Уроки психологии в школе
статья по психологии на тему
В материале рассматривается роль уроков психологии в школе, акцентируется внимание на актуальности данного вопроса в контексте современных тенденций образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_psihologii_v_shkole.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки психологии в школе
Лариса Константиновна Мороз, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования» в г. Серпухове
В настоящее время психология начинает занимать все более заметное место в общей культуре страны. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни – политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны и т.д. Все провозглашаемые в настоящее время ценности - гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность и пр.- основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности. Необходимость психологического образования со школьных лет вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечая интересам, как всего современного общества, так и каждого из его граждан. Школьное психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность своих выпускников, но и развитие их психологической культуры, которой сегодня так не достает нашему обществу. Вопрос о преподавании психологии в школе не нов. Уже в 17 веке русские просветители подчеркивали важность для молодого человека таких знаний, которые дают ему возможность познать самого себя. В 1899г. в журнале «Вопросы философии и психологии была опубликована статья профессора Боборыкина о введении психологии в школьное обучение. В 1906 г. психология была введена в общеобразовательный школьный курс. Правда, просуществовала она не долго, и уже в 1909г. психологию исключили из числа школьных учебных предметов в связи с непроработанностью методического курса и отсутствием специально подготовленных преподавателей. С 1947 по 1958 основы психологии в старших классах изучало по учебнику замечательного ученого Б.М. Теплова. Ученые утверждали, что психология необходима как предмет общего образования, т.к. она формирует целостное мировоззрение ребенка - учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми и самим собой. «Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений, камней, то отчего же в такой же мере не необходимо для них знание внутреннего мира. Отчего научное знание того, что такое память, внимание, воображение, аффекты, не столько же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений»- подчеркивал Г.И. Челпанов. Дети и сейчас имеют слабые знания о психике человека, весьма туманно представляют себе содержание внутреннего мира своего и других людей. Слова о «богатстве внутреннего мира» воспринимаются ими как красивая метафора, не имеющая отношения ни к ним самим, ни к окружающим их людям. Отдельные развивающие занятия, тренинги, которые проводят с детьми школьные психологи, разжигают интерес, но не дают представления о психологии как науке. Поступая на факультеты математические, биологические, филологические, географические, химические, юридические, исторические и пр., молодые люди имеют представление об основах наук, которые им предстоит изучать, и о той практике, которая с этими науками связана. Но не студенты психологического факультета. Они начинают с нуля.
А ведь знания психологии нужны каждому молодому человеку, какую бы профессию он не выбрал - врача, учителя, продавца, милиционера, банкира и пр. Чем глубже ученик осознает самого себя, тем более четкими становятся у него представления о своем дальнейшем жизненном пути.
На уроках психологии внимание школьников обращают на такие психические явления и особенности личности, которые не являются предметом специального рассмотрения и обсуждения на других уроках, например: сознание и самосознание; нравственные чувства и установки; направленность личности (цели, идеалы, желания, потребности, ценностные ориентации и др.); отношение к другим людям как к людям, чувство совести и человеческого достоинства; содержание и богатство эмоциональной сферы (чувства, переживания, настроения, эмоциональные состояния и пр.) понимание чувств и переживаний других людей; способности (которые в целом определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее индивидуальности) и др.
Уроки психологии помогают детям постепенно понимать, как сложен и уникален внутренний мир человека. Они узнают, что каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир; его память, мышление, внимание обладает определенными особенностями; его воображение своеобразно; у него есть свои интересы, потребности, симпатии, привязанности; для него характерны особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля; он обладает «легким» или «трудным» характером; у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои надежды и разочарования, свои печали и радости, любовь и предательство, свои потери и духовные приобретения, наконец, своя судьба. Важно при этом, чтобы ребенок осознавал и помнил, что такой сложный внутренний мир имеет не только он, но и каждый из окружающих его людей. И если человек, который находится рядом с ним, отличается от него, то это не значит, что он хуже. Он просто другой и нужно научиться уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями.
А.Н. Радищев отмечал, что только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
В настоящее время уже существует немалое количество учебников и учебных пособий по школьному курсу «Психология». Один из них- это курс «Психология» для 3-11 классов под редакцией И.В. Дубровиной. Есть программа курса, тематический план, подробные поурочные планы и методические рекомендации по проведению каждого урока, а также учебник (учебное пособие) с 3 по 11 классы. Есть желание и умения педагогов-психологов вести такие уроки в своих школах. Осталось дело за малым.
Предлагаю подумать.
Список использованных источников:
- Ред. И.В. Дубровина. Преподавание психологии в школе, 3-11-й классы. Учеб. Метод. Пособие.- М.; Воронеж -2007. с 26, 40.
- Ред. Дубровиной И.В. Практическая психология образования.- СПб. Питер 2004, с 551.
- Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. – М.; Воронеж, 1999. – с.373.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
неделя психологии в школе
разработка для проведения недели психологии в школе по дням недели и направлениям деятельности....
Неделя психологии в школе
В даннома материале содержатся планы недели психологии, отчеты и разработки мероприятий , проведенные в рамках недели....
Урок психологии в школе: практика личностного взаимодействия
В данных методических рекомендациях рассматривается проблема организации личностно ориентированного урока психологии с привлечением субъектного опыта учащихся. Для педагогов-психологов, учителей псих...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)
НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...
Уроки психологии в начальной школе: Тропинка к своему Я. 1-2 классы
Данная программма внеурочной деятельности направлена на то, чтобы помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое ме...
Рабочая программа "Жизненные навыки. Уроки психологии в школе" для 1 Г класса
Рабочая программа "Жизненные навыки. Уроки психологии в школе" для 1 Г класса на 2018-2019 учебный год...
Рабочая программа "Жизненные навыки. Уроки психологии в школе" для 2 Г класса
Рабочая программа "Жизненные навыки. Уроки психологии в школе" для 2 Г класса на 2019-2020 учебный год...