Первый раз в первый класс
методическая разработка по психологии на тему
Материал содержит рекомендации для родителей о том, как лучше организовать день первоклассника, чтобы учение было в радость для всех членов семьи, и в первую очередь для ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervyy_raz_v_1kl.doc | 353.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Первый раз в первый класс…
Действительно, второго раза не будет. Школа или станет «вторым домом» для вашего ребенка на ближайшие 11 лет, или не станет. А зависит это во многом от того, насколько дошколенок подготовлен к таким серьезным переменам, как начало школьной жизни.
Мамы и папы будущих первоклассников, вы уже решили, в какую школу пойдет ваш ребенок? А может быть, уже приглядели школьную форму и принадлежности? Все готово? А как насчет ребенка?
Современная действительность ставит перед родителями будущих первоклашек ряд очень непростых задач, начинать решать которые приходится еще задолго до радостного первого сентября.
Да, безусловно, современным детям процесс адаптации к школьной жизни должен даваться проще. Ведь ребенок посещает подготовительные курсы, занятия на которых построены подобно школьным урокам. Кроме того, дошколенок иногда проходит вступительные испытания, цель которых оценить возможности ребенка с учетом специфики школы и подобрать для него наиболее подходящий по уровню развития коллектив. С будущим школьником занимаются специалисты: педагоги, логопеды, психологи.
Но даже самые квалифицированные и заинтересованные люди не смогут помочь ребенку так, как способны помочь родители. Ведь только вы знаете своего ребенка с момента рождения, только вам известны все его увлечения, только вам он доверяет полностью, вам знакомы все его сильные и слабые стороны и, наконец, только вы заинтересованы в его успехах больше всех.
Мы постараемся привести конкретные рекомендации, которые могут быть полезны родителям дошколят. Конечно, они не новы и воплощать их все нет никакой необходимости, но надеемся, что вы сможете найти что-то полезное для своего ребенка.
Когда до 1 сентября еще далеко
Начинаем с …себя
Родители будущего первоклассника, как это не странно тоже нуждаются в подготовке «к школе».
- Самое очевидное – с переходом вашего дошколенка к школьной жизни значительно изменится и его режим дня. Поэтому родителям желательно обдумать заранее, как это скажется на каждом из членов семьи. Необходимо решить, где и с кем будет находиться ребенок после школы. Возможно, у вас возникнет необходимость научить ребенка пользоваться бытовой техникой, открывать замки, готовить себе нехитрый обед и, наконец, соблюдать «правила техники безопасности». Вам будет гораздо спокойнее, если подготовку к самостоятельному пребыванию первоклассника дома вы закончите еще до 1 сентября. Продумайте все возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, чтобы ему не пришлось в сложные первые школьные дни испытывать дополнительный стресс от начала «самостоятельной» жизни дома в течение нескольких часов.
- Родителям нужно быть готовыми к тому, что у ребенка могут возникнуть сложности. Каждый родитель в глубине души надеется, что его ребенок будет успешным учеником, лидером. И первые же неуспехи, которые, к сожалению, бывают у всех детей, очень сильно разочаровывают родителей, которые не всегда могут скрыть обманутые иллюзии, сильно подрывая самооценку первоклассника.
- С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. И свой новый социальный статус ваш ребенок примется демонстрировать незамедлительно и прежде всего, дома вам. Ваша терпеливая и понимающая позиция в этот период очень важна. Кроме того, надо быть готовым к тому, что к вашему ребенку и окружающие будут относиться иначе, более требовательно.
- Не пожалейте времени и проведите домашнее «родительское собрание» БЕЗ участи ребенка. Обсудите все вопросы, связанные с предстоящим появлением в вашей семье школьника, поделитесь ожиданиями, выслушайте других членов семьи.
На что стоит обратить внимание
Физическое состояние ребенка
- Если ваш ребенок имеет хронические заболевания или проблемы со здоровьем, то заняться их устранением и профилактикой здоровья будущего первоклассника лучше заранее. С началом учебного года физическая и психологическая нагрузка на ребенка возрастет и это может неблагоприятно отразиться на его самочувствии.
- Специалисты рекомендуют помимо обязательного обследования ребенка посетить окулиста, если у ребенка есть наследственная предрасположенность к развитию заболеваний глаз или у него уже наблюдается снижение зрения. Посещение хирурга очень желательно тем дошколятам, у которых есть проблемы с осанкой и предрасположенность к развитию сколиоза.
- Также родителям стоит обратить внимание на мелкую моторику руки, про которую упрямо твердят все специалисты по развитию малышей. С началом учебы ребенку придется овладевать навыками письма, а это потребует от него значительных усилий, и чем лучше развита моторика руки, тем этот навык будет даваться проще.
Рисование, лепка, вышивание, пришивание пуговиц, нанизывание бусин, вырезание и составление аппликаций – все эти занятия будут очень полезны для развития ручек вашего дошколенка, а совместные занятия с родителями будут еще и очень приятны, тем более, что 6 - летнего ребенка, в отличие от малыша, не так-то просто увлечь.
Ребенку (да и родителям тоже) перед началом учебного года не помешает отдых, смена обстановки. Очень хорошо, если семье удастся организовать себе каникулы, которые закончатся за недельку до 1 сентября.
Режим дня
Если ваш ребенок посещал детский сад, то режим подъема и отхода ко сну для него не будет новым, если же нет, то родителям стоит позаботиться заранее о том, чтобы ранний подъем не послужил для ребенка дополнительным стрессогенным фактором.
До начала учебы начинайте укладывать ребенка спать в определенное время. Конечно, будить ребенка летом каждый день в 7 утра без необходимости слишком жестокое испытание, но проследить за тем, во сколько ваш ребенок просыпается, и постараться приблизить это время к 8 - 9 часам утра возможно. Это значительно облегчит жизнь с началом учебного года.
Режим дня ребенка изменится и во второй половине дня. Ребенку необходимо будет выделить время для домашних занятий.
Если родители смогут организовать небольшое (20-25 минут) время для занятий за несколько месяцев до начала учебы и регулярно посвящать этим занятиям время, то выполнение домашних заданий станет уже привычным делом для школьника. Это время можно посвящать занятиям на развитие памяти и внимания, мелкой моторики, чтению, счету. Получите двойную пользу.
Уверенность в себе
Немаловажно, чтобы ребенок не испытывал чувства неуверенности в незнакомой обстановке.
Удостоверьтесь, что ваш ребенок наизусть твердо знает свои фамилию имя и отчество, дату рождения, адрес.
Доверьте будущему школьнику возможность самому сделать заказ в кафе или совершить мелкую покупку. Этот опыт общения с незнакомыми взрослыми будет ему полезен.
Подпитывайте его веру в себя словами одобрения, поддержки.
Мотивация
На вопрос «Хочешь ли ты в школу?» большинство дошколят ответят «Да!». Но, к сожалению, уже после недели обучения у значительной части первоклассников ответ на тот же вопрос меняется на «Нет!».
Почему же это происходит? Чаще всего из-за того, что школа не оправдывает ожиданий детей.
Для вашего дошколенка школа представляется как некий идеальный образ, сложившийся на основе собственных впечатлений от занятий на подготовительных курсах, просмотра кинофильмов и мультфильмов, рассказов взрослых и даже мечтаний.
Как же узнать чего ребенок ждет от учебы в школе? Как сделать так, чтобы его не ждало разочарование?
Один из способов – говорить со своим ребенком.
Расскажите о своей школьной жизни и о своем первом классе, поделитесь с ребенком собственными впечатлениями и воспоминаниями. Расскажите интересные истории из своего школьного прошлого, про своих друзей - одноклассников. Устройте семейный вечер воспоминаний с просмотром фотографий вашей школьной поры. Удовольствие и пользу получит не только ваш будущий первоклассник, но и вы сами. Это, к тому же, повод постепенно приучать ребенка рассказывать о школьных делах, делиться впечатлениями (а ведь этого мы, родители, так ждем от своих детей!).
Настраивайте ребенка на успех в учебе, не пугайте неудачами.
Старайтесь не употреблять фраз типа «Как же ты будешь учиться, если даже этого не можешь», «Если ты так будешь и в школе работать, двойку получишь» и т.п.
Расскажите о собственных школьных успехах, но не перегибайте палку. Не сообщайте ребенку что его мама (папа) были круглыми отличниками (особенно если это не совсем правда). Расскажите и о сложностях, которые у вас возникали в школе и о том, как вы их успешно преодолели.
Не забудьте донести до ребенка мысль, что главная цель походов в школу -вовсе не использование новых красивых школьных принадлежностей, не только поиск новых друзей, а учеба, приобретение знаний. И это его работа на ближайшее будущее. Работа увлекательная и очень нужная. Ведь без учебы невозможно стать профессионалом ни в одной области, а ведь ваш малыш так желает стать врачом (банкиром, программистом, ученым актрисой).
Внимание и память
Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от развития памяти и внимания ребенка. К счастью, память и внимание поддаются тренировке. Когда речь идет о старших дошкольниках, то наилучший способ развития их памяти и совершенствования внимания – игра. Конечно, специально организованная взрослым игра. Сам ребенок заниматься своим развитием в этом возрасте еще не в состоянии.
Ведущий тип памяти дошколенка – непроизвольная память, т.е. ребенок запоминает без особых усилий то и только то, что для него интересно или произвело впечатление. То, что заучивается без усилий путем многократных повторений (так дети учат стихи).
Объем внимания очень невелик – ребенок в состоянии удерживать внимание одновременно на 2-3 объектах (у взрослого от 4 до 7).
Для развития памяти и внимания разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребенком. Но существуют полезные игры, применять которые можно без специальной подготовки и в которых дети с удовольствием принимают участие.
Например, дети с большим интересом играют на прогулке в такие игры:
- Считаем легковые машины (любые объекты на выбор родителей).
- Запоминаем номер автомобиля (игра сводится к тому, что ребенок и родитель (родители) запоминают номер оговоренного авто, через 10 минут производится контроль и определяется победитель. Время от начала игры до конца постепенно увеличивается).
- Запоминаем дорогу (с последующим воспроизведением того, мимо чего проходит путь).
- Точно по такому же принципу можно считать или запоминать что угодно: количество женщин и мужчин среди прохожих, количество людей к одежде определенного цвета….
Поход в магазин – хороший повод потренироваться. Назовите ребенку список из 4-5 предметов, которые необходимо купить и предоставьте возможность собрать их в корзину, постепенно увеличивая сложность задачи.
Очень хороший способ тренировать память – заучивание стихов. Самостоятельно заучивать стихи и тем более делать это регулярно 6-7- летний ребенок не в состоянии. Но способен с помощью и при непосредственном участии родителей. Приз в соревновании тому, кто быстрее запомнит и утром точнее воспроизведет стихотворные строчки – хороший стимул. Не забывайте иногда проигрывать малышу.
В домашних условиях очень полезны для развития памяти и внимания могут быть следующие игры:
- «Найди парные картинки». Цель игры – собрать все пары за минимальное количество оборотов. Картинки кладутся рубашкой вверх. Каждый играющий имеет право за один ход открыть 2 картинки, если они не составляют пару, то картинки переворачиваются, ход переходит к следующему игроку, игра продолжается. Перевернувший картинки, составляющие пару продолжает игру до тех пор, пока не ошибется. Набор карточек к подобной игре можно приобрести в магазине.
- «Чего не хватает?». Водящий раскладывает 10 предметов(или картинок) и дает участнику посмотреть на них в течение минуты, затем из 10 предметов 1 прячется. Задача игрока назвать исчезнувший предмет. По мере увеличения успешности количество предметов увеличивается. Начинать можно и с меньшего количества, в зависимости от успешности ребенка.
- Пазлы и головоломки, предназначенные для детей возраста 6-7 лет.
- Любые настольные игры, подобранные соответственно возрасту ребенка.
Родителям важно помнить, что ребенок будет с интересом играть во все эти игры только в случае, если будет чувствовать себя равноправным участником процесса.
Надеемся, что вы нашли для себя что-то интересное и полезное.
Желаем вам и вашему ребенку успешного начала обучения и прекрасного незабываемого 1 сентября, когда ваш Малыш пойдет первый раз в первый класс и станет Школьником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Первый раз в первый класс"
Буклет для дня "Открытых дверей" для родителей будущих первоклассников...
Рекомендации для родителей: "Первый раз в первый класс"
Адаптация первоклассников...
Сценарий праздника "Первый раз в первый класс"
Данное занятие целесообразно проводить при первой встрече с первоклассниками. Оно направлено на формирование положительной мотивации к обучению в школе. Предложенные задания позволяют позн...
Первый раз , в первый класс
Что нужно знать и уметь будущему первокласснику...
Первый раз в первый класс
Рекомендации родителям первоклассников по адаптации к новым школьным условиям....
"Первый раз в первый класс!!!" 1 сентября
Презентация...