Использование подручных материалов в работе психолога. Мандала
методическая разработка по психологии по теме
Мандала широко используется в психологической практике. Обычно речь идет о рисовании, раскрашивании. Предлагаемый материал - для тех, кто любит экспериментировать с разными материалами, у кого "в хозяйстве все пригодится". Материал был представлен на мастер-классе для педагогов-психологов образовательных учреждений Красносельского района Санкт-Петербурга. Сейчас уже многие коллеги следуют этому опыту, используя его и для работы с детьми разного возраста, и со взрослыми. Думаю, что можно поработать и с собственным эмоциональным напряжением. А ведь был простой мусор...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mandala-statya.docx | 389.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование подручных материалов в работе психолога. Мандала
Использование подручных средств достаточно хорошо описано в различных источниках. Представленный на мастер- класс материал: разноцветные пластмассовые крышки от пластиковых бутылок, прозрачные коробки для хранения крышечек, например, - психологи используют для игр, развивающих пространственное мышление, моторику, зрительную и слуховую память, внимание самоконтроль за деятельностью. Описание такого рода игр вы можете найти в публикациях в «Школьном психологе» [6]. Нет ничего нового и в использовании пуговиц, природного материала. При этом с пуговицами чаще работают при развитии познавательных процессов, навыков произвольного самоуправления. Природный же материал, как наиболее экологичный, признано целесообразным использовать в занятиях по коррекции эмоционально-волевой сферы детей, в том числе для снятия эмоционального напряжения.
Одним из способов использования всех указанных материалов является работа с мандалой.
Мандала (Mandala) – в переводе с санскрита - «круг». Известно, что в культуре разных народов мандала имеет особый сакральный смысл. Ее считают отражением духовной, психической гармонии. Мандалу используют как элемент для медитации и других ритуалов, присутствует она в архитектурных композициях многих храмов [7]. Психологическое содержание мандалы одним из первых изучал Карл Густав Юнг, считавший ее мощным архетипом, уделявший большое внимание ее защитной функции при психологической дезинтеграции и личностном расщеплении.
В зарубежной психологической и психотерапевтической практике накоплен значительный опыт использования мандал в целях диагностики и коррекции [1,2,3,5,10]. При этом описываются преимущественно процессы рисования, раскрашивания, выбора мандал. Описано построение мандал, «волшебных кругов», в технике sandplay – то есть пи работе с песком. При этом могут использоваться ракушки, фасоль, макароны, бусинки и другие мелкие предметы [4,8,9].
Собственный опыт дополняет еще и построение мандал из таких подручных средств, как разноцветные подложки для тортов.
Несколько слов из истории этого опыта. Используя довольно долгое время прозрачные коробки от тортов для хранения подручных материалов, игр с водой, автор не находила способа использования подложек. Они выбрасывались до тех пор, пока не было замечено различие в узорах на подложках. А поскольку подложки имели форму круга, возникла ассоциация с мандалой. Появилась идея использовать подложки как основу для построения мандал. Постепенно белые круги дополнились красными, желтыми, розовыми. Расширилась возможность выбора. Вместе с этим выросла диагностическая и коррекционная эффективность работы, ведь можно стало с той или иной степенью достоверности интерпретировать цветовые предпочтения человека, создающего мандалу.
Вот несколько примеров из практики.
- Работа с гиперактивными детьми.
Известно, что гиперактивные дети – уже не феномен нашего времени. Скорее, феноменально появление уравновешенного, способного управлять собственной моторикой ребенка. (Разумеется сравнение делается в пределах одной возрастной группы). Считается, что работа с мандалой может способствовать научению ребенка сосредотачиваться, успокаиваться [7].
Автор использовал мандалу в коррекции эмоционально-волевых и поведенческих проблем у Никиты, мальчика 6 лет, воспитывавшегося в сложной семейной обстановке. У ребенка был установлен диагноз СДВГ.
На фото представлена мандала, выполненная ребенком через месяц после начала коррекции. Анализ наблюдений и итоговой диагностики дает определенное представление о снижении объема двигательной активности и о росте способности к самоконтролю и самоуправлению. Мандала на фото выполнена из подручных материалов. Вид мандалы тоже свидетельствует о достаточно высоком уровне навыка управления моторикой (аккуратность при работе с мелкими предметами) при сохранении довольно высокой эмоциональной напряженности (предпочтение зеленого и красного цветов).
- Совместная работа с ребенком и родителем (матерью) в целях коррекции детско-родительских отношений.
Совместная работа с детьми и родителями с использованием мандал для исследования детско-родительских отношений описана в литературе [7]. Используются для этого графические средства: карандаши, фломастеры, пастель (чаще люшеровских цветов).
В собственном опыте работа строилась таким образом. Ребенок строил мандалу, мама выбирала мандалу из предложенного набора и раскрашивала ее или рисовала собственную мандалу. Анализировалась следующая информация: выбор цвета (при этом он интерпретировался по М. Люшеру, В. Кандинскому, Д. Келлогг), вид выбранной или нарисованной мандалы (интерпретация по Д.Келлогг, А.И. Копытину, А. Цайри).
В качестве примера можно привести работу с Надей, 8 лет. Девочка воспитывалась в неполной семье. Причиной обращения мамой был заявлен негативизм девочки, трудности в общении с окружающими. Работа касалась оптимизации детско-родительских отношений, особенностей коммуникативной сферы ребенка, личностных проблем матери. Важным дополнением к созданию мандалы было использование музыки. Как правило, звучала классическая музыка. Инструкция предполагала создание композиции в круге в соответствии с ассоциациями, вызванными музыкальными произведениями.
На фото представлена мандала «Салют», созданная девочкой спустя два месяца с начала работы, на заключительной встрече. Вид мандалы определенно свидетельствует об эмоциональном комфорте, позитивном фоне настроения.
- Работа с ребенком со значительными особенностями в развитии.
Даня, 5 лет – первый и единственный ребенок в полной семье. К моменту начала работы по формально-числовым показателям он характеризовался ЗПР. Качественные особенности свидетельствовали об искаженном, дисгармоничном развитии познавательной сферы, особенно в области восприятия. Значительны были проблемы в развитии эмоционально-волевой и личностной сферы.
На фото представлено построение мандалы Даней. Очевидны следствия качественных особенностей восприятия и психомоторики.
Таким образом, видно, что построение мандалы из подручного материала может достаточно продуктивно использоваться в работе психолога в качестве развивающего, корректирующего процесса.
Сравнение фото демонстрирует и диагностическую ценность построения мандал. Кроме того, составляемые на разных этапах коррекционной работы мандалы могут быть проанализированы с точки зрения динамики разрешения проблем ребенка.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что практически любому бросовому материалу в кабинете психолога можно дать вторую жизнь.
Хочется еще заметить, что наши дети, окруженные электронными гаджетами и не представляющими своей жизни без компьютерных игрушек, с огромным энтузиазмом и удовольствием включаются в построение мандал по описанной технологии. Так что интересы клиента и психолога в данном случае совпадают как никогда.
Литература
- Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» /Под ред. А.И.Копытина. – СПб: Речь, 2002. -80 с.
- Егорова Е. Процветание по Максу Люшеру. – СПб: Питер,2007. – 160 с.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб: Речб, 2006. – 160 с.
- Кузуб Н., Осипук Э. В гостях у песочной феи. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста//Школьный психолог, 2006, №6. – с.18 – 25.
- Машталь О. Программа развития способностей ребенка. 200 заданий, упражнений и игр. – СПб: Наука и Тезника, 2007. – 256 с.
- Огурцова С., Романова А. Волшебные колпачки// Школьный психолог, 2005, №14. – с. 40 – 45.
- Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы// Школьный психолог, 2007, №4. – с.18 -26.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб: Речь, 2006. – 176 с.
- Сакович Н. Sandplay с маленькой буквы «s» // Школьный психолог, 2006, №9. – с.12 – 13.
- Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех. – СПб: Питер, 2007. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок декоративно прикладного творчества черепашка из подручных материалов
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4634051","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"372","width":"265"}}]]...
"Фиолетовая фантазия", тарелка из подручных материалов
Новый год давно прошёл, но после него никак не могу остановиться и расстаться с апельсинами. От сочной мякоти плода у меня никто не отказывается, но только я ещё пускаю в дело и апельсиновую кожуру. К...
"Фиолетовая фантазия", тарелка из подручных материалов
Новый год давно прошёл, но после него никак не могу остановиться и расстаться с апельсинами. От сочной мякоти плода у меня никто не отказывается, но только я ещё пускаю в дело и апельсиновую кожуру. К...
Изготовление картин из подручных материалов
Изготовление картин своими руками из подручного материала...
Научная работа «Занимательные физические опыты из подручных материалов»
Можно применять на уроках физики на этапах постановки цели и задач урока, создании проблемных ситуаций при изучении новой темы, применении новых знаний при закреплении. Презентацию «Занима...
Мастер-класс "Топиарий из подручных материалов"
Создание топиария — это воплощение творческих идей! Топиарий — это украшение из серии hand-made, которое представляет собой искусственное, несколько фантастическое дерево....
Использование подручных средств в работе учителя-дефектолога
В условиях дистанционного обучения родителям приходится становится не только педагогом для своего ребенка, но еще и находить для занятий материал. На самом деле, при организации занятий можно воспольз...