«Психолого-педагогическая поддержка в Межшкольном учебном комбинате как один из факторов здоровьесбережения обучающихся»
статья (психология) по теме

Калимуллина Альбина Данисовна

 

В данной статье рассмотрены проблемы психолого-педагогической поддержки учащихся. Значительное внимание в этом вопросе уделяется деятельности Межшкольного учебного комбината. Приводится спектр направлений, осуществляемых педагогом-психологом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_ns-portal.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В МЕЖШКОЛЬНОМ УЧЕБНОМ КОМБИНАТЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Создание благоприятного психологического микроклимата в образовательном учреждении немыслимо без психолого-педагогической поддержки учащихся.

Под психолого-педагогической поддержкой (ППП) мы понимаем помощь в развитии и содействии саморазвитию учащегося, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с продвижением в профессиональном самоопределении. Следует отметить, что далеко не во всех образовательных учреждениях ведется психологическая работа по сопровождению учащихся. Следствием отсутствия ППП является с каждым годом возрастающее число детей, испытывающих трудности в учебной сфере,  в общении с одноклассниками, наконец, в семье.

В нашем Межшкольном учебном комбинате ведется интенсивная работа по ППП учеников в процессе выбора профессии. В частности, нами проводится мониторинг профессиональных интересов учащихся района на протяжении нескольких лет, начиная с 2001 г. Профессиональная диагностика учащихся является важным этапом в образовательной деятельности, поскольку на основе обработки данных тестирования собирается материал об отношении учащихся к предметам, сферам деятельности, социально-психологической направленности. В данном направлении существенную роль играет группа  психологических тестов «Effecton Studio». Компьютерные тесты помогают мгновенно получить результаты без ручной обработки. Изучение результатов диагностики дает возможность составлять рекомендации по планированию дальнейшей образовательной деятельности каждому ученику.

Как показывает компьютерная диагностика, ученик уже в 9 классе определяется с выбором профессии, опираясь только на свое мнение. После 11 класса в планах ученика – поступление в вуз, причем недостаточность знаний считается существенным барьером при поступлении. Решающим в выборе профессии у выпускника школы является высокий уровень заработной платы.

В перспективе в стенах нашего межшкольного учебного комбината планируется работа над открытием центра «Карьера», где будет осуществляться активная психолого-педагогическая поддержка в вопросах профориентации. Центр профессиональной ориентации, на наш взгляд, будет актуальным для всех школьников, поскольку многие учащиеся, сталкиваясь с проблемой выбора будущей профессии, не могут соотнести свои желания и возможности и, как следствие, направить их в нужное русло. В данном случае нашей целью будет являться психологическая помощь, основанная на результатах диагностических методик.

Элективные курсы, которые проходят наши ученики, начиная с пятого класса, также являются неотъемлемой составляющей ППП, поскольку направление учащийся выбирает по своему усмотрению, исходя из своих интересов и предпочтений:

  • Автослесари со знанием правил дорожного движения
  • Младший медицинский работник
  • Компьютерное делопроизводство
  • Дизайнер-стилист
  • Менеджер Интернет-бизнеса
  • Рыночная экономика
  • Основы информатики и вычислительной техники
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Психология межличностного общения
  • Основы электротехнического конструирования (радиоэлектроника)

Знания, полученные на вышеперечисленных уроках, способствуют более успешной социализации личности.

Следующим направлением в ППП учащихся является реализация концепции выявления и поддержки одаренных детей. Нами формируется комплексная методика выявления талантливых детей, которая основана не только на измерении тех или иных способностей учеников с помощью тестов, но и на основании опросов педагогов и родителей учеников. Нами разрабатывается система формирования электронного портфолио одаренных учащихся, посещающих учебный комбинат. Мы считаем, что формирование электронного портфолио сыграет важную роль в выявлении одаренных личностей и будет являться определенным стимулом для детей в учебной и иной деятельности.

С целью развития и психологического роста личности учащихся регулярно проводятся социально-психологические тренинги и занятия, способствующие устранению  межличностных конфликтов, обучающие поведению в стрессовых ситуациях, развивающие уверенность в учениках.

Следующим перспективным направлением в стенах учебного комбината является возможность дистанционного обучения, целью которого является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства возможности освоения основных и (или) дополнительных образовательных по профилям (предметам), которые не могут быть организованы на базе их школ.

Преимущества дистанционного обучения:

 - практичность и гибкость обучения;

 - экономия финансовых ресурсов;

 - экономия временных ресурсов;

 - самостоятельное определение темпа обучения

 - обеспечение индивидуального, личностного подхода преподавателя к каждому обучающемуся;

 - индивидуальное объяснение наиболее сложных тем.

На сайте будут выкладываться планы курсов, по которым планируется проведение дистанционного обучения, тексты лекций и задания по ним. Учащиеся, зарегистрировавшиеся на данный курс, смогут задавать вопросы преподавателям и получать консультации как индивидуальные, так и групповые. Контрольные работы, зачеты и экзамены по курсам будут сдаваться в очной форме.

Изучение изменений интересов учащихся на протяжении всего периода обучения является необходимым процессом. Интересы к предмету, к сфере деятельности, к профилю обучения могут меняться и нередко требуют корректировки. Задача педагогического сопровождения учащихся – это  успешная социализация личности на этапе обучения в школе, что подразумевает способность адаптации к взрослой жизни после школы.

Библиографический список

1.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников – М.: МПСИ, 2002 г. –  400 с.

2. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова – М.: Глобус, 2006 г. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Место межшкольных учебных комбинатов в образовательной системе

В данной статье рассмотрены вопросы о месте межшкольных учебных комбинатов в современной образовательной системе....

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА

Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта целенаправленная педагогическая деятельность, ориентирована на изменение и развитие учебно-воспит...

Договор с МАУДО "Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский"

Данный договор позволяет организовать внеурочную деятельность обучащающихся с ОВЗ  в рамках сетевого взаимодействия на базе МАУДО "Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский"...

Программа профессионального саморазвития педагога дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

Тема программы саморазвития педагога: «Инструменты разработки и реализации учебных проектов».Сроки реализации: 2023 г.Цель: повысить свой научно – методический уровень, профессиональ...