Классный час "Что такое конфликт?" для обучающихся 8,9 классов
классный час по психологии (8, 9 класс) на тему
На классном часу обучающиеся знакомятся с понятием "конфликт",с причинами возникновения и возможными способами разрешения конфликтных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_chto_takoe_konflikt.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Что такое конфликт?»
(для обучающихся 8,9 классов)
Цель: ознакомление с понятием «конфликт», с причинами возникновения и возможными способами разрешения конфликтных ситуаций.
Этап 1. Просветительский.
Психолог: «Дорогие ребята! В жизни мы с вами спорим, попадаем в конфликтные ситуации. Давайте вместе разберемся, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли конфликтов избежать.
Вопросы:
- Как часто происходят конфликты в вашей жизни?
- Между кем происходят конфликты?
- Могут ли происходить конфликты на международном уровне?
Так что же такое конфликт?
Конфликт – столкновение противоположных действий, взглядов, интересов, потребностей одного человека.
- Основные структурные элементы конфликта:
- СТОРОНЫ КОНФЛИКТА – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
- ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА – то, из-за чего он возникает.
- ОБРАЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей – может существенно различаться у разных сторон конфликта.
- МОТИВЫ КОНФЛИКТА – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей.
- ПОЗИЦИИ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют.
Этап 2. Аналитический.
Цель: анализ рационального и эмоционального реагирования на конфликтные ситуации.
Вопросы:
- Какие у вас ассоциации со словом «конфликт»?
- Что думает человек в конфликтной ситуации?
- Что чувствует человек, находящийся в конфликтной ситуации?
Дети поэтапно заполняют таблицу:
Мои понятия | Мои мысли | Мои чувства | Мои действия |
Этап 3. Диагностический.
Цель: определить ведущую стратегию поведения в конфликтной ситуации.
Тест К.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
Инструкция: Ниже приведены описания вариантов поведения в конфликтных ситуациях. Выберете из каждой пары то суждение, которое является более типичным для вашего поведения (одно суждение из пары)
№ | Вариант А | Вариант В |
1 | Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса | Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем оба согласны |
2 | Я стараюсь найти компромиссное решение | Я пытаюсь уладить дело с учетом как интересов другого, так и моих собственных |
3 | Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего | Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения |
4 | Я стараюсь найти компромиссное решение | Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека |
5 | Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого | Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности |
6 | Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя | Я стараюсь добиться своего |
7 | Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно | Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться чего – то другого |
8 | Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего | Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы |
9 | Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий | Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего |
10 | Я твердо стремлюсь достичь своего | Я пытаюсь найти компромиссное решение |
11 | Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы | Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения |
12 | Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры | Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу |
13 | Я предлагаю среднюю позицию | Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему |
14 | Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах | Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов |
15 | Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения | Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности |
16 | Я стараюсь не задеть чувств другого | Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции |
17 | Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего | Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности |
18 | Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем | Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу |
19 | Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы | Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно |
20 | Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия | Я стараюсь найти наилучшие сочетания выгод и потерь для нас обоих |
21 | Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого | Я всегда склоняю к прямому обсуждению проблемы |
22 | Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека | Я отстаиваю свои желания |
23 | Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас | Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса |
24 | Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям | Я стараюсь убедить другого придти к компромиссу |
25 | Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов | Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого |
26 | Я предлагаю среднюю позицию | Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас |
27 | Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры | Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем |
28 | Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего | Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого |
29 | Я предлагаю среднюю позицию | Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий |
30 | Я стараюсь не задевать чувств другого | Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха |
После тестирования дети обрабатывают результаты теста, узнают и записывают как каждый из них действует в ситуации конфликта (стили разрешения конфликтов):
- Избегание (черепаха) - стиль, при котором человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.
- Конкуренция (акула) – человек, использующий этот стиль, стремиться добиться своих интересов в ущерб другому.
- Приспособление (медвежонок) – человек приносит в жертву собственные интересы ради интересов другого.
- Сотрудничество (сова) – человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но при этом учитываются интересы партнера.
- Компромисс (лиса) – выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то теряет.
Свой стиль поведения дети дописывают в четвертый столбик в таблице.
Этап 4. Рефлексивный.
Цель: интеграция личного рационального, эмоционального и поведенческого реагирования на конфликтную ситуацию в целостный образ.
Психолог: «Теперь, пользуясь таблицей, пожалуйста, составьте и напишите фразу: «Конфликт для меня – это…».
Фраза строится по алгоритму:
«Конфликт для меня – это (ассоциация), когда я думаю…. (мысль), когда я чувствую… (чувства) и действую как…. (стратегия поведения)».
Затем дети зачитывают свои фразы, делятся своими выводами, говорят о том, с чем согласны и не согласны, что открыли нового, что поняли.
«Конфликт для меня – это борьба, когда я думаю, что меня хотят обидеть, чувствую напряжение, страх и подавляю… Я поняла, почему на меня все время ворчит мама, ведь я веду себя, как акула…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Такие разные профессии"
Цель и задачи данного мероприятия:дать учащимся представление о профессиях; развить коммуникативное общение;повысить интерес учащихся к профессиям и расширить их кругозо...
Классный час-лекция "Что такое ансамбль? "для учащихся младших классов.
Рассказ о происхождении ансамблевой игры на музыкальных инструментах. Репертуар концерта ансамблей учащихся моего класса....
Классный час "Что такое толерантность" для учащихся 9 класса коррекционной школы 8 вида.
Материал занятия знакомит учащихся с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной и интолерантной личности. Воспитывает чувство коллективизма, сплочённости....
Классный час "Что такое дружба?" для 5-7 классов
Классный час "Что такое дружба" актуален для учащихся 5-7 классов. В этом возрасте школьники часто путают приятельские отношения с дружескими, они только учатся дружить, круг их общения постоянно раст...
Что такое портфолио обучающегося
Представлено понятие "Портфолио", раскрыто его содержание и примерные разделы...
Классный час по профориентации обучающихся 5-7 классов "Кем быть?"
Классный час по профориентации «Кем быть?» поможет обучающимся сделать первоначальный, осознанный, разумный выбор, а иногда и увидеть новые неожиданные варианты своего профессио...
Методическая разработка классного часа по профилактике драк "Что такое драка?" для учащихся 7 класса.
Школьные драки – тревожный феномен, с которым сталкиваются многие семьи. Это не просто мимолетный конфликт между детьми. Это выражение недовольства, непонимания и даже страха. Дети мог...