Работа психолога с учениками
методическая разработка по психологии по теме

Шишкина Ольга Вячеславовна

Классные часы с учащимися по личному росту, повышению успеваемости, диагностике одаренности, выборе прфессии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что мы знаем о профессиях? Викторина

Слайд 2

Кто это?

Слайд 3

Прочти

Слайд 4

Кто это?

Слайд 5

Прочти

Слайд 6

Кто это?

Слайд 7

Прочти

Слайд 8

Кто это?

Слайд 9

Кто это?

Слайд 10

Кто это?

Слайд 11

Кто это?

Слайд 12

Кто это?

Слайд 13

Прочти

Слайд 14

Прочти

Слайд 15

Кто это?

Слайд 16

Представители каких профессий вы видете?



Предварительный просмотр:

  1. Он финансовый факир, в банк к себе вас ждет …
  2. Расчет зарплаты знать пора – приводят в срок …
  3. От вирусов злобных компьютер наш чист. Программы и файлы спас ..
  4. Спрятан здесь вопрос  такой: доктор с ниткой и иглой. Как зовется вспоминай и быстрей ответ давай.
  5. Как воздушная принцесса, в форме летной …
  6. Вот уж мал костюмчик мой. Новый мне сошьет…
  7. Лесов строительных он житель. Возводит нам дома…
  8. Под оркестр поет наш хор. Впереди нас…
  9. Кто по адресу любому подвезет вас прямо к дому. На авто зеленоглазом? Отвечайте, дети, сразу…
  10. Натянутый холст, краски, треножник - пишет с натуры картину…
  11. Сумкой тяжелой обходит район, письма к нам в ящик кладет …

  1. Мастерство тому дается,
  2. Деревья смотри в плодах,
  3. Бери всегда ношу по себе,
  4. В лес идут,
  5. На полатях лежать,
  6. Стирала – не устала,
  7. Держись за соху,

  1. А людей в делах.
  2. Чтоб не кряхтеть при ходьбе.
  3. А один топор берут.
  4. Выстирала не узнала.
  5. Кто весь делу отдается.
  6. Так и ломтя не видать.
  7. Она кормилица.


Предварительный просмотр:

Методы коррекции тревожности

  1. Визуализация

– методика «Водопад» ( во время принятия душа представить себе, что рядом с вами водопад, который смывает всю негативную энергию, которая накопилась за день. Время проведения 15 минут).

- методика «убежище» - представить, что вы находитесь в таком месте, где никто вас никто не потревожит и вы занимаетесь любимым делом. Время проведения 15 минут).

2. Проведение аутотренингов

3. Просмотр специальных фильмов с медитацией и визуализацией.

4. Активное участие во школьной  и внешкольной жизни: участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах и др.



Предварительный просмотр:

Способы снятия нервно – эмоционального перенапряжения у детей, их родителей и учителей

  1. Визуализация

– методика «Водопад» ( во время принятия душа представить себе, что рядом с вами водопад, который смывает всю негативную энергию, которая накопилась за день. Время проведения 15 минут).

- методика «убежище» - представить, что вы находитесь в таком месте, где никто вас никто не потревожит и вы занимаетесь любимым делом. Время проведения 15 минут).

2. Проведение аутотренингов

3. Просмотр специальных фильмов с медитацией и визуализацией.



Предварительный просмотр:

Диагностика

Д

К

Л

Ф

В

Ч

Ш

Ц

Я

К

И

Э

А

О

Я

У

Б

Е

Ж

Ш

У

У

Ш

А

Н

Б

Ю

Г

Я

Т

И

С

С

А

П

И

Л

П

Т

Х

Х

Д

З

М

Л

З

Г

К

Б

О

В

Л

Т

Л

Г

Ж

В

Л

К

З

Г

В

З

Ж

Ж

Г

Д

М

Ж

К

Д

Ч

Д

Ф

Б

Р

С

К

Л

Ц

М

Щ

З

Л

В

К

З

Б

Н

Р

С

Ч

Ф

Т

Ч

Р

Т

Х

Р

Н

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

14

18

7

24

21

22

1

10

9

6

16

5

8

20

11

23

2

25

3

15

19

13

17

12

4

22

25

7

21

11

6

2

10

3

23

17

12

16

5

18

1

15

20

9

24

19

13

4

14

8

9

9

11

23

20

14

25

17

1

6

3

21

7

19

13

18

12

24

16

4

8

15

2

10

22

5

14

12

23

2

18

25

7

24

13

11

3

20

4

18

8

10

19

22

1

21

15

9

17

6

Первый ряд:

  • кукла – играть
  • курица – яйцо
  • ножницы – резать
  • лошадь – сани
  • книга – учитель
  • бабочка – муха
  • снег – зима
  • лампа – вечер
  • щетка – зубы
  • корова – молоко

Второй ряд:

  • жук – кресло
  • компас – клей
  • колокольчик – стрела
  • синица – сестра
  • лейка – трамвай
  • ботинки – самовар
  • спичка – графин
  • шляпа – пчела
  • рыба – пожар
  • пила – яичница
  • Лампа, фонарь, солнце, свеча.
  • Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  • Собака, лошадь, корова, лось.
  • Стол, стул, пол, кровать.
  • Сладкий, горький, кислый, горячий.
  • Очки, глаза, нос, уши.
  • Трактор, комбайн, машина, сани.
  • Москва, Киев, Волга, Минск.
  • Шум, свист, гром, град.
  • Суп, кисель, кастрюля, картошка.
  • Береза, сосна, дуб, роза.
  • Абрикос, персик, помидор, апельсин.


CONTENTS    


CompObj            0VSPELLING            2        





- !"#$%&'()*+,-./■   1■   ■                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       CHNKWKS



°


    TEXTTEXT"FDPPFDPPFDPCFDPCSTSHSTSH-STSHSTSH-`SYIDSYID~SGP SGP Æ

INK INK £BTEPPLC áBTECPLC ╕FONTFONT╨TSTRSPLC $        :FRAMFRAM^        êDOP DOP µ        *803=>AB8:0  



51\uc1\adeff31507\deff0\stshfdbch31506\stshfloch31506\stshfhich31506\stshfbi31507\deflang1049\deflangfe1049\themelang1049\themelangfe0\themelangcs0{\fonttbl{\f0\fbidi \froman\fcharset204\fprq2{\*\panose 02020603050405020304}Times New Roman;}{\f34\fbidi \froman\fcharset1\fprq2{\*\panose 02040503050406030204}Cambria Math;}{\f37\fbidi \fswiss\fcharset204\fprq2{\*\panose 020f0502020204030204}Calibri;}{\flomajor\f31500\fbidi \froman\fcharset204\fprq2{\*\panose 020206030504050203- "ⁿⁿ╘╘(2é"'(è dR-R ╔ÁZ        Á"εΩ$è


08

╨±É    LP»É2&


"┤!"$è
"PS

*4"αd

",▄tt""@CƒCalibriTimes New Roman 

"

"

"F  "╦╝


"÷I£"ë╛]"ß├"≡`        "≡`""A."@  "╦╝


",▄"ë╛]"ß├"≡`        "≡`"."*"v\s""&ú"┌ⁿ

"G{"┌ⁿ

"f<

■ 

    ▓ZÁ


₧╤Á└O╣2║Quill96 Story Group Class    ⌠9▓q



Предварительный просмотр:

Игра 1

  1. «Ролевая гимнастика»

Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.

Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения.

Предложить рассказать стихотворение:

1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».

2. Как иностранец.

3. Шепотом.

4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».

Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …

Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.

Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, …

Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …

Рассмеяться, как:  добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, …

  1. Конкурс летних загадок

Солнце печет, липа цветет, рожь колоситься, золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? летом

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем – ищем – не найдем. Роса

Что за чудо – красота! Расписные ворота показались на пути! В них не въехать, не войти. Радуга

Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою, наскочил на дальний лес- прохудился и исчез. Дождевая тучка

Стоит кудряшка, белая рубашка, сердце золотое. Что это такое? Ромашка.

Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. Колокольчик.

  1. «Мои хорошие качества»

Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.

Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. ( Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

  1. Игра «Музыкальный конкурс».

 

  1. «Я лучше всех умею …»

Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.

Содержание игры: дети садятся в круг ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается ( например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.

  1. Знаешь ли ты?

Валентина Терешкова – космонавт

Александра Пахмутова – композитор

Агния Барто – поэтесса

София Ротару – певица

Ирина Слуцкая – фигуристка

Екатерина Андреева – ведущая на ТВ

  1. «Волна»

Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.

Содержание игры: детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным.

Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках – маринистах, показать репродукции картин Айвазовского).

  1. Мини поле чудес 6 букв

Весенний цветок – мимоза

Мимика лица – улыбка

  1.  «Мимическая гимнастика»

Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.

Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию.

Когда дети хорошо освоят мимику,  можно добавлять жесты и воображаемую ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию: нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал  портрет, увидел самолёт в небе, ….)

  1. Экспресс – вопросы
  1. Птица – символ мира голубь
  2. «Холодная» конфета леденец
  3. Кукла в кукле матрешка
  4. Музыкальный инструмент папы Карло шарманка
  5. Косолапый герой сказок медведь
  6. Кукла, мечта каждой девочки Барби
  7. Райское наслаждение, под толстым слоем шоколада Баунти
  8. «Сладкая парочка» Твикс
  9. Любимая крыса Шапокляк Лариска
  10. Уличная ваза урна
  11. Волшебник изумрудного города Гудвин
  12. Разрешающий свет светофора зеленый
  13. Птица, которая приносит детей аист
  14. «Смешной» месяц апрель
  15. На что меняют шило мыло
  16. Три, три, три. Что будет? Дырка

Игра 2.

  1. «Слушаем тишину»

Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.

Содержание игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.

  1. Кто принес эти телеграммы из сказок?

Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. Скоро буду у Вас! Колобок

Спасите! Нас съел серый волк! Волк и семеро козлят

Простое яичко уже снесла. Курочка Ряба

Живу без всякой славы, средь зеленой дубравы у семи богатырей. Сказка о царе Салтане.

  1. «Броуновское движение»

Цели: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.

Содержание игры: участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий  хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

 

  1. Вопросы по сказкам
  1. В какой сказке главный герой путешествовал в бочке? Кто он?  Гвидон «Сказка о царе Салтане»
  2. Сколько лет рыбачил старик в сказке о рыбаке и рыбке? 30 лет и 3 года
  3. Кем были сестры жены царя Салтана? Ткачиха и повариха
  4. От кого спас Гвидон царевну лебедь? От коршуна
  5. В кого превратился Гвидон в последний раз, когда ужалил свою тетушку Бабариху в нос? В шмеля
  6. Кем хотела быть старуха в последний раз, когда рыбка оставила ее у того же корыта? Владычецей морской
  1. «Котёл»

Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Содержание игры: «Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются  по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», … . Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться  и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся  самые внимательные и ловкие.

  1. Викторина о грибах

Какие лесные растения могут заменить мясо? Грибы белые и шампиньоны

Может ли гриб съесть дом? Да, домовой гриб разрушает древесину.

Какие птицы едят грибы? Глухари

У какого гриба много названий? Гриб дождевик, дедушкин табачок, пшикалка, галкина баня.

Какие грибы появляются первыми? Сморчки

Какие грибы лечат? Гриб чага, растет на березах. Лечит язву желудка, опухоли.

  1. «Передай по кругу»

Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

Содержание игры: дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более  старшими детьми можно играть не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).

  1. Мини поле чудес 6 букв

Это дерево долгожитель, оно живет до 500 лет. У него один из самых толстых стволов. В окружности до 40 метров. Баобаб.

Эти растения могут накапливать в своих мясистых стеблях до 3 тонн воды. Столько вмещает автомобильная цистерна. Некоторые виды этих растений могут обходиться без воды до 2 лет. Кактус.

 

  1. «Пианино» релаксационное упражнение

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов; развитие мелкой моторики.

Содержание упражнения: все садятся в круг, как можно ближе друг к другу. Правую руку кладут на колено соседа справа, а левую на колено соседа слева. По кругу, по очереди производить пальцами движения,  имитирующие игру на пианино (гаммы).

  1. «Создание рисунка по кругу»

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.

Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

Игра 3.

  1. «Вторжение»

Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и агрессии; воспитывать  взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.

Содержание игры: на пол выкладывается покрывало . Дети «садятся в космические корабли и прибывают на любую планету». Затем они свободно гуляют по планете. По сигналу ведущего «Вторжение!», дети должны быстро укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Те, кто не поместились, выбывают из игры.

  1. Вопросы по истории

Отрезок времени в 100лет. Век.

В каком веке вы живете? В 21 веке.

1380 – в этом году произошла Куликовская битва. Какой это век? 14 век.

В 1147г. Была основана Москва. Какой это был век? 12 век.

Отличительный знак государства, города, сословия, изображенный на   монетах, печатях. Герб.

Наследственное имя семьи, которое прибавляется к личному имени. Фамилия.

  1. «Найди и промолчи»

Цели: развитие концентрации внимания; воспитание  стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества.

Содержание игры: дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорит ь или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.

  1. Мини поле чудес 8 букв

Небольшой грызун, роющий сложные норы, в которых живут группами. Песчанка.

Жук крупного размера, скатывающий из навоза шарики. Скарабей.

7 букв

Пресмыкающиеся с длинным хвостом, Который оно может отбросить в моент опасности. Ящерица.

Крупное млекопитающиеся, способное долгое время обходиться без пищи и воды. Верблюд.

5 букв

Небольшой грызун с пушистым хвостом, живущий на деревьях. Белка.

Крупное млекопитающиеся с красивыми ветвистыми рогами. Олень.

  1. «Акулы и  матросы»

Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Содержание игры: дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается.

  1. «Коровы, собаки, кошки»

Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Содержание игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

  1. Загадки

Никого не родила, а все матушкой зовут. Земля.

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. Плуг.

Овсом не кормят, кнутом не гонят, А как пашет – 5 плугов тащит. Трактор.

Вырос в поле дом, полон дом зерном, стены позолочены, ставни заколочены, ходит дом ходуном на стебле золотом. Колос.

По черному пашу, по зеленому смотрю, а по золотому режу. Пахота, рост, уборка урожая.

Сто один брат, все в один ряд – вместе связанные стоят. Сноп.

  1. «Разведчики»

Цели: развитие  зрительного внимания; формирование сплочённого коллектива: умение работать в группе.

Содержание игры: в комнате расставлены «препятствия» в произвольном  порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом. Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути, «разведчик может указать на ошибки в маршруте.

  1. «Властелины кольца»

Цели: обучение координации совместных действий; обучение поиску способов коллективного решения проблемы.

Содержание игры: потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку.  Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

  1. «Тень»

Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Содержание игры; один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д

 

 

 

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг личного роста Знакомство – придумай имя, которым бы ты хотел, что бы тебя называли.

Слайд 2

Упражнения Вспомни: какое конкретное доброе дело вы, сделали вчера? Кому сказали доброе слово? Мое физическое «Я». Запишите свои основные физические показатели: цвет глаз, волос, объем груди, талии, размер обуви, одежды, головного убора. «Свет, мой зеркальце, скажи…» Кто «Я»? Придумай себе ласковое имя.

Слайд 3

Упражнения Скажи мне кто твой друг? Перечислить 10 – 12 особенностей. Участники группы должны угадать кто он. Мои сильные стороны. Напишите Что вы любите и ценните в себе. Девиз – что я ценю в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Автопортрет – подумайте о своих достоинствах и недостатках.

Слайд 4

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Гиперактивные дети

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВР) проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Умственная деятельность характеризуется цикличностью: продуктивная работа 5-15 минут, затем мозг «отдыхает» 3-7 минут. Состояние утомляемости сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками.

Причины:

  1. пренатальная патология (токсикозы, обострение хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания, травмы внизу живота, принятие больших доз алкоголя и курение, иммунологическая несовместимость по резус – фактору, попытки прервать беременность, угроза выкидыша);
  2. осложнения при родах (преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, неправильное положение плода, асфиксия, внутренние кровоизлияния);
  3. психосоциальные (стиль воспитания в семье).

При организации коррекционной работы акцент должен делаться на следующие умения ребенка:

  1. концентрация внимания;
  2. доводить начатое до конца;
  3. контролировать свои движения;
  4. снимать мышечное напряжение;
  5. контролировать свои эмоциональные проявления;
  6. расширять поведенческий репертуар во взаимодействиях со взрослыми и сверстниками.

Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным и позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения от неудач.

Инструкции содержащие не более 10 слов. Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполнимой, количество запретов должно быть сведено до минимума. Давать позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Занятия с включением физминуток.

Занятия с детьми психологов - педагогов:

  1. обучение приемам саморегуляциии через использование релаксации, визуализации;
  2. обучение самомассажу;
  3. игры для развития быстрой реакции, координации движений;
  4. игры для развития тактильного взаимодействия;
  5. пальчиковые игры;
  6. подвижные игры с использованием сдерживающих моментов;
  7. психогимнастические этюды для обучения понимания и выражения эмоциональных состояний.

Работа строиться исходя из следующих принципов:

  1. заранее предупредить о другом виде деятельности;
  2. ограничивать время пребывания в местах скопления большого количества людей. Усталость выражается в двигательном беспокойстве - часто принимаемая окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля ( во время перемены посещение комнаты эмоциональной разгрузки);
  3. неумение подчиняться длительное время групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять длинные инструкции – лучше индивидуальные задания и индивидуальная работа;
  4. система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и  интересов своего ребенка. Обязательно выполнять обещанное!
  5. обучение психотерапевтическим методикам:

- визуализация – для восстановления умственного и физического равновесия

- медитация – погружение в состояние сосредоточенности

- аутогенная тренировка.

Рекомендации для педагогов:

  1. Заранее предупреждать о другом виде деятельности;
  2. Инструкции не должны содержать больше 10 слов;
  3. Использование самостоятельной работы;
  4. Ограничивать время проведения в местах большого скопления людей;
  5. Выработка системы поощрений;
  6. Использование психотерапевтических методик.

Советы родителям:

  1. Консультация невролога;
  2. Продумать и обсудить с ребенком режим дня;
  3. Использовать игры: лото, мозаика, конструкторы и каким – либо видом спорта;
  4. Завести дневник самоконтроля;
  5. Четко определить для ребенка рамки дозволенного;
  6. Оберегайте от переутомления;
  7. Следите за сном, ребенок должен хорошо высыпаться;
  8. Будьте спокойны!
  9. Найдите занятие, в котором ребенок хорошо бы разбирался – для повышения самооценки.


Предварительный просмотр:

Особенности социализации и методы ее коррекции в подростковом возрасте

Морозова Ольга Вячеславовна, педагог – психолог школы №90

Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11 лет до 17 лет). Для успешной социализации личности необходимо наличие мотивации к учебной деятельности. В свою очередь мотивация к учебной деятельности зависит от психических состояний и личностных качеств подростков. Психические состояния влияют на ход и достижение результатов учебной деятельности, на успеваемость учащихся, качество их знаний, навыков, умений, на формирование личности.  

К психическим состояниям, которые способствуют повышению мотивации к учебной деятельности, относятся следующие положительные состояния: интереса и радости. Поэтому важно присутствие этих психических состояний у подростков

             В старшем подростковом возрасте наблюдается пониженная мотивация к учебной деятельности:

-  в состоянии радости у подростков эмоционально возбудимых, независимых и тревожных.

-      в состоянии интереса у тревожных подростков.

Поэтому в старшем подростковом возрасте прежде, чем стимулировать возникновение состояний радости и интереса необходимо провести коррекцию личностных особенностей.

В младшем подростковом возрасте взаимосвязей между личностными особенностями и психическими состояниями не наблюдается, и поэтому у них можно стимулировать возникновение состояний, способствующих повышению мотивации к учебной деятельности, без коррекции личностных особенностей.

В младшем подростковом возрасте для регуляции психических состояний и особенностей личности применяются следующие методики:

 1. Использование функциональной музыки для мобилизации сил и возникновения таких психических состояний, как интерес, радость. Рекомендуются следующие произведения: К. Глюк «Мелодия», Ф. Шопен «Прелюдия №1?», М. Таревердиев «мгновение», Ж.Бизе – Р. Щедрин «Теодор». Музыка позволяет включиться в задаваемый ритм и через телесные движения выразить свои смутные переживания. Она повышает веру в собственные силы и возможности.

2. Имитационные игры, применяемые в психологических тренингах, направленных на выявление своих положительных сторон и анализ ситуации при рискованных действиях. Показатель склонности к риску повышается у таких подростков, которым необходимо самоутвердиться среди сверстников. В качестве примера приведены следующие виды тренингов:

  • Психологический тренинг, направленный на выявление сильных сторон личности. В группе подросткам предлагается рассказать о своих сильных сторонах личности, которыми подросток обладает в данный момент и тех, которые подросток хотел бы иметь. На выступление каждого участника тренинга дается две минуты.
  • Психологический тренинг для подростков, склонных к риску. Подростку предлагается вспомнить любые рискованные действия, которые он совершал недавно. Затем этому подростку и другим участникам тренинга предлагается высказать свое мнение о последствиях, если бы эта ситуация закончилась менее благоприятно. Далее подростки проигрывают сценки с различными путями разрешения этой ситуации.

3. Использование внушения для повышения уверенности в себе.

В старшем подростковом возрасте для регуляции психических состояний и особенностей личности применяются следующие методики:

Для снятия эмоционального возбуждения используется:

  1. Функциональная музыка (успокаивающие мелодии) И. С. Бах «Прелюдия №1», «Прелюдия №8», И. С. Бах «Хор», Ф. Шопен «Прелюдия № 4», «Прелюдия №13», «Прелюдия №15» и релаксация с музыкой и природой («Величие водопадов», «Волшебство тропического леса», «Альпийская сказка», «Спящая стихия», «Горная панорама», «Тропические лагуны», «Жизнь глубин океана», «Горные ландшафты» и другие).
  2. Библиотерапия включает в себя художественную, научно – популярную, приключенческую, историческую, сатиристическую и юмористическую литературу.

Для снятия тревожности используется:

  1. Имитационная игра «Город уверенности». Подростки совместно пишут рассказ о городе, в котором живут очень неуверенные люди, Затем совместно ищут пути превращения неуверенных людей в уверенных.
  2. Использование психологических тренингов.

 Тревожность у старших подростков часто возникает при несоответствии желаний и возможностей. Для выработки умения правильно и адекватно формулировать цели можно использовать тренинг на соответствие цели истинным желаниям и возможностям.

 Тренинг: «Достигни цели»

В первую очередь необходимо сформулировать свою цель, свое желание словами: «Я хочу….», «Я могу……», «Я буду….».

Для достижения более высокого результата подростков просят закрыть глаза. Затем представить дерево с множеством веток с зелеными листьями, лес. Дорогу, которая проходит по лесу и по которой он идет. Дорога проходит мимо водопада, который впадает в озеро. Далее следует описание водопада (по представлению самого психолога). Желательно в момент описания водопада звучание музыки с шумом водопада. Визуализация с образом водопада необходима для снятия нервно – эмоционального перенапряжения. Он проходит мимо водопада и идет дальше по дороге, которая проходит по лесу. Вдруг он видит впереди себя домик, с закрытой дверью. Он пробует открыть ее и попадает в комнату. На пути могут встречаться несколько комнат, пока он не дойдет до комнаты с большим сундуком. Количество дверей, встречаемых на пути к цели, соответствует количеству препятствий на пути к цели. Он пробует открыть сундук с облаком, которое содержит в себе желание. Он пробует вдохнуть в себя это желание. В этот момент необходимо зафиксировать свои ощущения: неприятные ощущения свидетельствуют о неправильной постановке цели, а приятные о том, что цель ему полностью подходит. Затем он выходит из комнаты, из дома. Дальше человек движется по дороге в лесу. Подходит к озеру с водопадом. Важно зафиксировать в этот момент ощущения и погоду. Затем человек дальше движется по дороге по лесу. Подходит к своему дереву, с которого начинал свой путь. Затем подросток открывает глаза.

Примечание:

  1. Представление водопада необходимо для снятия нервно – эмоционального перенапряжения до и после представления цели, желания.
  2. Количество и трудность открывания дверей будут свидетельствовать о препятствиях на жизненном пути, до и после достижения цели
  3. Погода и озеро свидетельствуют о внутреннем состоянии: если состояние спокойное, то озеро чистое и прозрачное, а погода солнечная, теплая, Если возникает тревога, беспокойство погода портиться, а озеро становиться мутным, грязным, с волнами.

3. Методика изменения взглядов на события: 60% событий должно быть нейтральных, 35% положительных и только 5% отрицательных.

4. Смена иррационального мышления на рациональное, т.е. при любых обстоятельствах рассматривание их не как катастрофических, а как преодолимые препятствия на жизненном пути.

5. Использование внушения и самовнушения.

Причем при активации определенного состояния и выборе метода его регуляции необходимо учитывать особенности личности и возраста подростка.  Например: прежде чем стимулировать возникновение состояния радости у старших подростков необходимо использовать методы для снятия эмоционального возбуждения, тревожности, а прежде чем стимулировать  состояние интереса необходимо использовать только методы для снятия тревожности. Методы в зависимости от их эффективности воздействия на каждого подростка необходимо подбирать строго индивидуально.



Предварительный просмотр:

Тренинг «Определение одаренности детей школьного возраста»

Инструкция: учащимся предлагается написать список предметов, которые они проходят в школе. Затем представляют, что попали в волшебную страну, где на разные предметы можно ходить в одежде разных цветов. Тетради и учебники тоже можно раскрасить по собственному усмотрению в разные цвета. Задается вопрос: «Какие цвета вы выберите?».

Синий – удовлетворенность.

Зеленый – стремление к самоутверждению.

Красный – стремление с помощью силы воли добиться результата.

Желтый – мечты.

Фиолетовый, коричневый, черный, серый – негативизм.

Результат:

Если ребенок отличается хорошей успеваемостью по предметам, которые у него ассоциируются, с синим и зеленым цветом – это говорит о способности к этим предметам. Если с плохой успеваемостью, по предметам, которые ассоциируются у него, с синим цветом – это говорит о нейтральном отношении к предмету. С плохой успеваемостью и зеленым цветом- стремлением подтянуться до уровня класса по этому предмету.

Красный с хорошей успеваемостью - говорит о достижении успехов при помощи усидчивости. Красный с плохой успеваемостью – негативное отношение к предмету.

Желтый с плохой успеваемостью – невоплощенные мечты. Желтый с хорошей успеваемостью – реализованные мечты.

Фиолетовый, коричневый, черный, серый или их сочетание между собой или с другими цветами – негативное отношение к предмету.

Сочетание красного и желтого – достижение мечты с помощью силы воли, если + хорошая успеваемость – одаренность.

Красный и зеленый – конфликт. Работа по этому предмету, повышение самооценки.

Сочетание синего с каким – либо цветом – удовлетворение достигнутым.

Сочетание зеленого и желтого – мечты о лучшем без стремления к результату.



Предварительный просмотр:

Тренинг «Определи свои жизненные ценности»

Учащимся предлагается сделать домик с множеством комнат (или нарисовать в виде схемы) с дверьми разных цветов:

  1. здоровье (физическое и психическое)
  2. интересная работа
  3. творчество, красота природы и искусство
  4. материально обеспеченная жизнь
  5. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  6. наличие хороших и верных друзей
  7. развлечения, путешествия
  8. уверенность в себе, общественное признание свобода
  9. счастье других (счастливая семейная жизнь,  развитие и совершенствование других людей)

Задается вопрос: «Какого цвета вы сделаете стены и двери у этих комнат?».

Синий – удовлетворенность.

Зеленый – стремление к самоутверждению.

Красный – стремление с помощью силы воли добиться результата.

Желтый – мечты.

Фиолетовый, коричневый, черный, серый – негативизм ( тревожность, стресс, огорчение).

Если рядом зеленый и красный цвета – конфликт.

По цветам можно сделать предположительные выводы:

1.  к чему человек стремиться,

2.чего человек достиг,

3.в чем нужно помочь для удовлетворения жизненных ценностей.



Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга по улучшению адаптации в 5 классах

Проводиться после проведения тестирования среди учащихся 5 классов по методике Филлипса. Учащиеся знакомятся со своими страхами:

  1. Общая тревожность в школе
  2. Переживание социального стресса
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха
  4. Страх самовыражения
  5. Страх ситуации проверки знаний
  6. Страх не соответствовать требованиям окружающих
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Учащимся дается задание нарисовать человечков и написать на них свои страхи. После этого учащиеся раскрашивают своих человечков.

Интерпритация:

Синий – удовлетворенность.

Зеленый – стремление к самоутверждению.

Красный – стремление с помощью силы воли добиться результата.

Желтый – мечты.

Фиолетовый, коричневый, черный, серый – негативизм (тревожность, стресс, огорчение).

Если рядом зеленый и красный цвета – конфликт.

При негативном отношении к своим страхам используются способы снятия нервно – эмоционального перенапряжения и техника глубокого дыхания.

Способы снятия нервно – эмоционального напряжения - Визуализация

методика «Водопад» ( во время принятия душа представить себе, что рядом с вами водопад, который смывает всю негативную энергию, которая накопилась за день. Время проведения 15 минут).

- методика «убежище» - представить, что вы находитесь в таком месте, где никто вас никто не потревожит и вы занимаетесь любимым делом. Время проведения 15 минут).

Техника глубокого дыхания снимает синдром стресса. 40 секунд выдох, вдох животом. В легкие, медленное поднимание плеч, медленный выдох – опускание плеч, верхней части спины. 3 глубоких вдоха.

При положительном отношении к своим страхам учащимся предлагается поработать с ними при помощи сказки.

Сказкотерапия. В лесной школе на занятия прилетали разные птицы. Учителем у них была мудрая сова. И вот как то раз в эту школу прилетело 8 новых птенцов. У каждого из них был свой страх. И мудрая сова подарила каждому по цветку. На котором было написано:

  1.  Общая тревожность в школе – напиши, что именно пугает тебя в школе (на каждом лепестке напиши по страху и предложи способы борьбы с ними).
  2. Переживание социального стресса - напиши, что именно пугает тебя в школе (на каждом лепестке напиши по страху и предложи способы борьбы с ними).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха- напиши свои положительные качества и как их ты можешь использовать в учебе.
  4. Страх самовыражения – напиши качества, которые в тебе ценят друзья и дела, которые у тебя хорошо получаются.
  5. Страх ситуации проверки знаний – напиши нелюбимые предметы и как ты их можешь лучше запомнить.
  6. Страх не соответствовать требованиям окружающих – напиши какие требования предъявляют к тебе окружающие и как ты их сможешь выполнить.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – на лепестках написаны витамины, которые необходимо принимать.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями –напиши, что тебя пугает в учителе и как с этим можно справиться.

Птенцы с помощью этого задания быстро привыкли к школе и смогли решить свои проблемы.

Учащимся предлагается самостоятельно сделать цветы со своими страхами и предложить пути их преодоления.



Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение учащихся старших классов с помощью цветовых ассоциаций

После проведения тестирования по опроснику Климова, учащиеся знают из какой области им выбрать профессию.

Затем дается задание на дом ознакомиться с профессиями подходящего им типа.  

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"

Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;

профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.

профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;

профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;

профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;

профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;

профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;

профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;

профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;

профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;

профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;

профессии, связанные с информационным обслуживанием;

профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;

профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,

потребность в общении,

способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,

умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

умение находить общий язык с разными людьми.

"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е  С И С Т Е М Ы"

Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,

профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,

профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н  Ы Й  О Б Р А З"

Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек -художественный образ" включают:

профессии, связанные с изобразительной деятельностью,

профессии, связанные с музыкальной деятельностью,

профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,

профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа "человек -художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

Работа в классе:

Учащимся раздаются лепестки из бумаги следующих цветов: красный, желтый, зеленый, синий, белый, коричневый, черный, фиолетовый. Подобрать цвет, с которым ассоциируется данная профессия (не по цвету одежды). Можно подобрать 1 – 2 цвета.

Интерпритация:

Синий – удовлетворенность.

Зеленый – стремление к самоутверждению.

Красный – стремление с помощью силы воли добиться результата.

Желтый – мечты.

Фиолетовый, коричневый, черный, серый – негативизм (тревожность, стресс, огорчение).

Если рядом зеленый и красный цвета – конфликт.



Предварительный просмотр:

Особенности социализации и методы ее коррекции в подростковом возрасте

Морозова Ольга Вячеславовна, педагог – психолог школы №90

Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11 лет до 17 лет). Для успешной социализации личности необходимо наличие мотивации к учебной деятельности. В свою очередь мотивация к учебной деятельности зависит от психических состояний и личностных качеств подростков. Психические состояния влияют на ход и достижение результатов учебной деятельности, на успеваемость учащихся, качество их знаний, навыков, умений, на формирование личности.  

К психическим состояниям, которые способствуют повышению мотивации к учебной деятельности, относятся следующие положительные состояния: интереса и радости. Поэтому важно присутствие этих психических состояний у подростков

             В старшем подростковом возрасте наблюдается пониженная мотивация к учебной деятельности:

-  в состоянии радости у подростков эмоционально возбудимых, независимых и тревожных.

-      в состоянии интереса у тревожных подростков.

Поэтому в старшем подростковом возрасте прежде, чем стимулировать возникновение состояний радости и интереса необходимо провести коррекцию личностных особенностей.

В младшем подростковом возрасте взаимосвязей между личностными особенностями и психическими состояниями не наблюдается, и поэтому у них можно стимулировать возникновение состояний, способствующих повышению мотивации к учебной деятельности, без коррекции личностных особенностей.

В младшем подростковом возрасте для регуляции психических состояний и особенностей личности применяются следующие методики:

 1. Использование функциональной музыки для мобилизации сил и возникновения таких психических состояний, как интерес, радость. Рекомендуются следующие произведения: К. Глюк «Мелодия», Ф. Шопен «Прелюдия №1?», М. Таревердиев «мгновение», Ж.Бизе – Р. Щедрин «Теодор». Музыка позволяет включиться в задаваемый ритм и через телесные движения выразить свои смутные переживания. Она повышает веру в собственные силы и возможности.

2. Имитационные игры, применяемые в психологических тренингах, направленных на выявление своих положительных сторон и анализ ситуации при рискованных действиях. Показатель склонности к риску повышается у таких подростков, которым необходимо самоутвердиться среди сверстников. В качестве примера приведены следующие виды тренингов:

  • Психологический тренинг, направленный на выявление сильных сторон личности. В группе подросткам предлагается рассказать о своих сильных сторонах личности, которыми подросток обладает в данный момент и тех, которые подросток хотел бы иметь. На выступление каждого участника тренинга дается две минуты.
  • Психологический тренинг для подростков, склонных к риску. Подростку предлагается вспомнить любые рискованные действия, которые он совершал недавно. Затем этому подростку и другим участникам тренинга предлагается высказать свое мнение о последствиях, если бы эта ситуация закончилась менее благоприятно. Далее подростки проигрывают сценки с различными путями разрешения этой ситуации.

3. Использование внушения для повышения уверенности в себе.

В старшем подростковом возрасте для регуляции психических состояний и особенностей личности применяются следующие методики:

Для снятия эмоционального возбуждения используется:

  1. Функциональная музыка (успокаивающие мелодии) И. С. Бах «Прелюдия №1», «Прелюдия №8», И. С. Бах «Хор», Ф. Шопен «Прелюдия № 4», «Прелюдия №13», «Прелюдия №15» и релаксация с музыкой и природой («Величие водопадов», «Волшебство тропического леса», «Альпийская сказка», «Спящая стихия», «Горная панорама», «Тропические лагуны», «Жизнь глубин океана», «Горные ландшафты» и другие).
  2. Библиотерапия включает в себя художественную, научно – популярную, приключенческую, историческую, сатиристическую и юмористическую литературу.

Для снятия тревожности используется:

  1. Имитационная игра «Город уверенности». Подростки совместно пишут рассказ о городе, в котором живут очень неуверенные люди, Затем совместно ищут пути превращения неуверенных людей в уверенных.
  2. Использование психологических тренингов.

 Тревожность у старших подростков часто возникает при несоответствии желаний и возможностей. Для выработки умения правильно и адекватно формулировать цели можно использовать тренинг на соответствие цели истинным желаниям и возможностям.

 Тренинг: «Достигни цели»

В первую очередь необходимо сформулировать свою цель, свое желание словами: «Я хочу….», «Я могу……», «Я буду….».

Для достижения более высокого результата подростков просят закрыть глаза. Затем представить дерево с множеством веток с зелеными листьями, лес. Дорогу, которая проходит по лесу и по которой он идет. Дорога проходит мимо водопада, который впадает в озеро. Далее следует описание водопада (по представлению самого психолога). Желательно в момент описания водопада звучание музыки с шумом водопада. Визуализация с образом водопада необходима для снятия нервно – эмоционального перенапряжения. Он проходит мимо водопада и идет дальше по дороге, которая проходит по лесу. Вдруг он видит впереди себя домик, с закрытой дверью. Он пробует открыть ее и попадает в комнату. На пути могут встречаться несколько комнат, пока он не дойдет до комнаты с большим сундуком. Количество дверей, встречаемых на пути к цели, соответствует количеству препятствий на пути к цели. Он пробует открыть сундук с облаком, которое содержит в себе желание. Он пробует вдохнуть в себя это желание. В этот момент необходимо зафиксировать свои ощущения: неприятные ощущения свидетельствуют о неправильной постановке цели, а приятные о том, что цель ему полностью подходит. Затем он выходит из комнаты, из дома. Дальше человек движется по дороге в лесу. Подходит к озеру с водопадом. Важно зафиксировать в этот момент ощущения и погоду. Затем человек дальше движется по дороге по лесу. Подходит к своему дереву, с которого начинал свой путь. Затем подросток открывает глаза.

Примечание:

  1. Представление водопада необходимо для снятия нервно – эмоционального перенапряжения до и после представления цели, желания.
  2. Количество и трудность открывания дверей будут свидетельствовать о препятствиях на жизненном пути, до и после достижения цели
  3. Погода и озеро свидетельствуют о внутреннем состоянии: если состояние спокойное, то озеро чистое и прозрачное, а погода солнечная, теплая, Если возникает тревога, беспокойство погода портиться, а озеро становиться мутным, грязным, с волнами.

3. Методика изменения взглядов на события: 60% событий должно быть нейтральных, 35% положительных и только 5% отрицательных.

4. Смена иррационального мышления на рациональное, т.е. при любых обстоятельствах рассматривание их не как катастрофических, а как преодолимые препятствия на жизненном пути.

5. Использование внушения и самовнушения.

Причем при активации определенного состояния и выборе метода его регуляции необходимо учитывать особенности личности и возраста подростка.  Например: прежде чем стимулировать возникновение состояния радости у старших подростков необходимо использовать методы для снятия эмоционального возбуждения, тревожности, а прежде чем стимулировать  состояние интереса необходимо использовать только методы для снятия тревожности. Методы в зависимости от их эффективности воздействия на каждого подростка необходимо подбирать строго индивидуально.



Предварительный просмотр:

Развивающие занятие с элементами тренинга:

«Определение учебного предмета,

в котором может самореализоваться одаренный ребенок»

Занятие может проводиться педагогами - психологами и учителями.

Одаренные дети – дети с более высоким (по сравнению со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению [1,c.323] .

Одаренные дети демонстрируют:

  • общие интеллектуальные способности
  • специальные академические способности
  • творческое или продуктивное мышление
  • лидерские способности
  • Визуальные и исполнительские виды
  • Психомоторные способности [2,c.43].

Для определения областей знаний,  в которых могут проявиться творческие способности, был создано развивающие занятие с элементами тренинга.  

Инструкция: учащимся предлагается написать список предметов, которые они проходят в школе. Затем представляют, что попали в волшебную страну, где на разные предметы можно ходить в одежде разных цветов. Тетради и учебники тоже можно раскрасить по собственному усмотрению в разные цвета. Задается  вопрос: «Какие цвета вы выберите?».

Синий – удовлетворенность.

Зеленый – стремление к самоутверждению.

Красный – стремление с помощью силы воли добиться результата.

Желтый – мечты.

Фиолетовый, коричневый, черный, серый – негативизм.

Результат:

Если ребенок отличается хорошей успеваемостью по предметам, которые у него ассоциируются, с синим и зеленым цветом – это говорит о способности к этим предметам. Если с плохой успеваемостью, по предметам, которые ассоциируются у него, с синим цветом – это говорит о нейтральном отношении к предмету. С плохой успеваемостью и зеленым цветом- стремлением подтянуться до уровня класса по этому предмету.

Красный с хорошей успеваемостью - говорит о достижении успехов при помощи усидчивости. Красный с плохой успеваемостью – негативное отношение к предмету.

Желтый с плохой успеваемостью – невоплощенные мечты. Желтый с хорошей успеваемостью – реализованные мечты.

Фиолетовый, коричневый, черный, серый или их сочетание между собой или с другими цветами – негативное отношение к предмету.

Сочетание красного и желтого – достижение мечты с помощью силы воли, если + хорошая успеваемость – одаренность.

Красный и зеленый – конфликт. Работа по этому предмету, повышение самооценки.

Сочетание синего с каким – либо цветом – удовлетворение достигнутым.

Сочетание зеленого и желтого – мечты о лучшем без стремления к результату.

Список использованной литературы:

  1. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство Московского психолого – социального института, 2004.- 336с.
  2.   Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики.  – М.: Издательство Московского психолого – социального института, 2004.- 368с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг «Необитаемый остров»

Слайд 2

Ведущая

Слайд 3

Результаты тренинга

Слайд 4

Результаты тренинга


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг по улучшению адаптации к 5 классу

Слайд 2

Тренинг по улучшению адаптации к 5 классу

Слайд 3

Тренинг по улучшению адаптации к 5 классу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Рекомендации психолога: взаимодействие ученика и учителя

Взаимодействие учителя и ученика бывает двух типов: учебно-дисциплинарное или личностно-ориентированное. Все дети переживают период школьной дезадаптации. Вопрос только в том, как долго он длится у ра...

Рекомендации психолога родителям ученика.

Рекомендации психолога родителям ученика....

Рекомендации психолога родителям ученика.

Рекомендации психолога родителям ученика....

Работа со слабоуспевающими учениками. (из опыта работы).

Ничто так не радует и не вдохновляет учителя, как хороший конечный результат его работы. Несомненно, путь к нему долог и труден. Но необходим. Поэтому предметом особой гордости для словесника являются...

Способ организации работы психолога с детьми и коллегами в образовательном учреждении, посредством методов позитивной психологии

Опыт школьного психолога по работе с персоналом школы и учениками в направлении профилактики эмоционального выгорания. Статья была опубликована в мае 2016 года в журнале "Школьный психолог"...