«Анализ мотивации учения учащихся начальной школы»
статья по психологии по теме

 

 

        

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Анализ мотивации учения учащихся начальной школы»

        Актуальность проблемы мотивации учения у младших школьников в современных условиях:

              Формирование учебной мотивации  учащихся без преувеличения   можно назвать одной из центральных проблем современной школы, которая  должна обеспечить «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию».

           Одним из требований ФГОС к результатам освоения основной образова-тельной программы является «готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности».  Стандарт ориентирует педагогов на становление у выпускников такой личностной характеристики, как «умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности». В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения. Актуальность этой проблемы для начального образования вытекает из психологических особенностей младшего школьного возраста, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Процесс формирования универсальных учебных действий (УУД) направлен на становление у учащихся умения учиться, т.е.освоение ими всех компонентов учебной деятельности, одним из которых являются познавательные и учебные мотивы.

              Таким образом, от  становления у учащихся начальной школы учебной деятельности  и всех её компонентов, в том числе учебной мотивации, во многом зависит их успешность на следующих этапах развития.

            В основе нашей  работы лежит системно-деятельностный подход, опирающийся на концепцию Л.С.Выготского о ведущем виде деятельности, зонах актуального и ближайщего развития, принципы развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, теорию поэтапного  формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

 Коротко обозначим основные понятия данной темы.

        Основное понятие мотив. Наиболее ёмкое определение даёт А.Н.Леонтьев: «Мотив — это опредмеченная потребность».

Л.И. Божович раскрывает это понятие. Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность».

        Мотивация  «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» .

        Самым широким является понятие мотивационной сферы, включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

  Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в    деятельность учения. Эльконин Д.Б. рассматривал «учебную деятельность как особую деятельность школьника, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей».  

                 Учебную мотивацию определяют следующие специфические для этой деятельности факторы:

1.        Образовательная система, образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность.

2.        Организация образовательного процесса.

3.        Субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.).

4.        Субъектные особенности педагога, система его отношений к ученику и к делу.

5.        Специфика учебного предмета.

             Учебная мотивация побуждается иерархией мотивов, и с  возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов.

        Основным мотивом учебной деятельности является учебно-познавательный мотив, направленный на  овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий.  Эльконин Д.Б. писал, что учебная деятельность «должна побуждаться адекватными мотивами.  Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщённых способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного самосовершенствования». Общие мотивы деятельности (например, широкие социальные  мотивы) наполняются новым содержанием.

        «...Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы» .

     Структура мотивации учебной деятельности:

        Потребности: базовая потребность человека в новых впечатлениях со временем может развиться в познавательную потребность.

        Мотивы учения делятся на 2 большие группы:

 1. Мотивы, связанные с учебной деятельностью включают в себя     содержание учения (новые факты, знания, явления…), и процесс учения (проявление интеллектуальной активности, рассуждений, преодоление препятствий).

2. Мотивы, не связанные с учебной деятельностью включают в себя:                                  - социальные мотивы (мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями…),                                                                                          -  узколичные мотивы (стремление получать одобрение, хорошие отметки, желание быть первым, занять достойное место среди товарищей…),                                                                                                                   - отрицательные мотивы (стремление избежать неприятности).

        Интерес — это эмоциональное переживание познавательной потребности.

        Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.

        Личностные УУД:    

- действие смыслообразования, т.е.установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

-  действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания  на основе социальных и личностных ценностей.

          Основой работы по развитию мотивационной сферы учащихся является диагностика мотивов учения (по методике «Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург) и уровня школьной мотивации (по методике Н.Г.Лускановой «Определение уровня развития школьной мотивации»), которая проводится в сентябре.

        По результатам диагностики планируется психологическая работа.

        Психологическая работа начинается с 1-го класса, рассчитана на 4 года и строится в трёх направлениях: с учителями, с учащимися и с родителями.

        Психологическая работа с учащимися включает цикл групповых занятий по адаптации первоклассников к условиям школьного обучения:

- «Введение в школьную жизнь» 10 занятий.

 «Программа коррекционно-развивающих занятий с первоклассниками в период адаптации» 10 занятий.

-  «Трудности адаптации у первоклассников» 19 занятий.

- Программа тренинговых занятий «профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено» 10 занятий\

       Психологическая работа с учащимися также включает индивидуальную диагностику причин школьной неуспеваемости и коррекционно-развивающую работу с учащимися, которые испытывают трудности в обучении.

          Психологическая работа с родителями включает:

- Выступления на родительских собраниях:  «Первый раз в первый класс: адаптация первоклассников к школе», «Готовность детей к школе». Трудности адаптации первоклассника к школе», «Эмоционально-волевая сфера» .

- Анкетирование.

- Индивидуальные консультации с родителями учащихся, испытывающими трудности в обучении.

- Рекомендации для родителей на стенде и на сайте школы: «Адаптация к школе: вопросы и решения», «Как повысить самооценку?», «Как общаться с ребёнком?», «Учимся в радость и сохраняем здоровье».

       Психологическая работа с учителями по проблеме «Формирования мотивации учения» включала лекционное занятия: - «Формирование учебной мотивации у учащихся начальной школы»; «Развитие мышления учащихся»,

 «О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе учителя». Психолого-педагогические рекомендации по сопровождению учащихся на основе результатов диагностики "Психологический мониторинг" «Этика педагогического общения»,

семинары-практикумы:

«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка в сфере модернизации образования».

Методические  часы:   «Психолого-педагогическая диагностика классного коллектива». Индивидуальные консультации по развитию учебной мотивации у учащихся с разными мотивами учения. «Особенности работы учителя с детьми, имеющими трудности в обучении», 

      В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика учебной мотивации. Анализ результатов тестирования позволяет сделать вывод о том, что в результате проведённой работы постепенно меняется иерархия мотивов учащихся в сторону повышения процента детей, имеющих учебный и  социальные мотивы учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ РОЛЕВЫХ ИГР

Предлагаю Вашему вниманию статью ролевых играх на уроках английского языка, которые содействуют развитию таких качеств, как спмостоятельность и инициативность, а так же воспитывают чувство коллективиз...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

В истории школы иностранный язык занимал всегда неоднозначное место: то он становился объектом особого внимания, то оказывался на уровне третьестепенного предмета. Объяснить такое разное отношение к и...

Формирование положительной мотивации у учащихся начальной школы в процессе овладения иностранным языком

Чтобы вызвать у ученика интерес к обучению иностранного языка, сначала нужно сформировать у него мотивацию....

Игровая деятельность на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся начальной школы. Методическая разработка.

Данный материал может быть полезен учителям английского языка, работающим в начальной школе....

Диагностика уровня мотивации к обучению английскому языку учащихся начальной школы.

Существующий разрыв между интеллектуальными возможностями школьников, их интересами и тем, что они в действительности могут высказать на иностранном языке, постепенно разрушает мотивацию, которая подд...