Программа Самопознание (для старшеклассников)
методическая разработка по психологии (9, 10, 11 класс) на тему
В материале представлены темы занятий по развитию самопознания у учащихся старших (9-11х) классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samopoznanie_dlya_starsheklassnikov.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОЕКТ: « ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НАВЫКАМ САМОРАЗВИТИЯ И САМОПОЗНАНИЯ»
Составитель: педагог-психолог православной школы «Плёсково» Архипова Ю.С.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в школе существует потребность у старшеклассников в живом человеческом участии в их личностных проблемах, эмоциональных переживаниях, психологических трудностях, страхах, сомнениях, переживаниях неудач, бурных эмоций. Как психолог, считаю приоритетным направлением в работе с учащимися старшей школы работу по развитию эмоционального интеллекта, культуры чувств, выработке навыков поддержки и самоподдержки, коррекции мотивационной, психо-эмоциональной сферы.
В подростковом возрасте особенно актуальной становится психологическая поддержка учащихся. Трудно учителям, трудно родителям, трудно самим подросткам. Задача школьного психолога – помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, научить их преодолевать неуверенность в себе в различных ситуациях, выдерживать трудные ситуации, научить общаться.
Специально организованная групповая работа с подростками будет способствовать реализации на практике названных задач. Сформулирую цели и задачи групповых занятий более чётко и развёрнуто.
Цели:
- Формирование коммуникативных навыков, стрессоустойчивости, владения своими чувствами (развитие эмоционального интеллекта)
- Коррекция мотивационной сферы учащихся
- Создание позитивной установки в жизни, толерантного восприятия себя и окружающих
Задачи:
- Помочь подросткам лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны
- Научить их преодолевать неуверенность в себе в различных ситуациях
- Обучить навыкам конструктивного, толерантного общения
- Способствовать повышению самооценки, веры в свои силы, стрессоустойчивости
- Обучить навыкам психологической поддержки и самоподдержки
Наиболее эффективной формой групповых занятий с психологом является тренинговая форма работы с использованием психологических игр и упражнений, дискуссий и обсуждений, элементов сказкотерапии и психодрамы, тестирования.
Оптимальный режим занятий – одно занятие в неделю во внеурочное время продолжительностью 1,5-2 часа ( с учётом возрастных особенностей учащихся и нагрузки по основным школьным предметам ).
Данная программа предназначена для групповой работы с подростками 14-16 лет (9е-11е классы).
В зависимости от конкретных условий допускаются корректировки программы.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Дата занятия | Номер и тема занятия | Комментарии, техники |
1.Будем знакомы! Презентация своего имени. | Игры и упражнения на знакомство, умение себя представить. | |
2.Что такое тренинг? Принимаем правила. | Выработка, принятие и усвоение основных норм и правил тренинговой формы работы. | |
3. Способы знакомства и восприятия друг друга. | Репрезентативные системы. Развитие внимания. | |
4. Навыки самораскрытия. Самопрезентация. Представление себя 1. | Игры и упражнения на самораскрытие. | |
5. Кто я? Представление себя 2. | Техника коллажа. | |
6. Развиваем навыки самопознания. Тесты, как один из способов, помогающий познать себя. | Тесты на особенности личностного развития. Айзенк, Кеттел и т.п. | |
7. Мои способности. Память, внимание, мышление. | Диагностическое занятие с использованием методик: Корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте, методика запоминания 10 слов, Лурия. | |
8. Как улучшить свою память? | Методы опосредованного запоминания. | |
9. Как стать более внимательным? | Знакомство с основными методами повышения, тренировки внимания. | |
10. Работа над собой. Как я могу использовать свои сильные стороны. | Изучение индивидуальных особенностей учащихся. | |
11. Что такое чувства? | Развитие эмоциональной сферы учащихся через игры и упражнения на знакомство с эмоциями. | |
12. Делимся чувствами. Навыки доверительного общения. | Развиваем навыки, основы конструктивного общения. | |
13. Такие разные чувства. Толерантность, принятие чувств других людей. | Упражнения, направленные на повышение осознавания и распознавания своих чувств и чувств других людей. | |
14. Гнев – одно из наших чувств. Способы совладания с сильными чувствами. | Обучение навыкам самоконтроля. | |
15. Гнев – это нормально1. Как не быть его слугой? | Обучение способам управления гневом. | |
16. Гнев – это нормально2. Я хозяин своего гнева. | Знакомство с восточными способами совладания с гневом. | |
17. Гнев – это нормально 3. Я мастерски управляю своим гневом. | Знакомство с западными способами управления гневом. |
18. Страх – одно из наших сильных чувств. Фантазии и реальность. | Проживание и изживание в игровой форме страхов. Обучение навыкам работы со своими страхами. | |
| 19. Чем мы похожи? Чувства нас объединяют. | В играх и упражнениях развитие чувства идентичности. |
20. Мы разные и это здорово! Снова о толерантности. | Развитие толерантных черт личности через навыки самопознания и саморазвития. | |
21. Сферы человеческой жизни. Мысли, чувства, поведение. | Учимся и тренируемся различать чувства, мысли, поведение. | |
22. Что такое ответственность? Типы ответственности. | Обучение навыкам распознавания типов ответственности перед собой, перед другими. | |
23. Что значит отвечать за своё поведение? Навыки самоконтроля. | Продолжаем закреплять и осваивать навыки самоконтроля. | |
24. Я – гений общения!(1 часть) | Освоение и тренировка навыков конструктивного взаимодействия. Я-высказывания. Ты-высказывания. | |
25. Я – гений общения!(2 часть) | Освоение и тренировка навыков конструктивного взаимодействия. Как проявлять интерес к личности и быть интересным. | |
26. Я – гений общения!(3 часть) | Освоение и тренировка навыков конструктивного взаимодействия. Психологическая поддержка. | |
27. Какой у меня характер? | Тестирование по программе «Тинейджер» - определение характера. | |
28. Я и мой характер. Кто кого? | Принятие своих сильных и слабых особенностей характера, применение навыков саморазвития. | |
29. Я и мой характер. Учусь поддержке и самоподдержке. | Обучение навыкам психологической поддержки и самоподдержки. | |
30. Мои жизненные ценности – мои опоры. | Обучение навыкам повышения уровня самосознания через осознание и актуализацию собственных ценностей. | |
31. Как сказать «нет» и не потерять друзей. | Овладение навыками конструктивного отказа в ситуации провокации, оказания психологического давления. | |
32. Как находить «нравиться» в том, что делать нужно? | Через осознание своих предпочтений улучшаем качество жизни. Игры и упражнение на поиск конструктивных подходов к жизненным ситуациям. | |
33. Думая о будущем. Что в моей психологической копилке? | Анализ накопленных психологических знаний и навыков, беседа на тему, как они пригодятся нам в будущем. | |
резерв. | 34. Думая о будущем. Мой золотой запас. Как я могу поделиться тем, что узнал, с другими? | Осознание своего психологического потенциала через обмен знаниями и опытом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Старшеклассник"
Воспитательная работа в классе – организация жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющая собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и сод...
Программа по профориентации старшеклассников "Мой профессиональный выбор".
Автор: Белоногова Н.И....
Программа занятий для старшеклассников по теме "Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА"
Материалы к занятиям по профилактике тревожности учащихся старшей школы при подготовке к экзаменам. Занятия содержат способы преодоления организационных, когнитивных и личностных трудностей учащихся, ...
Программа "Психология для старшеклассников"
Психология для старшеклассников...
Программа конференции для старшеклассников. «70 – летие Нюрнбергского процесса»
Сценарий конференции для старшеклассников о Нюрнбергском процессе над руководителями фашистской партии и фашистского государства...
Программа профориентации для старшеклассников
Основная идея программы заключается в том, чтобы помочь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии....
Программа занятий для старшеклассников по формированию готовности к созданию семьи"Становление"
Прорамма "Становление" включает разработки занятий для старшеклассников по формированию готовности к всуплению в брак, созданию семьи, ответственному родительству....