Внеклассное мероприятие по профориентации в 9 классе
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему
Работа по профориентации в школе призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Предпрофильная подготовка в 8 – 9 классах предусматривает отведение часов на психолого – педагогическое сопровождение в объеме 1 час в 8 классе, 3 часа в 9 классе. Предлагаемое мероприятие запланировано как подведение итогов работы по профориентации в 9 классе. Его могут проводить педагоги, не имеющие специального психологического образования. Работа осуществляется с помощью игровых методов, методов групповой работы, моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие по профориентации в 9 классе | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»
Кафедра естественно-научного образования
Внеклассное мероприятие по профориентации
«У нас большое будущее»
Автор: Трушалиева Сания Раскалиевна
учитель химии, биологи и экологии
МБОУ СОШ с.Луков Кордон
Александрово - Гайского района
Саратовской области»,
слушатель КПК учителей
биологии и химии всех квалификационных категорий
с «20 - 22» января 2015 г. по «9 - 10» апреля 2015 г.
Саратов 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
«У нас большое будущее!» | 5 |
Заключение | 9 |
Список литературы ПРИЛОЖЕНИЕ1 | 10 11 |
Введение.
Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Оптимистическая перспектива жизни (и прежде всего реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению личности учащихся.
Первая серьезная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию в будущем.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым нами исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «хорошо – плохо».
Работа по профориентации в школе призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Предпрофильная подготовка в 8 – 9 классах предусматривает отведение часов на психолого – педагогическое сопровождение в объеме 1 час в 8 классе, 3 часа в 9 классе. Предлагаемое мероприятие запланировано как подведение итогов работы по профориентации в 9 классе. Его могут проводить педагоги, не имеющие специального психологического образования. Работа осуществляется с помощью игровых методов, методов групповой работы, моделирования.
Цели:
- Оказать эффективную психолого – педагогическую поддержку выпускникам школы.
- Открыть перед ними перспективу в дальнейшем личностном развитии.
- Помочь определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
Задачи:
- Формирование актуального для подростков «информационного поля».
- Формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
- Развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию.
- Развитие навыков конструктивного взаимодействия.
«У нас большое будущее!»
- Организационный момент.
- Основная часть.
Вводное слово ведущего. На протяжении всех занятий по курсу профориентации мы ознакомились с большим объемом информации по профессиям, узнали много интересного о себе: склонностях, интересах, темпераменте, характере и много другое. Пришло время подвести итоги этой совместной деятельности. В течение нескольких занятий мы заполняли таблицу о профессиональной направленности (приложение 1), я рекомендую вам сохранить ее для дальнейшего вашего профессионального выбора , Можно вместе с родителями обсудить данные вашей таблицы и сделать соответствующие выводы. Сегодня мы покажем, что нам запомнилось, чему научились, возможно, наметим планы на будущее. Итак, начнем!
Упражнение «Двойки». Работа в парах. Данная работа позволяет участникам приобрести навыки и умения, связанные с ведением диалога; научиться приемам сближения с партнером по общению, слушать и слышать человека, который находится рядом с тобой. Задача – составить список сходств, полезно искать точки соприкосновения, т.е. то, чем вы похожи. Затем списки зачитываются, происходит обсуждение.
Упражнение «Мой вам совет». Письменная работа. Участники садятся в круг. На листе бумаги пишет свое имя, передает лист соседу справа. Каждый последующий участник записывает на листе под именем название профессии, которая на его взгляд наиболее подходящая данному человеку. В итоге, на листе под именем записано столько названий специальностей, сколько человек участвует в игре. Результаты зачитываются, обсуждаются.
Ведущий. А сейчас немного поиграем. Для этого разделимся на 2 команды. Задания для команд:
- Конкурс «Начни пословицу».
Задание: назвать начало пословицы.
- «… не знают скуки» (ответ: умелые руки)
- «…такие плоды» (какие труды)
- «… , а лень портит (труд человека кормит)
- «…, того люди чтут» (кто любит труд)
- «…, не сиди на печи (хочешь есть калачи)
- «…, тот не ест» (кто не работает)
- «…, спать неохота» (если есть работа)
- «…потехе – час» (делу – время)
- Конкурс «Объявление».
В течение 5 минут команды должны составить объявление о своих услугах при поиске работы, которое должно отражать профессиональную уникальность выбранной специальности и включать нечто такое, что не может предложить другой специалист.
Вариант 1: дается одна профессия обеим командам (например, программист, продавец, учитель, врач, дрессировщик, парикмахер)
Вариант 2: команда сама выбирает профессию.
Примерный план ответа: образование, стаж работы по данной специальности, что может делать по данной профессии, и далее плод фантазии автора объявления.
Команды могут задавать вопросы по содержанию объявления, чтобы удостовериться, чье объявление красочнее или профессиональнее, и кого лучше взять на работу из кандидатов.
- Конкурс «Угадай профессию».
Задание: представители команд невербально (с помощью мимики, жестов, пантомимы) показывают друг другу людей разных профессий, конкуренты должны угадать – какая это профессия.
- Конкурс «Анаграммы-профессионалы».
Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии.
- рвач - (медицинский работник)
- сопло- (дипломат)
- терка - (театральная и кино-профессия)
- кулон - (веселая цирковая профессия)
- марля - (разноцветный рабочий)
- авдотка - (юридическая профессия)
- томат + голос - (зубной врач)
- кредитор - (руководитель предприятия)
Ведущий. Я предлагаю командам построиться в шеренгу напротив друг друга. Упражнение называется «Монета». (цель: формирование навыков эффективного взаимодействия, распознавание статусов (эмоционального, мотивационного, интеллектуального, социального) по характерным невербальным (мимике) проявлениям). Класс делится на две или более группы по количеству учащихся. Задание – за спиной передается монета, по сигналу «стоп» она остается у того, кому ее передали. Участники, стоящие в две шеренги друг напротив друга угадывают по мимике, у кого из игроков противоположной команды находится монета.
А сейчас задание индивидуальное. Упражнение «Выбор». Предлагаю выбрать места в классе, так, чтобы не мешать друг другу. Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того, чтобы выжить. Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования… Необходимо письменно ответить на вопросы:
В каком городе или даже стране вы находитесь?
Какое у вас время года?
Что вы будете делать? Каковы ваши действия?
Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ)
Что будет потом? В общем, устройте свою жизнь. Время работы 20 минут.
Работы ребят зачитываются по желанию. Делается вывод о том, что подсобные работы – это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Для того чтобы учиться какому – либо делу, необходимо для начала все – таки определиться в выборе, а для этого нужно узнать свои возможности, способности, профессиональные интересы.
Ведущий. Итак, все справились с заданием, молодцы! Мы закончили наши занятия по профориентации, при желании вы можете самостоятельно проанализировать полученную информацию, сделать свои выводы. Каков будет ваш профессиональный выбор, как дальше устроится ваша жизнь - зависит в основном от вас. Нужно стремиться к новым высотам, преодолевать трудности, и у вас непременно все получится! Я желаю всем успехов и удачи! Спасибо за внимание!
Заключение.
Старшим подросткам (9кл) необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение (быть готовыми к выбору профиля обучения в 10 кл, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы). Выбор профиля предопределяет профессиональный выбор учащихся. К осознанному выбору профиля обучения учащихся необходимо заранее готовить, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9 классе.
Если обучающиеся после 9-го класса не продолжают обучение в 10 классе, то они вынуждены совершить свой первый профессиональный выбор: пойти в учебное заведение среднего профессионального образования, на краткосрочные профессиональные курсы и др.
Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами – глубоко личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.
Таким образом, учащимся 9 кл в любом случае необходимо быть готовыми к профессиональному самоопределению. Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития и подготовки.
Список литературы:
- Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзамегнам» 9 – 11 классы, ПТУ, колледж. Москва, «ВАКО» 2008
- Пряжников Н.С. «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники» 8 – 11 классы.Москва «ВАКО» 2008
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. «Справочник классного руководителя» 5 – 9 классы. Москва «ВАКО» 2005
- Кан Владимир Иннокентьевич, ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Школа-интернат № 24 г. Санкт-Петербурга, воспитатель Высшей квалификационной категории «Методическая разработка внеклассного мероприятия
по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего»
для учащихся 7-9 классов»
Приложение 1.
Профессиональная направленность учащегося ___класса _________школы
________________учебный год
Мои сферы интересов | Мои склонности | Мой профессиональный тип личности | Мой темперамент и особенности характера | Моя профессиональная направленность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по профориентации на тему: "Здравствуй, доктор Айболит - знакомство с профессией ветврача. 4 класс. "
Внеклассное мероприятие по профориентации на тему: "Здравствуй, доктор Айболит - знакомство с профессией ветврача. 4 класс. "...
Внеклассное мероприятие ВЕЧЕР ПРОФОРИЕНТАЦИИ Телешоу «Человек и профессия» 9 -11 классы
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». В жизни каждого из нас бывают моменты, когда приходится делать выбор. Выбор, от которого в даль...
Конспект внеклассного мероприятия по профориентации «Дорога в будущее» для 11 класса
Предлагается конспект внеклассного мероприятия по профориентационной работе в 10-11 классах. Этот материал будет полезен классным руководителям 9-11 классов. Конспект включает обобщенный мат...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...
Конспект внеклассного мероприятия по профориентации «Профессии» для учащихся 9 классов
Конспект внеклассного мероприятия по профориентации «Профессии» для учащихся 9 классов...
Внеклассное мероприятие по профориентации для учащихся 9 класса «Дороги, которые мы выбираем»
Выбор профессии – важное и ответственное дело. Есть два способа выбирать профессию: 1.Метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в разных сферах деятельности, пока не найдет ту...
Внеклассное мероприятие по профориентации на тему «Все профессии нужны – все профессии важны!» для учащихся 5-11 классов
Цель: Формирование у учеников представления о многообразии профессий.Задачи:1. Формировать знания учащихся о профессиях.2. Прививать интерес у учащихся к миру профессий.3. Способствовать активиза...