Конспект урока по психологии Игра-путешествие«В поисках времени перемен»
план-конспект урока по психологии (5 класс) на тему
(«Введение в образовательную программу «Время перемен»)
Автор: Немкова Надежда Арсентьевна.
Должность: педагог-психолог.
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новотрёминская СОШ
E-mail: tremino@yandex.ru
Класс: 5.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Форма: игра-путешествие.
Цель:пробудить интерес к предмету психологии у младших подростков через знакомство с основными направлениями по программе «Время перемен».
Задачи:
- познакомить с направлениями работы по программе «Время перемен»;
- создать условия для формирования у подростков представлений о том, что такое психика;
- создать условия для формирования навыков совместной работы;
- создать условия для самовыражения личности.
Ход урока:
Основные этапы занятия | Краткое содержание |
Организационная часть |
|
Основная часть |
|
Заключительная |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_psihologii.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по психологии
Тема занятия: Игра-путешествие«В поисках времени перемен»
(«Введение в образовательную программу «Время перемен»)
Автор: Немкова Надежда Арсентьевна.
Должность: педагог-психолог.
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новотрёминская СОШ
E-mail: tremino@yandex.ru
Класс: 5.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Форма: игра-путешествие.
Цель:пробудить интерес к предмету психологии у младших подростков через знакомство с основными направлениями по программе «Время перемен».
Задачи:
- познакомить с направлениями работы по программе «Время перемен»;
- создать условия для формирования у подростков представлений о том, что такое психика;
- создать условия для формирования навыков совместной работы;
- создать условия для самовыражения личности.
Ход урока:
Основные этапы занятия | Краткое содержание |
Организационная часть |
|
Основная часть |
|
Заключительная |
|
Ход занятия:
Содержание слайдов | Действия педагога | Действия обучающихся | Материально-техническая база |
1 слайд: | Педагог: добрый день, дорогие ребята! Позвольте представиться: я Антюфеева Екатерина Викторовна. Чтобы начать наше знакомство: напишите свои имена на этих табличках (КРУПНО и РАЗБОРЧИВО). | Пишут имена на бэйджиках. |
|
Педагог: вы учитесь в школе, у вас много уроков по самым разным предметам. Но в вашем расписании еще возможно никогда не было предмета, на котором вы смогли бы лучше узнать и понять как самого себя, так и окружающих вас людей.Это новый, очень необычный и интересный предмет ПСИХОЛОГИЯ. На наших занятиях вы будете изучать самих себя – все то, что делает вас единственными и неповторимыми. Сегодня Вы вступаете в увлекательный мир путешествия под названием «Время перемен». Педагог: как вы думаете, ребята, какие перемены имеются в виду? (ответы детей). Педагог: перерывы между уроками или изменения в жизни? Конечно, изменения в жизни. Они необходимы, потому что люди непрерывно взрослеют, а значит, меняются. | Отвечают на вопрос педагога. Отвечают на вопрос педагога. | ||
2 слайд: | Педагог: понять, наступило ли время перемен, мы сможем, взглянув на часы. Ребята, случилось непредвиденное: время перемен ещё не наступило. Нам обязательно нужно запустить механизм магических часов, иначе мы навсегда останемся в том возрасте, в котором находимся сейчас. Представляете картину: прошло 30 или 50 лет, а в вашем кабинете за партами по-прежнему сидят пятиклассники, бегают на переменах, переписываются с помощью записочек, кричат и визжат, но у них уже седые волосы и усы с бородами. По-моему, нелепая картина! Надеюсь, что убедила вас в необходимости путешествия? Педагог: нам понадобится чемодан путешественника. Туда мы будем складывать всё, что может понадобиться в пути. |
| |
3 слайд: | Педагог: нам предстоит нелёгкое дело, мы должны узнать друг друга получше, ведь, путешествуя, мы должны быть уверены в своей команде. Любое дело перестаёт быть опасным, если рядом надёжные товарищи. Предлагаю сыграть в игру «Предмет, похожий на меня». Игра закончена. Что мы положим в чемодан путешествий? Педагог: мы разные, но нужно учитывать особенности друг друга и работать вместе. | Вам предстоит выбрать определенный предмет, который одним определённым качеством будет похож на вас. И представить себя от имени этого предмета. Например: канцелярская скрепка – меня зовут Света, я выбрала этот предмет, так как люблю порядок; я Рома и выбрал батарейку, так как я очень энергичный и активный человек и т. д. Отвечают на вопрос педагога. |
|
4 слайд: | Педагог: ну что ж, мы отправляемся в путь, для того чтобы ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН наступило. Сначала мы найдём то место, в котором находятся остановившиеся ЧАСЫ. Первое странствие поможет понять каждому из вас, что мир начинается именно с него. | Знакомятся с планом работы. | |
5 слайд: | Педагог: второе путешествие мы совершим по замку. В темных зеркалах мы увидим тех, кто нас окружает, рассмотрим, кто друг, а кто кажется им. | Знакомятся с планом работы. | |
6 слайд: | Педагог: не менее увлекательным окажется третье путешествие – мы выполним задания, которые предложит нам Хозяин Времени. Разгадывать головоломки, обнаруживать скрытые ловушки – непросто, но рядом команда. Вместе вы преодолеете трудности пути. И тогда вас ждёт невероятное, фантастическое путешествие вслед за минутной стрелкой – это путешествие в собственный внутренний мир. Ваши чувства и желания станут объектом пристального изучения и наблюдения. | Знакомятся с планом работы. | |
7 слайд: | Педагог: нам предстоит долгое совместное приключение. Предлагаю принять законы, без которых нам придётся в пути трудно. Вам предлагается такое задание. Задание выполнено. Что на этот раз мы положим в чемодан путешествий? Педагог: конечно, наш свод законов. | Объединившись в группы, название групп у вас написано на бэйджиках (секунды, минуты, часы, сутки – вы заметили, что все названия имеют прямое отношение ко ВРЕМЕНИ). Каждая группа представляет свой закон, пытаясь доказать, что без него в совместном деле не обойтись. Найдите аргументы, приведите примеры. А время будут отсчитывать песочные часы. 1.Закон активности. Стремиться быть активным участником того, что происходит. 2.Закон искренности. По возможности, быть искренним, сообщать достоверные сведения. 3.Закон уважения. Всем предоставляются равные права и возможности. 4.Закон дружелюбия. Обращение друг к другу по имени. После выступления каждой из групп все голосуют за принятие каждого закона. Отвечают на вопрос педагога. |
|
8 слайд: | Педагог: двигаться нам поможет карта. Именно по ней мы будем искать дорогу в течение первого года обучения по программе «Ветер перемен». Карта необычная, поэтому нам зачастую придётся догадываться, куда идти дальше. На этом занятии наша задача только подготовить маршрут, а двигаться по нему мы будем в течение года. Если готовы, то в путь! | Просмотр презентации. |
|
8 слайд (1 щелчок): | Педагог: первый пункт назначения мы узнаем, отгадав загадку:
Педагог: Догадались? | Отгадывают загадку. | |
8 слайд (2 щелчок): | Педагог: это лабиринт. Его стены украшены бесчисленными зеркалами. Куда не посмотришь, везде ты! Не удивляйся, ведь мир начинается с тебя. Именно здесь у вас будет возможность познакомиться с самими собой поближе. Научиться видеть свои недостатки и достоинства. Волшебные зеркала помогут вам различать внутри себя и других чувства, мысли, мотивы поведения. Педагог: итак, предлагаю положить в чемодан путешествий такое качество, как САМОПОЗНАНИЕ. | Отвечают на вопрос педагога. |
|
9 слайд (один щелчок): | Педагог: обратимся к карте. Куда мы пойдём дальше? Ответ узнаем, собрав из букв слово. | Собирают слово. |
|
9 слайд (второй щелчок): | Педагог: ПЕЩЕРА. Щель в горе, может быть очень глубокой. Прекрасное убежище. Именно так: глубоко, как можно дальше от чужих глаз – люди прячут свои чувства. Давайте спустимся туда. |
| |
12 слайд | Педагог: винтовая лестница из замшелого камня ведёт вниз. Гулкое эхо провожает нас под низкими дугообразными сводами и вторит каждому шагу и каждому звуку. | ||
13 слайд | Педагог: в темном зале на полках мерцают склянки. В каждой таинственно переливается вязкое зелье. | ||
14 слайд | Педагог: вот в этих пузатых пузырьках можно найти обиду – она зеленоватая; | ||
15 слайд: | Педагог: и ярко-красную злость; | ||
16 слайд: | Педагог: а вот здесь склянки с синим спокойствием, | ||
17 слайд: | Педагог: с золотистой радостью. Педагог: покидая подземелье, мы будем уметь справляться с самыми разными эмоциями. Педагог: кто готовит эти отвары? Мы сами, когда испытываем какие-то чувства и эмоции. Хорошо, если вы умеете управлять ими. Тогда, смешивая чудесное зелье в разных пропорциях, вы будете получать яркую разноцветную жизнь. | Педагог: сейчас предлагаю каждой группе определить, какого цвета зелье в колбе (колбы нарисованы и вырезаны, в них написаны разные эмоции: зависть, любопытство, жалость, гордость. | 1.нарисованные колбы с надписями эмоций: зависть, любопытство, жалость, гордость. |
Колбы складываются в чемодан путешествий. | |||
| Педагог: следующий пункт на карте виден четко – это оружейный склад. Здесь хранится оружие, которым на протяжении многих веков люди защищались от разрушительного Стресса. Но шпаги, острые мечи и тяжелые доспехи нам не помогут. Бороться со Стрессом нужно по-другому. Присмотритесь к нему: он может быть страшным, апатичным, плаксивым! Если не бояться, то можно не только изучить его стадии, но и научиться бороться с ним. Педагог: кстати, я уверена, что у вас есть собственные рецепты, как победить стресс: представьте ситуацию: пропала ваша тетрадь для контрольных работ. Вам грозит «двойка» за решённую контрольную. Вы ужасно расстроены. Что вы предпримете: (показываешь карточки) убежишь с уроков; никому ничего не расскажешь – как-нибудь само наладится; посоветуешься с кем-то из взрослых (мамой, классным руководителем, учителем). Выбранную карточку кладём в чемодан. | Отвечают на вопросы. | 1.карточки с надписями: убежишь с уроков; никому ничего не расскажешь – как-нибудь само наладится; посоветуешься с кем-то из взрослых (мамой, классным руководителем, учителем). |
19 слайд: | Педагог: Чтобы догадаться, каков будет последний пункт нашего пути, каждая группа должна дать свой ответ. Если ответы совпадут, мы узнаем наш маршрут | Обучающиеся дают ответы с места. Гр. Секунды: Карточка – он бывает берёзовый и еловый Гр. Минуты: Карточка – У него есть синонимы: бор, роща, чаща Гр. Часы: Карточка – он бывает дремучим, в нём можно заблудится, в нём живут дикие звери, там собирают ягоды и грибы. Гр. Сутки: Карточка – в сказках его населяют лешие, Баба Яга, Морозко, Хитрая Лиса и добрый Медведь. | 1.карточки с заданиями. |
20 слайд: | Педагог: лес с величественными соснами, богатырскими дубами и красавицами-берёзками нам обязательно нужно посетить, ведь тут мы научимся вести себя уверенно. Здесь мы задержимся дольше, чем обычно. Ведь нам нужно научиться отстаивать своё мнение, узнать, что у любого человека есть права и потренироваться говорить магическое слово: «НЕТ»! Педагог: Отсюда хорошо виден замок, где хранятся часы, отсчитывающие ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН. Что хранят мощные стены? Это вы узнаете только в шестом классе… | ||
21 слайд: | Педагог: говорят, что стоит передвинуть стрелки на Часах, ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН наступит. Любой, кто это сделает, достигнет мечты, даже самой сокровенной! Чтобы ваши мечты исполнились, я позвала вас в путешествие. Давайте посмотрим, что будет помогать нам в пути, ради чего мы затеяли путешествие. Из чемодана достаются карточки и зачитываются группе. | ||
24 слайд: | Педагог: ребята, практически всё, что мы сложили в этот чемодан, имеет отношение к науке, которую мы начинаем сегодня изучать - к психологии. | ||
25 слайд: | Педагог: как выглядит чемодан путешественника? Он весь обклеен марками. Предлагаю и наш чемодан для путешествия по воображаемой стране Психологии обклеить марками. Но на них будут изображены не города. На каждой марке предлагаю написать, чем, по-вашему, занимается психология? Педагог наклеивает марки и комментирует. | Работа в группах (3 мин). |
|
26 слайд: | Педагог: термин «психология» происходит от слова «психика». Это слово переводится с греческого, как внутренний мир человека. Его невозможно потрогать руками и взвесить на весах | ||
27 слайд: | Педагог: с древних времен человек проявлял интерес к психике окружающих его людей и своей собственной. Практически все древние философы задавались вопросом, что такое душа, по-разному подходили к пониманию того, что она составляет главную сущность человеческой жизни. И сейчас в обыденной речи присутствуют такие выражения, как «болит душа», «отдохнул душой», «душевный покой» и т. д. Вопрос о том, где же находиться душа, долгое время привлекала внимание ученых. Древнегреческий врач Алкмеон утверждал, что органом психики является мозг. Аристотель же отстаивал мнение, будто главным органом психики - где обитает душа, - является сердце. Другой древнегреческий философ – Платон считал, что душа существует наряду с телом и независима от него. | ||
28 слайд: | Педагог: возможно, вы подумаете, что психология занимается несерьёзными вещами и наукой считаться не может. Это не так. Психология имеет много общего с такими серьёзными науками, как математика, биология, литература и обществознание. | Каждой группе даётся задание объяснить, в чем сходство с одной из наук? (подсказки для групп, о которых они должны догадаться самостоятельно, какая подсказка для неё: 1. психолог проводит тестирование и подсчитывает результаты; 2. психические процессы связаны со строением тела человека; 3. человек описывает поведение и чувства своих героев; 4. по законам психологии действуют группы людей, даже целые государства. |
|
29 слайд: | Педагог: Вот какую интересную и нужную науку нам предстоит изучать. Напомню: мы в течение года будем двигаться по карте, которую расшифровали сегодня. Я точно знаю, карта поможет нам отыскать огромные сокровища, но не в виде драгоценностей в обычном понимании. Педагог: ну что ж, ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН обязательно наступит! Возможно, кто-то из вас скажет, что не верит в сказки… Не спорю, но твёрдо знаю: если вы будете дружить с миром психологии и познавать себя и других – то превращения с вами произойдут вполне реальные. А законы, которые мы сегодня приняли, помогут не только на занятии. Если вы будете использовать их в жизни, то время позитивных перемен будет с вами! | Отвечают на вопросы: Обсуждение: 1. Как вы думаете, ребята из группы Секунды, обладателями каких сокровищ вы станете, когда путешествие к замку закончится? 2. А теперь отвечает группа Минуты: Почему эти умения можно назвать сокровищами? 3. Группа Часы попытается выразить общее мнение и ответить на вопрос: Что помогало сегодня в работе. А что мешало? 4. А теперь слово группе Сутки: почему необходимо заниматься психологией? Возникло ли у вас такое желание? | |
Педагог: я благодарю вас за работу и прошу, чтобы вы, уходя, приклеили стикер на песочные часы. Если вам сегодняшнее занятие понравилось, вы узнали что-то новое, вам было интересно выполнять задания, то воспользуйтесь стикером красного цвета. Если же было некомфортно, скучно, то приклейте голубой стикер. Успехов! До свидания! | Рефлеския. |
|
Технические средства обучения: проектор, экран.
Оборудование: кабинет со стульями, стоящими в кругу.
Материалы:
- песочные часы,
- 15 разнообразных предметов,
- фломастеры,
- стикеры двух цветов к упражнению «Марки»,
- чемодан.
Методическое обеспечение:
- презентация на тему: «В поисках времени перемен»,
- бэйджики с названием групп и строчкой для имени,
- табличка на чемодан с надписью «Чемодан путешественника»,
- табличка с надписью «Команда»,
- карточки с законами по группам (рабочие листы),
- карточки с заданиями по группам («Загадки»),
- табличка с надписью «Самопознание»,
- нарисованные колбы с надписями эмоций: зависть, любопытство, жалость, гордость,
- карточки с надписями: убежишь с уроков; никому ничего не расскажешь – как-нибудь само наладится; посоветуешься с кем-то из взрослых (мамой, классным руководителем, учителем).
- карточки с надписями наук: математика, биология, литература, обществознание,
- плакат для рефлексии «Песочные часы».
Список литературы:
- А. Грецов Тренинг общения для подростков, Москва, 2006 г.
- Л.Г. Федоренко Психология для школьников, СПб., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по развитию речи "В гостях у времен года".
Конспект урока по развитию речи и ознакомления с окружающим миром: " В гостях у времен года". Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в природе, ознакомить детей с пословицами и поговорками о вре...
Конспект урока с презентацией "Решение линейных уравнений с одной переменной"
Данная презентация может быть использована для повторения и обобщения материала по теме "Решение линейных уравнений с одной переменной". Приводятся различные формы работы класса: индивидуальная, групп...
Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,
Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....
план - конспект урока по теме"Решение систем уравнений с двумя переменными второй степени."
план- конспект урока по теме "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными." 1 урок по заданной теме. Учатся решать системы , состоящие из одного линейного уравнения и одного уравнения ...
Конспект урока « Фауст» - величайшее творение Гете. Проблема поиска истины и смысла жизни. «Вечные образы» в произведении.
Открытый урок c презентацией и приложеиями...
Конспект урока литературы "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"«Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы» (урок 1).
В данной разработке представлен анализ повести "Княжна Мери" (первый урок) с применением проблемной технологии....