Методическая разработка занятия для учащихся по развитию толертного сознания
методическая разработка по психологии (5, 6 класс) на тему

Занятие содержит в себе различные психологические игры и упражнения, позволяющие

 воспитать чувство терпимости;  развить способности к сотрудничеству, умения договориться; стимулировать гуманные чувства и положительные эмоции у детей; а также развить коммуникативные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

                         

                         Занятие для учащихся средней школы.

                          По теме: «Мы разные, но мы вместе».

 

Цель: развитие толерантного сознания.

Задачи: - воспитание чувства терпимости;

               - развитие способности к сотрудничеству, умений договориться;

               - стимулирование гуманных чувств и положительных эмоций у детей;

               - развитие коммуникативных способностей.

Приветствие всех собравшихся. Введение в тему занятия.

                                      Упражнение «Домино».

В центр круга выходит первый участник. Он говорит о себе, используя противоположности. Например,

- о том, что он любит, и что не любит;

- о том, что ему очень нравится, а  что – нет;

- о том, чем он увлекается, а к какому занятию равнодушен…

 Причем, одна рука играющего отвечает за позитивный настрой, другая – за негатив. Например, «Я очень люблю пить с друзьями чай (в сторону отводится правая рука) и не люблю, когда гости опаздывают к столу (в сторону раскрывается левая рука)».

Ведущий спрашивает: «Есть среди нас ребята, которые о себе могли бы сказать также? Если есть, то возьмитесь за ту руку, которая об этом заявила». Выходящий   из группы ребенок берется за руку, а вторую руку протягивает в сторону, приглашая к себе кого-то из ребят  со словами: «А я люблю, есть мороженое». Игра продолжается до тех пор, пока все участники не встанут в цепочку. Ведущий обращает внимание детей на то, что хотя интересы у всех разные, мы оказались вместе, взявшись за руки.

                                    Упражнение «Приветствие».

 Ведущий заранее подготавливает листочки, на которых написано, как приветствуют люди друг друга в разных странах (на каждом – по одному приветствию). Участники по очереди  должны это показать, а группа отгадывает. Если возникают затруднения, ведущий помогает, дает краткую справку.

Примеры приветствий:

  1. Россия. Крепко обняться и три раза поцеловаться.
  2. Германия. Встать близко друг к другу и крепко пожать руки.
  3. Франция. 4 раза приложиться к щечке.
  4. Аборигены. Потереться носами.
  5. Восточные народы. Сложить руки определенным образом и поклониться.
  6. Помахать рукой.
  7. В «Ералаше» дети приветствуют друг друга ударом портфеля по голове.

                                   Упражнение «Культурный словарь».

Показать, нарисовать и объяснить слова, которые связаны с понятием «толерантность».

Например :

  1. Ненависть
  2. Равенство
  3. Расизм
  4. Кавказцы
  5. Предрассудок
  6. Беженцы
  7. Русские

 Приём « Обнаружение противоречий».

             На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак – монада, в котором воплощена древняя восточная теория о двух силах «Инь» и «Янь».  « Инь» -  это темная, земная, пассивная, женская сила.  «Янь» -  светлая, небесная, активная, мужская сила. Вся вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих начал.

 Значения, открывающиеся при осмыслении монады, позволяют использовать этот знак, более чем какой – либо другой, для формирования толерантного сознания учащихся.

           

  В мире нет силы без слабости,  юга  без севера, дня  без ночи, мужчины без женщины, жизни без смерти… Можно предложить продолжить этот ряд.

              В человеке, как частичке этого безграничного мира, также  уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость.… Вновь этот ряд может завершить любой из вас.

              При перечислении пар антонимов  следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады. Обтекаемость формы монады  и цветовой  рисунок внутри неё говорят о тенденции к изменению, неустойчивости, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество.

- Сегодня  я люблю, а завтра ненавижу;

- в школе я пассивен, а на улице – активен;

- вчера я был здоров, а сегодня – болен;

-в прошлом году мне нравилась математика, а в этом биология;

- с другом я добр, а с предателем…  

Можно предложить  привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Всё течет, всё меняется. И в жизненных различных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.

                      Упражнение №1 «Камушек в ботинке»

             У каждого человека имеется своё  уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Можно предложить ребятам походить  с камушками в ботинках и почувствовать, как это?  А, затем поразмыслить и найти  в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение  №2 «Жемчужина в раковине».

              Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях.

Предлагается отыскать в себе, то, что является вашим  наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

                           Обсуждение.

На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей – только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинственен и многогранен. И счастлив то, кто сумеет отыскать,  как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний  мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.

Упражнение №3 «Нарисуй свою монаду»

              Ведущий   просит всех участников разукрасить свою  монаду, состоящую из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на чёрные и белые, хорошие и плохие, мужские и женские.

Когда рисунки готовы, их раскладывают на общий стол. Ребята их рассматривают и приходят к выводу, насколько они разные и в тоже время их что- то объединяет, они и похожи тоже.

 Далее обсуждение.

              Заключительное упражнение «Толерантный комплимент».

 Класс разделить на 3 группы. Работа в этих минигруппах. Время работы 5 минут.

   Приколите лист бумаги на спину каждому ученику. Каждый берет ручку или фломастер и в течение 5 минут напишет что-нибудь позитивное у каждого на спине. Все надписи должны быть добрыми или комплиментарными. Например:

- Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг.

- Мне нравится, как ты смеешься и шутишь.

- Ты здорово помогаешь другим людям.

- Ты миролюбивый человек.

   По окончании пусть все снимут листы с надписями и прочитают, что там написано. Можно посоветовать ученикам, сохранить эти листы, чтобы перечитать их всякий раз, когда они сомневаются в себе, а можно прикрепить их на «Доску толерантности», но в любом случае отметить, какие качества упоминаются чаще всего – они есть самые необходимые для благополучия всех учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: "Физическая культура"

Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников формируются жизненно важные умения и на...

Методическая разработка Тема: «Музыкально-певческое развитие учащихся на уроках музыки и занятиях хорового кружка»

Цели:Активизировать живой интерес школьников к музыке через творческие приемы;Способствовать усвоению нового музыкального материала через связь с жизнью детей, с окружающим миром, с событи...

Методическая разработка межпредметной контрольной работы "Отражение общественного сознания в языке и стиле "Жития протопопа Аввакума"

В контрольной работе предложен ряд заданий, направленных на проверку знаний учащихся по эпохе церковного раскола XVII в. Работа также позволит учащимся усовершенствовать свои навыки и обеспечит более ...

Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....

Методическая разработка урока чтения и развития речи для учащихся 6 классов (школа VIII вида)

Данная методическая разработка предназначенна для учащихся воспитанников 6 классов...

Методическая разработка на тему «О развитии технических навыков учащихся по классу баяна в ДМШ и ДШИ: значение, навыки и методы развития»

Слово техника является материальной стороной исполнительского искусства, важнейшим средством передачи художественного содержания произведения. В узком смысле технику можно определить как предельную то...