Классный час "Что такое конфликт?" для обучающихся 8,9 классов
классный час по психологии (8, 9 класс) на тему

На классном часу обучающиеся знакомятся с понятием "конфликт",с причинами возникновения и возможными способами разрешения конфликтных ситуаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_chto_takoe_konflikt.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Что такое конфликт?»

 (для обучающихся 8,9 классов)

Цель: ознакомление с понятием «конфликт», с причинами возникновения и возможными способами разрешения конфликтных ситуаций.

     Этап 1. Просветительский.

Психолог: «Дорогие ребята!  В жизни мы с вами спорим, попадаем в конфликтные ситуации. Давайте вместе разберемся, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли конфликтов избежать.

Вопросы:

  • Как часто происходят конфликты в вашей жизни?
  • Между кем происходят конфликты?
  • Могут ли происходить конфликты на международном уровне?

Так что же такое конфликт?

Конфликт – столкновение противоположных действий, взглядов, интересов, потребностей одного человека.

  • Основные структурные  элементы конфликта:

- СТОРОНЫ КОНФЛИКТА – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

- ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА – то, из-за чего он возникает.

- ОБРАЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей – может существенно различаться у разных сторон конфликта.

- МОТИВЫ  КОНФЛИКТА – внутренние  или внешние силы, подталкивающие к нему людей.

- ПОЗИЦИИ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют.

Этап 2. Аналитический.

Цель: анализ рационального и эмоционального реагирования на конфликтные ситуации.

Вопросы:

  • Какие у вас ассоциации со словом «конфликт»?
  • Что думает человек в конфликтной ситуации?
  • Что чувствует человек, находящийся в конфликтной ситуации?

Дети поэтапно заполняют таблицу:

Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства

Мои действия

     

     Этап 3. Диагностический.

Цель: определить ведущую стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Тест К.Томаса «Стратегии  поведения в конфликтных ситуациях»

Инструкция: Ниже приведены описания вариантов поведения в конфликтных ситуациях. Выберете из каждой пары то суждение, которое является более типичным для вашего поведения (одно суждение из пары)

Вариант А

Вариант В

1

Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса

Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем оба согласны

2

Я стараюсь найти компромиссное решение

Я пытаюсь уладить дело с учетом как интересов другого, так и моих собственных

3

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения

4

Я стараюсь найти компромиссное решение

Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека

5

Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

6

Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя

Я стараюсь добиться своего

7

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно

Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться чего – то другого

8

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться  своего

Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы

9

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего

10

Я твердо стремлюсь достичь своего

Я пытаюсь найти компромиссное решение

11

Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения

12

Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу

13

Я предлагаю  среднюю позицию

Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему

14

Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах

Я пытаюсь показать другому логику и преимущество  моих взглядов

15

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения

Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности

16

Я стараюсь не задеть чувств другого

Я пытаюсь убедить другого в преимуществах  моей позиции

17

Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

18

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу

19

Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно

20

Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия

Я стараюсь найти наилучшие сочетания выгод и потерь для нас обоих

21

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого

Я всегда склоняю к прямому обсуждению проблемы

22

Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека

Я отстаиваю свои желания

23

Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас

Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса

24

Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям

Я стараюсь убедить другого придти к компромиссу

25

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого

26

Я предлагаю среднюю позицию

Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас

27

Зачастую я избегаю  занимать позицию, которая может вызвать споры

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем

28

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого

29

Я предлагаю среднюю позицию

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30

Я стараюсь не задевать чувств другого

Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха

После тестирования дети обрабатывают результаты теста, узнают и записывают как каждый из них действует в ситуации конфликта (стили разрешения конфликтов):

  • Избегание (черепаха) - стиль, при котором человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.
  • Конкуренция (акула) – человек, использующий этот стиль, стремиться добиться своих интересов в ущерб другому.
  • Приспособление (медвежонок) – человек приносит в жертву собственные интересы ради интересов другого.
  • Сотрудничество (сова) – человек  активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но при этом учитываются интересы партнера.
  • Компромисс (лиса) – выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то теряет.

Свой стиль поведения дети дописывают в четвертый столбик в таблице.

     Этап 4. Рефлексивный.

Цель: интеграция личного рационального, эмоционального и поведенческого реагирования на конфликтную ситуацию в целостный образ.

Психолог: «Теперь, пользуясь таблицей, пожалуйста, составьте и напишите фразу: «Конфликт для меня – это…».

Фраза строится по алгоритму:

«Конфликт для меня – это    (ассоциация), когда я думаю…. (мысль), когда я чувствую… (чувства) и действую как…. (стратегия поведения)».

Затем дети зачитывают свои фразы, делятся своими выводами, говорят о том, с чем согласны и не согласны, что открыли нового, что поняли.

«Конфликт для меня – это борьба, когда я думаю, что меня хотят обидеть, чувствую напряжение, страх и подавляю… Я поняла, почему на меня все время ворчит мама, ведь я веду себя, как акула…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Такие разные профессии"

Цель и задачи данного мероприятия:дать  учащимся представление о профессиях; развить коммуникативное общение;повысить   интерес   учащихся  к профессиям и расширить их кругозо...

Классный час-лекция "Что такое ансамбль? "для учащихся младших классов.

Рассказ о происхождении ансамблевой игры на музыкальных инструментах. Репертуар концерта ансамблей учащихся моего класса....

Классный час "Что такое толерантность" для учащихся 9 класса коррекционной школы 8 вида.

Материал занятия знакомит учащихся с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной и интолерантной личности. Воспитывает чувство коллективизма, сплочённости....

Классный час "Что такое дружба?" для 5-7 классов

Классный час "Что такое дружба" актуален для учащихся 5-7 классов. В этом возрасте школьники часто путают приятельские отношения с дружескими, они только учатся дружить, круг их общения постоянно раст...

Что такое портфолио обучающегося

Представлено понятие "Портфолио", раскрыто его содержание и примерные разделы...

Классный час по профориентации обучающихся 5-7 классов "Кем быть?"

Классный час  по профориентации «Кем быть?» поможет обучающимся сделать первоначальный, осознанный, разумный выбор, а иногда и увидеть новые неожиданные варианты своего профессио...

Методическая разработка классного часа по профилактике драк "Что такое драка?" для учащихся 7 класса.

Школьные драки – тревожный феномен, с которым сталкиваются многие семьи. Это не просто мимолетный конфликт между детьми. Это выражение недовольства, непонимания и даже страха. Дети мог...