ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по психологии на тему
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plotskaya_e.docx | 39.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Плоцкая Е.Л., педагог-психолог ГБОУ СОШ №122, г. Санкт-Петербург
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Целью исследования явился поиск путей развития креативности ребенка в начальном звене общеобразовательной школы для улучшения самочувствия, активности, настроения младшего школьника, оздоровления его организма, гармонизации с окружающей средой.
В исследовании были полставлены следующие задачи:
1. Разработать программу экспериментального исследования самочувствия, активности и настроения младшего школьника.
2. Подобрать методики для проведения экспериментального исследования.
3. Провести экспериментальное исследование с помощью подобранных методик .
4. Количественная и качественная обработка полученных данных.
5. Выявление количественных и качественных изменений полученных данных на начало и конец исследования под действием введенного фактора – системы занятий по развитию креативности младшего школьника.
Для проведения экспериментального исследования была взята группа детей в количестве 25 человек, обучающихся во 2-ом классе средней общеобразовательной школы № 122 Центрального района.
Программа проведения экспериментальной части нашей работы предусматривала три главных этапа: 1) констатирующий; 2) формирующий (проведение системы занятий по развитию креативности учащихся); 3) контрольный. Для проведения исследования на первом этапе были подобраны следующие диагностические методики:
1. Методика САН для измерения самочувствия, активности, настроения.
2. Тест «Цветопись» А,Н, Лутошкина для оценки эмоционального состояния младших школьников.
3. Проективная методика «Несуществующее животное».
На втором этапе работы проведены занятия по развитию креативности младших школьников. На заключительном этапе работы по завершении занятий был полностью повторен первый этап диагностики. Это позволило нам получить сопоставимый материал о творческом развитии каждого ребенка и провести сравнительный анализ результатов по классному коллективу в целом.
1. Методика САН
Цель: Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.
Описание методики:
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния.
Инструкция: «Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы , состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».
ОБРАБОТКА ДАННЫХ:
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и под-считывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0—5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.
ТИПОВАЯ КАРТА МЕТОДИКИ САН | ||
Фамилия, инициалы_____________________ Пол__ Возраст____ Дата___________ Время______ | ||
1. Самочувствие хорошее | 3 2 10 12 3 | Самочувствие плохое |
2. Чувствую себя сильным | 3 2 10 12 3 | Чувствую себя слабым |
3. Пассивный | 3 2 10 12 3 | Активный |
4. Малоподвижный | 3 2 10 12 3 | Подвижный |
5, Веселый | 3 2 10 12 3 | Грустный |
6. Хорошее настроение | 3 2 10 12 3 | Плохое настроение |
7. Работоспособный | 3 2 10 12 3 | Разбитый |
8. Полный сил | 3 2 10 12 3 | Обессиленный |
9. Медлительный | 3 2 10 12 3 | Быстрый |
10. Бездеятельный | 3 2 10 12 3 | Деятельный |
11. Счастливый | 3 2 10 12 3 | Несчастный |
12. Жизнерадостный | 3 2 10 12 3 | Мрачный |
13. Напряженный | 3 2 10 12 3 | Расслабленный |
14. Здоровый | 3 2 10 12 3 | Больной |
15. Безучастный | 3 2 10 12 3 | Увлеченный |
16. Равнодушный | 3 2 10 12 3 | Взволнованный |
17. Восторженны | 3 2 10 12 3 | Унылый |
18. Радостный | 3 2 10 12 3 | Печальный |
19. Отдохнувший | 3 2 10 12 3 | Усталый |
20. Свежий | 3 2 10 12 3 | Изнуренный |
21. Сонливый | 3 2 10 12 3 | Возбужденный |
22.Желание отдохнуть | 3 2 10 12 3 | Желание работать |
23. Спокойный | 3 2 10 12 3 | Озабоченный |
24. Оптимистичный | 3 2 10 12 3 | Пессимистичный |
25. Выносливый | 3 2 10 12 3 | Утомляемый |
26. Бодрый | 3 2 10 12 3 | Вялый |
27.Соображать трудно | 3 2 10 12 3 | Соображать легко |
28. Рассеянный | 3 2 10 12 3 | Внимательный |
29.Полный надежд | 3 2 10 12 3 | Разочарованный |
30. Довольный | 3 2 10 12 3 | Недовольный |
2. Тест «Цветопись» А,Н, Лутошкина для оценки эмоционального состояния младших школьников.
Для оценки эмоционального состояния младших школьников как реакция на учебную нагрузку или на микросоциальное окружение хорошо зарекомендовал себя метод «цветописи Лутошкина». В основе этого метода -прослеженная учёными зависимость между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определённой гаммы цветового спектра. Так, восторженное, праздничное, радостное настроение дети выражают выбором красного, оранжевого, жёлтого цветов; спокойное -зелёным; грустное - синим; пасмурное - фиолетовым или коричневым цветами; подавленное (самое плохое) выбором чёрного цвета.
Прежде чем приступить к проведению исследования, необходимо выполнить два условия:
1. Заготовить таблицу с вертикальным расположением 7 различных
цветов в таком порядке:
красный,
оранжевый,
жёлтый,
зелёный,
синий,
фиолетовый или коричневый,
чёрный.
2. Определить цель исследования.
Если педагог стремится оценить влияние на эмоциональное состояние детей определённого педагогического воздействия (отдельного урока, всего учебного дня, досугового мероприятия и др.), то он должен проводить исследование до и после воздействия этого фактора.
Если целью является оценка эмоционального отношения учащихся к особенностям их семейной жизни, к успехам в школе, к своему месту в классном коллективе, к учителю и т.д., то достаточно проводить одно исследование, но на заданную тему (например, нарисуйте свою семью, школу или учителя и т.д.). В этом случае целесообразно проводить исследование на уроке рисования.
Порядок исследования. Приступая к исследованию, учитель предлагает детям достать цветные карандаши и чистый лист бумаги. Просит их подписать свои листы. Затем вывешивает на доску заранее заготовленную цветовую таблицу и предлагает детям внимательно ознакомиться с тем набором цветов, который на ней изображён. После этого задаёт им вопрос: «Можно ли с помощью цветов этой таблицы оценить своё настроение»
Далее педагог опрашивает нескольких детей, предлагая каждому из них назвать соответствующий его настроению цвет. Убедившись в том, что они не повторяют ответы друг друга, а выбирают цвет, соответствующий своим индивидуальным ощущениям, даёт команду учащимся класса: «Оцените цветом своё настроение». Для этого школьникам предлагается нарисовать любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник) и раскрасить её соответствующим настроению цветом.
То же самое исследование повторяется после урока, досугового мероприятия, в конце учебного дня и т.д., соответственно проставленной задаче.
После каждого исследования следует рассчитать процент детей, выразивших своё настроение цветами радостного спектра (красный + оранжевый + жёлтый), грустного спектра (синий + фиолетовый или коричневый) и отдельно зелёного и чёрного цветов, приняв за 100% общее число наблюдаемых школьников.
О влиянии оцениваемого фактора на эмоциональное состояние школьников следует судить по изменению процентного распределения радостного, грустного спектров и чёрного цвета у детей во втором исследовании относительно их распределения при первом исследовании. Зелёный цвет отождествляют со спокойным, уравновешенным состоянием, и эта его особенность несёт свою цветовую информацию об эмоциональном состоянии детей и его изменении при различного рода воздействиях на учащихся.
При использовании метода «цветописи Лутошкина» для достижения второй указанной цели технология проведения исследования сохраняется до команды учителя: «Оцените цветом своё настроение». Вместо этой команды коллективу учащихся предлагается выполнить одно из таких заданий: «Нарисуйте свою семью», «Нарисуйте школу», «Нарисуйте учителя» и т.п., в зависимости в зависимости от поставленной задачи. После исследования производят те же расчёты, что и в первом случае. Дети с проблемами в предложенной теме будут изображать субъекта (объект) своей проблемы совсем в иной, более сумрачной цветовой гамме, чем остальные школьники класса.
3. Методика « Несуществующее животное»
Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант):
«Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.
В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.
Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).
Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п.
Интерпретация.
Конечно методика «Несуществующее животное» позволяет выявить целую гамму возможных психологических проявлений, но в соответствии с нашей темой при интерпретации рисунков большое внимание мы уделяем графическим проявлениям негативных эмоциональных переживаний, настроений или агрессии.
Агрессивность.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн.
Симптомокомплекс агрессивности теста"Несуществующее животное".
Симптомо-комплекс | Симптом Агрессия | Балл |
1. | Сильная, уверенная линия рисунка | 0,1 |
2. | Неаккуратность рисунка | 0,1 |
3. | Большое количество острых углов | 0,1,2 |
4. | Верхнее размещение углов | 0,1 |
5. | Крупное изображение | 0,1,2 |
6. | Голова обращена вправо или анфас | 0,1 |
7. | Хвост поднят вверх, пышный | 0,1 |
8. | Угрожающее выражение | 0,1 |
9. | Угрожающая поза | 0,1 |
10. | Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) | 0,1,2 |
11. | Хищник | 0,1 |
12. | Вожак или одинокий | 0,1 |
13. | При нападении "дерется насмерть"', или "всех убивает", дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.) | 0,1 |
14. | Ночное животное | 0,1 |
15. | Другие признаки | 0,1 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В начале работы необходимо было установить доверительные отношения с детьми, сформировать определенный уровень заинтересованности детей в проводимых занятиях, снять эмоциональное напряжение. У учеников 2-го класса уже есть определенный опыт общения с учителем и другими взрослыми, в отношении с которыми они вынуждены подчиняться требованиям и установленным правилам, при этом сдерживая проявления своих чувств. Задача взаимодействия с учениками заключалась в том, чтобы показать, что возможен другой стиль взаимоотношений со взрослым, в котором каждому предоставляется право реализовать себя, раскрыть свои ощущения, чувства, фантазии.
При работе с классом учитывался разный темп деятельности, разная концентрация внимания, разные личностные особенности учеников. В построении взаимоотношений с младшими школьниками большое значение имела эмоциональная включенность педагога, позитивное оценивание, включение в занятия игр, упражнений, двигательных физкультминуток.
Таким образом, необходимо создание особых условий, способствующих креативному процессу: отсутствие критики, полное принятие, эмоциональная поддержка, эмоциональное включение.
- Методика САН ( самочувствие, активность, настроение).
Целью данной методики было определение самочувствия, активности и настроения младших школьников.
Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было
представить в форме таблицы.
Таблица 1. Среднее арифметическое значение самочувствия, активности, настроения младших школьников.
В начале исследования | В конце исследования | |
Самочувствие | 5,79 | 6,06 |
Активность | 5,75 | 5,83 |
Настроение | 5,63 | 5,85 |
При сравнении данных, виден значительный рост показателей самочувствия, активности и настроения младших школьников на конец исследования.
Диаграмма 1. Сравнение средних арифметических значений самочувствия, активности, настроения младших школьников.
Таблица 2. Уровень самочувствия младших школьников
Уровни | В начале исследования | В конце исследования | ||
Кол-во детей | %-ое соотношение | Кол-во детей | %-ое соотношение | |
I высокий | 15 | 60 | 20 | 80 |
II средний | 8 | 32 | 3 | 12 |
III низкий | 2 | 8 | 2 | 8 |
На конец исследования на высоком уровне было самочувствие у 80% второклассников ( по сравнению с 60% на начало исследования).
Таблица 3.Уровень настроения младших школьников
Уровни | В начале исследования | В конце исследования | ||
Кол-во детей | %-ое соотношение | Кол-во детей | %-ое соотношение | |
I высокий | 15 | 60 | 19 | 76 |
II средний | 8 | 32 | 5 | 20 |
III низкий | 2 | 8 | 1 | 4 |
На конец исследования на высоком уровне было настроение у 76% второклассников
( по сравнению с 60% на начало исследования).
2.Методика «Цветопись» А.Н.Лутошкина.
Цель методики: оценка эмоционального состояния (настроения) младших школьников.
Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было
представить в форме таблицы.
Таблица 4. Эмоциональное состояние младших школьников
Цвет спектра | Хар-ка эмоционального состояния | В начале исследования | В конце исследования | ||
Число выборов | %-ое соотношение | Число выборов | %-ое соотношение | ||
Красный Оранжевый Желтый | Радостное Восторженное Праздничное | 8 | 32 | 16 | 64 |
Зеленый | Спокойное | 3 | 12 | 1 | 4 |
Синий | Грустное | 4 | 16 | 8 | 32 |
Коричневый Фиолетовый | Пасмурное | 7 | 28 | - | - |
Черный | Подавленное | 3 | 12 | - | - |
Всего выборов | 25 | 100 | 25 | 100 |
3.Методика «Несуществующее животное»
Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было
представить в форме таблицы.
Таблица 5. Среднее значение оценки признаков агрессивности по методике
В начале исследования | В конце исследования | |
Среднее значение (в баллах) | 6,6 | 5,9 |
Согласно полученным в ходе обследования результатам большинство Большинство детей (66,6%) выполнили методику на первом уровне: изображенные ими животные не имели подчеркнутых признаков агрессивности или имели незначительное количество признаков агрессивности на рисунке, но это было обусловлено спецификой изображенного на рисунке животного.
Некоторые из животных, изображенных детьми имели очень узкий круг друзей или они вообще отсутствовали. Животные, изображенные детьми, с признаками агрессивности часто живут в одиночестве (в пещерах, под водой, высоко в горах) где они прячутся от сильных врагов, они плотоядны, добывают пищу, охотясь на других более мелких животных.
Гипотеза, что занятия по развитию творческих способностей младших школьников способствуют улучшению их самочувствия, активности и настроения, подтвердилась в результате проведенной опытно-экспериментальной работы.
По результатам исследования можно сделать вывод, что развитие
креативности младших школьников в процессе обучения может быть
успешным, если соблюдать следующие условия:
1) создание эмоционально благополучной атмосферы в классе;
2) гарантия свободы и самостоятельности в творческой деятельности ребенка;
3) специальная работа, проводимая педагогом по развитию творческих
способностей младших школьников с постепенным усложнением заданий (разработка серий творческих заданий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа - "Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки"
Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности, личностного смысла позволяет закладывать основания для развития личности в целом, ее самораскрытия, само...
. «Нетрадиционные приемы работы для развития ручной умелости младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями в развитии"
Статья в сборнике в рамках научно-практической конфеенции с международным участием "Я в мир удивительный этот пришел"...
Выступление "Различные способы повышения эффективности работы по развитию речи глухих младших школьников"
Умение полноценно общаться - одна из главных целей развития глухих школьников. Основная задача развития речи в начальных классах - научить глухих школьников излагать свои мыс...
Эффективные приемы работы для развития устной речи младших школьников на уроках английского языка
Эффективные приемы и способы организации этапов урока для развития речи обучающихся в начальной школе...
Отзыв на статью "Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников"
Шаханина Л. И., Федорищева Е. В., Рыжкова О. В., Чепиженко З. И. Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников // Научно-методический электронный журна...
Специфика коррекционной работы по развитию у глухих младших школьников неречевого слуха и техники речи в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Статья посвящена анализу традиционных методов обучения речи детей с нарушенным слухом и обосноания современных научно-методических основ реабилитации. Представлены планируемые результаты обучения и во...
работа учителя "Развитие музыкального восприятия младших школьников."
Описание работы пеедагога...