Психолого-педагогическая коррекция дезадаптивных форм поведения детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Аристова Юлия Юрьевна

Дезадаптивное поведение – это социально–неприемлемые формы поведения, которые препятствуют включению человека в общество и могут привести к возникновению трудностей в учебной деятельности и социальной дезадаптации. Дети с подобной проблематикой нуждаются в коррекционной помощи, так как не могут самостоятельно справиться с данными трудностями.

Для коррекции дезадаптивного поведения эффективны методы прикладного анализа поведения (далее АВА), которые способствуют уменьшению или устранению дезадаптивного поведения и формированию социально – приемлемого поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая коррекция дезадаптивных форм поведения детей с ограниченными возможностями здоровья

          Одной из часто встречающихся и остро дающих о себе знать трудностей, с которыми сталкиваются государственные образовательные организации - это с нарушениями  поведения со стороны учащихся и повышенная агрессией, которые приводят к развитию дезадаптивных форм поведения.

Дезадаптивное поведение – это социально–неприемлемые формы поведения, которые препятствуют включению человека в общество и могут привести к возникновению трудностей в учебной деятельности и социальной дезадаптации. Дети с подобной проблематикой нуждаются в коррекционной помощи, так как не могут самостоятельно справиться с данными трудностями.

Для коррекции дезадаптивного поведения эффективны методы прикладного анализа поведения (далее АВА), которые способствуют уменьшению или устранению дезадаптивного поведения и формированию социально – приемлемого поведения.

АВА–терапия – интенсивное обучающее вмешательство, которое основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и формирует технологии изменения этих факторов, чтобы изменить поведение человека. Это научно-прикладная дисциплина, изучающая, каким образом можно обучать людей любого возраста социальному поведению, чтобы улучшить качество их жизни. Поведение, которого хочется добиться, может быть любым, например от формирования привычки собирать портфель до уменьшения опозданий на урок. В основе всех этих методик лежат базовые принципы поведения.

На данный момент школы часто выбирают меры вмешательства, основываясь исключительно на внешних проявлениях поведения или форме поведения. Так, если ученик часто выкрикивает без разрешения на уроке, то педагог выбирает меры вмешательства не учитывающие функцию или причину возникновения нежелательного поведения. Подходы, работающие с одним ребёнком, не обязательно будут оказывать влияние на сходное поведение другого ребёнка.

По мнению авторов Дайен А. Крон, Линис С. Хонен, Роберт Х. Хорнер функциональный подход к проблемам поведения предполагает принятия сотрудниками школы следующих принципов:

  1. Поведение человека функционально.
  2. Поведение человека предсказуемо.
  3. Поведение человека изменяемо.

Поведение человека функционально.

Любое поведение формируется по одним и тем же законам и выполняет одну из четырёх функций: получить желаемое, избежать нежелаемого, привлечь внимание, получить сенсорную стимуляцию (поведение, связанное с внутренними факторами: вызвать приятное ощущение или уменьшить неприятное, к примеру, боль).

Поведение человека предсказуемо

Окружающие люди провоцируют или неосознанно поддерживают проблемное поведение.

Поведение человека изменяемо

Понимание функций, антецедентов (стимулы, которые запускают проблемное поведение) и последствий проблемного поведения помогает определить и составить план оптимальных мер вмешательства.

       Необходимо помнить, что коррекция проблемного поведения начинается с «рабочего определения» поведения, т.е. описываем дезадаптивное поведение,  которое взрослые (педагог или родитель)  считают нежелательным. Для этого необходимо провести несколько системных наблюдений за данным поведением. При работе с поведением необходимо учитывать следующее:

- Что предшествует поведению и как оно заканчивается?

- Сколько поведение длится?

- Как часто оно возникает?

- Насколько интенсивно дезадаптивное поведение?

Поведение должно быть описано так, чтобы его мог представить себе и узнать любой человек, даже тот, который никогда не видел ребёнка.

Проводя оценку поведения, необходимо заполнить специальную форму «АВС», где А – предшествующие ему обстоятельства, В – поведение, С – последствия, т.е. события, которые произошли сразу после поведения. Бланк заполняется каждый раз, когда у ребёнка отмечается проблемное поведение.

Форма АВС

Имя ребёнка__________________

Проблемное поведение__________________

Дата

Что произошло перед тем, как возникло поведение?

Что конкретно сделал ребенок?

Сколько времени продолжалось поведение?

Что произошло сразу после того, как ребенок начал поведение?

Что произошло сразу после того, как ребенок закончил поведение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно выяснить, присуща ли проблемному поведению повторяемость. Например, появляется ли оно только в определённом месте или в определённый момент времени или, быть может, следует за некой деятельностью (событием).

Необходимо внимательно наблюдать за ребёнком. Это поможет выявить едва уловимые особенности поведения, свидетельствующие о том, что вскоре возникнет проблемное поведение. Используя предупредительные сигналы, можно воспрепятствовать нежелательному поведению, например, занять ребёнка другой деятельностью, научить его сообщать о своих потребностях (например, с помощью обмена картинками) и т.д.

Большую роль также играет среда, которая окружает ребёнка. Даже несущественные изменения в обстановке (например, переход от одного класса в другой, смена деятельности и т.д.) подчас ведут к значимым изменениям поведения.

Также необходимо убедиться, что такое поведение не является ответной реакцией на боль, плохое самочувствие или сенсорную перегрузку. 

           Следующим шагом является составление предположительной гипотезы о функции проблемного поведения. Выделяют 4 функции дезадаптивного поведения:

-получение желаемого,

-избегание,

-привлечение внимания,

- аутостимуляция.

Педагоги и специалисты при формулировании гипотезы, решают, достаточно ли проведённой ими оценки проблемного поведения или необходима дополнительная информация. Если гипотеза не вызывает сомнений, тогда разрабатываются стратегия для ослабления проблемного поведения и усиления (подкрепления)  желаемого поведения.

Существует три способа достижения этих целей:

  1. Сделать проблемное поведение неактуальным. Уменьшить или устранить необходимость в этом поведении.
  2. Сделать проблемное поведение ненужным. Предложить ребёнку или группе детей замещающее поведение, имеющее ту же функцию, что и социально - приемлемое поведение.
  3. Сделать проблемное поведение неэффективным. Не позволять группе детей или ребенку получать желаемое посредством проблемного поведения.

Например, если цель нежелательного поведения привлечение внимания, нужно постараться игнорировать такое поведение. То есть, нежелательное поведение игнорируется, а когда ребёнок демонстрирует желательное поведение необходимо хвалить и подкреплять его.

По коррекции нарушений поведения рекомендуется включать несколько аспектов:

-предотвращение дезадаптивного поведения;

-обучению альтернативному поведению;

- подкрепление желательного или альтернативного поведения;

- уменьшение подкрепления дезадаптивного поведения;

- обеспечение безопасности (по мере необходимости).

Выбор стратегии по коррекции дезадаптивного поведения требует тщательного рассмотрения всей ситуации в целом, включая окружающую среду, а также подробный анализ, когда, где и почему наблюдается нежелательное поведение.

 

Литература:

Фред. Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер «Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей.

А. Козорез, А. Беспалова, М. Гончаренко «Ресурсный класс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированная коррекция письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

У детей с ограниченными возможностями здоровья имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Однако наиболее распространенными являются нарушения письменной речи....

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Особенности нравственного поведения детей с ОВЗ, этапы формирования нравственного вопедения у детей с ОВЗ....

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

Профилактика нарушений поведения детей с ограниченными возможностями здоровья

Среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью), очень много детей с нарушением поведения и главная задача школы  профилактика нарушений поведения. ...

Проектная деятельность, как одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Значение проектной деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств»

В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой. В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «...

«Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство обеспечения доступного качественного дополнительного образования»

В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, их социальная адаптация - один из приоритетных вопросов не только для российского образования, но и для общ...