Фестиваль педагогических идей
план-конспект по психологии на тему
Фестиваль педагогических идей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
festival_ped.idey_.urok_po_psihologii_v_4.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по психологии в 4-ых классов.
Цель: Развитие наблюдательности, доверия, понимания, уважения и сотрудничества.
Задача:
- Установление эмоционально-позитивного контакта.
- Ориентировка детей в правилах и нормах поведения в группе.
- Знакомство детей культурой другого народа-сказки, подвижные игры.
- Помочь детям суметь увидеть и признать не только отличия между людьми и их культурами, но и общее в них.
Тема: Развивающие народные игры и сказки.
Ход занятия.
- Разминка.
Приветствие. Игра: «Настроение – цвет». (Учитель предлагает детям закончить фразу «Если бы твое настроение было цветом, то каким?». Дети по кругу отвечают).
- Работа по теме.
Пазл из русской народной сказки: « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». (Дети разделяются на группы, собирают пазл и должны отгадать картинку . Русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого).
Учитель: «Скажите: Дети каких национальностей учатся в нашей школе?»
Ответы детей. На доску вывешивается картинки национальностей, в которых учатся.
(Учитель читает отрывок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», который переделанный на современный лад. На этом отрывке Аленушка продолжает необычное путешествие в поисках своего брата Иванушки).
Фрагмент к занятию.
Туман стал рассеиваться, и девочка увидела, что стоит среди леса, на полянке. Лес этот почти сказочный - деревья невысокие, сплетаются друг с другом кронами. А растут деревья на каменистой почве. Посмотрела девочка внимательнее- стоит она в горном лесу. Узенькая каменистая тропинка приветливо белеет у самых её ног. Бодрым шагом пошла Аленушка, по тропинке и скоро оказалась у аала, расположившейся у подножия горы. Юрты аккуратные, во дворе каждого-загон для скота. Рядом с юрт лежат ягнята. Около одного из юрт, ребятишки играли какую-то игру. Пригляделась Аленушка - очень похоже на русскую национадьную игру с костями. Алена научилась играть в «кости» прошлым летом, когда ездила на летние каникулы к бабушке Оле в деревню, недалеко от города Рязани.(расположен между рекой Волги и Ока. В центре Восточно-Европейской равнины).
После прочтения обсуждение сказки.
Кто угадает, какую игру играли дети? (подсказка – тувинская игра «Кажык»).
Есть ли сходство в народных играх других народов?
- А давайте сыграть в одну из народных игр?
Например: У русских: «Шапка-невидимка», а у казахов «Балтам тап», у тувинцев «Чинчи чажырары, или Чинчи-Шуру».
Держа руки за спиной, играющие становятся плечом к плечу по кругу. У одного из них в руках «шапка-невидимка», «чинчи-шуру». Водящий - в середине круга.
По сигналу участники игры начинают передавать за спиной шапку друг другу, стараясь делать это так, чтобы водящий не знал, у кого она находится.
Водящий ходит по кругу и зорко следит за движениями играющих. Время от времени он останавливается и, указывая на одного из игроков, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому обращается водящий, должен сейчас же вытянуть руки вперед.
Если при этом шапка окажется у игрока, он сменяет водящего.
В минуту опасности нельзя бросать шапку на пол. Нарушивший это правило выходит из игры.
Любой участник игры, когда к нему попадет шапка, может надеть ее себе на голову, если только водящий не обращает на него внимания или находится не очень близко.
Секунду покрасовавшись в шапке, надо снять ее и пустить по кругу.
Если водящий запятнает, когда шапка на голове, придется уступить ему свое место, а самому водить.
Продолжение сказки: Рассказала Аленушка свою историю и попросила помощи у ребят. Дети ответили, что никакого незнакомого мальчика в их деревне нет, но можно спросить взрослых.
- К тому же ты устала, голодна. А в нашем аале очень любят принимать гостей. Пойдем, отдохнешь с дороги.
Так Аленушка оказалась в юрте, вежливо поздоровалась с хозяином и хозяйкой. Взрослые так же ничего не знали о брате девочки. Но сказали, что обязательно помогут. А для начала предложили всем вместе покушать.
Угощение было очень вкусным. Алена думала о том, какие вокруг добрые, приветливые люди. А когда хозяйка, устроив девочку на ночлег, начала рассказывать сказку.
Золотая птичка.
Жили-были старик со старухой. Однажды пошёл старик в лес за дровами. Облюбовал он себе высокое дерево и только взмахнул топором, вдруг из дупла выскочила золотая птичка.
—- Не руби, старик, моё дерево,— заговорила птичка человечьим голосом. Удивился старик, чуть топор на землю не выронил.
Взмолилась птичка и пообещала выполнить всё, что только он захочет.
Согласился старик и говорит:
— Натаскай к моей юрте дров.
— Ладно, старик, будут тебе дрова. Вернулся старик в свою юрту с пустыми руками.
— Почему вернулся без дров, лентяй? — спросила его старуха.
Рассказал старик про золотую птичку.
На другой день старик со старухой увидели, что вокруг старой юрты навалено много дров. Удивился старик, заткнул топор за пояс и снова отправился в лес. Подошёл он к высокому дереву и ударил топором. Выскочила из дупла золотая птичка и спрашивает:
— Чего тебе нужно, старик?
— Поставь мне белую юрту,— сказал старик.
— Ладно, старик, будет тебе белая юрта,—ответила птичка и спряталась в дупло.
Вернулся старик домой.
На другой день проснулись старик со старухой в большой белой юрте.
Снова отправился старик в лес. Стукнул он по высокому дереву, выскочила золотая птичка и спрашивает:
— Чего тебе нужно, старик?
— Хочу, чтобы у меня белый скот был! — сказал старик.
— Ладно, старик, будет тебе белый скот,— ответила золотая птичка и спряталась в дупло.
Вернулся старик в юрту.
На другой день проснулись старик со старухой и увидели вокруг юрты огромное стадо белого скота.
Стали старик со старухой считать. Весь день скот считали, а сосчитать не могли.
Спрашивает старик у старухи:
— Чего бы нам ещё выпросить у золотой птички?
— Не жадничай, старик,— ответила старуха.— Всего у нас вдоволь, хватит на нашу жизнь.
— Эх ты, старая! От счастья своего отказываешься. Хочу быть ханом — слугам приказывать, а ты должна быть ханшей.
— Опомнись, старик, выбрось эти глупости из головы,—говорит ему жена.
Не послушал её старик и поспешил в лес. Стукнул топором по высокому дереву — нет птички. Ударил он посильнее, но и на этот раз не показалась золотая птичка. В третий раз изо всех сил ударил старик по дереву, чуть не срубил его совсем и стал кликать птичку. Но всё было напрасно. Рассердился старик, повалил дерево, обшарил дупло, но птички там не нашёл.
Вернулся старик и рассказал жене, как было дело. Долго ругала старуха жадного мужа.
Наступило утро. Проснулись старики, глядь — а у них прежняя дырявая чёрная юрта.
Уже засыпая, девочка подумала, что эта тувинская сказка очень напоминает ей какую-то русскую сказку. Название почти всплывало в памяти, но окутавший её тихий сон был таким красивым и спокойным, что название растворилось, словно туман, и девочка поплыла по волнам сна. «Завтра вспомню», - подумала Алена.
Учитель: - Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она вызывала?
- Вспомните, пожалуйста, другие сказки, где происходят подобные события?
- Поступки главных героев похожи?
- Можно ли сказать, что многие сказки похожи?
«Чивы, чивы, чивычок… (русская народная сказка)»
Жил-был старик со старухой. Жили они бедно и дошли до того — не стало у них ни дров, ни лучины.
Старуха посылает старика:
Поезжай в лес, наруби дров. —
Старик собрался. Приехал в лес, выбрал дерево — и тяп-тяп по нему топором.
Вдруг из дерева выскакивает птичка и спрашивает:
Чивы, чивы, чивычок, чего надо, старичок? —
Да вот старухе надобно дров да лучины. —
Поди домой, у тебя много и дров и лучины. —
Послушался старик — не стал рубить дерево. Приезжает домой — у него полон двор и дров и лучины. Рассказал он старухе про птичку, а старуха ему говорит:
У нас изба-то худа — поди-ка, старик, опять в лес, не поправит ли птичка нашу избу. —
Старик послушался. Приезжает в лес, нашел это дерево, взял топор и давай рубить.
Опять выскакивает птичка:
Чивы, чивы, чивычок, чего надо, старичок? —
Да вот, птичка, у меня больно изба-то плоха, не поправишь ли ты? —
Иди домой, у тебя изба новая, всего вдоволь. —
Воротился старик домой и не узнаёт: стоит на его дворе изба новая, словно чаша полная, хлеба — вдоволь, а коров, лошадей, овец и не пересчитаешь.
Пожили они некоторое время, приелось старухе богатое житье, говорит она старику:
У нас всего довольно, да мы крестьяне, нас никто не уважает. Поди-ка, старик, попроси птичку — не сделает ли она тебя чиновником, а меня — чиновницей. —
Старик взял топор. Приезжает в лес, нашел это дерево и начинает рубить. Выскакивает птичка:
Чивы, чивы, чивычок, чего надо, старичок? —
Да вот, родима птичка, нельзя ли меня сделать чиновником, а мою старуху — чиновницей? —
Иди домой, будешь ты чиновником, а старуха твоя — чиновницей. —
Воротился он домой. Едет по деревне — все шапки снимают, все его боятся. Двор полон слуг, старуха его разодета, как барыня.
Пожили они небольшое время, захотелось старухе большего.
Велико ли дело — чиновник! Царь захочет — и тебя и меня под арест посадит. Поди, старик, к птичке, попроси — не сделает ли тебя царем, а меня — царицей. —
Делать нечего. Старик опять взял топор, поехал в лес и начинает рубить это дерево. Выскакивает птичка:
Чивы, чивы, чивычок, чего надо, старичок? —
Да вот чего, матушка родима птичка: сделаешь ли ты меня царем, а старуху мою — царицей? —
Ступай домой, будешь ты царем, старуха твоя — царицей. —
Приезжает он домой, а за ним уж послы приехали: царь де помер, тебя на его место выбрали.
Не много пришлось старику со старухой поцарствовать — показалось старухе мало быть царицей:
Велико ли дело — царь! Бог захочет — смерть пошлет, и зароют тебя в сырую землю. Ступай, старик, к птичке да проси — не сделает ли она нас богами... —
Взял старик топор, пошел к дереву и хочет рубить его под корень. Выскакивает птичка:
Чивы, чивы, чивычок, чего надо, старичок? —
Сделай милость, птичка, сотвори меня богом. —
Ладно, ступай домой — будешь ты быком, а старуха твоя — свиньей. —
Старик тут же обратился быком. Приходит домой и видит — стала его старуха свиньей.
- А сейчас предлагаю провести игру «Надувная кукла».
Ведущий играет роль «насоса»: он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться». Дети распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и, в конце в концов, встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий «выдергивает затычку» у «куклы», и игроки с шипением ( «ш-ш-ш!») расслабляются и постепенно опускаются на корточки.
И в конце игра «Настроение - цвет».
На этом наше занятие заканчивается! Спасибо за совместную работу! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль педагогических идей "Шаг к успеху"
Данный фестивальможет проводится в рамках методического объединения. Такая форма необходима для профессионального роста учителя, для развития коммуникатиной компетенции учителя, д...
Выступление на фестивале педагогических идей. Школьный семинар - это форма учебного процесса.
Школьный семинар - это форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение учащимися определённой темы, учебной проблемы под руководством учителя. В современной школе общеприня...
Летний фестиваль педагогических идей в Одессе
Компания Панасоник Россия приглашает педагогов, руководителей образовательных учреждений принять участие в фестивале педагогических идей Ideas for education 2013, который пройдет в Одессе с 7 по...
Сценарий торжественного открытия фестиваля педагогических идей и находок «Шаг к успеху»
Сценарий разработан для проведения торжественного открытия фестиваля педагогических работников....
Выступление на "Фестивале педагогических идей"
На фестивале всегда есть какие-то идеи, которые можно подхватить и работать с ними дальше. Синквейн помогает не только обобщить изученный материал по теме, но и поможет ученикам "полюбить" работу со ...
Диплом и сертификат, удостоверяющий факт публикации в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"
Конспект открытых интегрированных уроков по теме "Что за прелесть эти сказки!"...
Урок биологии по теме"Вирусы"10 класс. Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2013-2014год.
Разработка урока по теме "Вирусы"Создана технологическая карта урока.Приведён дополнительный материал для использования при подготовке к экзаменам....