||||||
27 | 01.04 | 4 | Психологическое консультирование | Познакомить с основными видами психологического консультирования | психологическое консультирование, телефон доверия, консультативная переписка | Р.4, ,§ 2.5, з.1,2 устно повторить Р2, § 1-2, | ||||||
28 | 08.04 | 5 | Профориентация и профконсультация | Показать какие задачи решаются в контексте профессионального консультирования | профессия, работа, карьера, профориентация, профессиональная консультация | Р 4, § 2.6, з.2 письменно повторить Р2 § 3 | ||||||
29 | 15.04 | 6 | Работа психолога в разных сферах общественной жизни | Показать особенности применения психологических знаний в различных областях | практическая психология | Р. 4,§ 3, з.2 письменно, сообщение: психолог в разных сферах жизни повторить Р3 § 1.1-1.4 | ||||||
30 | 22.04 | 7 | Психологическая помощь в экстремальных ситуациях | Дать представление о посттравматическом стрессовом расстройстве | посттравматическое стрессовое расстройство, экстремальная ситуация, травматическое событие | Р 4, § 4, з.1-3 устно, повторить Р3, § 1.5-1.9 | ||||||
31 | 29.04 | 8 | Психология террора и терроризма | Дать общее представление о терроризме | террор, терроризм, террорист | Р 4, § 5, з.1-2 устно, подготовиться к проведению 1 из станций маршрута безопасности | ||||||
32 | 06.05 | 9 | Маршрут безопасности | Дать представление о способах уверенного отказа, | ПАВ, ВИЧ/СПИД, интерактивная, информационная выставка. | повторить Р 4, § 1-5 | ||||||
33 | 13.05 | 10 | Обобщение по теме «практическая психология» | 4 | ||||||||
Заключение (2 ч) | ||||||||||||
34 | 20.05 | 1 | Этика профессиональной деятельности психолога | вспомнить и обобщить основные научные и практические аспекты | Р4, §6, з. 1-3 устно, заключение читать | |||||||
35 | 27.05 | 2 | Итоговое обобщение. | Подвести основные итоги изучения учебного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...