« Музейная педагогика как необходимое условие патриотического и духовно- нравственного воспитания»
статья
Музеи во все периоды существования общества служат источником, пополняющим духовные силы, сохраняющим коллективную память, обогащающим и развивающим интеллект нации. Современный музей— это, прежде всего, тщательно отобранная, научно и профессионально разработанная музейная педагогика, полностью поставленная на службу обучающимся и педагогам в понятных комфортных формах музейной коммуникации. Он призван выполнять свои, присущие только ему функции. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Дополнительными функциями музея являются коммуникативная и профориентационная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapustina_o.a._rossiya_g.bor-_statya.docx | 44.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Капустина О.А.
преподаватель
ГБПОУ «БГК»
РФ, г.Бор
« Музейная педагогика как необходимое условие патриотического и
духовно- нравственного воспитания»
В российскую образовательную среду вернулось понятие «патриотизм», ориентирами социальной и образовательной политики опять стали служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга.
Государственная политика патриотического воспитания граждан приобрела концептуально - программные и практические очертания. Ставшая первым шагом по ее реализации Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы», продолжается и по сей день.[3]
Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. Именно этому способствует музейная среда. Патриотическое воспитание зависит от принятых в обществе культурных образцов поведения, от того, насколько эти образцы соответствуют представлениям о долге, верности и служению Родине. Если такие представления укоренены в базовой культуре общества, ярко воплощены в ее смыслах, образах, символах и устойчиво принимаются разными поколениями, то возникает прочный механизм самовоспитания патриотических качеств личности; процессы патриотического воспитания и формирования личности переплетаются между собой. Именно таким содержанием наполнена деятельность большинства музеев образовательных организаций. Согласно исследованиям, свыше 80% российских граждан поддерживают развитие в стране патриотического воспитания, 75% — образцом в этом направлении видят школу, 67,8% — систему дополнительного образования детей, а почти 65% — музейную деятельность.[3]
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся школ, студенты.
Музейные предметы — вещи, ценности — выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть музейной педагогики. Кроме того, сегодня музей становится средством приобщения человека к культурной среде и выступает антиподом виртуального мира компьютера. Продолжая оставаться местом хранения реликвий и раритетов, музей становится базой для общения, формирования нравственных ориентиров, воспитания человека высокой культуры. Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного образования учащихся средних профессиональных учреждений средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью. Музейная педагогика как область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несет в мир то лучшее, что накопило человечество.[2]
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о жизни своих предков. Знание истории (истории своей семьи, своего народа, города, образовательного учреждения) помогает молодому человеку определить жизненную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего, так как настоящее и будущее — единый процесс. В этом смысле роль музея весьма значима, ведь встреча с прошлым открывает для учащегося его настоящее.[1]
Музеи во все периоды существования общества служат источником, пополняющим духовные силы, сохраняющим коллективную память, обогащающим и развивающим интеллект нации. Современный музей— это, прежде всего, тщательно отобранная, научно и профессионально разработанная музейная педагогика, полностью поставленная на службу обучающимся и педагогам в понятных комфортных формах музейной коммуникации. Он призван выполнять свои, присущие только ему функции. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Дополнительными функциями музея являются коммуникативная и профориентационная.
Изменения, произошедшие за последние десять лет в общественном менталитете российского общества, создали принципиально новые условия и новые возможности взаимодействия музея с учащимися. Появились новые технические возможности хранения и экспонирования музейных предметов, новые технологии создания экспозиций, современные формы взаимодействия музея с посетителем. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Долг музея — не только постараться сохранить для будущих поколений все ценное и достойное как в материальном, так и в нравственном плане, но и фиксировать сегодняшние события и явления. Поэтому документирование происходящих событий и явлений является актуальной задачей музея. Фото и видеосъемка, описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов музея — все это является важным средством документирования истории техникума и микрорайона[2].
И конечно конкурсы, которые становятся неотъемлемой частью работы музеев. В этом году мы с ребятами, которые занимаются в кружке «Музей»( а их 15 человек), приняли участие в конкурсе «Юный экскурсовод», который проводился ЦДЮТ НН. Подготовка к данному конкурсу была очень длительной, так как нам пришлось самим разрабатывать маршрут экскурсии, делать фотографии( для портфеля экскурсовода), писать текст для экскурсии. А так как наша экскурсия, которую мы назвали: «Наследие Победы» проходит по памятным местам Стеклозавода, мы столкнулись с трудностями. Например, нам пришлось долго искать информацию о военных госпиталях, так как её оказалось крайне мало. Пришлось обращаться к периодической печати, где мы по крупицам собирали материал. Зато сейчас у нас есть полноценная экскурсия и мы готовы её провести для студентов нашего колледжа.
К 23-февраля колледжем совместно с музеем был проведён конкурс: «Герои моей семьи», где ребятам нашего колледжа было предложено несколько номинаций: написать стих о войне, нарисовать плакат, написать письмо на фронт или с фронта. Больше всего ребят откликнулось на номинацию плакат, но были и те, кто писали стихи о войне, ветеранах. И даже несколько человек попытались написать письмо с фронта, а кто-то на фронт.
В апреле месяце студент ИТ-11 Николаев Вадим принял участие во Всероссийском конкурсе «Моя семья в Великой Отечественной войне 1941-1945гг». В ходе работы Вадим узнал много нового и не только о своём прадеде, но и о его трёх братьях, которые вернулись с войны. Многое Вадим узнавал от своего деда Виктора, который сам 8 - летним ребёнком познал все ужасы войны. Он с детства работал в колхозе вместе со своей семьёй за трудодни, и с горечью вспоминает это трудное время. Я думаю, что если каждый из нас откроет семейный альбом и поищет старые фотографии, поспрашивает у своих престарелых родственников, он многое узнает о том как жили люди в то время, как воевали, трудились и всё отдавали ВО ИМЯ ПОБЕДЫ.
Став руководителем кружка «Музей» своей главной задачей на этот да и на последующие годы я видела в сборе иформации о ветеранах ВОВ, тружениках тыла и детях войны. Конечно, это связано в первую очередь с тем, что в этом году отмечается 75-летие Победы. Но здесь присутствует ещё один момент, дело в том, что ветеранов с каждым годом становится все меньше, они уходят, навсегда унося с собой самое важное — воспоминания о событиях, которые забывать нельзя. Современные дети еще могут поучаствовать во встречах с ветеранами, но скоро такой возможности не будет вовсе. Поэтому очень важно участникам образовательного процесса, педагогам, музейным работникам сохранять эти бесценные свидетельства в современных форматах.
Хотелось бы сделать КНИГУ ПАМЯТИ о тех, кто являлся непосредственным участником событий времён ВОВ( ветераны, труженики тыла, дети войны). Пусть небольшой, но материал имеется, есть дети, которые откликнулись и принесли информацию о своих родственниках, в следующем году придут новые дети, я думаю, что и они откликнутся.
Библиографический список.
1. Алексина, Е. Ю. Роль патриотического воспитания в формировании молодого поколения / Е. Ю. Алексина // География и экология в школе XXI века. – 2010. - № 4. – С. 8-10.
2. Горбунов, В. Школьный музей и воспитание патриотизма / В. Горбунов // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 17-21 ; № 7. – С. 2-7
3. Патриотическое воспитание детей и молодежи средствами музейной педагогики. Сборник методических материалов по развитию музейной работы в образовательных организациях субъектов Российской Федерации / Сост. В.А. Березина, А.Н. Бубнова. Под общ. ред. В.А. Березиной. — М.:АНО «ЦНПРО», 2015. — 253 . Синягина Н.Ю. Развивая воспитание.с.3-4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к выступлению "Краеведение в системе патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников"
презентация к выступлению "Краеведение в системе патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников" посвящена значимости изучения истории родного края,воспитанию любви к своей малой родине...
Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание - основа национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"
Выступление на районной научно-практической конференции "Миссия педагога дополнительного образования в условиях реализации национальной инициативы "Наша новая школа". В данной работе освящаются ...
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание кадетов в условиях школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности.
В гимназии открыты два кадетских класса: "Ушаковцы", "Юные друзья полиции"....
Зал Боевой Славы – центр формирования патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся в школе
Современная педагогика должна органично соединить в себе все конструктивное, что наработано и в системе образования, и в социально-культурной деятельности....
Из опыта работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся
Данный материал представляет собой статью "Из опыта работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся и молодежи" педагога.На протяжении ряда лет, занимаясь с учащимися поисково-ис...
Научно-практическая конференция «Культурно - историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи».
О работе республиканской научно-практической конференции «Культурно - историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи»....