Семинар-практикум для педагогов "Как создать ситуацию успеха"
методическая разработка по психологии на тему
Ситуация успеха – это сочетание психологических условий, при которых человеку дается возможность испытать чувство радости и удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд, самоуважение. Ситуация успеха невозможна без мотивации достижения успеха, которая вызывает у человека желание действовать, утвердить себя, получить высокую оценку своих результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
"КАК СОЗДАТЬ СИТУАЦИЮ УСПЕХА
ДЛЯ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ"
Составитель:
М.А.Закатеева, педагог-психолог
Пояснительная записка
Цель: повышение психологической компетентности педагогов по вопросам создания ситуации успеха для учеников.
Задачи:
- охарактеризовать основные понятия «успех», «ситуация успеха», «мотив достижения успеха», «мотив избегания неудачи», «психологическое поглаживание»;
- ознакомить педагогов со способами создания ситуации успеха, использовать полученные знания на практике.
Техническое оснащение:
- просторное изолированное помещение, удобная мебель для участников;
- аудиомагнитофон с записями;
- 2 зеркала;
- клубочек;
- памятка «Технологические операции создания ситуации успеха» (формат А4 - по количеству участников);
- рисунок солнца (формат А4 – 1 шт);
- маркер.
Продолжительность занятия: 60минут
Ход работы
- Упражнение-активатор «Ассоциации». Участники занятия должны назвать по очереди слово, которое ассоциируется с «успехом».
Вывод:
- Успех – это переживание радости оттого, что результат, к которому стремился человек в своей деятельности, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.
- Ситуация успеха – это сочетание психологических условий, при которых человеку дается возможность испытать чувство радости и удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд, самоуважение.
Ситуация успеха невозможна без мотивации достижения успеха, которая вызывает у человека желание действовать, утвердить себя, получить высокую оценку своих результатов.
Мир ребенка – это мир эмоций, важно помнить об этом всегда и уметь устанавливать психологический контакт (вербальный, невербальный), создавать атмосферу доверия (доброжелательности). Используйте в общении с детьми, и особенно с так называемыми «трудными» все то, что можно отнести к «психологическому поглаживанию»: Вашу улыбку, обращение по имени, фразы типа: «Я рада тебя видеть», «Мне приятно общаться с тобой», «Как хорошо, что мы встретились» и т.д., похвалу, комплимент.
2. Упражнение «Зеркало». По кругу передается зеркало. Задача каждого игрока – посмотреться в зеркало и попытаться воспринять себя отстраненно, как будто видишь не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло внимание. Сосредоточенно изучите этого человека и попытайтесь ответить на такие вопросы:
- Что привлекательного вы видите в этом человеке?
- За что его можно любить?
- Что вызывает уважение?
Обсуждение, подведение итогов упражнения: сложно увидеть хорошее в себе, но, научившись это делать, полюбив себя, значительно проще увидеть нечто особенное и в другом человеке.
3. Упражнение «Комплименты» (работа в парах). Участники делятся на пары. В течение 1 минуты один говорит комплименты, другой выслушивает и добавляет «Спасибо, а еще я…». Далее партнеры меняются местами. По окончанию упражнения участники делятся впечатления о том, что они чувствуют после этого упражнения.
Рефлексия проходит в игровой форме по типу упражнения «Поменяйтесь местами те, кто..»:
- кому понравилось выслушивать комплименты?
- кому понравилось говорить комплименты?
- кому трудно было говорить комплименты?
- кому было трудно, неловко выслушивать комплименты?
- кто умеет хвалить себя и делает это?
- кто говорит комплименты ученикам, хвалит их?
4. Упражнение «Лучи солнца». Участникам передается рисунок солнца, на котором они должны написать фразы, слова, комплименты, которые они используют для поощрения, одобрения и поддержки учеников на уроках.
5. Подведение итогов. «Притча о толкователе сновидений».
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную новость – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать».
Технологические операции создания ситуаций успеха.
ОПЕРАЦИЯ | НАЗНАЧЕНИЕ | РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА | |
1. Снятие страха | Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». | |
2. Авансирование успешного результата | Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. | «У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». | |
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности | Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | «Возможно, лучше всего начать с…..» «Выполняя работу, не забудьте о…..» | |
4. Внесение мотива | Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» | |
5. Персональная исключительность. | Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | «Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» | |
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. | Побуждает к выполнению конкретных действий. | «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…» | |
7. Высокая оценка детали. | Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. | «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как создать ситуацию успеха на уроке английского языка
Игра является неотъемлемой частью обучения английскому языку детей младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/26/picture-535277-1416989483.jpg)
"Как создать ситуацию успеха"
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/26/picture-535277-1416989483.jpg)
"Как создать ситуацию успеха"
"Как создать ситуацию успеха" Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-354696-1385481829.jpg)
Доклад на тему «Дифференцированный подход помогает ли создать ситуацию успеха на уроке?»
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/12/picture-856658-1578846460.jpg)
Советы родителям: как создать ситуацию успеха у ребенка.
Надо создавать ребенку ситуации успеха, когда, чего-то достигнув, ребенок мог сказать: "Ура" У меня получилось! Я сделал это!". Что же может способствовать успеху вашего ребенка в школе? Следуйте этим...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-218826-1363707630.jpg)
Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ» «Как создать ситуацию успеха на уроке»
Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ»«Как создать ситуацию успеха на уроке» ...