Психогимнастика
статья по психологии на тему
Психогимнастика на занятиях с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhogimnastika_na_zanyatiyakh.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Психогимнастика на занятиях с детьми.
Психогимнастика – это область психодрамы. Суть ее заключается в направленном развитии и коррекции различных сторон психики. Включает в себя различные упражнения, групповые игры, танцы под музыку.
Задачи психогимнастики направлены на уменьшении напряжения у участников группы, снятии страхов и запретов; в развитии внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей; в сокращении эмоциональной дистанции между участниками группы; в формировании способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.
Психогимнастика состоит из нескольких фаз:
- Мимические и пантомимические этюды. Снятие напряжения с помощью ходьбы, бега и различных движений. Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
- Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
- Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Пантомимика (достать с полки книги, перелезть через забор и т.д.). Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
- Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Между второй и третьей фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе – «минутка шалости» . Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно заранее договорится с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.
Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.
Целеноправленность каждой фазы определяется характером заболевания детей. Например, для гипердинамичных детей – затормаживающие, а для гиподинамичных – повышающие их активность, а для аутичных – вводятся специальные упражнения, способствующие взаимодействию и общению.
«Драка»
Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
«Воздушные шарики»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
«Подарок под елкой»
Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по дисциплине Психогимнастика для дошкольников
Образовательная программа «Детство, солнце, радость» направлена на развитие в детях умения действовать и умения говорить, умения думать и умения думать вместе. Она обращается к эмоциональн...
Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».
Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...
Конспект урока ритмики в 4-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимнастики.
Тема урока: Закрепление последовательности движений танца «Финская полька с хлопками». В данном уроке представлены эдементы ритмопластики, логоритмики, психогимнастики и их использование в ...
Конспект урока ритмики в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимнастики.
Конспект урока ритмики в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих игр и психогимнастики. Тема: Разучивание логоритмической композиции ...
Психогимнастика
Психогимнастика-это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Я беру за основу в своей работе и рекомендую всем, кто ведет уроки ритмики, ф...
Психогимнастика для учителя.
Психогимнастика для учителя....
Психогимнастика для детей старшего дошкольного возраста
Психогимнастика для детей детского сада...