Рекомендации психолога: взаимодействие ученика и учителя
материал по теме

Ропперт Валерия Васильевна

Взаимодействие учителя и ученика бывает двух типов: учебно-дисциплинарное или личностно-ориентированное. Все дети переживают период школьной дезадаптации. Вопрос только в том, как долго он длится у разных учеников и как легко ребята справляются со своими проблемами. Депрессивность, враждебность, чувство неполноценности к концу года выше у тех детей, чьи педагоги придерживаются учебно-дисциплинарной модели обучения. Приветливость по отношению к незнакомцам, доброжелательность по отношению к одноклассникам, доверие к учителям выше у детей, чьи педагоги используют личностно-ориентированную модель взаимоотношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_uchenika_i_uchitelya.doc408.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение для МО классных руководителей

Ноябрь 2010г.

ТЕМА

«Рекомендации психолога:  взаимодействие ученика и учителя»

Взаимодействие учителя и ученика бывает двух типов: учебно-дисциплинарное или личностно-ориентированное. Все дети переживают период школьной дезадаптации. Вопрос только в том, как долго он длится у разных учеников и как легко ребята справляются со своими проблемами. Депрессивность, враждебность, чувство неполноценности к концу года выше у тех детей, чьи педагоги придерживаются учебно-дисциплинарной модели обучения. Приветливость по отношению к незнакомцам, доброжелательность по отношению к одноклассникам, доверие к учителям выше у детей, чьи педагоги используют личностно-ориентированную модель взаимоотношений, уже к середине года уровень тревожности, расторможенности, уход в себя во второй группе намного ниже.

Учителя первой группы склонны недооценивать способности детей. Для них главная цель – вложить в ребенка как можно больше знаний. В основе их взаимодействия с учениками лежат диктат и опека. Наказания и наставления используются чаще, чем подбадривание и поощрение. Классный руководитель - опекун «сгорает» на работе, тратя огромную энергию, чтобы контролировать, заставлять, направлять учеников.  Вторая модель в большей степени направлена на развитие сотрудничества. Учителя, выбрав такую модель взаимоотношений, подбирают методики обучения, направленные на развитие логического мышления, творческих способностей. Классный руководитель-менеджер умеет использовать потенциал и энергию своих учеников, координируя их деятельность; владеет современными психологическими методами помощи детям (тренинги, ролевые игры).

В первый и второй периоды (начальная школа, переход в среднюю) рекомендуется придерживаться личностно-ориентированного типа взаимодействия. В третий период (подростковый кризис 6–8-х классов) хорошо работает учебно-дисциплинарная модель. При ориентации педагога только на мотивацию и интерес ученика, на установление контакта с ним у подростка может быть потерян навык обучения как таковой.

Главное в коррекционной работе – использование собственного потенциала ребенка. Взаимодействие с учеником будет эффективным только тогда, когда мы войдем в единое с ним эмоциональное поле. Используя методики эмоционального заражения, формирования базового доверия, можно добиться гораздо более высоких результатов, нежели при директивном обучении каким-либо навыкам. Чтобы не произошло углубления дезадаптации, необходимо ориентироваться на интерес ребенка, исходить из его потребностей и возможностей.

Взаимодействие с ребенком, педагогическая поддержка основываются прежде всего на безусловном принятии ребенка. Это значит, что взрослый любит его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Учеными доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, – одна из фундаментальных потребностей человека. Что нам мешает безусловно принимать ученика? Главная причина – это неправильный настрой на «воспитание». Мы говорим: «Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения.». Это ошибка! Ошибка в том, что дисциплина налаживается не до, а после установления добрых отношений.

А мы, педагоги и родители, часто пользуемся автоматическими реакциями, заготовленными фразами в общении с детьми. Они становятся помехами на пути эмпатического взаимодействия, позитивных и эффективных методов воспитания. Например:

– приказы, команды («Замолчи», «Чтобы больше я этого не слышала») приведут к эффективному, но временному результату;

– предупреждения, предостережения, угрозы («Смотри, как бы не стало хуже», «Не придешь вовремя, пеняй на себя») часто бессмысленны, так как загоняют ребенка в еще больший тупик;

– мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых») дают ребенку чувство давления внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще все вместе;

– критика, выговоры, обвинения («Зря я на тебя надеялась») формируют у ребенка низкую самооценку, он начинает думать, что он и на самом деле плохой, безвольный, безнадежный, неудачник;

– отшучивание, уход от разговора порой унижают и отталкивают подростка.

Нелегкое искусство общения

Безоценочное, безусловное принятие – это понятно, но как быть, если ученик «не слушается, делает не то»? Как часто мы принимаем меры в виде наказания, запрета, проявляем авторитарный стиль общения. Результат – протест, игнорирование, замкнутость. «Лечим» следствие оперативным путем, совершенно не разбираясь в причинах непослушания.

Причина негативного упорства и отказов часто кроется в отрицательных переживаниях. Нам нужно прислушаться к себе, проанализировать, как мы общаемся с учеником, как часто используем дружелюбный тон, совместную деятельность. Ведь вместе – значит на равных.

Научиться эффективно общаться с ребенком возможно, если использовать упражнения, направленные на практическое овладение элементами педагогической коммуникации. В.А. Кан-Каликом разработаны такие упражнения тренинга профессионально-педагогического общения. Представим некоторые из них.

Техника интонирования. Попробуйте произнести некоторые фразы (типа «кто дежурный?», «идите сюда», «выполнили ли задание?», «прошу внимания», «да», «будьте добры» и т.п.) с различными интонационными оттенками в зависимости от педагогической ситуации.

Развитие мимики, пантомимики. Занятия проводятся дома перед зеркалом: изобразите удивление, волнение, гнев, смех, иронию и т.п.

Упражнение на педагогически целесообразное переживание. Попытайтесь найти в себе зачатки чувства, которое вы сейчас не испытываете: радости, гнева, безразличия, горя, отчаяния, негодования, возмущения и т.п.; найдите педагогически целесообразные формы выражения этих чувств в различных ситуациях, проиграйте ситуацию.

Развитие семантических движений. Поиск мимических и зрительных средств воплощения требования, например: «садитесь», «внимание», «тишина», «иди сюда» и т.п. Найдите пантомимические и мимические средства выражения этих требований. Эти простые упражнения помогут педагогу проиграть типичные ситуации и приобрести навыки общения.

Личностно-ориентированные учителя не стесняются выражать свои чувства по отношению к детям: «Я огорчен, что ты не выучил. Я буду рада тебе помочь, чтобы у тебя все получилось хорошо».

В качестве наглядного примера можно предложить тест для самоконтроля «Какой вы педагог?». Мы предлагаем вам оценить, какой тип взаимоотношения с детьми вы выбираете.

Вашему вниманию предлагается ряд суждений, касающихся процесса обучения и воспитания.

Если вы согласны с тем или иным суждением полностью, поставьте напротив него балл «5». Если в большей степени согласны, чем не согласны, – «4». В том случае, если вы согласны и не согласны в равной степени, поставьте балл «3». Если вы не согласны в большей степени, чем согласны, – балл «2». И, наконец, если полностью не согласны, поставьте балл «1».

1. Преподаватель – главная фигура в учебном заведении, от него зависит успех и эффективность учебно-воспитательной работы и т.д. -…

2. Лучше работать с исполнительным учащимся, чем с инициативным и активным – …

3. Большинство родителей не умеют воспитывать своих детей – …

4. Творчество преподавателя – это лишь благое пожелание, реально его деятельность зарегламентирована – …

5. Лучше провести урок, используя готовые методические рекомендации, чем что-то выдумывать самому – …

6. Для успеха работы важнее овладеть технологией обучения, чем раскрывать себя как личность –

7. Ученик подобен глине, при желании из него можно «лепить» все что угодно – …

8. Выполняй точно все указания администрации, и у тебя, как у преподавателя, будет меньше хлопот – …

9. Хорошая дисциплина – залог успеха в обучении и воспитании – …

10. Учебное заведение должно обучать, а семья – воспитывать – …

11. Используя понятия «успеваемость», «дисциплина», «внешний вид», можно дать точную и обстоятельную характеристику учащемуся – …

12. Наказание – не лучшая мера, но оно необходимо – …

13. Хорош тот ученик, кто хорошо учится – …

14. Гораздо чаще встречаются не очень умные ученики, чем способные – …

15. Строгий педагог в конечном итоге оказывается лучше, чем не строгий – …

16. С детьми не стоит либеральничать – «сядут на шею» – …

17. Мальчики в учебном заведении нуждаются в большем контроле, чем девочки– …

18. Поддерживать следует только ту инициативу учащегося, которая соответствует поставленным педагогом задачам – …

19. Хорош тот педагог, который умеет контролировать учащихся – …

20. Возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся – это миф, в обычных условиях это неосуществимо – …

21. Основную ответственность за воспитание детей несет семья, а не учебное заведение – …

22. Если ребенок дружит с «плохими» детьми, желаем мы этого или нет, он станет хуже – …

23. Задача учащегося одна – хорошо учиться – …

24. Лучше учащегося лишний раз поругать, чем перехвалить – …

25. По-моему, родители предъявляют завышенные требования к учебному заведению – …

26. В конфликтных ситуациях чаще прав учитель, чем учащийся – …

27. Главная задача педагога – реализовать требования программы обучения – …

28. Каковы родители, таковы и дети – …

29. Слово педагога – закон для учащегося – …

30. «Двойка» – не только отрицательная отметка, но и важное средство воспитания – …

Оценив приведенные суждения, сложите свои баллы. Приведем примерные нормативы:

101 балл и выше – выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с учащимся;

91–100 баллов – умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;

81–90 баллов – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия.

Оценив свое место в учебном процессе, можно теперь перейти к описанию конкретных приемов преодоления школьных трудностей в зависимости от периода, в который развилась школьная дезадаптация, и основных факторов, лежащих в ее основе.

Школьная дезадаптация в период становления учебной деятельности

В период обучения в начальной школе следует широко использовать игровые техники знакомства с новым материалом, наглядный материал, задействовать воображение ребенка и практические навыки.

Нарушение адаптации при переходе из начальной школы в среднюю

Приемы и методы те же, что и в начальной школе. Это индивидуальный подход, игровая деятельность. Только вот соотношение игры и обучения будет другим. На уроке стоит поддерживать учебную обстановку, используя минимум наглядно-игрового материала: лото с примерами и цифрами на математике, песенный репертуар на уроках иностранного языка.

Нарушение адаптации в старших классах

Гормональный всплеск, снижение мотивации к обучению сильно влияет на школьные успехи подростков. Обостряются проблемы с родителями. Контроль за эмоциями снижен.

Важно уметь ставить перед подростком промежуточные цели. Не говорить на беседе с родителями: «Вы должны подтянуть математику», а конкретно – какие номера из задачника должны быть решены в течение недели, над какой проблемой стоит поработать в ближайший месяц. Затем провести еще одну беседу, в ходе которой подробно разобрать, в позитивной форме, результаты совместных усилий. Не забудьте похвалить родителей в присутствии ребенка. Это повысит их авторитет, убедит подростка, что папа и мама тоже что-то могут.

Спасение во время подросткового кризиса – в общении между учениками и учителями, учителями и родителями, детьми и родителями.

В старшей школе учитель должен придерживаться учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с учеником. Но не приказывая, а налаживая партнерские отношения с учениками.

В какую форму стоит облечь учебный процесс? Как правильно сделать замечание ученикам?

1. Избегайте замечаний в ультимативной форме, больше используйте форму: «лучше сделать так; мой опыт говорит о том, что такой путь рациональнее».

2. Настройтесь на положительный результат, как только ученик сделал что-то хорошее, похвалите его. Если вы разбираете совместно контрольную или самостоятельную работу, то подчеркните оригинальность решения, не указывая прямо на ошибку: «посмотри внимательно, вот в этом действии что-то ты сделал неверно».

3. Если после череды неудач, невыполненных заданий вдруг возник проблеск выученного урока, не говорите о том, что успех случаен, а вариант работы был самый легкий.

4. Извиняйтесь за свои промахи и ошибки. Если вы несправедливо обвинили школьника в чем-то, то обязательно найдите в себе силы извиниться и признать неправоту.

5. Не сравнивайте учеников между собой, особенно если вы учили его родителей, старших братьев или сестер.

6. Живите в ситуации «здесь и сейчас». Не напоминайте о его прошлогодних промахах и прошлонедельных ошибках.

Учебно-дисциплинарный тип взаимодействия можно применять тогда, когда ребенок перестанет пугаться взрослых. Тогда на занятиях можно искусственно создавать ситуации, из которых сложно найти выход, например, ответы на вопросы перед всем классом. Учебно-дисциплинарный тип взаимодействия возможен только тогда, когда уже сформировано доверие к учителю. Важно как можно раньше профессионально ориентировать школьника, готовить его к самостоятельной жизни.

Должно быть комплексное взаимодействие педагогов, родителей, психолога и медика. При несформированности высших корковых функций мозга решение проблемы трудного подростка возможно только с личностно-ориентированным учителем. Необходимо признание учителем проблем ребенка, осознание того, что проблемы не могут быть решены мгновенно и что полгода индивидуальных занятий с дефектологом, логопедом или нейропсихологом – это только начало школьной работы.

Стили общения по Левину

К. Левиным и его последователями были выделены и описаны три стиля лидерства: авторитарный, демократический и анархичный. В более поздних классификациях стали использоваться и другие, синонимичные обозначения, например: «директивный», «коллегиальный», «либеральный», или «властный», «коллективный», «попустительский».

«Авторитарным» (директивным, властным) называют стиль лидерства, при котором лидер действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, сосредоточивает основные функции управления у себя в руках.

«Демократический» (коллегиальный, коллективный) лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, давая им достаточную свободу действий.

«Либеральный» (анархический, попустительский) стиль лидерства – форма руководства, при которой лидер отстраняется от активного управления группой, позволяя членам группы делать все, что им захочется. Экспериментальные исследования, осуществляемые отечественными психологами, показывает, эффективность стиля лидерства зависит от не только от качеств руководителя, но и от уровня развития группы.

Безусловно, что каждый из этих стилей имеет свои преимущества в зависимости от ситуации и недостатки, если их использовать в неподходящей ситуации. Поэтому выбор стиля общения с учениками также влияет на эффективность взаимодействия учитель-ученик.

Общие рекомендации:

  1. Выбирать эффективный на данный момент тип взаимодействия ученика и учителя.
  2. Сочетать стили общения с учениками.
  3. Научиться строить доверительные отношения с учениками.
  4. Взаимодействие должно быть комплексным.
  5. Развивать в себе качества сильной личности.
  6. Позитивный настрой на взаимодействие с учениками.

Какой ты педагог?

Вашему вниманию предлагается ряд суждений, касающихся процесса обучения и воспитания.

Если вы согласны с тем или иным суждением полностью, поставьте напротив него балл «5». Если в большей степени согласны, чем не согласны, – «4». В том случае, если вы согласны и не согласны в равной степени, поставьте балл «3». Если вы не согласны в большей степени, чем согласны, – балл «2». И, наконец, если полностью не согласны, поставьте балл «1».

1. Преподаватель – главная фигура в учебном заведении, от него зависит успех и эффективность учебно-воспитательной работы и т.д. -…

2. Лучше работать с исполнительным учащимся, чем с инициативным и активным – …

3. Большинство родителей не умеют воспитывать своих детей – …

4. Творчество преподавателя – это лишь благое пожелание, реально его деятельность зарегламентирована – …

5. Лучше провести урок, используя готовые методические рекомендации, чем что-то выдумывать самому – …

6. Для успеха работы важнее овладеть технологией обучения, чем раскрывать себя как личность –

7. Ученик подобен глине, при желании из него можно «лепить» все что угодно – …

8. Выполняй точно все указания администрации, и у тебя, как у преподавателя, будет меньше хлопот – …

9. Хорошая дисциплина – залог успеха в обучении и воспитании – …

10. Учебное заведение должно обучать, а семья – воспитывать – …

11. Используя понятия «успеваемость», «дисциплина», «внешний вид», можно дать точную и обстоятельную характеристику учащемуся – …

12. Наказание – не лучшая мера, но оно необходимо – …

13. Хорош тот ученик, кто хорошо учится – …

14. Гораздо чаще встречаются не очень умные ученики, чем способные – …

15. Строгий педагог в конечном итоге оказывается лучше, чем не строгий – …

16. С детьми не стоит либеральничать – «сядут на шею» – …

17. Мальчики в учебном заведении нуждаются в большем контроле, чем девочки– …

18. Поддерживать следует только ту инициативу учащегося, которая соответствует поставленным педагогом задачам – …

19. Хорош тот педагог, который умеет контролировать учащихся – …

20. Возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся – это миф, в обычных условиях это неосуществимо – …

21. Основную ответственность за воспитание детей несет семья, а не учебное заведение – …

22. Если ребенок дружит с «плохими» детьми, желаем мы этого или нет, он станет хуже – …

23. Задача учащегося одна – хорошо учиться – …

24. Лучше учащегося лишний раз поругать, чем перехвалить – …

25. По-моему, родители предъявляют завышенные требования к учебному заведению – …

26. В конфликтных ситуациях чаще прав учитель, чем учащийся – …

27. Главная задача педагога – реализовать требования программы обучения – …

28. Каковы родители, таковы и дети – …

29. Слово педагога – закон для учащегося – …

30. «Двойка» – не только отрицательная отметка, но и важное средство воспитания – …

Оценив приведенные суждения, сложите свои баллы.

Бланк для ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Бланк для ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Бланк для ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Бланк для ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Бланк для ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Бланк для ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации к портфолио ученика

презентация содержания портфолио ученика...

Рекомендации психолога родителям ученика.

Рекомендации психолога родителям ученика....

Рекомендации психолога родителям ученика.

Рекомендации психолога родителям ученика....

Рекомендации педагога-психолога ученикам 9, 11-х классов перед выпускными экзаменами

Памятка ученикам 9, 11-х классов перед выпускными экзаменами...

Уроки профориентации: как помочь ученику выбрать профессию (вебинар для учеников и учителей)

Уроки профориентации: как помочь ученику выбрать профессию (вебинар для учеников иучителей)...

Школьное мероприятие ко дню учителя КВН "Ученики против учителей"

Школьное мероприятие ко дню учителя КВН "Ученики против учителей"...