Как создать ситуацию успеха
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
МКОУ « Шипицынская СОШ»
Большереченский район
Новичкова Е.Ю.
учитель ИЗО, зам. директора по ВР
Как создавать ситуацию успеха
Учительское дело сложное, и, сколько бы не работал, каждый новый учебный год для меня будто бы опять первый. Мой опыт работы в школе, привел меня к пониманию того, что в основе учебного процесса важно учитывать то, как организован процесс мышления и чтобы царил дух сотрудничества. Урок изобразительного искусства - это особый урок, он должен строится по законам искусства, и, прежде всего, решать задачи нравственно-эстетического воспитания.На каждом уроке должна быть мотивация обучения . Как часто можно услышать: «Я совсем не умею рисовать, у меня ничего не получиться». Дети бояться не того, что не справятся с заданием, а насмешливых взглядов, ущемленной гордости, плохих отметок. Они с удовольствием и желанием будут делать лишь то, что приносит им пользу, удовлетворение. Поэтому я учу их отвечать на вопросы: «Зачем я это делаю? Где мне в жизни это может пригодиться? Чему я смогу научиться?» В конце урока обязательно спрашиваю: «Как вы узнали, что вы добились своей цели? Какие возможности, знания вы использовали для достижения своей цели? Как вы справлялись с трудностями на своем пути?»
Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение субъекту, становится для него фактором развития. Более того, человек занимаясь нелюбимым делом, по окончании его тут же пытается о нем забыть. Ситуация успеха - это субъективное чувствование, ощущение рождается, когда ученик преодолевает свой страх, свое неумение, свою застенчивость непонимание, робость, растерянность. Ситуация успеха – некий взлет для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своем личностном развитии. В первую очередь необходимым условием в достижении поставленной цели снятие страха перед деятельностью как непременный прием освобождение ребенка от психологического зажима. Он говорит: «Я не умею, я не знаю, у меня не получиться…» - и впадает в состояние угрюмой пассивности, печально наблюдает успех товарищей, страдает от своей позиции. Но, если сказать: «Это просто, это легко, не получится ничего страшного, попробуй - ты ничего не потеряешь, давайте попробуем, если не получиться поищем другой способ» - тогда зажим снимется, ребенок освободится от навязчивого ожидания неудачи.Я выработала свой стиль, и чем многосенсорнее этот стиль, тем эффективнее и качественнее работа с обучающимися. Многосенсорное обучение усиливает дополнительные сенсорные каналы обучающихся. Так, визуалам нужно представлять информацию, используя слова описывающие цвет, размер, местоположение, выделяя цветом различные пункты содержания. Для аудиалов важно использовать вариации голоса: громкость, паузы, высоту. А для кинестетиков очень важны жесты, прикосновения, проигрывание разных ролей, так как они обучаются посредством мышечной памяти.Человек, обладающий даже самым необычным воображением, не может представить себе такого цвета, которого он не видел в жизни. Тот путь, по которому весь накопленный материал соединяется в уме, психологи называют ассоциацией представлений. Сегодняшнее воспитание в семье и в школе выстраивается прямо противоположным образом. Нагнетается страх перед неудачей: «Это трудно, но вы обязаны, напряги все свои силы на трудную работу, не так то просто это сделать и так далее»- словно мы хотим запугать ребенка, ввергнуть его в состояние психологического ступора. Возникает вопрос: «Не обманываем ли мы, суля удачу заранее». Ответом на это может служить следующее. Во-первых, мы не предлагаем детям то, что для них недоступно. Во-вторых, каждый в меру своих способностей и силу своей индивидуальности, достигает искомого результата при максимальной активности. И наконец, -третьих, педагог обязан сопровождать предложенное для исполнения ясной инструкцией, давая совет, как лучше всего выполнить планируемое. Это можно назвать скрытой помощью, когда в контексте слов вплетаются незаметные, но основополагающие подсказки: «Я полагаю, что удобнее было бы делать…, мне кажется, в центре должно находиться…, я знаю, что лучше начинать с…,достаточно выполнить…,мне бы хотелось, чтобы вы не забыли…,я прямо не дождусь когда появится эта деталь…, ты, конечно, не забудешь о…». До того, как ученик приступит к исполнению, необходимо авансирование Личности. «У тебя это получится непременно, потому что ты наблюдательный, ты сделаешь это отлично, у тебя хорошая зрительная память». Очень сильным побудителем выступает пример персональной исключительности. Его форма такова: «Только ты и можешь…, никто кроме тебя…, именно ты способен это сделать». Это становится залогом успеха, так как свободные проявления индивидуального своеобразия личности придают исполненному делу отличительность, исключительную окрашенность. Например, если ребенок рисует яблоко, то не следует хвалить весь рисунок. Но если педагог отмечает удачный фон, особенный колорит, живой блеск и мягкость линий, ребенок верит этой оценке и радостно переживает успех своих творческих усилий. Детальная оценка объективна, справедлива и гуманна, в ней заложен огромный потенциал стимулирующего влияния на всю последующую деятельность. Практическая организация ситуации успеха для каждого ребенка снимает ряд тяжелых вопросов об агрессивности, непослушании как постоянной черте характера, изолированности его в группе, лености и склонности к разрушению. Нельзя не признавать, что ситуация успеха в какой то части своей носит характер искусственно создаваемой, педагог должен в дальнейшем корректировать путем постепенного указания на недостатки и их совместное, а потом и самостоятельное исправление.
Упражнения на установление ассоциативных связей.
Для выполнения этого упражнения детям произносится слово, или можно показать картину или написанное слово.Например: слово-снег. Предлагается подобрать слова связанные с ним. Снег-зима, холод, мороз, белая простыня, падают снежинки, , сугробы, метет метель, воет вьюга, звездочки, сияние, новый год, деревья со снегом. Мы видим, что у кого-то ассоциации связаны с образами, у кого то с движениями, а кто-то слышит звуки. Следующее упражнение помогает развивать цветовые ассоциации. Например: теплые цвета - танцевать, нежность, жизнь, мама, солнце; холодные цвета – ночь, плач, морозный, сожаление, грусть. Чтобы умственная жизнь человека была богата, для этого важнее способность соединять представления, нежели обширность запаса представлений.
Использование метафор.
Во время занятий я часто рассказываю истории, не имеющие отношения к моему предмету, они называются метафорами. Метафоры-притчи, в контексте спора, разговора они что-то иллюстрируют. Каждый понимает что-то свое, что нужно ему именно сейчас. Метафоры активизируют мышление, задействуют глубинные структуры памяти, устанавливают индивидуальные связи.
Метафора «Все в твоих руках». «Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если скажет живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все и поймут, кто же из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладоней и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая? И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках»…
Упражнение на развитие мышечной (тактильной) памяти
Иногда, для того, чтобы лучше представить какой-то образ, нужны движения. Почувствовав, увидев и запомнив их, дети быстрее включаются в работу. Например: для того чтобы понять, что такое кружево, ребенку нужно прикоснуться к нему, почувствовать переплетение нитей и узелков, чтобы передать красоту линии нужно прикоснуться к ней кончиком карандаша, нарисовать или провести эту линию в воздухе, а потом перенести на работу. Очень хорошо использовать во время упражнения «Рисование в воздухе» обе руки, так как задействуются оба полушария головного мозга. Имитация движений животных, птиц, людей разных профессий, использование мимики, жестов - помогает ребятам лучше войти в образ, запомнить материал.
Никакое красноречие, никакая техника, никакая уловка не может обмануть чуткой души ребенка. Учитель, помни: «Все в твоих руках!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как создать ситуацию успеха на уроке английского языка
Игра является неотъемлемой частью обучения английскому языку детей младшего школьного возраста...
Семинар-практикум для педагогов "Как создать ситуацию успеха"
Ситуация успеха – это сочетание психологических условий, при которых человеку дается возможность испытать чувство радости и удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд, самоу...
"Как создать ситуацию успеха"
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настр...
"Как создать ситуацию успеха"
"Как создать ситуацию успеха" Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе о...
Доклад на тему «Дифференцированный подход помогает ли создать ситуацию успеха на уроке?»
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла...
Советы родителям: как создать ситуацию успеха у ребенка.
Надо создавать ребенку ситуации успеха, когда, чего-то достигнув, ребенок мог сказать: "Ура" У меня получилось! Я сделал это!". Что же может способствовать успеху вашего ребенка в школе? Следуйте этим...
Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ» «Как создать ситуацию успеха на уроке»
Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ»«Как создать ситуацию успеха на уроке» ...