Тренинг на сплочение «Наше общее житие"
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата в группе;
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
- осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_na_splochenie_nashe_obshchee_zhitie.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского района»
ТЕМА: «Тренинг на сплочение «Наше общее житие»
Составитель:
педагог - психолог
Симоненко Алла Васильевна
2015 год
Тренинг на сплочение «Наше общее житие»
Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата в группе;
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
- осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение группы.
Фазы тренинга:
1. Вводная фаза
Цель фазы: Знакомство с ведущим, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.
«Правила группы»
Время: 2 минуты.
Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.
- Проявлять активность.
- Слушать друг друга, не перебивая.
- Говорить только от своего лица.
- Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
- Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
- Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения
- В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
Необходимые материалы: лист с правилами.
2. Фаза контакта
Цель фазы: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.
Упражнение «Веселый счет»
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
Время: 5-7 минут.
3. Фаза лабилизации
Цель фазы: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.
Название упражнений: «Вавилонская башня», «Поиск сходства», «Построимся»
Упражнение «Вавилонская башня»
Время: 15 минут.
Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Ход упражнения: Участники делятся на 3 команды. По 7 человек. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).
Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
Упражнение «Поиск сходства»
Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.
Время: 20 минут.
Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.
Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Упражнение «Построимся»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Время: 10 минут.
Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от техникума, по цветам радуги в их одежде.
Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.
Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?
Время: 20-25 минут.
4. Фаза обучения
Цель фазы: Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.
Название упражнений: «Кто быстрее», «Дом»
Упражнение «Кто быстрее?»
Цель: сплочение коллектива.
Время: 10 минут.
Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:
- квадрат;
- треугольник;
- ромб;
- букву;
- птичий косяк.
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Время: 15 минут.
Ресурсы: стулья.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!
Время: 30 минут.
5.Заключительная фаза
Цель фазы: Подведение итогов, снятие напряжения
Название упражнений: «Говорящие руки», «Круг», «Подарки группе»
Упражнение «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Время: 5-7 минут.
Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
- Поздороваться с помощью рук.
- Побороться руками.
- Помириться руками.
- Выразить поддержку с помощью рук.
- Пожалеть руками.
- Выразить радость.
- Пожелать удачи.
- Попрощаться руками.
Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
Время: 10-15 минут.
Упражнение «Построение круга»
Время: 10 минут.
Описание упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.
Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.
Психологический смысл упражнения: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.
Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.
Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время: 3-5 минут.
Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
Необходимые материалы: Карточки с изображением животных.
Общее время: 80 минут.
Диагностика психологической атмосферы в группе
Участникам выдаются бланки для заполнения.
Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей группе. Поставьте знак * (звездочка) ближе к тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе.
1 2 3 4 5 6 7 8
- Дружелюбие – Враждебность
- Согласие – Несогласие
- Удовлетворенность – Неудовлетворенность
- Продуктивность – Непродуктивность
- Теплота – Холодность
- Сотрудничество – Несогласованность
- Взаимная поддержка – Недоброжелательность
- Увлеченность – Равнодушие
- Занимательность – Скука
- Успешность – Безуспешность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОП – 10 класс. Тема: « Социальный проект» (тренинг на сплочение команды и умение работать в команде
Тренинг «Город Мастеров»Цель: • эмоциональное сплочение учащихся в процессе решения нестандартных задач во время проведения мероприятия; • создание по...
Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида
В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....
Групповой тренинг «Развитие сплоченности классного коллектива с использованием арт-терапевтических техник»
Цель тренинга: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта....
Психологический тренинг на сплочение коллектива «Связанные единой целью»
Цель тренинга - сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей....
Детский тренинг на сплочение класса: "Мы - единая сплоченная команда"
Тренинг на сплочение классного коллектива....
Детский тренинг на сплочение класса: "Мы - единая сплоченная команда"
В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне....
Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"
Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.· формировать общий командный дух путем спло...