Первый раз в первый класс
методическая разработка по психологии на тему

Зименкова Ольга Викторовна

Материал содержит рекомендации для родителей о том, как лучше организовать день первоклассника, чтобы учение было в радость для всех членов семьи, и в первую очередь для ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervyy_raz_v_1kl.doc353.5 КБ

Предварительный просмотр:

Первый раз в первый класс…

Действительно, второго раза не будет. Школа или станет «вторым домом» для вашего ребенка на ближайшие 11 лет, или не станет. А зависит это во многом от того, насколько дошколенок подготовлен к таким серьезным переменам, как начало школьной жизни.

Мамы и папы будущих первоклассников, вы уже решили, в какую школу пойдет ваш ребенок? А может быть, уже приглядели школьную форму и принадлежности? Все готово? А как насчет ребенка?

Современная действительность ставит перед родителями будущих первоклашек ряд очень непростых задач, начинать решать которые приходится еще задолго до радостного первого сентября.

Да, безусловно, современным детям процесс адаптации к школьной жизни должен даваться проще. Ведь ребенок посещает подготовительные курсы, занятия на которых построены подобно школьным урокам. Кроме того, дошколенок иногда проходит вступительные испытания, цель которых оценить возможности ребенка с учетом специфики школы и подобрать для него наиболее подходящий по уровню развития коллектив. С будущим школьником занимаются специалисты: педагоги, логопеды,  психологи.

Но даже самые квалифицированные и заинтересованные люди не смогут помочь ребенку так, как способны помочь родители. Ведь только вы знаете своего ребенка с момента рождения, только вам известны все его увлечения, только вам он доверяет полностью, вам знакомы все его сильные и слабые стороны и, наконец, только вы заинтересованы в его успехах больше всех.

Мы  постараемся привести конкретные рекомендации, которые могут быть полезны родителям дошколят. Конечно, они не новы и воплощать их все нет никакой необходимости, но надеемся, что вы сможете найти что-то полезное для своего ребенка.

Когда до 1 сентября еще далеко

Начинаем с …себя

Родители будущего первоклассника, как это не странно тоже нуждаются в подготовке «к школе».

  1. Самое очевидное – с переходом вашего дошколенка к школьной жизни значительно изменится и его режим дня. Поэтому родителям желательно обдумать заранее, как это скажется на каждом из членов семьи. Необходимо решить, где и с кем будет находиться ребенок после школы. Возможно, у вас возникнет необходимость научить ребенка пользоваться бытовой техникой, открывать замки, готовить себе нехитрый обед и, наконец, соблюдать «правила техники безопасности». Вам будет гораздо спокойнее, если подготовку к самостоятельному пребыванию первоклассника дома вы закончите еще до 1 сентября. Продумайте все возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, чтобы ему не пришлось в сложные первые школьные дни испытывать дополнительный стресс от начала «самостоятельной» жизни дома в течение нескольких часов.
  2. Родителям нужно быть готовыми к тому, что у ребенка могут возникнуть сложности. Каждый родитель в глубине души надеется, что его ребенок будет успешным учеником, лидером. И первые же неуспехи, которые, к сожалению, бывают у всех детей, очень сильно разочаровывают родителей, которые не всегда могут скрыть обманутые иллюзии, сильно подрывая самооценку первоклассника. 
  3. С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. И свой новый социальный статус ваш ребенок примется демонстрировать незамедлительно и прежде всего, дома вам. Ваша терпеливая и понимающая позиция в этот период очень важна. Кроме того, надо быть готовым к тому, что к вашему ребенку и окружающие будут относиться иначе, более требовательно.
  4. Не пожалейте времени и проведите домашнее «родительское собрание» БЕЗ участи ребенка. Обсудите все вопросы, связанные с предстоящим появлением в вашей семье школьника, поделитесь ожиданиями, выслушайте других членов семьи.

На что стоит обратить внимание

Физическое состояние ребенка

  1. Если ваш ребенок имеет хронические заболевания или проблемы со здоровьем, то заняться их устранением и профилактикой здоровья будущего первоклассника лучше заранее. С началом учебного года физическая и психологическая нагрузка на ребенка возрастет и это может неблагоприятно отразиться на его самочувствии.
  2. Специалисты рекомендуют помимо обязательного обследования ребенка посетить окулиста, если у ребенка есть наследственная предрасположенность к развитию заболеваний глаз или у него уже наблюдается снижение зрения. Посещение хирурга очень желательно тем дошколятам, у которых есть проблемы с осанкой и предрасположенность к развитию сколиоза.
  3. Также родителям стоит обратить внимание на мелкую моторику руки, про которую упрямо твердят все специалисты по развитию малышей. С началом учебы ребенку придется овладевать навыками письма, а это потребует от него значительных усилий, и чем лучше развита моторика руки, тем этот навык будет даваться проще.

Рисование, лепка, вышивание, пришивание пуговиц, нанизывание бусин, вырезание и составление аппликаций – все эти занятия будут очень полезны для развития ручек вашего дошколенка, а совместные занятия с родителями  будут еще и очень приятны, тем более, что 6 - летнего ребенка, в отличие от малыша, не так-то просто увлечь.

Ребенку (да и родителям тоже) перед началом учебного года не помешает отдых, смена обстановки. Очень хорошо, если семье удастся организовать себе каникулы, которые закончатся за недельку до 1 сентября.

Режим дня

Если ваш ребенок посещал детский сад, то режим подъема и отхода ко сну для него не  будет новым, если же нет, то родителям стоит позаботиться заранее о том, чтобы ранний подъем не послужил для ребенка дополнительным стрессогенным фактором.

До начала учебы начинайте укладывать ребенка спать в определенное время. Конечно, будить ребенка летом каждый день в 7 утра без необходимости слишком жестокое испытание, но проследить за тем, во сколько ваш ребенок просыпается, и постараться приблизить это время к 8 - 9 часам утра возможно. Это значительно облегчит жизнь с началом учебного года.

Режим дня ребенка изменится  и во второй половине дня. Ребенку необходимо будет выделить время для домашних занятий.

Если родители смогут организовать небольшое (20-25 минут) время для занятий за несколько месяцев до начала учебы и регулярно посвящать этим занятиям время, то выполнение домашних заданий станет уже привычным делом для школьника. Это время можно посвящать занятиям на развитие памяти и внимания, мелкой моторики, чтению, счету. Получите двойную пользу.

Уверенность в себе

Немаловажно, чтобы ребенок не испытывал чувства неуверенности в незнакомой обстановке.

Удостоверьтесь, что ваш ребенок наизусть твердо знает свои фамилию имя и отчество, дату рождения, адрес.

Доверьте будущему школьнику возможность самому сделать заказ в кафе или совершить мелкую покупку. Этот опыт общения с незнакомыми взрослыми будет ему полезен.

Подпитывайте его веру в себя словами одобрения, поддержки.

Мотивация

На вопрос «Хочешь ли ты в школу?» большинство дошколят ответят «Да!». Но, к сожалению, уже после недели обучения у значительной части первоклассников ответ на тот же вопрос меняется на «Нет!».

Почему же это происходит? Чаще всего из-за того, что школа не оправдывает ожиданий детей.

Для вашего дошколенка школа представляется как некий идеальный образ, сложившийся на основе собственных впечатлений от занятий на подготовительных курсах, просмотра кинофильмов и мультфильмов, рассказов взрослых и  даже мечтаний.

Как же узнать чего ребенок ждет от учебы в школе? Как сделать так, чтобы его не ждало разочарование?

Один из  способов – говорить со своим ребенком.

Расскажите о своей школьной жизни и о своем первом классе, поделитесь с ребенком собственными впечатлениями и воспоминаниями. Расскажите интересные истории из своего школьного прошлого, про своих друзей - одноклассников. Устройте семейный вечер воспоминаний с просмотром фотографий вашей школьной поры. Удовольствие и пользу получит не только ваш будущий первоклассник, но и вы сами. Это, к тому же, повод постепенно приучать ребенка рассказывать о школьных делах, делиться впечатлениями (а ведь этого мы, родители, так ждем от своих детей!).

Настраивайте ребенка на успех в учебе, не пугайте неудачами.

Старайтесь не употреблять фраз типа «Как же ты будешь учиться, если даже этого не можешь», «Если ты так будешь и в школе работать, двойку получишь» и т.п.

Расскажите о собственных школьных успехах, но не перегибайте палку. Не сообщайте ребенку что его мама (папа) были круглыми отличниками (особенно если это не совсем правда). Расскажите и о сложностях, которые у вас возникали в школе и о том, как вы их успешно преодолели.

Не забудьте донести до ребенка мысль, что главная цель походов в школу -вовсе не использование новых красивых школьных принадлежностей, не только поиск новых друзей, а учеба, приобретение знаний. И это его работа на ближайшее будущее. Работа увлекательная и очень нужная. Ведь без учебы невозможно стать профессионалом ни в одной области, а ведь ваш малыш так желает стать врачом (банкиром, программистом, ученым актрисой).

Внимание и память

Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от развития памяти и внимания ребенка. К счастью,  память и внимание поддаются тренировке. Когда речь идет о старших дошкольниках, то наилучший способ развития их памяти и совершенствования внимания – игра. Конечно, специально организованная взрослым игра. Сам ребенок заниматься своим развитием в этом возрасте еще не в состоянии.

Ведущий тип памяти дошколенка – непроизвольная память, т.е. ребенок запоминает без особых усилий то и только то, что для него интересно или произвело впечатление. То, что заучивается без усилий путем многократных повторений (так дети учат стихи).

Объем внимания очень невелик – ребенок в состоянии удерживать внимание одновременно на 2-3 объектах (у взрослого от 4 до 7).

Для развития памяти и внимания разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребенком. Но существуют полезные игры, применять которые можно без специальной подготовки и в которых дети с удовольствием принимают участие.

Например, дети с большим интересом играют на прогулке в такие игры:

  1. Считаем легковые машины (любые объекты на выбор родителей).
  2. Запоминаем номер автомобиля (игра сводится к тому, что ребенок и родитель (родители) запоминают номер оговоренного авто, через 10 минут производится контроль и определяется победитель. Время от начала игры до конца постепенно увеличивается).
  3. Запоминаем дорогу (с последующим воспроизведением того, мимо чего проходит путь).
  4. Точно по такому же принципу можно считать или запоминать что угодно: количество женщин и мужчин среди прохожих, количество людей к одежде определенного цвета….

Поход в магазин – хороший повод потренироваться. Назовите ребенку список из 4-5 предметов, которые необходимо купить и предоставьте возможность собрать их в корзину, постепенно увеличивая сложность задачи.

Очень хороший способ тренировать память – заучивание стихов. Самостоятельно заучивать стихи и тем более делать это регулярно 6-7- летний ребенок не в состоянии. Но способен с помощью и при непосредственном участии родителей. Приз в соревновании тому, кто быстрее запомнит и утром точнее воспроизведет стихотворные строчки – хороший стимул. Не забывайте иногда проигрывать малышу.

В домашних условиях очень полезны для развития памяти и внимания могут быть следующие игры:

  1. «Найди парные картинки». Цель игры – собрать все пары за минимальное количество оборотов. Картинки кладутся рубашкой вверх. Каждый играющий имеет право за один ход открыть 2 картинки, если они не составляют пару, то картинки переворачиваются, ход переходит к следующему игроку, игра продолжается. Перевернувший картинки, составляющие пару продолжает игру до тех пор, пока не ошибется. Набор карточек к подобной игре можно приобрести в магазине. 
  2. «Чего не хватает?». Водящий раскладывает 10 предметов(или картинок) и дает участнику посмотреть на них в течение минуты, затем из 10 предметов 1 прячется. Задача игрока назвать исчезнувший предмет. По мере увеличения успешности количество предметов увеличивается. Начинать можно и с меньшего количества, в зависимости от успешности ребенка. 
  3. Пазлы и головоломки, предназначенные для детей возраста 6-7 лет.
  4. Любые настольные игры, подобранные соответственно возрасту ребенка.

Родителям важно помнить, что ребенок будет с интересом играть во все эти игры только в случае, если будет чувствовать себя равноправным участником процесса.

Надеемся, что вы нашли для себя что-то интересное и полезное.

Желаем вам и вашему ребенку успешного начала обучения и прекрасного незабываемого 1 сентября, когда ваш Малыш пойдет первый раз в первый класс и станет Школьником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Первый раз в первый класс"

Буклет для дня "Открытых дверей" для родителей будущих первоклассников...

Сценарий праздника "Первый раз в первый класс"

Данное занятие целесообразно проводить при первой встрече с первоклассниками.  Оно направлено на формирование положительной мотивации к обучению в школе. Предложенные задания позволяют позн...

Первый раз , в первый класс

Что нужно знать и уметь будущему первокласснику...

Первый раз в первый класс

Рекомендации родителям первоклассников по адаптации к новым школьным условиям....