Семинар-практикум для родителей подростков.
классный час по психологии (7 класс) по теме
Рост психологического неблагополучия в среде подростков говорит нам о том, что взрослые не совсем готовы и не приспособлены к решению проблем в стадии подросткового кризиса детей. Иногда некоторым родителям не хватает информации, или просто почувствовать себя подростком, и возможно это и будет уже решение многих проблем, но чаще, - это долгий и длинный путь, для которого необходимо для начала хотя бы обозначить проблему и «знать её в лицо».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_rodit.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей подростков.
Тема: «Подростковый кризис. Проблемы и решения»
Предварительная работа:
1. Проведение анкетирования с детьми.
2. Проведение беседы с детьми на тему «Подростковые кризисы».
Цели:
1. Раскрыть понятие «подростковый кризис».
2. Помочь родителям понять своих детей, научить относиться с пониманием.
Актуальность: Рост психологического неблагополучия в среде подростков говорит нам о том, что взрослые не совсем готовы и не приспособлены к решению проблем в стадии подросткового кризиса детей. Иногда некоторым родителям не хватает информации, или просто почувствовать себя подростком, и возможно это и будет уже решение многих проблем, но чаще, - это долгий и длинный путь, для которого необходимо для начала хотя бы обозначить проблему и «знать её в лицо».
Оборудование: конференц-зал, интерактивная доска, результаты анкетирования детей, презентация, бейджики, шариковые ручки, выставка книг о воспитании ребенка в семье.
4 этапа работы семинара:
1 этап. Знакомство.
2 этап. Обсуждение семейных ценностей.
3 этап. Осознание проблем и методы их решения.
4 этап. Подведение итогов семинара.
Ход семинара.
1 этап. Знакомство.
Упражнение «В детстве я хотел бы быть…».
Родителям предлагается назвать свои имя и отчество и рассказать, кем бы хотел стать в детстве. И так по очереди.
2 этап. Обсуждение семейных ценностей.
Воспоминания родителей о своих детских подростковых годах.
Родителям предлагаются вопросы для обдумывания, с последующим выступлением и обсуждением.
Каким Вы были подростком?
Какие ценности Вам прививали в Вашей семье родители?
Какие ценности вы перенесли в Вашу собственную семью?
Доверяли ли вы своим родителям? Лгали им? В каких случаях?
Какие разногласия были в Вашей семье из за подросткового кризиса, как Ваши родители выходили из таких ситуаций?
Как Вы справляетесь с подростковым кризисом Вашего ребенка?
После обсуждения предлагается выделить основные проблемы подросткового периода.
Основные проблемы, это:
1. Непослушание ребенка.
2. Агрессия, ложь, воровство, уход в себя.
3. «Ничего не хочет»
3 этап. Осознание проблем и методы их решения.
1. Непослушание ребенка.
Обсуждение понятия «непослушание». Всегда ли полная победа над детским непослушанием говорит о том, что родители воспитывают ребенка правильно? Какие запреты есть в Вашей семье по отношению к ребенку?
Далее идет мини-лекция про запреты и смысл запретов. Приводятся примеры.
Упражнение «Нельзя».
Рефлексия чувств ребенка на родительские запреты на потребность ребенка в познании окружающего мира.
Один из участников - «ребенок» - сидит на стуле в центре круга. Ведущий, говоря об этапах развития ребенка и его познавательных потребностей, поочередно связывает шарфом руки («нельзя трогать»), ноги («нельзя туда ходить»), далее завязываются уши («не слушай, это не для твоих ушей») и, наконец, - глаза («не смотри, это нельзя смотреть детям»). Часто говорим: «Помолчи!» (завязывается рот). Ведущий спрашивает «обвязанного», что он при этом чувствует. Высказывания родителя - «ребенка» позволяют другим участникам понять, осознать и сопережить весь негатив родительских запретов. Обмен мнениями.
2. Агрессия, ложь, воровство, уход в себя.
Вопрос педагога-психолога: «Как Вы считаете, откуда у детей берется агрессия, ложь, воровство, уход в себя?»
На интереактивной доске показывается схема для родителей «возникновение негативных эмоций по отношению к родителю» (см.ниже).
Взрослый добивается правильного поведения, применяя меры контроля и принуждения (оценка, критика, давление)
Эти меры вызывают у ребенка негативные эмоции и сопротивление
Взрослый раздражается и усиливает нажим
У ребенка нарастают чувства обиды и ненависти
На почве гнева развивается ненависть, гнев, лень, отвращение к учебе, отрицание, безразличие ко всему
Давление и наказания «воспитателя» усиливаются ещё больше.
КРУГ ЗАМЫКАЕТСЯ…
После этого, идут правила для родителей, как разорвать этот «порочный круг».
3. «Ничего не хочет».
Мини-лекция о том, как заинтересовать ребенка. Примеры.
Заключительное упражнение: «Подарки»
Материалы: каждому участнику набор листков в количестве, на единицу меньшем общего количества участников; карандаш.
Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем ведущий собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок.
Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...
Семинар-практикум для классных руководителей и родителей детей подросткового возраста "Оптимизация процесса воспитания подростка в семье и в школе"
Настоящий семинар -практикум дает возможность понять психологию всех участников воспитательного процесса, определить трудности в воспитании детей подросткового возраста, договориться об использо...
Семинар-практикум (консультация) для родителей «Сенсорное развитие в домашних условиях»
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...
Семинар-практикум Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Русский фольклор в развитии речи детей».
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешен...
Семинар-практикум для родителей "Легко ли быть подростком"
В условиях значительных изменений в социальной жизни нашей страны проблемы взаимодействия семьи и школы-интерната являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется системат...
Семинар-практикум для родителей "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"
Конспект семинара-практикума для родителей (5-6 класс)...
Внеурочное занятие для родителей Семинар-практикум по математике для родителей (гуманитарного) класса «Осенняя песня о главном.» (Подготовка к ЕГЭ, базовая математика, 11 класс).
Занятие для родителей поможеи им справиться со стрессом, неизбежно возниающим при оказании помощи своим детям при подготовке к ЕГЭ...