Программа конференции для старшеклассников. «70 – летие Нюрнбергского процесса»
методическая разработка (9, 10, 11 класс) на тему
Сценарий конференции для старшеклассников о Нюрнбергском процессе над руководителями фашистской партии и фашистского государства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
70_-_letie_nyurnbergskogo_protsessa_-_kopiya.docx | 48.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа конференции для старшеклассников.
«70 – летие Нюрнбергского процесса»
Подготовила учитель истории МОУ «ЛСОШ № 2» города Лихославль
Светлана Владимировна Зверева
Цели
- В процессе мероприятия изучить историю и значение Нюрнбергского процесса.
- Показать значимость борьбы с фашизмом и неофашизмом в современном мире
Задачи
- Донести до молодежи историю Нюрнбергского процесса
- Показать, что преступления против человечества не имеют срока давности.
Результаты
- Дать более широкое представление школьникам о Нюрнбергском процессе как обвинительном акте против фашизма.
- Воспитание:
а) у молодежи чувства патриотизма
б) непримиримости к фашизму, неофашизму и другим проявлениям дискриминации человечества.
Ученица:
Я слышала с детства: "Нюрнбергский процесс".
Слова звучали непривычно тяжко.
То был апофеоз войны. Весь мир
хотел очиститься от черной скверны.
На всех наречиях звенел эфир,
и жутко обозначились каверны.
Вас, жертв войны, кто мог бы сосчитать?
А сколько не родившихся убито?
Пять сыновей оплакивает мать,
она мертва, но списком тем забыта.
Мир сотрясали войны много раз.
Бредовые идеи о господстве
всегда напоминали пара фраз
безумцев о заклятом превосходстве.
Двадцатый век подвел тому черту,
безумие достигло апогея.
Где места нет скорбящему Христу,
Освенцима рождается идея.
Преступников не слишком длинный ряд
имеет вид смердящего оскала.
Их полный волчьей ненависти взгляд
испепелял пространство трибунала.
Коростышевский Виктор
Учитель: Человечество давно научилось судить отдельных злодеев, преступные группировки, бандитские и незаконные вооруженные формирования. Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба — правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей.
8 августа 1945г., через три месяца после Победы над фашистской Германией, правительства СССР, США, Великобритании и Франции заключили соглашение об организации суда над главными военными преступниками. Это решение вызвало одобрительный отклик во всем мире: надо было дать суровый урок авторам и исполнителям людоедских планов мирового господства, массового террора и убийств, зловещих идей расового превосходства, геноцида, чудовищных разрушений, ограбления огромных территорий. В дальнейшем к соглашению официально присоединились еще 19 государств, и Трибунал стал с полным правом называться Судом народов.
Процесс начался 20 ноября 1945 г. Процесс получился долгим, он длился почти год. Всего было проведено 403 заседания. Стенографический протокол процесса занимает 16000 страниц, заслушано 116 свидетелей, рассмотрено 143 письменных показания и свыше 5 тысяч документальных доказательств, выполнено 780000 фотокопий, использовано 27 километров магнитной ленты и 7 тысяч граммофонных дисков, которые подтверждали виновность подсудимых.
Перед Трибуналом предстали 24 военных преступника, входивших в высшее руководство фашистской Германии. Такого в истории еще не было.
В состав трибунала входило по одному судье и одному его заместителю от каждой из четырех стран-победительниц. О значимости и международном резонансе этого процесса говорит тот факт, что кандидатуры судей утверждались правительством. Местом заседания был выбран город Нюрнберг, где имелся практически не пострадавший от военных действий Дворец правосудия. По воле случая этот город считался партийной столицей сторонников Гитлера. В нем были провозглашены планы завоевания мирового господства и создания "тысячелетнего Третьего рейха".
Давайте заглянем в зал. На возвышении, под флагами четырёх союзных держав – судьи и их заместители. Перед ними – секретари, стенографистки. Напротив, в 2 ряда – адвокаты в чёрных и лиловых мантиях. Неподвижно стоят, заложив руки за спину, американские военные полицейские в белых касках.
О том, как проходил процесс над главными преступниками, нам расскажет учащийся МОУ «ССОШ». «Ход процесса» представляет учащийся 10 класса Карелин Сергей. (руководитель С.Н. Максимова)
Учитель: Мы вновь вернёмся в зал суда. За барьером, на двух длинных скамьях – они, те, кто совершил чудовищные злодеяния, развязал Вторую мировую войну, пролил море крови.
Суду были преданы:
- Герман Геринг - главнокомандующий военно-воздушными силами Германии
- Рудольф Гесс - заместитель Гитлера по руководству нацистской партией.
- Иоахим фон Риббентроп - министр иностранных дел нацистской Германии.
- Роберт Лей - глава Трудового фронта
- Вильгельм Кейтель - начальник штаба Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии.
- Эрнст Кальтенбруннер - руководитель РСХА.
- Альфред Розенберг - один из главных идеологов нацизма, рейхсминистр по делам Восточных территорий.
- Ганс Франк - глава оккупированных польских земель.
- Вильгельм Фрик - министр внутренних дел Рейха.
- Юлиус Штрейхер - главный редактор газеты «Штурмовик» .
- Ялмар Шахт - министр экономики перед войной.
- Вальтер Функ - министр экономики после Шахта.
- Густав Крупп фон Болен унд Гальбах - глава концерна «Фридрих Крупп».
- Карл Дёниц - главнокомандующий военно-морского флота Германии, после смерти Гитлера по его завещанию — президент Германии.
- Эрих Редер - главнокомандующий ВМФ.
- Бальдур фон Ширах - глава Гитлерюгенда.
- Фриц Заукель - руководитель принудительными депортациями в рейх рабочей силы с оккупированных территорий.
- Альфред Йодль - начальник штаба оперативного руководства ОКВ.
- Мартин Борман - глава партийной канцелярии, обвинялся заочно.
- Франц фон Папен - канцлер Германии до Гитлера, затем посол в Австрии и Турции.
- Артур Зейсс-Инкварт - канцлер Австрии, затем имперский комиссар оккупированной Голландии.
- Альберт Шпеер - имперский министр вооружений.
- Константин фон Нейрат - в первые годы правления Гитлера министр иностранных дел.
- Ганс Фриче - руководитель отдела печати и радиовещания в министерстве пропаганды.
Выступление «Военные преступники Третьего рейха на скамье подсудимых» вас познакомит с имена тех, кто был обвинён в преступлениях против человечества. Выступает учащаяся МОУ «ЛСОШ № 7» Большакова Софья (руководитель О.А.Суслова)
Ученица:
Суд в Нюрнберге проходил,
Конкретны были обвиненья,
И преступленья суд определил,
Которые не вызвали сомненья:
В агрессии, нарушенье Мира, попиранье права,
В бесчеловечности и зверствах, что нацизм в систему ввел,
С военнопленными жестокая расправа,
В бесцельном разрушенье городов и сел.
Три главных основателя нацизма до процесса не дожили, -
Они покончили с собой,
Двадцать четыре их преступников судили,
Одиннадцать казнены - попали в мир иной.
Размер цинизма преступления в войне немерен,
Вердикт суда был сразу в исполненье приведен,
Казненных прах был в воздухе развеян,
Исток нацизма был искоренен.
Учитель: Его называли «Вторым человеком рейха». Это ему, Герману Герингу, принадлежат слова: «Я намереваюсь грабить и именно эффективно. Вы должны быть как легавые собаки!» Выступление о Германе Геринге подготовил ученица МОУ «ЛСОШ № 2» Макеева Анастасия (руководитель Т.В.Пышная)
Учитель: Юлиуса Штрайхера называли идеологом расизма. Его газета «Штурмовик» внушала населению Германии ненависть к «врагам Рейха». О Юлиусе Штрайхере нам расскажет учащийся МОУ Калашниковской СОШ учащаяся 11 класса Макаренко Елена. (Руководитель - Белякова Светлана Анатольевна).
Учитель: Поставив перед собой цель: господство над всем миром, нацисты использовали различные способы для «очищения территории мира» от лишних людей. Вся оккупированная фашистами территория покрылась сетью лагерей, в которых содержались военнопленные, где нарушались правила их содержания. О лагерях для военнопленных расскажет учащийся МОУ Толмачёвская СОШ Велиева Турказон (руководитель Т.А. Смирнова)
Учитель: В целях истребления граждан СССР немецко-фашистские палачи по заранее намеченному плану создали целую систему концентрационных лагерей, тюрем и различных застенков, которые, по мере уничтожения находившихся в них советских людей, непрерывно пополнялись новыми жертвами. К третьему году войны действовало 20 концентрационных и 165 рабочих лагерей.
Стон прошёл по залу суда, когда выступал помощник главного советского обвинителя Лев Николаевич Смирнов. Он представил суду неоспоримые доказательства жертв фашизма: кусок мыла, сделанного из человеческого жира, кусок кожи, содранной с человеческой спины и высушенную человеческую голову величиной с кулак. На ней сохранились волосы, а на шее – следы верёвки. Эта голова на специальной подставке как сувенир стояла на письменном столе начальника концлагеря Освенцим.
О лагерях смерти расскажут учащиеся 10 класса Вёскинской средней общеобразовательной школы Любая Дарья и Фёдорова Тамара
(руководитель истории Савченко Г. А.)
Песня и видеоклип «Бухенвальдский набат» (в исп. М. Магомаева)
Учитель: «Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств».
Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления врагов нацистского правительства. Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.
Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях;
Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей;
Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны;
Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью;
Германизация оккупированных территорий.
О том, как фашисты устанавливали новый порядок на оккупированной территории, нам расскажет учащийся МОУ «Л СОШ № 2» Комолова Дарья (руководитель С.В. Зверева)
Во имя подлинной любви к человечеству… во имя памяти миллионов невинных людей, загубленных бандой преступников… во имя счастья и мирного труда будущих поколений, Суд Народов приговорил: 12 подсудимых – Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Розенберга, Кальтенбруннера, Фрика, Франка, Штрейхера, Заукеля, Йодля, Зейсс-Инкварта и заочно Мартина Бормана – к смертной казни через повешение.
Гесс, Функ, Редер приговорены к пожизненному заключению, остальные – к разным срокам тюремного заключения.
Стихотворение С. Нериса «Будьте прокляты, убийцы!» читает Д. Столяров
Будьте прокляты, убийцы,
В это утро раннее
К нам посмевшие вломиться,
Нелюди незваные!
Солнце вы закрыли тьмою,
Небо с облаками,
Распростёршись над землёю
Чёрными крылами.
Пусть на вас падет лавиною
Матери проклятье!
Пусть за кровь детей невинную
Кровью вы заплатите!
За украденное солнце
Отомстим вампирам!
Будьте прокляты навеки,
Прокляты всем миром!
Учитель: Вынеся обвинительный приговор главным нацистским преступникам, Международный военный трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера. Нюрнбергский процесс иногда называют «Судом истории», поскольку он оказал существенное влияние на окончательный разгром нацизма.
Военная агрессия признана тягчайшим преступлением.
Для сохранения мира на Земле требуется приложение усилий всех стран.
Принципы, признанные Уставом Международного Военного Трибунала и нашедшие выражение в его приговоре, были подтверждены в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 и 27 ноября 1947 в качестве общепризнанных принципов международного права. Впоследствии на их основе была выработана Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества.
Но, к сожалению, некоторые современные политологи и историки пытаются сфальсифицировать итоги Второй мировой и Великой Отечественной войны. Об этом нам расскажет учащиеся МОУ «ЛСОШ № 1» Антонов Глеб и Сурначёв Александр (руководитель Т.В. Большакова)
Мы говорим о Нюрнбергском процессе, потому что необходимо напомнить молодому поколению про весь ужас фашизма. К сожалению, нынешнее общество забывает про вторую мировую войну, некоторые не знает, кто победил в ней, кто освобождал Европу и концлагеря, находящиеся на ее территории. Исторические факты «переделываются» и «переписываются» в соответствии с политическими взглядами, поэтому необходимо помнить итоги второй мировой войны и Нюрнбергский процесс, чтобы люди помнили уроки истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Суд Народов приговаривает..." Художественно-документальная композиция к 70-летию Нюрнбергского процесса
Предлагаемое внеклассное мероприятие рассчитано на аудиторию школьников 9-11 классов. В основе сценария – избранные материалы Нюрнбергского процесса над главными немецкими военными преступниками. В ко...
Нюрнбергский процесс. Уроки истории.(ко дню 70-я Нюрнбергского процесса)
Целиn В процессе мероприятия изучить историю и значение Нюрнбергского процесса. n В канун 70-летия процесса ознакомить учащихся с историей и решениями суда над...
Внеклассное мероприятие на тему Урок Памяти, посвященный 70-летию с начала Нюрнбергского процесса
В целях повышения правовой культуры, воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, нетерпимости к проявлениям расизма, национализма и экстремизма в школе прошло мероприятие, посвященное 70...
Конференция "Нюрнбергский процесс. 70 лет спустя...
После победы 9 мая, в конце месяца 1945 года началась подготовка к судебному процессу по делу над главными нацистскими военными преступниками. За время Второй Мировой Войны в Г...
Внеклассное мероприятие по истории, посвященное 70-летию Нюрнбергского процесса «Голос правды»
Внеклассное мероприятие по истории, посвященное 70-летию Нюрнбергского процесса«Голос правды»...
Проектная работа "70-летие Нюрнбергского процесса". МБОУ "Лицей№4 г.Азнакаево" АМР РТ Шарипова Зиля Ринатовна
Приложение № 2 ТЕКСТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ1) Название работы.Проектная работа, посвящённая 70-летию Нюрнбергского трибунала.Тема: «Высшие государственные и военные деятел...
«Нюрнбергский процесс» урок памяти, посвященный 70-летию Международного военного трибунала в Нюрнберге
Цели:Раскрыть историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления против человечества.В канун 70-летия процесса ознакомить учащихся с историей и решениями суда над нац...